Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №20/2008

Уроки по теории физической культуры

Примерные планы-конспекты уроков в 5-м и 6-м классах

Первая помощь при ушибах, травмах, вывихах, переломах

5-й класс

I. Организационные моменты урока

Цели и задачи:

– ознакомить учащихся с понятиями «ушиб», «травма», «вывих», «перелом», с основными способами оказания первой медицинской помощи при ушибах, травмах, вывихах;
– способствовать воспитанию ответственности и взаимопомощи.

Время проведения: 1 учебный час (40 мин.).

Место проведения: класс.

Методы ведения урока: рассказ, беседа.

Оборудование и инвентарь: мел, указка, доска, плакаты (иллюстрации).

II. Объяснение нового материала

Помощь пострадавшему включает в себя следующие мероприятия: первая, или доврачебная, помощь; транспортировка пострадавшего к месту лечения; квалифицированная и специализированная врачебная помощь до полного выздоровления и восстановления бытовой и профессиональной трудоспособности.

От качества оказания первой помощи в большой степени зависит последующее лечение травм, поэтому необходимо делать это быстро и правильно.

Любые повреждения характеризуются общими и местными (локальными) признаками. Среди общих наиболее часто встречаются обморок, шок, острая кровопотеря, синдром сдавливания мягких тканей. Местные признаки проявляются, прежде всего, в виде боли, нарушений функций конечностей, появлений отека, подкожного кровоизлияния и т.п.

При ушибах мышц необходимо на место ушиба положить смоченное холодной водой полотенце (ткань) или грелку со льдом (снегом), затем наложить на область кровоизлияния давящую повязку. При ушибах живота запрещается пострадавшему давать воду и пищу, его надо срочно доставить в медицинское учреждение. Ушибы груди сопровождаются кровохарканьем – в этом случае также требуется немедленно доставить пострадавшего в медицинское учреждение.

При разрывах связок возникает резкая, острая боль, движения в области сустава ограничены и болезненны, возможна припухлость в области сустава. В этих случаях необходимо наложить холод на область повреждения и затем давящую повязку. Если необходимо, накладывают транспортную шину на конечность, как при переломах.

При вывихах появляются боль в области травмированного сустава, утрата нормальной подвижности, вынужденное положение конечности или изменение ее формы в области сустава. Все вывихи нужно срочно вправлять только в лечебных учреждениях. Поэтому перед транспортировкой пострадавшему на поврежденную конечность накладывают транспортную шину или фиксирующую бинтовую повязку для обеспечения неподвижности. Для снятия боли дают анальгин.

Переломы характеризуются болью при нагрузке в пораженной области, отеком тканей. Они бывают закрытыми и открытыми. При открытых переломах в пораженной области имеется открытая рана. В этом случае необходимо сначала наложить на рану стерильную повязку, а затем приложить и закрепить транспортную шину. При закрытых переломах шину можно накладывать поверх одежды. После наложения шины надо срочно отвезти пострадавшего в медицинское учреждение.

III. Заключительная часть

1. Подведение итогов урока (анализ урока, поощрение самых активных учащихся).

2. Домашнее задание: закрепление знаний об оказании первой медицинской помощи при ушибах, вывихах, переломах.

Закаливание водой

5-й класс

I. Организационные моменты урока

Цели и задачи:

– ознакомить учащихся с основными мероприятиями по закаливанию организма с помощью воды;
– рассказать о температурных режимах закаливания водой;
– способствовать формированию потребности в здоровом образе жизни.

Время проведения: 1 учебный час (40 мин.).

Место проведения: класс.

Методы ведения урока: рассказ, беседа.

Оборудование и инвентарь: доска, мел.

II. Объяснение нового материала

Водные процедуры подразделяют на четыре основных вида: обтирание, обливание, купание и душ.

Обтирание отличается от других видов закаливания наиболее сильным эффектом. Оно проводится следующим образом. Тело обтирают небольшим жестким полотенцем (можно использовать губку или мягкую рукавицу), смоченным в воде при температуре, близкой к комнатной, и хорошо отжатой, – сначала руки и шею, затем туловище и ноги. После обтирания кожа краснеет, появляется ощущение приятного тепла. Вся процедура занимает 4–5 мин. Затем растираются сухим махровым полотенцем.

С обтирания нужно начинать закаливание тем, кто часто страдает от простуды. Для неподготовленного организма первые процедуры лучше при температуре воды 33–35°С, т.е. близкой к температуре тела, которую затем постепенно снижают в течение 2–3 месяцев примерно на 1–2°С в неделю. Со временем можно пользоваться водой прямо из-под крана.

Обливание. В небольшой тазик наливают воду определенной температуры, затем выливают ее на плечи. Температура воды должна быть вначале около 30°С, затем по мере привыкания ее доводят до 16°С и ниже. Продолжительность процедуры – 3–4 мин.

После обливания производится энергичное растирание тела махровым полотенцем до покраснения кожи и появления ощущения тепла.

Душ. В течение первых 2–3 недель температура воды должна быть 33–35°С, затем ее надо постепенно снижать до 25°С и ниже в зависимости от индивидуальной подготовленности. Прохладный душ хорошо освежает, вызывает чувство бодрости, повышает обмен веществ. Продолжительность процедуры – от 30 сек. до 1–2 мин.

При оптимальном режиме закаливания нижний предел температуры для лиц в возрасте от 16 до 39 лет составляет 12°С, от 40 до 60 лет – 20°С. При начальном и оптимальном режимах рекомендуется снижать температуру воды каждые 5 дней. Поздней осенью, зимой и ранней весной при всех видах закаливания температура воды для начинающих должна составлять 30°С.

III. Заключительная часть

1. Подведение итогов урока (анализ занятия, поощрение самых активных учащихся).

2. Домашнее задание: закрепление знаний об основных видах закаливания водой, последовательности проведения процедур.

Физические упражнения и игры народов нашей страны с древнейших времен до XVIII в.

6-й класс

I. Организационные моменты урока

Цели и задачи:

– ознакомить учащихся с физическими упражнениями и играми народов нашей страны с древнейших времен до XVIII в.;
– рассказать об основных сферах применения физических упражнений в быту народов нашей страны до XVIII в.;
– формировать интерес к истории развития физической культуры в нашей стране.

Время проведения: 1 учебный час (40 мин.).

Место проведения: класс.

Методы ведения урока: рассказ, беседа.

Оборудование и инвентарь: доска, указка, мел, учебник по истории физической культуры с иллюстрациями.

II. Объяснение нового материала

Возникновение физических упражнений и игр при первобытно-общинном строе

Возникновение физических упражнений и игр у народов нашей страны, проживающих на территории современной России и стран СНГ, относится к древнейшим временам. Результаты археологических и этнографических исследований говорят об их применении в трудовом и военном воспитании. Они отражали охотничью, рыболовную, скотоводческую, военную и бытовую деятельность племен и родов первобытного общества.

Статья подготовлена при поддержке портала «Сауна.ру». Если Вы решили посетить баню или сауну, но не знаете куда идти, то оптимальным решением станет зайти на портал «Сауна.ру». На сайте, расположенном по адресу www.Sauna.Ru, вы сможете, не потратив много времени, узнать подробную информацию о саунах и банях Москвы. Портал «Сауна.ру» предоставляет информацию и фотоотчеты о всех саунах и банях Москвы и России.

Физические упражнения и игры в народном быту

У древних народов бытовали верховая езда, метание, стрельба из лука, разнообразные игры. Нанайцы, манси, ненцы и другие народности Севера, Сибири и Дальнего Востока еще в IV–III тысячелетиях до н.э. использовали состязательные игры с бегом (например, изображали медведя или оленя), занимались метанием копья, дротиков и топора, греблей. Многие игры и физические упражнения русского, белорусского и прибалтийских народов очень похожи на древние состязательные игры народов Армении и Грузии: бег, метание копья, игры, отражающие процессы трудовой деятельности (борьба нох, чидаоба).

Воспитание детей в первобытном обществе

Детей воспитывала вся родовая община: девочек – женщины, мальчиков – мужчины. Военную подготовку мальчиков начинали в 2 года, а в 4 уже сажали на коня. В 10 лет их обучали владению деревянным игрушечным оружием, приемам фехтования, в 12 лет – борьбе, в 16 лет – посвящали в воины.

В воспитательной системе славян важное значение имели игрища, связанные с культовыми обрядами (пляски, песни, хороводы, физические упражнения, игры: городки, бабки, «чур», взятие городка, кулачные бои).

III. Заключительная часть

1. Подведение итогов урока (анализ основных ошибок, поощрение самых активных учащихся).

2. Домашние задание: закрепление знаний о роли физических упражнений и игр в жизни наших предков.

Как развивать выносливость?

6-й класс

I. Организационные моменты урока

Цели и задачи:

– рассказать о физическом качестве – выносливости и способах его развития;
– формировать желание заниматься видами спорта, требующими выносливости, а также представление о морально-волевых качествах человека.

Время проведения: 1 учебный час (40 мин.).

Место проведения: класс.

Оборудование и инвентарь: доска, мел, указка, методическая литература.

II. Объяснение нового материала

Под выносливостью понимают свойство человеческого организма противостоять утомлению, выполняя физическую работу в течение длительного времени без снижения производительности, например долго бежать без снижения скорости. Выносливость человека зависит от возможностей систем дыхания и кровообращения, энергообеспечения работающих мышц. Хорошо развитые легкие, высокая скорость циркуляции крови в организме, достаточное обеспечение мышц кислородом – все это отражает большие возможности человека нести разнообразные нагрузки, длительно совершать физическую работу почти без усталости.

Главным критерием при выборе физических упражнений для развития выносливости является не величина нагрузки, а время выполнения. Поэтому следует подбирать такие упражнения, которые можно выполнять относительно долго (например, не надо применять бег с максимальной скоростью – лучше выбрать относительно невысокую скорость и стараться поддерживать ее без изменения как можно дольше). Также нужно учитывать режимы умеренной, большой и высокой нагрузки, которые рассчитываются в процентах от максимально возможного результата: умеренная нагрузка – 30%, большая – 50%, высокая – 70%.

Например, бег на дистанции 30 м с максимальной скоростью занимает у младших школьников 4,5 сек. Вычисляют максимальную скорость бега – при данном результате она будет составлять 6,7 м/с. После этого рассчитывают скорость, необходимую для развития выносливости: в режиме умеренной нагрузки – (6,7 м/с х 30%) : 100% = 2,01 м/с; в режиме большой нагрузки – (6,7 м/с х 50%) : 100% = 3,35 м/с; в режиме высокой нагрузки – (6,7 м/с х 70%) : 100% = 4,69 м/с.

Затем при расчете средней скорости бега в разных режимах нагрузки определяют время преодоления соответствующих дистанций. Например, дистанцию 800 м в режиме высокой нагрузки надо преодолевать в среднем за 3 мин. (800 м : 4,69 м/с). Если условия проведения занятий не позволяют поддерживать относительно постоянную скорость, то длину дистанции надо уменьшить до 600 или 400 м.

Так же можно определить режимы нагрузки и для других упражнений, например прыжковых (от максимального прыжка в длину или в высоту с места); для подтягивания туловища в висе (от максимального количества подтягиваний).

III. Заключительная часть

1. Анализ занятия, выставление оценок.

2. Домашнее задание: закрепление знаний о физическом качестве – выносливости и средствах ее развития.

Д. Сайбель ;
Д. В. Фонарев ,
к.п.н., доцент; Чайковский ГИФК, Пермский край