Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №17/2008

Баскетбольная секция в школе

Педагогический университет "Первое сентября". Баскетбольная академия братьев Гомельских

Евгений Яковлевич ГомельскийКурс ведет
Евгений Яковлевич ГОМЕЛЬСКИЙ, к.п.н.,
заслуженный тренер СССР и России

Курс предназначен для:
– учителей физической культуры, ведущих или собирающихся открыть баскетбольную секцию в общеобразовательной школе или в учреждении дополнительного образования;
– тренеров по баскетболу.
Данный курс разработан и апробирован на практических семинарах, проводимых Академией олимпийских чемпионов братьев Гомельских в различных регионах России. Теоретическая часть курса заинтересует тренеров по любому виду спорта. Практическая часть может быть использована в работе учителя физической культуры на программных уроках по баскетболу и при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий.

Учебный план курса

№ газеты

Учебный материал

17

Лекция № 1. Роль занятий баскетболом в формировании личности

18

Лекция № 2. Планирование баскетбольной работы

19

Лекция № 3. Организация учебно-тренировочных занятий.

Контрольная работа № 1

20

Лекция № 4. Поведение тренера до, во время и после игры

21

Лекция № 5. Мини-баскетбол. Общие рекомендации при работе с детьми 6–7 лет, 8–9 лет, 10–12 лет.

Контрольная работа № 2

22

Лекция № 6. Технико-тактическая подготовка баскетболистов 6–12 лет

23

Лекция № 7. Технико-тактическая подготовка баскетболистов 13–14 лет

24

Лекция № 8. Технико-тактическая подготовка баскетболистов 15–17 лет.

Итоговая работа

Лекция №1. Роль занятий баскетболом в формировании личности

Баскетбол – одна из самых интересных игр с мячом. Права и обязанности игроков. Укрепление здоровья при занятиях баскетболом. Развитие системы личных и общественных ценностей: персональная ответственность перед командой; соблюдение правил; уважение к другим; умение соревноваться; обобщение. Развитие психологических качеств: познание; настойчивость; контроль восприятия, способы повышения контроля и самоконтроля; уверенность в себе; самосознание и самоуважение. Положительный опыт. Рабочий стиль тренера.

Баскетбол – одна из самых интересных игр с мячом

Американский преподаватель физкультуры, профессор колледжа в Спрингфилде, в 1891 г. придумал игру, которую можно было проводить в закрытом помещении на относительно небольшом пространстве. Эта игра получила название «баскетбол». Доктор Джеймс Нейсмит известен во всем мире как его изобретатель.

В первой игре использовали футбольный мяч, а вместо колец к перилам балкона по обе стороны спортивного зала Нейсмит прикрепил две простые корзины. На доске объявлений он поместил список из 13 правил новой игры.

Баскетбол начиная с первых игр, которые заканчивались с результатом 15–20 очков, прошел длинный путь и претерпел существенные изменения в правилах соревнований, технической и тактической подготовке игроков. Сегодня это один из самых популярных видов спорта в мире, которым занимаются от 400 до 450 млн. людей.

Баскетбол в России. В 1906 г. в Петербурге преподаватель из США Эрик Мораллер познакомил членов спортивного общества «Маяк» с правилами игры в баскетбол, и вскоре состоялся первый матч. В том же году Петербург посетила делегация членов Всемирной ассоциации молодых христиан из США, в составе которой были спортсмены-баскетболисты. Состоялся первый международный матч с участием спортсменов из клуба «Маяк», который закончился победой россиян.

Баскетбол со временем распространился на Украину, Белоруссию, Закавказье, Дальний Восток. В 1920 г. Высшим советом физкультуры баскетбол был введен в программу школ всеобуча как обязательная дисциплина. Стали проводиться турниры по баскетболу в рамках Уральской и Московской Олимпиад и Всесоюзных Спартакиад школьников. Первенство СССР как среди женщин, так и среди мужчин стало проводиться с 1923 г. В настоящее время проводятся первенства России для молодых баскетболистов в четырех возрастных категориях (девушки, юноши) и для команд общеобразовательных школ «Серебряная корзина». Дважды олимпийскими чемпионами среди мужчин становилась сборная команда СССР (1972, 1988). Женщины – трехкратные чемпионки Олимпиад (1976, 1980, 1992).

Первый чемпионат мира среди мужских команд состоялся в 1950 г. в Аргентине (сборная СССР трижды становилась чемпионом мира: в 1967, 1974, 1982 гг.), а среди женских – в Чили (сборная СССР – пятикратный чемпион мира: в 1959, 1964, 1967, 1971, 1975, 1983 гг.).

Первый чемпионат Европы среди мужских команд состоялся в 1935 г. (сборная СССР и России 15 раз выигрывала чемпионаты Европы: в 1947, 1951–1953, 1957–1971, 1979–1981, 1985, 2007 гг.), а среди женских – в 1938 г. (наша сборная 22 раза побеждала на чемпионатах Европы: в 1950–1956, 1960–1991, 2007 гг.). Неоднократными призерами и чемпионами мира и Европы были и наши молодежные команды.

В 2007 г. мужская и женская команды России стали чемпионами Европы, причем мужская сборная завоевала этот титул впервые.

Права и обязанности игроков

Молодые игроки – не игрушки в руках тренера, не шахматные фигуры, которые перемещаются на доске по его желанию, а такие же люди со своим характером, особенностями развития, возможностями и правами. Тренер должен всегда помнить об этом и уважать их.

Молодежные организации определяют следующие права молодых спортсменов: на участие в спортивных соревнованиях; на участие в таких соревнованиях, уровень которых соответствует их способностям и возрасту; на квалифицированного тренера; на участие в принятии решения в отношении своей спортивной деятельности; на занятия спортом в безопасной и здоровой среде и т.д.

Но молодые спортсмены должны помнить о своих обязанностях перед другими людьми. Игрок должен тренироваться определенное количество дней и участвовать в определенном количестве игр, и это надо исполнять даже тогда, когда совсем не хочется. Обязанности означают, что в каких-то случаях игрок должен жертвовать своими личными желаниями, думать о других, а не только о себе, соблюдать дисциплину.

Пример: один молодой игрок не хочет идти на тренировку и не идет. Другому игроку тоже не хочется идти на тренировку, но, выполняя свои обязанности перед командой, он идет тренироваться.

В последнее время часто случается так, что молодые люди не выполняют своих обязательств, потому что идут на поводу у своих сиюминутных желаний. Таким образом, когда им что-то не нравится или занятия оказываются слишком трудными, требующими дополнительных усилий, они не стараются преодолеть трудности и часто прекращают тренировки. Таким образом, прекращение занятий и невыполнение трудной задачи есть два наиболее серьезных проявления неисполнения игроком своих обязанностей. Тренировки в мини-баскетбольной или баскетбольной команде дают детям и подросткам прекрасную возможность научиться сознавать и выполнять свои обязанности. Это поможет им в их будущей взрослой жизни.

Укрепление здоровья при занятиях баскетболом

Правильная организация занятий мини-баскетболом или баскетболом необходима для физического развития, дает положительные эмоции, позволяет выработать полезные привычки при занятиях спортом: организовать правильное питание, соблюдать требования гигиены, заботиться о своем здоровье. Но одни только баскетбольные тренировки не могут обеспечить всестороннее развитие физических качеств: в учебно-тренировочный процесс необходимо включать элементы из других видов спорта, таких как легкая атлетика, акробатика плавание и  т.д. Когда занятия правильно организованы и ими руководит квалифицированный специалист, это дает хороший результат. Однако при этом следует соблюдать особую осторожность, так как, например, при выполнении упражнений на развитие силы с тяжелыми предметами в младших возрастных группах можно получить серьезные травмы, которые могут отрицательно сказаться на развитии физических качеств молодых игроков. Если занятия проводятся без учета физических возможностей молодого спортсмена и нагрузка окажется для него слишком велика, не исключена вероятность того, что он прекратит занятия. Постоянный контроль тренера-преподавателя над состоянием здоровья молодого игрока поможет избежать негативных последствий.

Развитие системы личных и общественных ценностей

Баскетбол способствует развитию у молодого спортсмена системы личных и общественных ценностей, что очень важно в образовательном процессе.

Персональная ответственность перед командой

Очень важно воспитывать у молодых игроков чувство личной ответственности за успех команды. Например, защитник должен уметь держаться один на один против нападающего. Он несет персональную ответственность за результат своих действий, который влияет на результат всей команды.

Товарищеские и официальные игры очень полезны, поскольку один баскетболист не может сам выиграть игру. Однако никто не может овладеть искусством взаимодействия только в игре. Поэтому очень важно, чтобы тренер подчеркивал значение взаимодействия игроков и так строил тренировки, чтобы каждый спортсмен сознавал свою ответственность перед партнерами и командой.

Пример: тренер мини-баскетбольной команды предлагает выполнить передачи мяча в парах, не потеряв его, от одной лицевой линии до другой. Понятно, что игроки здесь должны взаимодействовать.

Другой пример: тренер 14-летних баскетболистов дает задание – блокировать нападающего при борьбе за отскок (два на два), акцентируя внимание на личной ответственности за это каждого игрока, что должно привести к достижению обшей цели – овладению мячом.

Соблюдение правил

При игре в баскетбол игроки должны не только делать то, что хотят, но и соблюдать определенные правила: правила тренировок и правила игры, а также исполнять свои личные обязанности в команде. Учащиеся должны научиться работать слаженно, все вместе. И баскетбольная команда – самое лучшее место для развития этих качеств. Это один из важнейших образовательных аспектов при занятиях командными видами спорта, в частности баскетболом.

Уважение к другим

Занятия баскетболом – прекрасный способ научиться уважать других людей: партнеров, соперников, тренеров, зрителей, судей и т.д. Ежедневные ситуации, в которые попадает игрок баскетбольной команды, помогают ему научиться уважению к своим партнерам и соперникам. Очевидно, что игра предполагает борьбу с соперниками ради победы, которая может достаться только одной команде, но при этом должно сохраняться уважение к ним как к спортсменам и просто как к людям. Тренер должен уделять особое внимание поведению своих игроков по отношению к соперникам: они не должны оскорблять их, но, наоборот, нужно помочь им подняться при падении, поговорить после игры, поздравить в случае их победы и т.д. Тренер должен учить своих игроков понимать, что соперники – это такие же дети, как они, и так же любят играть в баскетбол или мини-баскетбол, тоже стараются достичь успеха и что спортивное соперничество должно быть взаимно дружеским.

Тренер-преподаватель – всегда пример для подражания, и он никогда не должен об этом забывать. Поэтому ему ни в коем случае не следует оскорблять, высмеивать или унижать своих учеников, команду противника или судей. Он должен подавать пример поведения с судьями, учить уважению к ним. На тренере, работающем с молодыми игроками, лежит огромная ответственность за их воспитание, и об этой ответственности он должен постоянно помнить.

Умение соревноваться

Жизнь ставит нас во множество соревновательных ситуаций, и мы должны быть к этому готовы. Все, о чем говорилось выше, поможет молодому игроку научиться соревноваться, совершенствуя при этом свои физические и моральные качества, которые необходимы как в спортивной, так и в повседневной жизни. Уметь соревноваться и побеждать – это значит адекватно воспринимать победы и поражения, успех и неудачу, хорошее и плохое. Поэтому очень важно, чтобы команда молодых игроков приобретала различный соревновательный опыт в ходе сезона, включающий в себя победы и поражения, хорошие и плохие игры, и чтобы этот опыт помогал воспринимать победы со спокойствием, а поражения – с надеждой.

Понятно, что игроки больше радуются, когда побеждают, чем когда проигрывают. Однако победа не должна быть главной целью. Тренер должен поощрять своих игроков за их старания независимо от того, победила команда или потерпела поражение. После игры тренер должен разобрать с игроками негативные и позитивные игровые ситуации, возникшие в ходе встречи, не акцентируя внимания на ее результате, поставить новые задачи и использовать свой опыт для помощи спортсменам в дальнейшем их совершенствовании.

Обобщение

Баскетбол может стать прекрасной школой, в которой молодые игроки учатся находить компромиссное решение, сохранять настойчивость в самых сложных ситуациях, нести личную ответственность за успех команды, работать слаженно, всем вместе, уважать других людей, воспринимать победы и поражения как путь к самосовершенствованию.

Баскетбол – прекрасный воспитательный инструмент, которым тренер должен уметь пользоваться для блага своих учеников.

Развитие психологических качеств

Баскетбол также помогает воспитывать у молодых игроков психологические качества, очень полезные не только в спорте, но и в обычной жизни, развитие которых является частью общего развития молодого спортсмена.

Познание

Детско-юношеский баскетбол создает многочисленные ситуации, способствующие развитию познавательных способностей. Баскетболисты (включая мини-баскетболистов) должны уметь сосредоточиваться на различных целях. Иногда перед ними стоит всего одна цель, в другой раз целей может быть одновременно несколько – главных или второстепенных, требующих решения в течение короткого времени. При необходимости решения нескольких задач одновременно игроки должны научиться выделять среди них главную. Немногие игровые виды спорта предоставляют такую возможность.

В то же время баскетбол помогает вырабатывать способность отбирать и воспринимать нужную информацию, т.е. ту, которая верно отражает конкретную ситуацию, и быстро принимать правильные решения. Такие составляющие познания, как отбор, сохранение информации, ее использование, а также принятие правильных решений, можно совершенствовать. Тренер может содействовать этому, ставя перед игроком задачи, соответствующие его способностям и степени обученности.

Пример: если тренер мини-баскетбольной команды предлагает выполнить сложные упражнения, требующие повышенного внимания, это может привести к непомерной информационной нагрузке, которая усложняет процесс познания и затрудняет принятие правильных решений.

Другой пример: если тренер, работающий с детьми 12–13 лет, хочет, чтобы они выполнили сразу несколько заданий в одном упражнении, это может вызвать определенные сложности восприятия. Таким образом тренер не достигнет желаемого результата, а эффект познания окажется низким. Если задания, предлагаемые тренером, не будут соответствовать уровню подготовки игроков или их будет слишком много в одном упражнении, развитие их познавательных способностей также не будет высоким.

Настойчивость

В жизни очень важно быть настойчивым, прилагать максимум усилий для достижения цели, и баскетбол способствует развитию этого качества.

Пример: один мальчик имеет несколько разных увлечений, не связанных со спортом. Одно из них ему очень нравится, но у него не все получается, и он прекращает им заниматься, поскольку не обладает упорством в достижении цели. Второй мальчик занимается баскетболом, у него тоже не все получается, но он продолжает заниматься, преодолевая трудности, потому что занятия спортом выработали у него настойчивость в достижении поставленной цели. Развитие настойчивости особенно важно в то время, когда игроку трудно, когда он совершил ошибку, сыграл слабо, старался, но не достиг желаемого результата и т.д.

В повседневной жизни тоже можно попасть в сложную ситуацию, в которой трудно сохранять настойчивость. При занятиях баскетболом это важное качество можно развить, но только в том случае, если тренер в работе с молодыми игроками поощряет их постоянные усилия для достижения результата, особенно когда приходится преодолевать трудности.

Контроль восприятия, способы повышения контроля и самоконтроля

Человек должен чувствовать, что он контролирует все происходящее с ним. Такой контроль является основой нашей уверенности в себе и составляет важнейший аспект психологической устойчивости. Противоположный вариант – это беспомощность. Беспомощный человек ощущает, что он не может влиять на происходящее с ним, и в итоге убеждается в том, что никакие его действия не окажут влияния на результат. От беспомощности страдают многие дети и подростки. Они теряют веру в свои силы и становятся безвольными. Тренер, работая с молодежью, должен стараться создавать такие ситуации, чтобы игроки могли контролировать происходящее, чтобы у них появилась уверенность в себе, и они становились психологически устойчивыми.

На занятиях баскетболом могут возникнуть негативные ситуации, которые могут привести к появлению ощущения беспомощности. Если тренер предлагает упражнения доступной для игроков сложности, а игроки понимают, что они должны делать, то у них появляется чувство контроля над ситуацией. С другой стороны, если сложность упражнения превосходит их возможности, то они ощущают себя беспомощными. К сожалению, так часто бывает, если игроки не могут понять и выполнить многое из того, что от них требуют. Тренеры, особенно те, кто работает с молодыми игроками, должны помогать им ощущать себя контролирующими происходящее с ними. Для этого они могут использовать следующие методы: планировать и проводить занятия так, чтобы игроки могли легче контролировать различные ситуации; ставить реальные задачи, соответствующие уровню подготовки и возрасту игроков; предлагать упражнения такого уровня сложности, которые игроки способны выполнить; доступно объяснять, что и как надо делать, и требовать качественного выполнения заданий.

Для лучшего контроля над происходящим молодые спортсмены должны играть против соперников своего возраста и такого же уровня подготовки. Даже если противник сильнее или слабее, тренер должен планировать достаточное количество встреч, в которых его игроки были бы способны выдерживать конкуренцию, и ставить хорошую игру своих спортсменов выше результата встречи.

Пример: команда выиграла игру, и игроки рады. Тренер должен использовать эту возможность, чтобы показать, как конкретные действия игроков повлияли на результат игры. Таким образом, у игроков развивается навык самоконтроля, а тренера должен акцентировать внимание на их старании, например: «Мы выиграли этот матч благодаря нашим хорошим действиям в защите (действия, обычно требующие усилий и имеющие специфический характер) и благодаря результативной игре в нападении один на один (эффективность действий). Вы приложили много усилий на тренировках, когда мы выполняли упражнения, у вас была высокая концентрация внимания. Вы все трудились хорошо (тренер отмечает усилия, приложенные для эффективного выполнения приемов) и показали хороший результат в эпизодах один на один и хорошую игру в защите». Тренер должен поддерживать правильные решения, принятые игроками в конкретных ситуациях, а вот заострять внимание на результате игры не следует.

Пример: игрок оказался свободным вблизи корзины, и тренер считает, что у него появилась хорошая возможность для броска. Если он решился на бросок, тренер должен поддержать это решение независимо от того, удалось ли попасть в цель. В этом случае игрок чувствует, что он контролирует конкретную ситуацию, и знает, как действовать в случае ее повторения и добиться результата, если работать над этим. В образовательном процессе это очень важный фактор: молодой спортсмен будет чувствовать себя увереннее не только в спорте, но и в обычной жизни.

Для баскетболиста очень важно контролировать собственную импульсивность и в целом свои действия, для того чтобы полностью показать все, на что он способен. Баскетбол представляет много ситуаций, в которых игроки могут учиться контролировать себя. Представим, например, неблагоприятное решение судьи, зафиксировавшего ошибку игрока, которую в дальнейшем не следует повторять, и его ответную реакцию; реакцию игрока на неправильные действия партнера; поведение игрока, когда он направляется к скамейке запасных для замены.

Пример: девочке 11 лет, она занимается мини-баскетболом в школьной команде и участвует в соревнованиях: тренируется два дня в неделю, увлечена и очень старается. Поэтому ей хочется, чтобы ее подруги относились к игре так же серьезно. В некоторых случаях, когда ее подруга совершает ошибку, девочка очень бурно на это реагирует и даже чересчур резко высказывает свое мнение. Тренер объясняет, что так вести себя нельзя, и она старается контролировать свои действия и теперь каждый раз, когда кто-то из подруг совершает ошибку, вместо того чтобы сердиться, подбадривает ее либо вообще никак не реагирует, так как больше сосредоточена на том, что делает сама. Мать замечает, что ее дочь уже не так остро реагирует на негативные ситуации, возникающие в повседневной жизни.

Другой пример: мальчик играет в мини-баскетбол. Однажды он огрызнулся на судью, когда тот дал персональный фол, которого, как считал мальчик, игрок не совершал. Тренер лишил мальчика права участия в следующем матче, объяснив, что именно его несдержанность стала причиной наказания. С тех пор мальчик стал лучше контролировать свои поступки.

Данные примеры показывают, какими воспитательными средствами располагает тренер и как их можно использовать, чтобы научить игроков контролировать свое поведение. Роль тренера в воспитательном процессе здесь особенно значима. В приведенных примерах тренеры прекрасно использовали свои полномочия для воспитания у учеников самоконтроля. Тренер никогда не должен упускать из виду подобные случаи.

Уверенность в себе

Уверенность в себе тесно связана с ощущением способности контролировать происходящее. Уверенность тренера – это убежденность в том, что его игроки обладают способностью добиваться своей цели. Уверенность в себе – это внутреннее состояние человека при преодолении трудностей для достижения результата. Уверенность игрока возрастает, если он чувствует, что может выполнить все, что требуется во время игры или тренировки. Для баскетболиста уверенность является ключом к прогрессу, так как позволяет спокойно реагировать на стрессовую ситуацию в игре и рассчитывать на достижение цели.

Контролируемый успех и контролируемая неудача

Мы уже говорили, что в баскетболе часто возникают ситуации, связанные с контролем происходящего вокруг, что способствует укреплению у детей и подростков уверенности в себе. Благоприятные и неблагоприятные ситуации, т.е. достижение или недостижение поставленной задачи, могут повлиять на контроль над ними. Контролируемый успех может быть достигнут командой при благоприятном исходе игры, и этот результат игроки ассоциируют с возможностью контроля. С другой стороны, контролируемая неудача – неблагоприятная ситуация (проигрыш) – заключается в том, что игроки по-прежнему контролируют события, пытаясь добиться положительного результата и делая все, что в их силах. В этом случае они учатся на отрицательном опыте, анализируя свои ошибки, и стараются избегать их в дальнейшем.

Опыт контролируемого успеха есть составная часть достижения поставленной ранее цели, он способствует выполнению намеченных общих планов. Опыт контролируемой неудачи способствует развитию терпимости, правильному реагированию на неблагоприятную ситуацию и сохранению хладнокровия в сложных случаях. Анализ неудачных действий поможет игроку в дальнейшем поверить в себя и своих партнеров, даже когда желаемый результат не достигнут, и его предстоит добиваться в следующей игре.

Контролируемая неудача, как альтернатива контролируемому успеху, является наиболее действенной для развития уверенности в себе. Игрок должен обладать как одним, так и другим опытом контроля. Для правильного контроля над успехом и неудачей необходимы: организация соответствующей соревновательной практики в тренировках, товарищеских и официальных играх (например: игры, позволяющие обеспечить реальную борьбу против команд равного уровня подготовленности, дающие им равные шансы на успех); постановка перед игроками серьезных и вместе с тем реальных задач, направленных в первую очередь на совершенствование индивидуальных качеств, а не на результат игры; тщательное планирование, основанное на личных усилиях игроков; анализ выступления команды, проводимый в объективной и конструктивной форме. Тренер не должен оценивать качество игры, основываясь только на том, что игра была проиграна в последние минуты матча, или на эмоциях (например, если в конце игры сохранялось равенство в счете). Правильная и справедливая оценка тренером результатов выступления команды и игроков существенно влияет на повышение их уверенности в своих силах. Несправедливая же оценка, наоборот, приводит к появлению чувства беспомощности.

Самосознание и самоуважение

Самосознание определяет представление человека о самом себе, а самоуважение показывает степень развития этого представления. В обоих случаях это общая оценка, конкретно не связанная с какой-то определенной деятельностью, но связанная с представлениями каждого человека о самом себе. У детей и подростков самосознание и самоуважение не являются постоянными и часто меняются в зависимости от успеха или неудачи в тех занятиях, которые ребенок считает для себя важными, например в занятиях баскетболом. Многие оценки, которые молодые игроки дают сами себе, чаще всего зависят от их личного опыта.

Отношения между тренером и молодыми спортсменами могут иметь решающее влияние на воспитание у них самосознания и самоуважения. Поэтому тренер может оказать положительное влияние на игроков, используя следующую стратегию: точное и конкретное разъяснение поставленных целей; помощь в их достижении и поощрение правильных действий; тактичное отношение к игрокам при разборе их ошибок и объяснение способов их исправления.

Положительный опыт

Баскетбол предоставляет широкие возможности для понимания личных и общественных ценностей и повышения психологических возможностей молодых игроков, которые, занимаясь этим видом спорта, приобретают положительный опыт, важный для всех. Для детей и подростков он может стать одним из способов приобретения жизненного и спортивного опыта. Если в процессе занятий положительный опыт преобладает над отрицательным, то вполне вероятно, что игрок продолжит тренировки. Положительный опыт регулярно приобретается, если молодые спортсмены испытывают от занятий удовольствие, чувство гордости, ощущают поддержку от тренера и партнеров, повышают свое мастерство, достигают поставленных целей, получают признание со стороны тренера и партнеров.

Рабочий стиль тренера

Рабочий стиль тренера должен соответствовать обстоятельствам в каждом конкретном случае.

Одна из наиболее общих и распространенных проблем связана с тем, что тренеры, работающие с молодыми игроками, стараются во многом копировать работу тренеров взрослых профессиональных команд. Такой стиль работы может оказаться вредным, если тренер при этом работает с детьми и подростками. Лучший тренер – не тот, кто слепо подражает именитым наставникам, а тот, кто работает, учитывая особенности своей команды, такие, как возраст игроков, их мастерство, общие цели. Тот, кто тренирует молодых игроков, не должен забывать, что профессия тренера – это огромная ответственность. Тренерская работа – это не игра, которую наставник может затеять, чтобы удовлетворить свое тщеславие.

Тренер-педагог имеет много возможностей для воспитания спортсмена как личности. Тот, кто приглашает тренера для работы с молодыми игроками, должен оценивать и спортивные, и педагогические его способности, так как от поступков и решений тренера во многом зависит судьба молодого игрока. При работе с молодежью следует уделять особое внимание оценке решения, оказывающего влияние на игроков, требованию от игроков старания и приложения усилий, оценке действий игроков соответственно их возрасту, умению и желаниям независимо от результата игры.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Кем и когда был придуман баскетбол?

2. Сколько правил содержалось в первой версии игры?

3. Сколько раз наши мужская и женская сборные становились олимпийскими чемпионами?

4. Следует ли включать в тренировку юных баскетболистов упражнения из других видов спорта?

5. В чем разница между правилами игры и правилами тренировки?

6. В чем состоят обязанности игрока и тренера в тренировочном процессе?

7. Предложенное задание оказалось для ребят сложным. Что должен сделать тренер в этой ситуации?

8. Надо ли учить детей проигрывать?

9. Какие психологические качества развивает баскетбол?

10. В чем состоят особенности работы тренера детской, молодежной команды?

Литература

1. Гатмен Б., Финеган Т. Все о тренировке юного баскетболиста. – М.: АСТ, Астрель, 2007. – (Серия «Шаг за шагом»).

2. Гомельский А.Я. Энциклопедия баскетбола от Гомельского. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.

3. Гомельский Е.Я. Игра гигантов. – М.: Вагриус, 2004.

Евгений Гомельский ,
к.п.н., заслуженный тренер СССР и России