Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №17/2008

Реабилитация через туризм

Каждый ребенок имеет право на тот уровень жизни, который необходим для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Современное общественное сознание стремится создать для этого все условия независимо от начального состояния здоровья ребенка. Благодаря разработке и реализации гуманистической парадигмы системы образования становится возможным повышение уровня интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности, более полное удовлетворение их социокультурных потребностей.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности в качестве средства социальной реабилитации может выступать туристско-краеведческая деятельность, в которой основой реабилитации являются следующие факторы:

  • оздоровительное влияние природной среды и психофизическая активность на свежем воздухе;

  • изменение социальной ситуации развития: кардинальная смена обстановки, изменение и расширение круга общения;

  • изменение социальной роли ребенка (переход из роли опекаемого – объекта воздействия – в роль активного субъекта взаимодействия);

  • взаимодействие в группе, состоящей из равных по социальному статусу детей;

  • изменение степени негативного влияния заболевания или дефекта на уровень жизненных возможностей;

  • повышение жизненного потенциала: приобретение нового жизненного опыта, освоение новых знаний и умений;

  • расширение среды обитания (освоение новых природных условий и новых видов жизнедеятельности).

Важным положительным фактором туристско-краеведческой деятельности является улучшение здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности за счет получения необходимых навыков и автономного существования в условиях отрыва от цивилизации. Другими словами, туристско-краеведческая деятельность является важным аспектом в социализации детей с нарушениями в развитии.

Цель работы с данной категорией детей в туристско-краеведческой деятельности – создание условий для нормального развития ребенка безотносительно к заболеванию, которое нарушает этот процесс, а в конечном итоге – формирование успешного жизненного пути ребенка.

Для достижения данной цели специалистами Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья Вышнего Волочка Тверской области выполняется Программа оздоровительного отдыха детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности в лагере реабилитационного туризма.

Основные цели и задачи программы

Основной целью программы летнего оздоровительного отдыха в лагере реабилитационного туризма является интенсивная социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности в условиях совместного проживания со своими здоровыми сверстниками. Таким образом, лагерь реабилитационного туризма представляет собой действующую микромодель интегрированного сообщества (дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности и их родители; специалисты; здоровые дети), живущего в реальных условиях, благодаря чему создаются оптимальные условия для проведения эффективной социальной реабилитации дезадаптивных детей и их последующей интеграции в общество.

Исходя из вышеизложенного основными задачами программы являются:

  • интеграция в общество детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности;

  • формирование у них навыков самостоятельного поведения;

  • приобретение ими новых навыков самообслуживания;

  • приобщение семьи к реабилитационному процессу;

  • общефизическое оздоровление детей и подростков;

  • привлечение здоровых сверстников к совместной деятельности с дезадаптивными детьми;

  • вовлечение профессионалов в работу с дезадаптивными детьми.

Условия реализации программы

Программа реализуется в летний период в рамках муниципальной программы «Отдых детей-инвалидов» на договорной основе.

Работа лагеря осуществляется в одну смену – июль. Оплата путевок в лагерь реабилитационного туризма производится за счет программных средств госбюджета.

Лагерь реабилитационного туризма располагается в экологически чистом районе – на восточном побережье озера Селигер (Тверская область).

Участники проживают в палаточном городке. Общее количество детей не превышает 20 человек.

Необходимый штат сотрудников – 7 человек: начальник лагеря – 1, психолог – 1, врач – 1, социальный работник – 1, инструктор по туризму – 2, завхоз (водитель) – 1.

В лагере постоянно находится дежурный микроавтобус, в случае необходимости используемый в качестве санитарного транспорта, а также для доставки крупногабаритного туристического снаряжения.

Для обеспечения занятий и организации досуга детей требуется наличие канцелярских принадлежностей, игрушек, настольных игр, спортинвентаря, аудиоаппаратуры.

Для организации походов по пешим и водным маршрутам необходимо туристическое снаряжение: палатки; спальные мешки; рюкзаки; байдарки; спасательные жилеты, тенты и пр. В целях обеспечения техники безопасности походов необходимы лодка сопровождения с подвесным мотором и средства оперативной радиосвязи.

Требования, предъявляемые к участникам программы

Количество детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности не должно превышать 60% от общего.

Дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности в возрасте до 8 лет находятся в лагере только в сопровождении взрослых (родителей или других родственников). Исключение составляют случаи отсутствия сопровождающих в походах продолжительностью менее 3 дней. Дети старше 8 лет в зависимости от степени развития навыков самообслуживания и степени привязанности к родителям могут находиться в лагере как одни, так и с сопровождающими их родственниками.

Здоровые дети отдыхают в лагере без сопровождения взрослых. Минимальным требованием для них является обязательное посещение занятий Центра, где они знакомятся с особенностями поведения детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности и совместно с сотрудниками отрабатывают навыки взаимодействия с ними. Необходимым условием их пребывания в лагере также является наличие способностей к самообслуживанию в условиях жизни туристического лагеря и первичное знакомство с основами безопасности жизнедеятельности (обращение с огнем, правила поведения на открытых водоемах, Правила дорожного движения). Здоровые дети являются основными помощниками сотрудников в обеспечении жизнедеятельности лагеря (хозяйственные работы, благоустройство территории, подготовка и ремонт снаряжения).

Противопоказания к пребыванию детей в лагере реабилитационого туризма: дети младше 4 лет; дети с наличием судорожных состояний (исключение составляют случаи ремиссии продолжительностью более 5 лет); дети, получающие активное постоянное лечение психотропными препаратами; дети, имеющие хронические соматические заболевания, выраженные аллергические состояния.

Непрерывность реабилитационного процесса предполагает жесткие требования к специалистам: высокая эмоциональная и психологическая устойчивость, хорошее физическое здоровье, готовность к быстрому принятию решений в нестандартной ситуации, высокий уровень способности к постоянному коллективному взаимодействию. Интеграция профессионалов представляет собой единое системное взаимодействие, выработанное совместными усилиями специалистов различного профиля.

Организация реабилитационного процесса

Одним из важнейших принципов жизни в лагере является специальная организация пространства, времени и среды общения. При этом следует учитывать, что для части детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности организация их познавательной деятельности возможна только при участии взрослых.

Долговременной целью пребывания детей является постепенное расширение исследуемого и осваиваемого ими пространства:

  • освоение территории лагеря, близлежащих окрестностей (лес, озеро, деревни);

  • участие в походах различной удаленности от лагеря.

В своей работе специалисты сознательно отказались от жесткого расписания жизни лагеря по времени и видам деятельности с целью выработки у детей навыков самостоятельного принятия решений в условиях повышенной свободы выбора и большинство решений принимают путем коллегиального обсуждения с привлечением к этому всех участников процесса. Исключение составляют экстремальные ситуации, в которых специалисты берут на себя всю полноту ответственности за принятие решений.

На весь срок работы в лагере составляется рабочий план, который включает в себя время на адаптацию к условиям жизни туристического лагеря, установление партнерских взаимоотношений, подготовку к участию в походах и занятия на базе.
Одним из важнейших компонентов реабилитационного процесса является участие детей в походах различной степени сложности в целях ознакомления с природой и окружающим миром, дальнейшего развития навыков самообслуживания и общения, общефизического укрепления здоровья и активизации познавательной деятельности.

Протяженность туристических походов составляет от 5 до 20 км, а время нахождения в походе – от 1 до 3 дней.

Проводятся следующие виды походов: пешие, байдарочные, смешанные.

Дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности участвуют в походах различной степени сложности как вместе с родителями, так и самостоятельно.

В силу повышенной физической и эмоциональной нагрузки в походных условиях у участников происходит активизация всех систем жизнедеятельности, а необходимость постоянного коллективного взаимодействия требует дальнейшего совершенствования навыков общения. При этом родители получают возможность ознакомления с новыми адаптационными способностями своих детей и приобретают полезные навыки их воспитания.

Для подавляющего большинства детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности участие в программе деятельности лагеря реабилитационного туризма является уникальным опытом самостоятельного проживания в незнакомых условиях. Поэтому адаптация таких детей к широкому спектру ситуаций, происходящих в жизни туристического лагеря, содействует максимальному расширению их круга общения и представления об окружающем мире.

Таким образом, лагерь реабилитационного туризма представляет собой активно действующую микромодель интегрированного общества, живущего в реальных условиях, благодаря чему создаются оптимальные условия для проведения эффективной социально-психологической реабилитации дезадаптивных детей и их последующей интеграции в общество.

Клинико-психологическая экспертиза

Основным критерием оценки работы лагеря реабилитационного туризма является клинико-психологическая динамика состояния детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. Это, безусловно, не единственный критерий – при анализе деятельности лагеря можно использовать ряд других показателей: количество повторных заявлений родителей, изменение продолжительности пребывания детей в лагере, характера и степени активности родителей при подготовке к выезду в лагерь и во время отдыха, динамичность и разнообразие режима, например количество и длительность пеших или лодочных походов. Но эти и другие показатели в большей степени могут зависеть от климатических и сезонных условий, материальной оснащенности лагеря снаряжением и т.д. и требуют некоторой уже сложившейся стабильности, структурности и достаточного опыта работы (4–6 лет). Клинико-психологический критерий оценки более динамичен и в основном отражает качество реабилитационного процесса, но все-таки является скорее эмпирическим и во многом зависит от тех теоретических, концептуальных позиций и подходов, которых придерживается сама реабилитационная бригада. Частично эта погрешность оценки может быть уменьшена, если в лагере работает много волонтеров (как взрослых, так и детей), профессиональный и личный опыт которых очень различен, а участие в работе и ее обсуждение пролводятся на равноправных, партнерских началах.

Дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности встречаютя с постоянно наблюдающим их врачом незадолго до отъезда в лагерь и вскоре после возвращения. Результаты клинического обследования сопоставляются с отчетами или дневниками родителей, данными видеоматериалов за весь период пребывания ребенка в лагере, обсуждаются с психологами.

В заключение следует отметить, что любая аналитическая работа, связанная с описанием и оценкой деятельности интеграционного лагеря, должна проводиться при активном участии всех сторон реабилитационного процесса: родителей, социальных работников, врачей, психологов и самих детей.

Надежда Никандрова ,
г. Вышний Волочек, Тверская обл. ;
Татьяна Никандрова ,
к.п.н., доцент МПГУ, г. Москва