Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №20/2008

Взгляд в будущее

В сентябре 2008 г. на коллегии Министерства образовании и науки России был представлен проект четырехлетней программы «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009–2012 гг.», которая заменит собой приоритетный национальный проект «Образование» и Федеральную целевую программу развития образования. Концепцию представили разработчики – директор Департамента государственной политики и нормативного регулирования Министерства образования и науки Игорь РЕМОРЕНКО и заместитель руководителя Федерального агентства по образованию Евгений БУТКО (с полным текстом программы можно ознакомиться на сайте: http://pedsovet.org/images/stories/news/2008/Programma1000-fin.doc).
Новая программа предполагает много серьезных изменений в системе образования, прежде всего в отношении его финансирования. В том числе предполагается:
«…введение систем оплаты труда педагогического и административно-управленческого персонала образовательных учреждений, учитывающих качество и результативность их деятельности...

  • повышение доли детей и молодежи в возрасте 14–25 лет, получающих дополнительные образовательные услуги для одаренных детей и талантливой молодежи, с 12% до 22%;

  • повышение доли лиц в возрасте 5–18 лет, получающих бесплатные дополнительные образовательные услуги, с 27% до 40%.

Цели поставлены. Однако вопрос о том, как именно предстоит добиваться намеченного, остается открытым.

Вариант первый: распределение средств сверху вниз

До сих пор анализом качества труда в системе образования на каждом уровне занимается руководство: учителя оценивает администрация школы, администрацию – местные органы образования, и т.д. Хорошо сформированная вертикаль власти привыкла к тому, что она получает средства от вышестоящих структур и перед ними же отчитывается как за проведенную работу, так и за их использование. Казалось бы, все правильно. Но есть и другой взгляд на сложившуюся ситуацию: образовательные услуги оказывают одним людям (детям, молодежи), а результат этой работы оценивают другие. Реальна ли задача объективно, непредвзято дать такую оценку? Еще 15 лет назад российский ученый Милослав Балабан в своей концепции «Школа-парк» показал утопичность этой идеи, слишком сильно напоминающей социалистический рынок.

Дело в том, что при этом слишком велика вероятность манипулирования информацией одними людьми (представление красивых отчетов, текстов и т.д.) и ухода «в тень» других – тех, кто реально вкладывает много сил и опыта в свою работу. Огромное количество лучших тренеров и учителей по тем или иным причинам не могут сами написать правильные отчеты: не умеют, не хотят, не имеют времени. Они предпочитают работать с детьми, а не отчитываться за эту работу. В результате именно много и хорошо работающие люди не имеют ни привилегий, ни наград.

Не раз, приезжая в регионы, я слышала о таких учителях и тренерах, которых даже хорошо расположенная к ним администрация не может уговорить заняться оформлением документации на грант. На все уговоры они отвечают: «Некогда мне, дети ждут. А бумажной работой я не хочу заниматься».

Вариант второй: выбор детьми лучшего учителя или тренера

Не стоит думать, что речь идет о голосовании или анкетировании. Существует гораздо более простой и эффективный механизм такого выбора, предложенный Милославом Балабаном: это выбор через желание (или нежелание) учиться у того или иного преподавателя (как, например, в парке отдыха, где стоит очередь у интересных аттракционов и никто не хочет посещать скучные).

Известно, что на образовательные услуги государство выделяет определенные средства, которые нельзя израсходовать на развлечения, еду, алкоголь – только на образование. Смысл проекта состоит в следующем: дать возможность самим детям с помощью советов взрослых – учителей и родителей – платить за образовательные услуги тому учителю – именно учителю, а не школе в целом, – у которого они хотят учиться.

При этом услуги должны быть оказаны качественно, и именно качество должно контролироваться органами власти, выделяющими для этого деньги.

Эксперимент в Пермском крае

До сих пор идея существовала лишь в теории. Однако в этом году она, похоже, будет воплощена в жизнь. В Пермском крае на трех территориях (Краснокамский и Ильинский районы и закрытое административно-территориальное образование «Звездный») с начала 2008/2009 учебного года организован эксперимент по внедрению школьных спортивных сертификатов.

Цель этого проекта проста: привлечь к занятиям спортом как можно больше детей за счет создания конкурентной среды в сфере спорта. В начале учебного года каждый классный руководитель в этих районах раздал своим ученикам спортивные сертификаты – документы, подтверждающие право заниматься в спортивных секциях, обеспеченные реальной денежной суммой, выделенной губернатором специально для поддержки детского спорта: стоимость занятий – 463 рубля в месяц на одного ребенка. Они выпускаются в виде книжечек с отрывными талонами сроком на 4 месяца.

Использовать сертификат можно только для тренировок (неиспользованные средства остаются в бюджете), причем оплачивать им дополнительные занятия можно как в самой общеобразовательной школе, так и в специализированных детско-юношеских спортивных школах и частным тренерам-предпринимателям. По мнению авторов проекта, спортивные сертификаты дадут школьникам возможность заниматься спортом, помогут им стать здоровыми, оградят от вредного влияния улицы.

Тренер, к которому пришли ребята, в конце месяца сдает принесенные ими сертификаты и получает соответствующее денежное вознаграждение. В результате тот педагог, к которому на тренировки стремятся попасть много ребят, сможет увеличить свою зарплату на 10–15 тыс. рублей в месяц.

Главное – дети

А теперь о самом главном: о том, как привлечь к занятиям физической культурой и спортом как можно больше детей школьного возраста. В виде стратегической цели это декларируют все, а реальный механизм интенсификации процесса привлечения молодежи к тренировкам предлагают немногие.

Вполне возможно, что именно эксперимент, начатый в Пермском крае, станет одной из реальных технологий, позволяющих добиться этой цели. Ребенок, который имеет возможность использовать или не использовать спортивный сертификат, обязательно задумается: можно не идти ни в какую секцию, но тогда деньги, которые на него выделены, попросту вернутся в банк; а если выбрать секцию по душе, и деньги будут использованы, и занятие появится интересное… Выбор большинства в пользу тренировок очевиден.

О ходе этого интересного эксперимента, о проблемах, с которыми при этом сталкиваются взрослые и дети, о новых решениях мы обязательно расскажем на страницах нашей газеты.

Ольга Леонтьева ,
главный редактор газеты «Спорт в школе»