Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №19/2008

Баскетбольная секция в школе

Педагогический университет "Первое сентября". Баскетбольная академия братьев Гомельских

Евгений Яковлевич ГомельскийКурс ведет
Евгений Яковлевич ГОМЕЛЬСКИЙ, к.т.н.,
заслуженный тренер СССР и России

 

 

 

 

 

Учебный план курса

№ газеты

Учебный материал

17

Лекция № 1. Роль занятий баскетболом в формировании личности

18

Лекция № 2. Планирование баскетбольной работы

19

Лекция № 3. Организация учебно-тренировочных занятий.

Контрольная работа № 1

20

Лекция № 4. Поведение тренера до, во время и после игры

21

Лекция № 5. Мини-баскетбол. Общие рекомендации при работе с детьми 6–7 лет, 8–9 лет, 10–12 лет.

Контрольная работа № 2

22

Лекция № 6. Технико-тактическая подготовка баскетболистов 6–12 лет

23

Лекция № 7. Технико-тактическая подготовка баскетболистов 13–14 лет

24

Лекция № 8. Технико-тактическая подготовка баскетболистов 15–17 лет.

Итоговая работа

Лекция № 3. Организация учебнотренировочных занятий

Основные характеристики тренировки: фазы тренировки; задачи тренировки; содержание тренировочных занятий и упражнений; рабочий процесс. Основные характеристики тренировочных упражнений: объяснение задач упражнения; упражнения с простой структурой; разнообразие упражнений; соревновательные упражнения; продолжительность выполнения упражнений; концентрация внимания при выполнении упражнений; участие игроков в выполнении упражнений. Оценка тренировочного занятия.

Основные характеристики тренировки

После составления плана на весь сезон, мезоцикл и микроцикл тренер должен организовать конкретную тренировку.

В ходе тренировки задача тренера состоит в том, чтобы помочь игрокам выполнить поставленные перед ними задачи. Для этого поведение тренера должно быть конструктивным и выражаться в следующем:

– создание приятной рабочей атмосферы на тренировке, упражнения которой интересны игрокам;
– объективная оценка выполнения поставленных задач;
– понимание того, что игроки не идеально владеют техникой и тактикой, а следовательно, могут допускать ошибки; что ошибки игроков – это составляющая часть тренировочного процесса; что одного и даже нескольких объяснений и практических повторений недостаточно, чтобы добиться от игроков правильного выполнения задач. Во многих случаях нужно показать игрокам, что от них требуется, – это более эффективно, чем объяснение. Более того, необходимо определенное время, прежде чем игроки все окончательно усвоят и начнут правильно выполнять; что каждый молодой игрок обладает своей степенью восприятия предлагаемого учебного материала. Поэтому они должны помогать друг другу, не придираясь к тем, кто медленнее усваивает материал; осознание тренером, что игроки в состоянии выполнить и чего от них можно требовать сегодня и в ближайшее время;
– признание и поощрение усилий, предпринимаемых ими в обучении и совершенствовании техники. Если игроки стараются и тренер контролирует тренировочный процесс, рано или поздно прогресс будет заметен;
– признание успехов и подчеркивание достижений игроков в большей степени, чем ошибок;
– сдержанность, если что-то не получается, и моральная поддержка игроков;
– объективный анализ ошибок и трудных ситуаций, возникающих на тренировках, для получения объективного представления о происходящем. Ошибки и трудные ситуации в большей степени помогают тренеру понять, над чем следует еще поработать и что надо исправить;
– всегда уважительное и доброжелательное отношение к игрокам, независимо от их успешности. Такое поведение позволит тренеру добиться уважения своих учеников и лучше выполнять свою работу.

Фазы тренировки

В общем виде тренировка должна делиться на три фазы.

Целью первой (подготовительной) фазы является постепенная подготовка игроков к основной части тренировки. В первую фазу надо включать разминочные упражнения без мяча, такие, как бег, упражнения на гибкость, координацию и т.д., простые упражнения с мячом (с низкой физической и психологической нагрузкой), затем упражнения, требующие большей концентрации и физических усилий.

Во второй фазе (основной) тренер работает над главным содержанием тренировки – подбором упражнений, требующих больших физических и психологических усилий, в том числе комбинированных упражнений большей или меньшей интенсивности.

В третьей (заключительной) фазе он должен постепенно снижать физическую и психологическую нагрузку. Вначале можно выполнять интенсивные упражнения, требующие невысокой концентрации внимания, например беговые упражнения для повышения физической формы, такие, как «Челнок», и т.д., или провести игру без специального задания. Возможно выполнение упражнений с высокой психологической нагрузкой и с невысокой физической (например, соревнования в бросках). Полезно завершить тренировку упражнениями, требующими малых физических и психологических усилий, например упражнениями на растяжение.

Задачи тренировки

Тренер должен определить основные задачи тренировки и подобрать в соответствии с ними наиболее подходящие упражнения, принимая во внимание отводимое время, физическую и психологическую нагрузку, которую он считает наиболее подходящей для данной тренировки. Основных задач должно быть не более двух. Есть две серьезные ошибки, которых надо стараться избегать при составлении плана тренировки: тренер старается сделать слишком много в отдельной тренировке или в отдельном упражнении; он не представляет себе достаточно четко, чего хочет достигнуть тренировкой в целом и выполнением каждого упражнения.

Таким образом, задачи тренировки могут быть сгруппированы в четыре основных блока: изучение (задача игроков – изучение новых элементов или закрепление ранее изученных); работа над техникой (передачи, ведение, броски и т.д.) или тактикой (игра 1x1, 2x2, 3x3 и т.д.); повторение (задача данного этапа – повторение изученных приемов с целью их совершенствования и уверенного выполнения, например серия из 20 бросков или передача мяча в движении и т.д.); специфическая подготовка к игре: подготовка команды к игре с конкретным соперником, создание реальных игровых ситуаций, т.е. игра в условиях, максимально приближенных к предстоящим соревнованиям.

Для мини-баскетбольной команды главными задачами должны быть обучение и повторение, для команды 13–14-летних игроков – обучение, повторение и совершенствование выполнения отдельных приемов и их сочетаний, для 15–17-летних – обучение, повторение, моделирование игровых действий и специальная подготовка к предстоящей игре.

Содержание тренировочных занятий и упражнений

Содержание тренировочных занятий должно соответствовать задачам тренировки. Его следует подбирать на основе критериев, о которых сказано ранее (например, улучшение работы ног в защите при игре один на один, повторение изученных передач и т.д.). Возможна комбинация нескольких задач в одном упражнении с акцентом на чем-то одном (например, нападение и защита при игре один на один). Для того чтобы решить несколько задач в одном упражнении, тренер может использовать специальные комплексные упражнения. Это очень важно сделать, чтобы тренировочное занятие было более эффективным. Тренировка с выполнением правильно подобранных упражнений в большей степени поможет игрокам, чем та, в которой упражнения не соответствуют задачам и уровню подготовленности игроков.

Рабочий процесс

В первую очередь тренер должен решить ряд организационных вопросов, принять решение и ознакомить с ним игроков:

  • С чего должна начинаться тренировка?

  • Должен ли тренер встретиться с игроками в раздевалке до тренировки?

  • Должны ли игроки выходить на площадку и тренироваться сами до начала занятий?

  • Должны ли игроки ждать, пока тренер пригласит их на площадку?

  • Кто отвечает за инвентарь, необходимый для тренировки, и собирает мячи после занятий?

  • У кого должен находиться ключ от раздевалки?

  • Что следует предпринять, если игрок получил травму? – и т.д.

Тренер устанавливает простые правила, а игроки должны их понимать и выполнять. Тренер должен требовать соблюдения дисциплины: когда он объясняет что-то игрокам или беседует с ними, они не должны стучать мячом, говорить друг с другом или заниматься еще чем-нибудь, что помешает их общению, а должны смотреть на тренера и внимательно слушать его. Следует также установить определенный порядок в отношении разрешения тренера ненадолго выйти, тренировочной и игровой формы, времени для отдыха, принятия воды и пищи между упражнениями.

Нужно определить также правила общения игроки друг с другом в ходе тренировки или игры (запрет на негативные высказывания друг другу и т.д.).

Основные характеристики тренировочных упражнений

Для организации выполнения упражнений тренер должен сделать следующее:

– объяснять игрокам смысл упражнения и его цель;
– в ряде случаев показать, что надо делать, чтобы игроки могли лучше понять задачу;
– устанавливать рабочие правила выполнения упражнения;
– перед началом выполнения убедиться, что игроки все поняли, а если нет, то остановить выполнение упражнения и вновь объяснить его;
– если игроки все поняли, дать им возможность выполнять упражнение в течение какого-то времени, не вмешиваясь. Тогда тренер сможет следить за качеством выполнения. Такое наблюдение позволит ему оценить, не слишком ли много задач он предложил сразу, что затрудняет концентрацию внимания. Если упражнение слишком сложное, можно подкорректировать его, исключив задачи, которые можно добавить в будущем, когда игроки уже усвоят основное содержание;
– в ходе выполнения упражнения не мешать игрокам своими инструкциями и комментариями, а применять их лишь для объяснения ключевых аспектов упражнения. Не следует уподобляться радиокомментаторам, поминутно давая игрокам советы, а, наоборот, надо способствовать развитию у спортсменов самостоятельного мышления, позволяющего совершенствовать выполнение упражнения;
– обращаться к игрокам только в перерывах (например, дождаться, пока игроки завершат быстрый прорыв, и только потом делать замечания);
– по возможности обращаться к игрокам без слов (например, взглядом) или использовать различную громкость при разговоре;
– указывать игрокам на их правильные и неправильные действия;
– при необходимости записывать действия игроков;
– поддерживать игроков, хвалить их за старание.

Объяснение задач упражнения

Перед выполнением каждого упражнения тренер должен коротко и ясно объяснить игрокам основные цели и задачи данного упражнения, из каких элементов оно состоит, что и как надо делать. Если эти задачи понятны и достижимы, у игроков повысится интерес к достижению хороших результатов, и они лучше сосредоточатся на выполнении задания.

Упражнения с простой структурой

Упражнения с простой структурой позволяют лучше усвоить их содержание и сосредоточиться на решении конкретных задач. При выполнении упражнений со сложной структурой внимание рассеивается, и это мешает сосредоточиться на основной цели.

Пример: если упражнение состоит в тренировке бросков, простое упражнение поможет игрокам лучше сосредоточиться на основной задаче – совершенствовании техники бросков. Упражнение можно усложнить дополнениями в виде новых правил выполнения, но не чрезмерно.

Пример: главная цель – работа над ведением мяча слабой рукой. Предлагается игра 3x3 на половине площадки. Если игрок ведет мяч другой рукой (сильной), его команда потеряет владение мячом – это правило. В этом случае игроки будут совершенствоваться в ведении слабой рукой.

Разнообразие упражнений

Многократное повторение одинаковых упражнений ведет к снижению мотивации и внимания. Поэтому рекомендуется варьировать упражнения с изменением либо структуры, либо задач, либо того и другого. Если после выполнения одного упражнения следующее по своей задаче или структуре похоже на предыдущее, игрокам будет легче его выполнить, особенно если предполагается последовательно усложнять его.

Пример: тренер может начать выполнение заданий с упражнения с одной задачей или ограниченным числом задач. Упражнение проводится на половине площадки, у двух игроков один мяч. Игроки перемещаются и выполняют передачи друг другу. Игрок, получивший мяч, должен посмотреть на корзину, а игрок, сделавший передачу, – сразу поменять свое положение на площадке. Во втором упражнении – та же задача, но добавляются новые защитники.

Игра идет 2x2. Нападающий без мяча должен освободиться от опеки защитника, чтобы получить передачу. Если защитник прерывает пас, то нападающие, совершившие ошибку, и защитники меняются местами. Задача по-прежнему заключается в том, чтобы смотреть на корзину при получении мяча и менять положение сразу же после передачи, но добавляется сопротивление защитников.

Игроки переходят к другому упражнению с той же структурой, но с добавлением еще одной задачи. Игра идет 2x2, но теперь добавляется заброс мяча с прохода слабой рукой.

Игроки выполняют другое упражнение с той же задачей, сохраняя ту же структуру и совмещая две предыдущие задачи еще с одной: игроки должны сделать не менее трех передач перед проходом. Правила получаются следующие: игра идет 2x2. Игрок, получивший мяч, должен посмотреть на корзину, а игрок, выполнивший передачу, сразу меняет место. Игроки могут забрасывать мяч после прохода только слабой рукой. Передачи осуществляются с сопротивлением защитников.

Следующее упражнение имеет иную структуру и прежние задачи с добавлением новых: игра идет 4?4 на половине площадки. Игрок, получивший мяч, должен посмотреть на корзину, а игрок, выполнивший передачу, меняет положение. Забросить мяч с прохода можно только слабой рукой. Выполнить нужно не менее пяти передач.

Соревновательные упражнения

Соревновательные упражнения – это такие упражнения, в которых игроки соревнуются сами с собой, стараясь улучшить собственный результат, или группами.

Примеры: поделить команду на 4 группы, по 2 у каждой корзины. Организуется соревнование, чтобы определить, какая из команд сделает наибольшее количество проходов с броском слабой рукой за 3 мин. Разделить игроков на группы по 3 человека. Каждая тройка игроков выполняет определенный вид передач, двигаясь бегом от одной корзины к другой, завершая перемещения проходом и броском. Каждый заброшенный мяч оценивается в 2 очка. За выполнение неточной передачи или сделанной по высокой траектории снимается 1 очко. Надо подсчитать, какая из групп набрала больше очков за определенное количество попыток или время.

Второй вариант данного упражнения повторяет условия первого, но цель его – определить, какая из команд улучшит свой результат в следующей попытке. Два игрока играют один на один, пока один из них не забросит мяч трижды. Игроки в парах выполняют броски (бросивший игрок подбирает мяч и передает его партнеру, и т.д.). Упражнение проводится на время. Количество набранных очков записывается. Периодически (1–2 раза в неделю) упражнение нужно повторять и анализировать, улучшили ли игроки свои показатели и кто показал самый лучший результат. Если соревновательные упражнения использовать правильно, ставя реально достижимые задачи, то они повысят мотивацию игроков в тренировках.

Продолжительность выполнения упражнений

Решая, сколько времени должно продолжаться упражнение, тренер должен учитывать такие отрицательные моменты, как скука и психологическая усталость, снижающие концентрацию внимания.

Упражнения должны длиться столько времени, сколько понадобится, чтобы игроки все поняли и правильно выполнили задание. Если упражнение продолжается слишком долго, снижается концентрация внимания у игроков, а следовательно, и продуктивность работы. Более интересные упражнения можно выполнять дольше, а менее увлекательные, более монотонные могут быть короче.

Концентрация внимания при выполнении упражнений

Различные упражнения требуют различной степени концентрации внимания. Планируя выполнение упражнений, требующих больших физических затрат и высокой концентрации внимания, тренер должен учитывать, что при сильном утомлении концентрация внимания снижается. Поэтому во время тренировок важно планировать периоды отдыха либо использовать упражнения, не требующие больших усилий.

Участие игроков в выполнении упражнений

Тренер должен стараться подбирать такие упражнения, чтобы все игроки активно участвовали в их выполнении. Даже если возможности игроков ограничены (например, один мяч и одна корзина), тренер должен искать такие формы, чтобы поддерживать интерес к ним всех игроков с такой интенсивностью тренировки, которую считает необходимой в данном случае. Недостаток средств не является причиной невыполнения заданий игроками.

Эту проблему тренер должен решать как можно более эффективно. Например, хорошей идеей является деление игроков на маленькие группы и определение конкретных задач для каждой. Если не хватает мячей или корзин, тренер должен определить очередность выполнения задания. При этом некоторые группы могут выполнять упражнения без мяча и корзин (перемещения в защитной стойке, финты без мяча и т.д.), в то время как другие игроки работают с мячом. Затем игроки меняются ролями. Игроки не должны простаивать, исключая короткие перерывы для отдыха после интенсивной работы.

Оценка тренировочного занятия

После каждой тренировки тренер должен давать краткую оценку проведенному занятию – это необходимо для лучшего контроля за работой команды. Для анализа можно использовать простое средство, позволяющее сравнить первоначальный план тренировки с реально выполненной работой, – запись данных в виде таблиц. Таким образом, как только занятие заканчивается, чтобы не забыть, тренер должен записать, что сделано во время тренировки. После тренировочного занятия тренер сравнивает работу, планируемую до тренировки, с реально выполненной (см. табл. 1, табл. 2).

Таблица 1

Запись тренировочного занятия

Дата: ______________________________________________

Задачи: _____________________________________________

Работа, планируемая до тренировки

Реально проделанная работа

   
   

Комментарии: _______________________________________

Таблица 2

Запись недельной работы

Неделя: ____________________________________________

Задачи: ____________________________________________

Реально проделанная работа

 

защита

нападение

другое

Понедельник

     

Среда

     

Пятница

     

Комментарии: _______________________________________

Контрольные вопросы и задания

Внимательно прочитайте утверждения, предложенные ниже. Напротив каждого утверждения поставьте + или –, соглашаясь или не соглашаясь с ним.

Утверждение

Верно ли это утверждение?

1. Перед занятием тренер должен определить задачи на данную тренировку, равно как и ее содержание, а также упражнения, подходящие для решения этих задач

 

2. Получение удовольствия от сделанной работы и следование правилам при выполнении упражнений не являются несовместимыми. На практике соблюдение разумных правил помогает сделать упражнение более интересным

 

3. При работе с молодыми игроками надо варьировать задачи и структуру упражнений

 

4. Таким образом, комбинированные упражнения помогают лучше использовать время тренировки

 

5. В ходе тренировки можно организовать выполнение соревновательных упражнений между игроками или группами игроков, между игроком и группой или групп между собой (игроками внутри группы)

 

6. Соревновательные упражнения можно организовать без определенной цели – важно лишь контролировать решение задач и соответствие содержанию

 

7. В командах мини-баскетболистов должны преобладать обучающие упражнения; специальная подготовка к матчам в командах мини-баскетболистов неприемлема

 

8. Концентрация внимания не должна быть очень высокой в ходе выполнения всех упражнений. Тренер должен комбинировать упражнения, требующие большей и меньшей степеней внимания

 

9. Одновременная работа с несколькими группами игроков является правильной стратегией, так как в этом случае они задействованы больше, и у них скорее будет вырабатываться чувство личной ответственности

 

10. Среди других способов, которые можно использовать для контроля за тренировочным процессом, сравнение проделанной на тренировке работы с планируемой заранее отличается простотой и эффективностью

 

11. Для наиболее продуктивного проведения тренировки комбинирование задач и содержания является хорошей идеей

 

Евгений Гомельский ,
к.п.н., заслуженный тренер СССР и России