Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №20/2008

Как составить программу элективного курса

Мониторинг

Модернизация образования, в частности введение профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы, открывает принципиально новые возможности в осуществлении инновационной и проектно-исследовательской деятельности в современной школе.

В условиях профильного обучения на данном этапе, помимо профильных общеобразовательных предметов, вводятся новые компоненты обучения – элективные курсы, проектная и исследовательская деятельность, которые определяют необходимость включения в проектную и учебно-исследовательскую работу как самих учителей физической культуры, так и учащихся. Эти новые компоненты, с одной стороны, как раз и призваны учесть интересы и склонности учащихся, а с другой – они определяют возросшие требования к профессионализму учителей.

Однако в силу разных причин (загруженность внеклассной спортивной работой, участие в различных соревнованиях, нехватка времени, а порой и просто неумение или нежелание выполнять инновационную и проектную работу) многие учителя физической культуры остаются в стороне от решения этой задачи. Вместе с тем стремление немалой части педагогов к инновационной и научно-экспериментальной работе совершенно недостаточно подкреплено соответствующим методическим обеспечением, зачастую допускаются ошибки в ее планировании и проведении.

В современных условиях развития образования повсеместное введение в школах ЕГЭ, компьютерной технологии тестирования знаний учащихся, а также системы профильного обучения повышает спрос на мультимедийные технологии в обучении, требует разработки нормативных программных документов, создания новых педагогических технологий для реализации профильного содержания физической культуры в старших классах.

Инновационные процессы, охватившие все образовательное пространство, не могут избежать такого важного аспекта, как мониторинг. Поэтому чрезвычайно актуальным в современной школе является создание внутришкольного педагогического мониторинга.

Педагогический мониторинг – это система сбора, обработки, педагогической интерпретации и хранения информации о процессах обучения и развития личности, обеспечивающая непрерывное отслеживание ее состояния, своевременную корректировку и прогнозирование развития.

Составной частью педагогического мониторинга в системе физического воспитания школьников является методика оценки физического развития и физической подготовленности учащихся, основу которой составляет тестирование. При этом тесты должны быть разносторонними и системными, что будет способствовать поддержанию и повышению интереса учащихся к оценке собственного здоровья и отслеживание динамики его показателей.

По результатам фактических измерений в соответствии с методикой исследования выполняется расчет индивидуальных показателей физического развития, физической подготовленности и функциональной подготовленности каждого учащегося, что может составить индивидуальную карту физического здоровья школьника.

Результаты мониторинговых исследований позволяют отслеживать динамику показателей физического развития и физической подготовленности учащихся и тем самым могут быть использованы как эффективное средство осуществления индивидуального подхода к физическому воспитанию, поиска путей оптимизации учебного процесса по физической культуре и сохранения индивидуального здоровья каждого школьника.

Еще одним научно обоснованным методом контроля учебного процесса является мониторинг уровня знаний учащихся. Для контроля и оценки уровня теоретико-методических знаний учащихся выпускных классов по предмету «физическая культура» мы предлагаем тестовые задания закрытой формы. Для этого с помощью конструктора тестов в программе Adobe Flash создан накопитель тестовых заданий (НТЗ), который представляет собой базу данных специальной структуры, используемой для хранения информации о форме и содержании тестовых заданий, параметрах генерации тестов и способах оценивания результатов тестирования.

Результаты проведенных исследований показали, что применение компьютерных технологий в процессе обучения и физического воспитания в школе позволит не только объективно оценить уровень теоретических знаний учащихся, но и выявить проблемы в усвоении программы по физической культуре. Педагогический анализ и своевременное решение этих задач будут способствовать, в свою очередь, повышению качества преподавания предмета, качественному усвоению учебного материала по физической культуре и более эффективному контролю знаний и уровня физической подготовленности школьников.

Проектирование

Инновационная педагогическая деятельность основывается на теоретических положениях проектирования. В современных условиях развития образования учитель физической культуры должен не только хорошо знать свой учебный предмет, но и владеть педагогическими технологиями проектирования рабочих программ по физической культуре и различных элективных курсов для учащихся старших классов.

В последнее время переработка и модификация примерных программ по физической культуре стали привычной деятельностью педагогов. Каждый учитель знает, что даже самая лучшая примерная программа по физической культуре, рекомендованная или допущенная Министерством образования и науки РФ, требует адаптации к условиям конкретного образовательного учреждения с учетом климатических особенностей региона, состояния учебно-материальной базы и традиций школы, а также профессиональных предпочтений педагогов.

Эта работа чаще всего включает в себя извлечение (замену) отдельных разделов и дидактических единиц из примерных программ, составление программного материала на основе объединения содержания различных программ, изменение последовательности изучения разделов и тем и соответственно перераспределение академических часов, включение собственных разделов и дидактических единиц в общую структуру программы.

Алгоритм создания рабочей программы учителя физической культуры следующий:

1. Выбрать примерную программу по физической культуре.
2. Сопоставить содержание примерной программы с федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования по физической культуре.
3. При разработке рабочей программы на профильном уровне следует ориентироваться на содержание профильного уровня стандарта.
4. Внести дополнения в соответствии с требованиями регионального стандарта и школьного компонента.
5. Составить структуру рабочей программы (титульный лист, пояснительная записка, требования к уровню подготовки учащихся, учебно-тематический план, содержание разделов и тем учебного предмета, контрольно-измерительные материалы, а также список литературы и используемого оборудования).
6. Требования к уровню подготовки учащихся взять из примерной программы и распределить их по классам согласно авторской структуре рабочей программы.
7. Выбрать из примерной программы или разработать свои контрольно-измерительные материалы для контроля и оценки качества образования.
8. Разработать учебно-тематическое планирование исходя из конкретных условий и требований школы, реальных педагогических возможностей.

Авторский элективный курс

Каждая школа в соответствии с профилем обучения создает свои программы элективных курсов. Программы элективных курсов, которые разрабатывает учитель физической культуры, должны соответствовать определенным требованиям. Матрица программы элективного курса должна содержать:

1) название элективного курса; фамилию автора (составителя) программы; указание, для какого класса предназначена программа; количество учебных часов;
2) пояснительную записку (цели и задачи курса, место и роль в процессе изучения того или иного учебного предмета, актуальность);
3) поурочно-тематический план (название тем и количество часов, выделяемое на их изучение);
4) содержание программы (включает в себя краткую аннотацию каждой темы);
5) основные требования к знаниям и умениям учащихся (контрольно-измерительные материалы);
6) рекомендуемую литературу.

Индивидуальная образовательная траектория

Профильное обучение существенно расширяет также возможности ученика выстраивать индивидуальную образовательную траекторию. Обучение строится на основе гибких форм организации образовательного процесса, способствующих формированию интеллекта, навыков исследовательского труда, ориентированных на индивидуальные способности учащихся и их развитие через различные виды деятельности, допускающие право выбора самими учениками.

В условиях профильного обучения и предпрофильной подготовки в оценке учебных достижений школьников и построении образовательного рейтинга учащегося особое место занимает формирование портфолио каждого ученика. Результаты учебных достижений, индивидуальная карта физического здоровья, результаты выступлений в спортивных соревнованиях, а также олимпиадах школьников по физической культуре, интересные самостоятельные проекты и работы могут составить портфолио ученика.

Это тем более оправданно, что в настоящее время на основании Федерального закона «Об образовании» победы на предметных олимпиадах международного и всероссийского уровней являются достаточным основанием для зачисления в высшее учебное заведение без экзаменов.

Исследовательская и проектная деятельность учащихся

Таким образом, в условиях качественного расширения содержания образования, внедрения информационных технологий необходимо определение новых приоритетных направлений работы с учащимися. Важнейшим из них является формирование у школьников основных умений и навыков исследовательской и проектной деятельности.

Приобщение школьников к исследовательской деятельности позволяет с успехом решать многие образовательные проблемы – например, связанные с индивидуальным подходом, уровневой дифференциацией, созданием положительной учебной мотивации, углубленным усвоением программы профильного обучения, профессиональной ориентацией. Исследовательская работа учащихся позволяет выявить их задатки и склонности, развить и сформировать способности.

Именно поэтому в профильных классах, ориентированных на физкультурно-педагогическую деятельность, целесообразно вводить элективный курс «Введение в научное исследование в физическом воспитании», рассчитанный на 34 учебных часа.

Учащиеся старших классов, обученные таким навыкам исследовательской работы, как умение составлять планы, тезисы, конспекты, а также писать рефераты, аннотации, отзывы, рецензии, курсовые работы, выступать с докладом, отражающим результаты исследования, знание этапов работы в процессе исследования, – став студентами, будут более осознанно продолжать ее в вузе. Им не придется терять много времени на постижение ее азов. Некоторые из них, уже обучаясь в вузе, на новом, более высоком научном уровне, продолжив школьное исследование, могут выполнить курсовую или дипломную работу.

Цель данного элективного курса – познакомить учащихся старших классов с основными методами организации и проведения научного исследования в физическом воспитании, привить им умения и навыки исследовательской работы в сфере физической культуры и спорта.

Основными задачами элективного курса являются:

1. Развитие способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый материал.
2. Знакомство с методами научного исследования и выработка умения выбирать конкретные методы, необходимые в собственном исследовании.
3. Развитие способности формулировать проблему и гипотезу исследования.
4. Обучение формам представления основных результатов исследовательской работы.

Элективный курс «Введение в научное исследование в физическом воспитании» предполагает подачу материала в форме лекций и обсуждение рассматриваемых проблем с учащимися на практических занятиях, а также отводит важную роль самостоятельной работе школьников в библиотеках и в компьютерном классе.

Ниже представлен примерный учебно-тематический план элективного курса для учащихся 11-го класса физкультурно-педагогического профиля.

Основными требованиями к уровню подготовленности учащихся являются: мотивационный выбор темы исследования; интерес к научному познанию, к экспериментальной работе; выполнение реферата (составление плана исследования, составление картотеки по обработке научной литературы и т.д.).

Элективный курс «Введение в научное исследование в физическом воспитании»

Наименование темы

Лекции

Практические занятия

Всего

1. Понятие науки и научного знания. Структура науки. Типология науки. История науки. Наука в сфере физической культуры и спорта

2

2

2. Научная деятельность. Фундаментальные и прикладные исследования. Отличительные черты научного исследования в физическом воспитании. Соотношение науки и истины

2

2

3. Структура научного исследования: первичный материал, литературные данные, аргументация, выводы

2

2

4. Выбор темы. Целесообразность выбора. Эффективность научной темы

1

1

2

5. Постановка проблемы. Формирование цели и гипотезы исследования. Предмет, объект исследования

1

1

2

6. Поиск, накопление и обработка научной информации. Научные документы и издания. Государственная система научной информации. Организация работы с научной литературой

1

3

4

7. Применение информационных технологий в исследовании в физическом воспитании

2

2

8. Методы научного исследования в физическом воспитании

2

2

9. Основные методы получения первичного материала: наблюдения, эксперименты, сбор свидетельств

1

1

2

10. Экспериментальные исследования. Классификация, типы и задачи эксперимента. Особенности эксперимента по сравнению с наблюдением. Опрос как разновидность эксперимента. Организация педагогического эксперимента

2

2

4

11. Оформление результатов научной работы. Аннотация, энциклопедическая справка

1

1

2

12. Реферат. Составление и оформление работы

1

1

2

13. Рецензия, статья, подготовка доклада

1

1

2

14. Защита реферата

4

4

В с е г о

17

17

34

Ильдар Латыпов ,
к.п.н., доцент Педагогического института физической культуры, Москва