Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №17/2008

Спортивный праздник в воскресной школе

Физическим упражнениям и спорту уделяется большое внимание не только в школах, но и в лагерях, туристических походах, при организации детского досуга и отдыха. На спортивном празднике прихожан храма в честь великомученика и целителя Пантелеимона в Южном Бутово (Москва) можно было наблюдать увлекательную игру, в которой воспитанники продемонстрировали владение навыками туризма, стрельбы, оказания медицинской помощи и умение работать в разновозрастном коллективе. Игра имела интересный сюжет, как в захватывающей книге.
Содержание этой игры мы предлагаем вашему вниманию. Ее можно провести и во время стоянки в туристическом походе, на школьном спортивном празднике, в лагере.

Чаю хотите?

В игре может принимать участие от 20 до 40 ребят одновременно. Можно рассмотреть вариант и с большим количеством команд, видоизменив задание и маршрут движения.
Сюжет игры состоит в том, что соревнующимся командам нужно развести костер и напоить настоятеля храма и директора воскресной школы чаем. Та команда, которая сделает это первой, побеждает. По ходу игры детям предстоит выполнить ряд заданий, сталкиваясь с постоянно возникающими на их пути трудностями. Чтобы выполнить все задания, воспитанникам нужно применить все навыки, которые они отрабатывали на занятиях.

Начало игры

Все участники игры делятся на две команды – «синих» и «красных». Каждому члену команды прикрепляют на руку ленточку своего цвета. Каждая команда должна выбрать себе капитана, двух санитаров и партизан (обычно это самые юные участники команды).
По ходу всей игры партизаны занимаются тем, что ищут подсказки, которые спрятаны на всей площадке (на деревьях, поблизости от обозначенных на карте объектах и даже в траве).
Затем из рук директора капитаны команд получают пакеты, в которых находятся карта и первое задание.

Стрельба по мишеням

Каждая команда должна выбрать стрелков, которым предстоит поразить мишени из пневматических винтовок. В качестве мишеней используются воздушные шарики, привязанные на веревке: для команды «синих» – шарики синего цвета, для команды «красных» – красного. Расстояние до мишеней – 5–10 м. В одном из шариков на бумаге написано следующее задание для команды. При поражении мишени шарик лопается. Если бумажки в нем не оказалось, то нужно повторить попытку. Команде дается три патрона, а каждый участник команды может сделать только один выстрел. Если по итогам трех выстрелов команда не получила следующего задания, то она обращается за помощью к «одинокому охотнику» (сотруднику школы), стоящему рядом. Для того чтобы получить дополнительный патрон, ребята должны прочитать наизусть стихотворение или показать знания Евангелия.
Кому предоставить право следующего выстрела, решает капитан команды. Так продолжается до тех пор, пока команды не поразят нужную мишень и не получат следующее задание.

Переправа

К месту следующего этапа команды добираются по карте, используя навыки ориентирования на местности. Задача команды на этапе переправы – добыть дрова для команды с противоположной стороны рва или оврага.
Участники команды, назначенные капитаном, переправляются на противоположный склон оврага, берег реки и т.п. по натянутым веревкам, используя грудную обвязку и карабин. На противоположном склоне каждый участник берет с собой одно небольшое полено и с ним возвращается обратно. Затем это же задание выполняет следующий участник. Количество участников может варьироваться в зависимости от длины переправы, общего количества участников и наличия дров.
Когда все выбранные участники выполнят задание, ведущий сообщает, что один из партизан сломал руку и нуждается в медицинской помощи.

Оказание медицинской помощи

На этом этапе два санинструктора должны наложить «пострадавшему» шину на руку и всей командой проследовать в медпункт, расположенный в лесу (см. карту), где врач осматривает наложение повязки, объясняет детям, как разматывать бинт и фиксировать сломанную руку, и просит их повторить перевязку.
После повторного наложения повязки «больному» дают шоколад, а команда получает новое задание.

В поисках котелка

Следующим заданием для команд стал поиск котелка для приготовления чая. Для того чтобы найти его, нужно по заданному азимуту и указанному расстоянию найти необходимое оборудование. Для этого дети пользуются компасом и рулеткой. Задание можно усложнить, если не разрешать им пользоваться рулеткой или составлять маршрут таким образом, чтобы азимут и расстояние нужно будет отмерять не один, а несколько раз.
Но на этом приключения не заканчиваются: в котелке находится следующее задание.

Пилите, Шура…

В бревне, которое предлагается распилить ребятам, спрятаны спички – с их помощью нужно разжечь костер. На бревне заранее нанесена линия распила. В распиленном бревне нашли записку, в которой сообщалось, что спички похитил дикий геолог.

Три заветных спички

Чтобы получить спички, ребята должны ответить на вопросы дикого геолога (его роль играет сотрудник школы). За каждый правильный ответ капитану команды выдается одна спичка. При этом каждая команда получает всего три спички, с помощью которых будет разжигать костер. Затем дикий геолог дает им новое задание.

Без воды – и ни туды, и ни сюды

В пакете, полученном командами в самом начале игры, есть ряд подсказок, с помощью которых им на новом этапе предстоит найти воду. Вот они:

  • Спросите у дикого носорога, и он скажет, что карты врут.

  • Сорока трещала, что лиса утащила котелок к себе в нору.

  • Патроны для винтовки – у одинокого охотника.

  • Бобер самый мудрый.

  • Будьте осторожны – геолог коварен!

  • В Амазонке живут хищные крокодилы.

  • Рыжая белка сказала, что она видела сухое бревно на юго-западе от оранжевого шара.

  • Говорить с туземцами бесполезно – они вас не понимают.

  • У одинокого камня растет крапива.

  • Орлы сказывали, что ниже по течению Амазонки еще осталась вода.

  • Кострище – на юго-западе от разрушенного моста.

Из предложенных подсказок нужно выбрать правильную (не всеми подсказками нужно пользоваться в жизни!) и найти воду. Ниже по течению пересохшей реки найти бутылку с водой, к которой прикреплено новое задание.

Гори, гори ясно!

С помощью добытых поленьев и трех спичек команда разжигает огонь: используя костровое оборудование (например, таганок), подвешивает котелок с водой. Остается вскипятить воду, заварить чай и напоить им членов жюри.
Победителем становится тот, у кого быстрее закипит вода в котелке. Наградить следует всех участников игры. Для этого подойдут конфеты и шоколад. Их можно сразу съесть за чашечкой только что вскипевшего добытого в напряженной борьбе чая.
Приятного аппетита!

Фото с сайта храма: www.hram-vlad-butovo.ru

Андрей Григорьев