Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №20/2008

План-конспекты уроков по волейболу

Открытый урок... Часто эти слова ассоциируются у учителей с переживаниями, волнениями, ответственностью за подбор упражнений и методики. Предлагаем вашему вниманию план-конспекты двух открытых уроков по волейболу: они могут быть полезны и как хорошие разработки конкретных занятий, и как модели описания открытых уроков, по которым каждый может составить свою разработку.

Урок в 7-м классе

Задачи

1. Способствовать развитию быстроты перемещений.
2. Закрепить технику выполнения передачи мяча сверху двумя руками.
3. Продолжить обучение прямому нападающему удару и верхней прямой подаче.
4. Развивать чувство сотрудничества с партнером по команде.

Инвентарь

Волейбольные мячи – 10 шт.
Теннисные мячи – 10 шт.

Содержание урока

Дозировка

Методические указания

Подготовительная часть

Построение, рапорт, приветствие. Ознакомление с задачами урока

1 мин.

 

Ходьба перекатом с пятки на носок с одновременным «умывательным» движением рук

0,5 круга

По периметру зала

Попеременные подскоки с правой ноги на левую с одновременным вращением рук вперед

0,5 круга

Толчок ногой вверх-вперед

Бег в среднем темпе

1 круг

 

Скрестный шаг правым и левым боком

1 круг

По боковым линиям

Бег спиной вперед до средней линии, поворот на 180°, ускорение на 4–5 м, затем сбросить скорость

1 круг

По боковым линиям

Мах руками назад – прогнуться, левую ногу приставить

15–20 раз

 

Ходьба выпадами вперед

15–20 раз

 

Ходьба в приседе

18 м

Выполняют по 5 человек

Прыжки из полуприседа вперед

18 м

Спина прямая

Прыжки из полного приседа

18 м

 

Основная часть

Челночный бег от трехметровой линии до средней с касанием руки

2 серии

Перестроить класс в колонну по два

Имитация движения рукой при прямом нападающем ударе

10 раз

Разделить класс на две группы и построить их на трехметровых линиях

Имитация толчка с места при выполнении нападающего удара

10 раз

Шаг стопорящий

То же, но с шага правой ногой вперед

10 раз

Шаг стопорящий

То же с 3 шагов и имитацией удара

10 раз

Первый шаг правой ногой

Упражнения в парах с мячом. Удар в пол, выход под мяч, передача мяча партнеру

3 мин.

 

Передача мяча в парах двумя руками

3 мин.

 

Одна передача мяча – над собой, вторая – партнеру

10 раз

 

С 3 шагов разбега – бросок мяча в зоны 4 и 2

10 раз

 

Нападающий удар теннисным мячом в зоны 4 и 2 в движении

10 раз

 

Нападающий удар с собственного набрасывания

10 раз

 

С одной стороны площадки игроки выполняют нападающий удар по неподвижному мячу, с другой – после собственного набрасывания

10 раз

 

Подачи мяча через сетку

4 мин.

Каждый игрок определяет способ подачи и расстояние самостоятельно

Заключительная часть

Ходьба по периметру площадки с восстановлением дыхания

2 круга

 

Подведение итогов урока

2 мин.

 

Урок в 8-м классе

Задачи урока

1. Способствовать комплексному развитию физических качеств методом круговой тренировки на уроках волейбола.
2. Обучать активному разбегу в прямом нападающем ударе.
3. Продолжить обучение одиночному блокированию.
4. Развивать чувство сотрудничества с партнером по команде.

Содержание урока

Дозировка

Методические указания

Подготовительная часть

1. Построение, рапорт, объяснение задач урока

 

 

2. Ходьба перекатом с пятки на носок с одновременным «умывательным» движением рук

0,5 круга

По периметру спортзала в колонне по одному

3. Ходьба ускоренным шагом с попеременным вращением рук, согнутых в локтях, кисти к плечам

0,5 круга

Амплитуда движения рук максимальная

4. Перемещения вперед подскоками с одновременным вращением прямых рук вперед (назад)

0,5 круга

Подскок средний

5. От места пересечения боковой и лицевой линий до трехметровой линии продвигаться прыжками на двух ногах зигзагом через боковую линию (справа и слева), вдоль трехметровой линии выполнять бег с высоким подниманием бедра. От трехметровой линии по боковой – бег с захлестыванием голени назад до трехметровой линии другой площадки. Вдоль трехметровой линии повторить бег с высоким подниманием бедра; по боковой линии – прыжки на двух ногах зигзагом

Повторить 2 раза

Выполнять упражнение поточно, соблюдая дистанцию 1,5–2 м. Затем класс продолжает движение шагом в обход по залу, восстанавливая дыхание

ОРУ

И.п. – стойка ноги на ширине плеч, правая рука вверху.
1–2 – рывки прямыми руками назад;
3–4 – смена положения рук

8–10 раз

Выполнять при построении класса в колонну по 4, дистанция и интервал – 3 шага

И.п. – стойка ноги на ширине плеч, руки вверх. Одновременные вращения руками вперед – назад

5–6 вращений вперед и назад

При выполнении ОРУ учащиеся акцентируют внимание на правильном выполнении упражнений и соблюдении максимальной амплитуды движений

И.п. – стойка ноги на ширине плеч, руки на пояс.
1–2 – наклон влево, правая рука вверх;
3–4 – наклон вправо, левая рука вверх

8–10 раз

 

И.п. – стойка ноги на ширине плеч, руки на пояс. Круговые движения туловища в правую и левую стороны

8–10 раз

 

И.п. – стойка ноги шире плеч, руки на пояс.
1–2 – глубокий наклон вперед;
3 – наклон назад, руками коснуться пяток;
4 – и.п.

8–10 раз

 

И.п. – стойка ноги шире плеч.
1–2 – выпад вправо, сед на правую пятку, руки вперед;
3–4 – выпад влево, сед на левую пятку

8–10 раз

 

И.п. – о.с.
1–2 – выпад правой ногой вперед;
3–4 – смена положения ног

8–10 раз

 

И.п. – сед ноги врозь. Поочередные пружинистые наклоны к правой и левой ноге

8–10 раз

 

И.п. – упор присев.
1–2 – прыжком упор лежа;
3–4 – прыжком упор присев

5–6 раз

 

И.п. – о.с.
1–3 – руки через стороны вверх, вдох;
4 – выдох

5–6 раз

 

Основная часть

Круговая тренировка

1-я станция

Перемещения приставным шагом от трехметровой линии до лицевой с имитацией передачи мяча сверху на трехметровой и снизу на лицевой линиях

 

 

40 сек.

Проводится расчет на первый – пятый. Класс делится на пять групп. Учащиеся отправляются на свои места

2-я станция

Бросок набивного мяча из-за головы двумя руками вверх

40 сек.

 

3-я станция

Имитация нападающего удара и блока в зонах 4, 3, 2

40 сек.

Игроки располагаются вдоль сетки до трехметровой линии

4-я станция

Прыжки на двух ногах через скакалку. Каждый пятый прыжок следует выполнять с двойным прокручиванием скакалки

40 сек.

Игроки располагаются на противоположной площадке в зоне 4

5-я станция

Из положения лежа на мате – поднимание ног за голову

40 сек.

Ученики располагаются в зоне от лицевой до трехметровой линии

Упражнения в парах с мячами

Бросок мяча из-за головы двумя руками в пол с отскоком

40 сек.

Ученики располагаются за лицевой линией

Нападающий удар в пол в стационарном положении (без прыжка) поочередно правой и левой руками

40 сек.

Следить за работой руки и правильным набрасыванием мяча

То же, но в прыжке

40 сек.

Акцентировать внимание на работе кисти

Передачи мяча сверху и снизу двумя руками

8–10 раз

Длина дистанции – 9 м

Один из партнеров выполняет нападающий удар, другой – прием мяча

8–10 раз

При приеме нападающего удара принять стойку защитника

Нападающий удар

Нападающий удар в зоне 4

 

5–6 раз

Выполнять теннисным мячом. Энергичный разбег

Нападающий удар с собственного набрасывания

8–10 раз

Мяч находится перед игроком

То же, но после выполнения нападающего удара игрок перемещается в зону 2 для выполнения одиночного блокирования

8–10 раз

Выполнять поточно с обеих площадок. При выполнении блока смотреть на руки, прыгать после нападающего

То же, но нападающий удар следует выполнять после передачи из зоны 3

10–15 передач

Длина дистанции – 4,5–5 м

То же, но во взаимодействии с игроком второй линии, т.е. из зоны 6 игрок набрасывает мяч в зону 3, откуда его партнер выполняет передачу в зону 4 для нападающего. После выполнения нападающего удара игрок перемешается в зону 2 для выполнения одиночного блока

Смена после 8–10 передач

Выполнять поточно с обеих площадок. При выполнении блока смотреть на руки, прыгать после нападающего

Подачи

Игроки располагаются за лицевыми линиями волейбольной площадки и по команде учителя выполняют подачу последовательно с одной стороны площадки. Затем начинают выполнять подачу игроки, стоящие напротив

Повторить 2 раза

Выигрывает команда, потерявшая наименьшее количество подач

Заключительная часть

Дыхательные упражнения при ходьбе по залу:

1 – руки через стороны вверх – вдох;
2 – руки через стороны вниз – выдох

1 круг

Выполнять поточно в колонну по одному в обход по залу

Людмила Де Агинако ,
учитель физкультуры МОУ СОШ № 25 Калининград