Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №17/2008

Педагогическое мастерство

В № 12/2008 мы писали о том, что в конце июня 2008 г. в Петрозаводске состоялся первый Международный конгресс учителей физкультуры и специалистов, пропагандирующих здоровый образ жизни. С некоторыми материалами конгресса, заранее представленными в виде статей, наши читатели познакомились одновременно с участниками этого масштабного мероприятия. Однако не статьи и не лекции были главной его составляющей. В пяти спортивных залах (из них один – тренажерный) и бассейне одновременно проходили мастер-классы, в которых могли принять участие все желающие. Параллельно проводились дискуссионные клубы, презентации авторских проектов, прошло учредительное собрание Межрегионального союза учителей физической культуры – организации, которая, по мнению участников конгресса, вскоре должна стать общероссийской.

Мастер-классы

Рассказать обо всех мастер-классах невозможно, вместо этого попробую поделиться своими наблюдениями и выводами, сделанными в ходе их посещения, а авторские описания некоторых занятий мы опубликуем позже. Но сначала – о темах мастер-классов, представленных на конгрессе, о методах, которые сегодня считаются инновационными и востребованными в мире.

Много мастер-классов было посвящено обучению различным танцам, движению под музыку, фитнесу и аэробике (в том числе и аквааэробике). Элементы танцев только начинают входить в занятия физической культурой в российских школах, но этот процесс идет во многих европейских странах, например, в Норвегии дети на физкультуре обязательно обучаются различным танцевальным движениям. К сожалению, в России включение изучения танцев в программу по физической культуре сильно тормозится существующей школьной программой, состоящей из трех основных частей: легкой атлетики, спортивных игр (в основном волейбола и баскетбола) и гимнастики. И именно по спортивным достижениям учеников повсеместно оценивается работа педагогов. Какие уж тут танцы? Если так будет продолжаться и дальше, о танцах и аэробике на уроках придется забыть всем. А зря…

Описать словами методику обучения танцам трудно или даже невозможно. Каждое занятие нужно смотреть, а еще лучше – принимать в нем участие, – и тогда чему-то научишься. Подбор музыки был великолепен: учителя тут же пытались переписать друг у друга диски, понимая, что продемонстрированная авторами мастер-классов подборка мелодий наиболее эффективна именно на их уроках. С огромным удовольствием все участники конгресса танцевали в спортивных залах: двигались под команду руководителей мастер-классов – учились.

Тем не менее, у всех ведущих эти мастер-классы были и общие педагогические приемы, которые просто заметить стороннему наблюдателю:

1. Учитель улыбался в течение всего занятия.
2. Учитель двигался вместе со всеми и демонстрировал, что движение ему доставляет радость.
3. Учитель успевал хвалить всех вместе и каждого в отдельности; от этих слов у занимающихся словно появлялось второе дыхание, и занятия продолжались с еще большим энтузиазмом.

Кто-то возразит: мол, это никакие не приемы, а просто так, привычка, образ жизни. Тогда почему эта привычка была у всех, кто демонстрировал занятия? Может быть, без этих маленьких (но очень важных!) правил: улыбаться, радоваться движению, хвалить учеников – нельзя проводить занятия с изучением элементов спортивных танцев? Или без этого вообще нельзя вести уроки физкультуры?

Динамично, под музыку прошла разминка и у Владимира Теселкина, который проводил мастер-класс по самообороне. Разминка с элементами бокса проходила под музыку… Шутка? Единственно возможный вариант? Попробуйте провести ее именно так – сами увидите. В одном из следующих номеров мы опубликуем последовательность элементов этой разминки более подробно.

Канадский тренер по баскетболу Джон Зоунир одновременно с тренировками команды из НБА работает и учителем физкультуры в школе, организует и проводит детские спортивные лагеря: «Учитель должен быть справедливым и веселым (быть серьезным можно только в разговорах о здоровье), уважать всех детей и принимать, что они разные», – так он определил свои педагогические принципы.

Эдвард Койл из США проводил один из двух мастер-классов по силовой подготовке... под музыку. «Образование – это путешествие, дружба. Главная задача учителя физкультуры – привить детям ценность здоровья, потому что здоровье – это свобода, ценнее свободы нет в жизни ничего», – так он определил цели своей работы. И улыбнулся: «Вы видите, мне трудно передвигаться. В детстве я переболел полиомиелитом, отнялись ноги. Усиленными тренировками я сам себя поднял. Я точно знаю цену движению и здоровью». Во время его мастер-класса, как и во время других, у всех участников постоянно была возможность выбрать занятия и получить поддержку преподавателя.

Лука Эйд, один из руководителей методического объединения учителей физкультуры Италии, вице-президент европейской ассоциации учителей физической культуры, так определил важнейшие педагогические принципы: «Учитель должен всегда быть самим собой и учить на собственном примере. Для детей важно не то, что ты говоришь, а то, что ты делаешь. Нужно замечать всех учеников, особенно – тех, кому нужна твоя помощь. При этом опираться нужно не только на собственный опыт, но и на опыт и возможности твоих учеников. К сожалению, молодые педагоги часто об этом принципе забывают»…

Дискуссионный клуб

В последний день конгресса газета «Спорт в школе» провела дискуссионный клуб, посвященный содержанию образования на уроках физической культуры и оцениванию результатов обучения. Несмотря на то, что в то же время проводились и последние мастер-классы, в библиотеке КГПУ собралось много участников, представители разных стран. Потому что без понимания общих целей, не согласовав собственные принципы и задачи, мы, взрослые, не сможем привить истинную любовь к физической культуре своим ученикам.

К сожалению, участники дискуссии не смогли вынести никакого конкретного решения: в конгрессе принимали участие учителя и ученые, но на него не приехали представители официальных структур, хотя приглашения были заранее отправлены и в Министерство образования, и в Агентство по физической культуре и спорту. Похоже, что разговор об уроках физкультуры, начавшийся год назад (после того как Владимир Путин сказал, что нужно обратить особое внимание на уроки физкультуры), через несколько месяцев закончился… ничем. А услышать мнения практиков было бы полезно и разработчикам федеральных стандартов, и другим официальным лицам.

В конце дискуссии прозвучал вопрос, на который многие захотели ответить, но… как всегда, именно на самое главное нам не хватило времени. Вопрос, очень актуальный сегодня: «Как оценивать тех, кто освобожден от занятий физкультурой?». Сложнейший вопрос, ответ на который предстоит искать всем вместе.

В единстве – наша сила!

Во время конгресса было проведено учредительное собрание и создано Межрегиональное объединение учителей физической культуры России. Об этом рассказывает (и приглашает всех педагогов России к сотрудничеству!) его председатель Александр Воронов.

Говорят участники конгресса:

Зенаида Чекунова, г. Петрозаводск:

«По-настоящему можно будет оценить результат нашей работы как учителей физической культуры только через много лет после того, как ученик окончит школу. Если для него самым главным в жизни будет здоровье, активное поддержание собственного здоровья, значит, учитель работал не зря».

Людмила Владимировна Журавлева, Костромской областной институт повышения квалификации работников образования (КОИПКРО):

«Оценивать должен ребенок сам себя, причем приучать к этому нужно с первых классов, с самого начала обучения. Когда оценивание проводит только учитель, у детей часто появляется дискомфорт на занятиях физкультурой, у многих отметки вызывают никому не нужный стресс. Тестирование должно быть результатом каждого ребенка, задача учителя – помочь развить каждый результат».

Олегас Батутис, Литва:

«Учитель не имеет права злиться на детей (можно сердиться, но не злиться!), унижать, обманывать (даже с самой благородной целью)».

Виктория Валентиновна Цемер, Воронежский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (ВОИПКиПРО), победитель конкурса лучших учителей РФ 2007 года:

Только спустя некоторое количество времени начинаю понимать, как мне повезло, что я стала участником этого грандиозного события в жизни российского учительства, и, тем более, учительства не простого, а учителей физической культуры. Принято считать, что физическая культура – это особая, специфическая область среди школьных предметов. Так вот, учитель физической культуры – это особый, специфичный педагог. Отличительными особенностями его являются активная жизненная позиция, высокая эмоциональность, постоянный позитив, радушие, доброжелательность и дружелюбие, любознательность, фанатичная преданность своему делу и безграничная любовь к детям. Только на уроке физической культуры учитель и ученики объединены одним общим делом – укреплением здоровья и овладением техникой различных упражнений.
Первый международный конгресс учителей физической культуры и специалистов, пропагандирующих здоровый образ жизни, собрал единомышленников из США, Канады, Италии, Финляндии, Эстонии, Латвии и России. Россия была представлена представителями всего из 12 регионов. Уверена, что желающих было гораздо больше, но некоторые проблемы, в первую очередь материальные, не многим позволили стать его участниками.
Для того, чтобы описать организационную и содержательную составляющие, не хватит никаких прилагательных и степеней сравнения, – все просто феерично!
Конгресс состоял из теоретических и практических занятий, цель которых – пропаганда здорового образа жизни. А так как одно из направлений моей работы – «Здоровьесберегающие технологии в системе учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения», то я с нетерпением ждала готовых рецептов. Но прошло одно занятие, еще несколько, и я поняла, что главное – это не знание рецептов, а умение их использовать. Конгресс собрал именно таких людей: все понимали, что проблема сохранения и укрепления здоровья населения не только медицинская и педагогическая, а давно уже политическая и, как оказалось, – международная. Участники конгресса не только обозначили проблему, но и пытались сделать что-то конкретное, каждый в своем регионе, городе, учреждении, с учетом местных условий и особенностей, кадрового и материального обеспечения. Обмен опытом – необходимое условие развития.
Для обсуждения были подняты очень важные темы, которые заставили задуматься и седовласых учителей, и начинающих педагогов. Еще большее количество вопросов обсуждалось вне официальных занятий. После конгресса очень хочется вместе с читателями газеты порассуждать, а от специалистов по физической культуре из Министерства образования и Федерального агентства по физической культуре – получить конкретные ответы (в виде нормативных документов, регламентирующих работу учителя по физической культуре), на следующие вопросы:

  • Содержание образования: чему и как учить?

  • Качество знаний: главный критерий оценки работы учителя и ученика?

  • Нормы и нормативы: одни для всех и все на одного?

  • Новый комплекс ГТО: для кого он будет вводиться и когда?

  • ЕГЭ по физкультуре: миф или реальность?

  • Организация и проведение занятий с учащимися специальной медицинской группы: кто, где и как должен их проводить; это – общественная нагрузка или оплачиваемые занятия?

  • Спортизация школы – это западный опыт, а кадровое и материальное обеспечение – тоже западные?

  • Курсы повышения квалификации – для того, чтобы вспомнить хорошо забытое старое или чтобы узнать что-то новое?

  • Как повысить статус учителя физической культуры?

Участие в конгрессе, знакомство и общение с коллегами значительно расширили мои знания и умения, обогатили мой опыт, не только педагогический, но и личный. Я надеюсь, что идею организаторов объединить всех учителей физической культуры России поддержат как все учителя, так и соответствующие министерства.

 

В 2006–2007 гг. нам посчастливилось побывать на нескольких международных обучающих курсах, семинарах, конференциях для учителей физической культуры. Они состоялись в Эстонии и Финляндии. Их организовали Ассоциации учителей физической культуры этих стран под эгидой Европейской Ассоциацией физического воспитания (EUPEA). Уже тогда мы заинтересовались подобным объединением учителей.

Оказывается, что уже с 1991 г. существует Европейская Ассоциация физического воспитания (EUPEA). Создана она была в Брюсселе с целью развития физического воспитания во всей Европе. Организация стремится реализовывать эту цель в сотрудничестве с национальными ассоциациями физического воспитания и с помощью совместной работы с государственными и негосударственными организациями. EUPEA считает, что физическое воспитание является одной из основных задач системы школьного образования, так как развитие двигательных способностей и пропаганда занятий спортом на протяжении всей жизни очень актуально в современном обществе, когда возможностей для физической активности становится все меньше. Хотя образование и образовательная политика – это дело каждого государства в отдельности, вопросы образования в области физического воспитания являются общими для всей Европы. EUPEA представлена организациями физического воспитания в 29 европейских странах и в этой связи заявляет о своем праве влиять на ситуацию в области физического воспитания в Европе.

К сожалению, в число 29 стран не входит Россия. Но это вовсе не означает, что мы не думаем о здоровье наших детей и молодежи. Каждый из нас, учителей физкультуры, на своем рабочем месте – в спортивном зале или на спортплощадке – решает определенные задачи, и одна из них – это привить каждому ученику любовь к физическим упражнениям, выработать такую культуру поведения, чтобы ежедневные физические нагрузки стали неотъемлемой частью его повседневной жизни. Но чтобы результат наших усилий был более осязаем, нам необходимо объединиться. Обидно, что такая большая страна, с такими великолепными спортивными традициями и опытом, оказалась где-то на обочине этого процесса.

Перенимая опыт работы европейских ассоциаций учителей физической культуры и заручившись их поддержкой, мы в марте 2008 г., собрав под свои знамена всех учителей физической культуры Карелии, создали Карельскую региональную общественную организацию «Объединение учителей физической культуры Республики Карелия».

Первым масштабным мероприятием нашей организации и явился Международный конгресс учителей физической культуры и специалистов, пропагандирующих здоровый образ жизни, который мы провели при поддержке Правительства Республики Карелия, КГПУ, ассоциации учителей физической культуры Финляндии с 24 по 30 июня 2008 г.

Учитывая, что в Конгрессе выразили желание принять участие представители многих регионов России, мы планировали объединить учителей физкультуры России в ассоциацию и обсудить с вице-президентом Европейской Ассоциации учителей физической культуры Лукой Эйдом (Италия), который принял участие в Конгрессе, вопрос о включении России в Европейскую Ассоциацию учителей физической культуры.

Мы обратились к коллегам с идеей о создании своей Ассоциации учителей, российской. Но на Конгрессе присутствовали только представители 15 регионов нашей большой страны. А этого недостаточно. Чтобы получить статус российского союза и войти в европейское объединение, нужно участие как минимум 51% регионов России. Но дорогу осилит идущий! В один из дней участники Конгресса, представлявшие Россию, собрались вместе и единогласно пришли к мнению о создании Межрегионального объединения учителей физической культуры, которое в дальнейшем должно перерасти в общероссийский союз.

Все участники вновь созданного объединения понимают, что необходимо двигаться дальше. И следующим шагом к созданию Российской Ассоциации учителей физической культуры должно стать создание региональных объединений учителей физической культуры или создание отделений нашего объединения на местах.

Так давайте же объединяться! Ведь мы все в ответе за здоровье будущих поколений и как родители, и как учителя, и как граждане нашей страны.

Всех заинтересованных лиц прошу обращаться:

185000, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Пушкинская, 17.
Карельский государственный педагогический университет, факультет физической культуры,
декан, председатель Межрегионального объединения учителей физической культуры Воронов Александр Михайлович.
Тел.: +7(8142) 78 14 77
Тел. моб.: +7 960 212 1111
E-mail: ffk@kspu.karelia.ru
Сайт конгресса: http://phys.kspu.karelia.ru  

Петрозаводск – Москва

Ольга Леонтьева ,
главный редактор газеты «Спорт в школе»