Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №20/2008

Футбольная мода–2008

Сумка футболиста

Фото с сайта: www.championat.ru

Фото с сайта: www.championat.ru

Многие специалисты уверяют, что одеть футбольную команду сложнее, чем женщину. И не только потому, что женщина одна, а футболистов вместе с запасными и дублерами – человек тридцать. Дело в том, что в так называемую «сумку футболиста» не входит разве что нижнее белье. Минимум для клуба Премьер-лиги – несколько комплектов тренировочной формы и тренировочных костюмов из различной ткани на все погодные условия, несколько полотенец и пар носков, вязаные шапочки и кепки, легкие и утепленные куртки, «парадно-выходной» костюм и обязательный клубный костюм. На лето – бриджи и шорты, легкие футболки и шлепанцы плюс кроссовки для зала и шиповки, именуемые на футбольном сленге «сороконожками». Можно заказать и чемоданы на колесиках (с такими путешествует по Европе «Зенит»). И это мы еще не дошли до формы, в которой игроки непосредственно выходят на поле.

Новая форма сборной россий

Показ новой коллекции футбольной формы публике обставляется нынче с особым шиком: световые и пиротехнические эффекты, видеоролики, музыкальное сопровождение, секретность, соблюдаемая вплоть до последнего момента. Именно в футбольную форму инвестируются огромные средства, великие Кутюрье мира считают почетным одеть любимую футбольную команду. Каждая новая модель – произведение дизайнерского искусства. Дизайн футбольной формы сборные меняют раз в два года – это обычная практика.

Фото Александра Сафонова

Фото Александра Сафонова

Впервые в футбольной истории России за право экипировать нашу национальную команду схлестнулись два спортивных гиганта – Nike и Adidas. Победу одержали последние. Соглашение рассчитано на четыре отборочных цикла. «Мы расстроены таким решением, так как на протяжении 12 лет разрабатывали дизайн формы для сборной», – прокомментировала ситуацию представитель Nike Анна Добаткина.

По мнению бывшего коммерческого директора московского «Локомотива» Давида Шагиняна, Nike продолжать борьбу за сборную России не станет: «Переговоры между Российским футбольным союзом и Adidas начались за полгода до окончания контракта с Nike. У немецкой компании стоит задача привлечь под свое крыло как можно больше сборных. На российском рынке Adidas представлен широко. Это можно назвать одной из причин подписания контракта – и, конечно, успехи наших футболистов на Евро–2008».

Семейные трусы и цилиндры

В то время, когда профессиональный футбол еще только начинал набирать обороты, футболисты одевались кто во что горазд, вплоть до цилиндров на голову. В викторианские времена в Англии игрокам приходилось носить тяжелые рабочие или армейские ботинки, что было еще и травмоопасно.

В семидесятые годы XIX в. стандартная футбольная форма носила название «плюс 4», так как состояла из четырех основных элементов: штанов, заправленных в высокие, до колен носки; рубашки и шапки.

В первом десятилетии ХХ в. команды уже должны были иметь единую форму. Викторианские комплекты униформы были заменены свитерами и длинными шортами. Резинки тогда еще не изобрели, и шорты держались на ремнях. В 1921 г. Джим Боуи играл в финале Кубка Шотландии, когда его шорты вдруг порвались. Пока он менял их, игрок, которого он опекал, забил единственный гол в матче. Глядя на снимки середины прошлого века, поражаешься размерам «семейных» трусов, в которых выходило на поле поколение Боброва – Федотова.

Социальные изменения, произошедшие в обществе, способствовали ускоренному развитию футбола. Форма постепенно становилась культовым атрибутом. Вратарь Дик Роуз был очень суеверным человеком и свой двадцать третий матч за сборную Уэльса играл в рубашке, которую не стирал со своего первого международного матча в 1899 г. В 1904 г. было введено правило: «Футбольные шорты должны прикрывать колени игроков». В 1939 г. появились номера на рубашках».

Глобальные изменения в униформе произошли после Второй мировой войны. Были изобретены синтетические волокна, нейлон и акрил. Одежда стала легкой, практически непромокаемой как внутри, так и снаружи. В 70-е гг. футболисты нарядились в трусики и маечки «легкоатлетического» образца.

Футбольная экипировка стала еще и защищать игроков. Сегодня у каждого профи под гетрами на голенях стоят щитки, предохраняющие от травм. Появились гетры и вратарские перчатки.

Сегодня из-за коммерциализации футбола постоянно изменяется и облик формы. Все мы привыкли к рекламным объявлениям на футболках игроков. Иногда футболисты выражают протест или сочувствие и размещают у себя на плече различные повязки. Иногда спонсорские контракты доходят до абсурда. Футболистам мадридского «Атлетико» на каждый матч приходилось выходить в разной одежде, так как рекламировались новые фильмы, которые на тот момент шли в кинотеатрах.

Бывали случаи, когда штаб-квартира ФИФА запрещала тот или иной вид формы. Такой случай произошел со сборной Камеруна, которой не разрешили играть на чемпионате мира–2002 в Корее и Японии из-за их «фирменных» маек. Тогда официальный представитель ФИФА Кейт Купер заявил, что «верхняя часть формы в виде безрукавки» не может быть одобрена в качестве формы национальной команды. «Это не обычная спортивная рубашка, а жилет», – отметил он. Камерунцам не удалось стать законодателями футбольной моды, хотя их выбор был не случаен: она идеально подходила для жаркого тропического климата в Африке. Также у африканцев были попытки объединить трусы и майку в единый комбинезон.

На сегодня форма ведущих команд различается уже не только цветами, но и стилем, покроем, отделкой и даже шрифтом, которым нанесены номера на спины игроков. Футболки голландских футболистов снабжены отложным воротником, у американцев на белом фоне появилась широкая красно-черная полоса, португальские футболки украшены витым желтым узором. Форма воротника корейцев подсказана их национальной одеждой «ханбок», на белую полосу на груди мексиканцев нанесены изображения ацтекских богов, португальский орнамент навеян архитектурой лиссабонского монастыря Святого Иеронима, а номера россиян, по словам дизайнеров, выполнены шрифтом, который использовался в плакатах советской эпохи.

Бутсы – «лакомый кусочек» для производителей

Наиболее «лакомый кусочек» – футбольные бутсы. Вот где начинают зарождаться настоящие «технологические войны» среди производителей. Например, компания Reebok представляет сверхлегкие бутсы «sprintfit». В данных бутсах не используются ультрасложные технологии, акцент сделан на простые и в то же время «умные» решения. Инновационные разработки включают в себя бесшовный цельнокроеный верх из микрофибры «teijin», благодаря чему «sprintfit» являются самыми легкими бутсами фирмы и обеспечивают игрокам лучшее чувство мяча. Благодаря тому, что колодка новых бутс повторяет анатомические контуры стопы, а подошва состоит из двух независимых частей, ботинок стал более гибким и комфортным. Ткань ЕТС позволяет регулировать уровень влажности и температуры внутри ботинка и снижает риск возникновения волдырей.

Фото с сайта: footcom.ru

Фото с сайта: footcom.ru

Фирма Nike со своими бутсами «total 90 laser» пошла по пути тотальных научных и социологических исследований. В одном из ведущих университетов Германии несколько десятков специалистов изучали процентное забивание голов, исходя из разных вариантов расположения стопы. Оказалось, что 69% голов забивается при ее полном подъеме. На подошве «Т90» изображена скелетная структура стопы, как на рентгеновском снимке. Это дает возможность увидеть конкретные зоны, где стопа сгибается, и что происходит с ней во время удара по мячу. Иметь возможность отправлять мяч туда, куда нужно, – вот, по мнению дизайнера Nike, главное в бутсах. Так, верхняя часть бутсы создана с использованием инновационных «окружных» технологий, увеличивающих гибкость стопы.

– Идею дизайна мне подсказали круги, которые брошенный камень рождает из водной глади, – комментирует он свое творение. – Верхняя часть ботинка скроена из синтетической кожи и воздухонепроницаемого сетчатого материала, под которым расположена уникальная гибкая структура, поддерживающая процесс естественного охлаждения ноги. Эффективный вывод влаги помогает предотвратить чрезмерные колебания температур в течение всех 90 минут футбольной борьбы при любых погодных условиях. Среди футболистов, играющих в новых бутсах, – целое созвездие имен, в том числе россияне Дмитрий Лоськов и Дмитрий Сычев.

Фото с сайта: footwear.com.ua

Фото с сайта: footwear.com.ua

Разработчики Adidas предлагают технологии Engineered Predator, где так называемая Swerve Zone на передней части бутс позволяет повысить маневренность и точность передачи мяча. Идеальное сцепление с грунтом обеспечивает комбинация из 13 шипов и уникальная пяточная часть, которая представляет собой чашу, надетую поверх кроссовка. Эта внешняя пяточная часть значительно упрочняет конструкцию бутс, обеспечивает защиту и снижает давление на ахиллово сухожилие. По признанию разработчиков, их секретное оружие, придающее еще больше мощи игре, – стелька, вернее, капсула Dynamic Powerpulse, находящаяся в ней. Металлический порошок смещается в сторону удара и увеличивает приложенное усилие.

395 г – не предел!

Одна из основных тенденций в изменении футбольной формы – минимизация ее массы. Самая легкая в истории футбольная форма, выполненная из суперсовременных материалов по новейшей технологии, весит всего 395 г (!). Футболист Вячеслав Малафеев подтвердил, что для него качество формы имеет большое значение. – Не определяющее, но все-таки. Для меня как для вратаря главное – это перчатки. Во-первых, они должны быть легкими, во-вторых, – отвечать погодным условиям. Кроме того, всегда хочется, чтобы форма была просто красивой. В новой форме должно быть продумано все вплоть до гетр: они выполнены с учетом анатомического строения стопы, а плоские швы выведены из зоны большого пальца для снижения риска натереть кожу.

Современные ткани для формы не только легкие, тонкие и многослойные. Они способны минимизировать контакт с кожей, ускорять процессы испарения, снижать эффект прилипания, создавать ощущение сухости и комфорта.

Футбол с Джорджио Армани

Один из самых известных мировых кутюрье, Джорджио Армани, недавно отметил, что, к сожалению, современные дизайнеры больше увлечены эстетикой как таковой, а не тем, как та или иная форма будет выглядеть на конкретном игроке на футбольном поле:

Капитан и тренер ФК «Челси» в костюмах Джорджио Армани. Фото с сайта: fashiontime.ru

Капитан и тренер ФК «Челси» в костюмах Джорджио Армани. Фото с сайта: fashiontime.ru

– Я вот, например, хотел бы использовать длинные и элегантные модели, но они бы не совсем подходили спортсменам с практической точки зрения. Мне нравятся футболки, плотно прилегающие к телу и подчеркивающие его контуры. Моду и спорт, на мой взгляд, объединяет то, что и дизайнеры, и спортсмены, чтобы добиться успеха, должны иметь огромную веру в свои силы и не бояться каторжного труда. Впрочем, и то, и другое верно для любого рода деятельности, в котором человек хочет достичь высот. Кстати, хочу отметить: футболисты доказали, что могут быть хорошими моделями. Недаром сегодня многие стилисты обращаются к их услугам как на подиуме, так и в рекламных кампаниях. Сегодняшние спортсмены – это такие же герои современности, какими раньше являлись актеры. Я был одним из первых (возможно, даже самым первым) дизайнером, который привлек к работе футболистов. В 1995 г. попросил английского голкипера Дэвида Джеймса принять участие в показе мод и в рекламной кампании. У профессиональных мужских моделей более утонченные фигуры, но у спортивного и натренированного тела есть свои преимущества. В футболе я болею за команду из моего родного города – «Пьяченцу». На международном уровне болею за Италию и Англию. Кстати, с английской сборной продолжаю сотрудничество, за время которого успел подружиться со многими ее игроками, включая Дэвида Бекхэма. Понимаю, что не принято болеть сразу за столько команд, но мне приходится быть дипломатом.

По материалам журнала «PROспорт»