Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №19/2008

Спортизация против компетенций!

В прошлом году мы опубликовали несколько интервью, в которых ведущие разработчики новых стандартов образования и нового содержания образования ответили на вопросы газеты «Спорт в школе». Приведем некоторые из них.

Александр КОНДАКОВ, научный руководитель проекта государственного образовательного стандарта (ГОС) второго поколения (№ 19/2007):

– …Целью образования становится не только и не столько освоение учащимися различных знаний, умений и навыков, сколько развитие универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать окружающий мир, сотрудничать с другими в процессе его преобразования. Такой подход делает результат образования личностным, а не предметным. Бесспорно, к набору компетентностей относятся умения поддерживать собственное здоровье, добиваться поставленной цели, координировать действия в группе. Эти компетентности развиваются в значительной степени именно на уроках физической культуры.

Анатолий МАТВЕЕВ, доктор педагогических наук, руководитель Центра образования по физической культуре и основам безопасности жизнедеятельности Института содержания и методов обучения Российской академии образования (№ 23/2007):

– …Наша точка зрения базируется на усилении познавательной и самостоятельной деятельности детей на уроках физической культуры – на познании ребенком своих физических особенностей и возможностей. Наша экспериментальная и исследовательская деятельность показала, что это направление должно быть наиболее емко представлено в образовании, потому что оно дает возможность решать проблемы здоровья современных школьников, вооружает их организационными умениями, знаниями об индивидуальных показателях здоровья, оздоровительных формах занятий физической культурой, о проведении активного отдыха и досуга. Единство решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в условиях целостного педагогического процесса выступает гарантом эффективного формирования основ здорового образа жизни современных школьников, осознанной потребности в активных занятиях физической культурой и укреплению здоровья на протяжении всей жизни.

Многие учителя, прочитав эти слова, вздохнули с облегчением: наконец-то в школе можно будет заниматься со всеми детьми физической культурой, а не проводить первый селекционный отбор для спортивных школ.

К сожалению, радость оказалась несколько преждевременной. Новые стандарты все еще разрабатываются, в то время как старые расширяют сферу своего влияния. Такой вывод можно сделать, ознакомившись с приказом Минобрнауки от 3 июня 2008 г. № 164. Учителям предлагают увеличить спортивную направленность уроков и «усилить роль командных (игровых) видов спорта». Неспортивные дети, которые не умеют и не любят соревноваться, которым занятия физической культурой нужнее, чем всем остальным, которых в России более 50%, снова окажутся «за бортом».

Тем не менее приказ есть приказ, и его нужно выполнять. Поэтому мы публикуем его полностью, чтобы наши читатели могли с ним ознакомиться.

Редакция газеты «Спорт в школе»

Приказ от 3 июня 2008 г. № 164

«О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (…)

В целях усиления роли командных (игровых) видов спорта в процессе обучения физической культуре и совершенствования ее преподавания в образовательных учреждениях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, приказываю:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Калину И.И.

Министр А. Фурсенко

Приложение

ИЗМЕНЕНИЯ,
которые вносятся в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (…)

Утверждены приказом Минобрнауки России
от 3 июня 2008 г. № 164

1. В части I «Начальное общее образование. Основное общее образование»:

а) в разделе «Стандарт начального общего образования по физической культуре»:

в позиции «Способы двигательной деятельности» подраздела «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ»:

дополнить абзацем вторым следующего содержания:

«Индивидуальные и групповые упражнения с мячом: футбол (мини-футбол) – удары по мячу ногой, остановка мяча ногой, отбор мяча; баскетбол (мини-баскетбол) – ведение мяча на месте, ведение мяча в движении шагом, передачи мяча»;

последний абзац дополнить текстом следующего содержания:

«Командные (игровые) виды спорта: футбол (мини-футбол), баскетбол (мини-баскетбол). Тактические действия в защите и нападении. Учебно-тренировочные игры.»;

в подразделе «Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу» текст «осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх» изложить в следующей редакции:

«осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх; выполнять специальные упражнения, направленные на закрепление элементов техники футбола (мини-футбола), баскетбола (мини-баскетбола)»;

б) в подразделе «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» раздела «Стандарт основного общего образования по физической культуре»:

последний абзац позиции «Основы физической культуры и здорового образа жизни» дополнить текстом следующего содержания:

«Командные (игровые) виды спорта. Правила соревнований по футболу (мини-футболу), баскетболу (мини-баскетболу), волейболу.»;

позицию «Спортивно-оздоровительная деятельность» дополнить текстом следующего содержания:

«Специальная подготовка:

футбол – передача мяча, ведение мяча, игра головой, использование корпуса, обыгрыш сближающихся противников, финты;

баскетбол – передача мяча, ведение мяча, броски в кольцо, действия нападающего против нескольких защитников;

волейбол – передача мяча через сетку, нижняя прямая подача, прием мяча после подачи.».

2. В подразделе «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» раздела «Стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре» (профильный уровень) части II «Среднее (полное) общее образование»:

в позиции «Спортивная деятельность с элементами прикладной подготовки» текст «Техническая подготовка в избранном виде спорта. Физическая подготовка средствами избранного вида спорта. Тактические действия и приемы в избранном виде спорта (индивидуальные, групповые и командные).» изложить в следующей редакции:

«Командные (игровые) виды спорта: технические приемы и командно-тактические действия в футболе (мини-футболе), баскетболе, волейболе и др.

Техническая подготовка в избранном виде спорта. Физическая подготовка средствами избранного вида спорта. Тактические действия и приемы в избранном виде спорта (индивидуальные, групповые и командные).»;

позицию «Введение в профессиональную деятельность» дополнить абзацем следующего содержания:

«Судейство спортивных соревнований по командным (игровым) видам спорта: футболу (мини-футболу), баскетболу, волейболу и др.».