Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №20/2008

Влияние физической нагрузки на формирование скелета и мышц

Интегрированный урок физкультуры и биологии в 8-м классе

Так как этот урок – интегрированный, он проводится не 40–45 мин., а 80–90 мин. (в зависимости от продолжительности одного урока в школе).

Цели урока:

1. Повторить материал об основных группах мышц.
2. Показать роль физических упражнений в формировании скелета и мышц.
3. Познакомить учащихся с физическими упражнениями, развивающими различные группы мышц.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор; таблицы; скакалки, маты, гантели, резиновые мячи.

ХОД УРОКА

1. Построение. Приветствие

2. Сообщение темы и целей урока

Клип 1. «Значение движения в жизни человека».

Учитель биологии. Что такое мышцы? Какие функции они выполняют? Какие основные группы мышц вы знаете?

После демонстрации клипа учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Слайд 1. «Основные группы мышц».

Вывод 1. Мышцы – особый вид ткани, главным свойством которой является сокращаемость. В теле человека около 650 мышц, которые составляют 1/2 веса тела мужчины и 1/3 веса тела женщины. Большинство мышц составляют скелетные, которые выполняют произвольные движения. В формировании улыбки участвуют 14 мышц. Мышцы глаз позволяют нам моргать 20 000 раз в сутки, мышцы челюстей позволяют давить на пищу с силой, эквивалентной 75 кг. Икроножная мышца выдерживает нагрузку свыше 1 т.

Слайд 2. Основные положения выводов демонтрируются на экране.

3. Разминка

Учитель физкультуры. Регулярно тренируемые мышцы лучше работают, но перед тренировкой мышцы необходимо размять, чтобы предотвратить их повреждение. Разминка повышает температуру, приток крови, несущей кислород и питательные вещества к мышечным волокнам, что способствует улучшению мышечного сокращения.

Перестроение. Команды: «Направо! В обход по залу шагом марш – бегом марш!»
Медленный бег приставными шагами:
 – скрестным шагом;
 – «змейкой».
Ходьба в приседе – руки на пояс.
Прыжки в приседе – руки за голову.
Перестроение в колонну по четыре.
ОРУ под песню В. Высоцкого «Утренняя гимнастика». Учащиеся выполняют комплекс упражнений со скакалкой под музыкальное сопровождение: прыжки на двух ногах, отжимания, приседания, махи правой и левой ногой, прыжки с ноги на ногу, прыжки на двух ногах.
Перестроение. Переход к следующему этапу урока.

Учитель физкультуры. Ребята, какие мышцы у вас устали больше всего?

Спонсор публикации статьи типография "Веллтон". POS материалы в Москве заказать стопперы, рекламные и информационные стойки, гофролента и паллетная обмотка, чехлы на антикражные ворота, ростовые фигуры из картона, а также типография предоставляет дизайнерские и полиграфические услуги, производство сувениров (значки с логотипом, магниты, сумки, футболки, ежедневники и другое). Узнать подробную информацию о предоставляемых услугах, цены и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: welltonart.ru.

Дети. Мышцы конечностей.

4. Мышцы конечностей

Слайд 3. «Основные мышцы конечностей».

Учитель биологии на слайде показывает основные мышцы конечностей, называет их, поясняет, какую роль играет каждая мышца в двигательной активности человека.

Клип 2. «Стройные ноги».

Упражнение на развитие мышц нижних конечностей с использованием клипа «Стройные ноги» под руководством учителя физкультуры. Перестроение. Подготовка к следующему этапу.

5. Мышцы туловища

Учитель биологии. Большую роль в придании телу формы и положения в пространстве играют мышцы туловища.

Слайд 4. «Мышцы спины и живота».

Учитель биологии на слайде показывает мышцы, называет их, рассказывает об их функциях.
Учитель физкультуры перестраивает класс в пары или тройки (по количеству учеников) и раздает им карточки с упражнениями для развития мышц туловища. Номер карточки соответствует номеру станции. Упражнения выполняются методом круговой тренировки.
Работа под музыкальное сопровождение: быстрая музыка (1 мин.) – учащиеся выполняют упражнения на тренировку определенных мышц, медленная (30 сек.) – переходят на следующую станцию и читают задание на карточке. Каждый ученик проходит все этапы. Учитель физкультуры осуществляет контроль
.

Карточки

1. И.п. – стоя, ноги врозь, гантели в руках.
1 – наклон вперед;
2–3 – отведение рук назад;
4 – и.п.

2. И.п. – сед, упор сзади.
1 – поднять ноги до угла 45°;
2–3 – скрестные движения ногами;
4 – опустить ноги.

3. И.п. – упор сидя, руки сзади, ноги прямые.
1 – разгибание туловища (подъем вверх);
2 – и.п.;
3–4 – то же.

4. И.п. – стоя, ноги врозь, гантели в руках.
Мальчики – руки в стороны, девочки – руки к плечам.
1 – поворот влево;
2 – и.п.;
3 – поворот вправо;
4 – и.п.

5. И.п. – лежа, руки за головой, ноги согнуты в коленях.
1 – сед, правым локтем коснуться левого колена;
2 – и.п.;
3 – сед, левым локтем коснуться правого колена;
4 – и.п.

6. И.п. – стоя, ноги врозь, набивной мяч вверху.
1 – наклон вперед, мячом коснуться пола;
2 – и.п.;
3–4 – то же.

7. И.п. – сед, ноги согнуты, руки за головой или на поясе.
1 – лечь;
2 – и.п.;
3–4 – то же.

8. И.п. – упор лежа на бедрах, согнув руки.
1 – разгибая руки, прогнуться назад;
– и.п.;
3–4 – то же.

Перестроение.

6. Закрепление пройденного материала

Эстафета. Соревнуются две команды.

Задание: на резиновом мяче допрыгать до доски, распределить названия мышц в соответствии с основными группами, вернуться, передать мяч следующему участнику. Учитель физкультуры следит за выполнением спортивных упражнений, учитель биологии проверяет работу на доске.

Мышцы туловища

Мышцы конечностей

брюшного пресса

икроножная

трапециевидная

портняжная

широчайшая

дельтовидная

зубчатая

подвздошно-поясничная

грудная

отводящая

прямая

четырехглавая

косая

бицепс

7. Восстановление

На экране – слайд 5 «Костно-мышечная система» и слайд 6 «Правила тренировки мышц». Ученики под руководством учителя биологии делают выводы:

Дети. Мышцы и скелет составляют единую опорно-двигательную систему. При физической нагрузке увеличивается приток крови к мышечным волокнам, а значит, количество кислорода и питательных веществ, получаемых мышцами. Работая, мышцы действуют на кости как рычаг, заставляя их двигаться. Приток питательных веществ к мышцам вызывает не только развитие мышечной массы, но и рост и укрепление скелета.

Учитель физкультуры. Упражнения повышают мышечный тонус. Благодаря этому внутренние органы поддерживаются в хорошем состоянии. О мышцах нужно заботиться. Главные правила тренировки мышц – посильность, постепенность и систематичность.

8. Подведение итогов урока

Учителя ставят отметки, учитывая правильность ответов и качество выполнения упражнений.

Домашнее задание: повторить материал об основных группах мышц, выполнять упражнения на тренировку различных групп мышц.

Ирина Попова ,
Большаковская СОШ, п. Большаково, Калининградская обл. ;
Анна Румянцева ,
Большаковская СОШ, п. Большаково, Калининградская обл.