Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №16/2008

Нестандартное оборудование для спортивного зала

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Для успешного проведения уроков физкультуры, выполнения программы по физическому воспитанию необходимо нестандартное оборудование. Оно должно способствовать увеличению плотности урока, развитию физических качеств, повышать интерес к занятиям.

Нестандартное оборудование в работе должно соответствовать следующим требованиям:

– легко и быстро разворачиваться и убираться;
– быть универсальным, т.е. многофункциональным;
– обеспечивать большую пропускную способность;
– быть простым в изготовлении;
– быть надежным, прочным и безопасным.

Нестандартное оборудование включает в себя:

– разметку спортивного зала;
– мелкий спортивный инвентарь и тренажеры;
– гимнастические снаряды: брусья, перекладины, бревна, шведские стенки, канатные подвески.

Оборудование для занятий гимнастикой

Канатная подвеска-шторка включает в себя 6 канатов, 2 веревочные лестницы, 2 пары колец. Бревно является отводным, его высота регулируется. Брусья – разводные параллельные и разновысокие. Жердями можно пользоваться и по отдельности: нижнюю жердь, например, использовать как низкую перекладину, а верхнюю – как высокую.

Отводные шведские стенки представляют собой единую конструкцию из 8 пролетов. В собранном состоянии это обычные шведские стенки, в разобранном – поперечные стенки и перекладины.

Шведские стенки в углах зала (4 шт.) крепятся к стене.

После сборки всего оборудования, свободная часть зала используется для выполнения опорных прыжков и занятий акробатикой.

Рис. 1. Нестандартное оборудование для занятий гимнастикой

Рис. 1. Нестандартное оборудование для занятий гимнастикой
Цифрами на рисунке обозначены:
1 – брусья разводные; 2 – бревно отводное; 3 – канатная подвеска; 4 – отводные шведские стенки и перекладины; 5–6 – шведские стенки.

Мелкое нестандартное оборудование и инвентарь

1. Гимнастические палки

Палки изготавливают из металлических прутьев длиной 60 см, диаметром 20 мм; длиной 80 см, диаметром 30 мм; длиной 80 см, диаметром 40 мм. На концы палок надевают резиновые шланги (их можно сделать из старой велосипедной камеры). Такие палки будут долговечны в работе.

2. Гантели

Такой же принцип используется при изготовлении гантелей. На концы надевают толстую кардовую шлангу шириной 5 см.

Для изготовления гантелей понадобятся металлические прутья или трубы длиной 25 см и 35 см, диаметром 40 мм.

3. Гимнастические барьеры

Их можно изготовить из старых раскладушек и использовать при обучении технике барьерного бега, для выполнения прыжков, кувырков. Высота может быть различной: 30 см, 40 см, 70 см.

4. Стойки для прыжков

В качестве основания можно использовать диск лущильника диаметром 40 см.

Для изготовления стойки берут трубу длиной 90 см, диаметр которой мы примем за основу. В нее вставляют внутреннюю трубу диаметром 3/4 от основной с полочкой 3 см, на которую потом устанавливают планку. Во внутренней трубе просверливают дырки через каждые 5 см для фиксирования высоты штырьком.

5. Приспособление для метания

а) Тренажер-трос толщиной 3–4 мм с амортизатором на конце. В качестве амортизатора можно использовать гофрированный шланг от противогаза. Внутрь троса вставляют тяжелый резиновый мяч, просверленный посредине, со вставленной металлической трубкой.

б) Вместо мячей и гранат для метания можно использовать шланги, ремни от комбайна, резиновый кабель длиной 20–25 см.

6. Стартовый пистолет («хлопушка»)

Для изготовления пистолета понадобятся две доски длиной 25 см, шириной 12–15 см, толщиной 50 мм, соединенные завесом.

7. Канат поперечный для горизонтального лазания

Обучение лазанию по канату лучше начинать лежа спиной на лавочке, отрабатывая при этом технику захвата руками и ногами и перехвата руками. Затем можно переходить к лазанию по горизонтальному канату, а затем и по вертикальному.

Для отработки техники лазания по горизонтальному канату к обоим концам швартового капронового каната диаметром 50 мм с помощью болтов, вставленных в швеллера волейбольных стоек, присоединяют железные крепления с петлей.

8. Туристский складной стол

В качестве основания стола используют станину от старой раскладушки, на которую кладут крышку.

Разметка спортивного зала

На линии, вдоль которой обычно происходит построение учащихся, рисуют специальные усики с интервалом 50 см. При построении дети встают так, чтобы усик располагался между ступнями. Такая разметка позволяет избежать толкотни, сэкономить время на организационные моменты и быстро организовать равнение в одношереножном строю;

Предлагаемая разметка, помимо определения результата в прыжках в длину с места, позволяет детям понять, как надо правильно ставить ноги для прыжка: вплотную к линии, на расстоянии ширины стопы друг от друга;

На стенах зала дополнительно краской обозначают мишени для метаний малого мяча в цель, укрепляют дополнительные баскетбольные кольца.

При разметке спортивного зала очень важна цветовая гамма:

  • белыми линиями обозначают баскетбольную и волейбольную площадки, сектора для прыжков в длину с места;

  • красными – линии построения и передвижения в обход по залу, а также круг для розыгрыша мяча и большой круг для выполнения подводящих упражнений;

  • синими или зелеными (неярких тонов) – вспомогательные продольные и поперечные линии (для встречных эстафет, челночного бега, построений для разминки в своем корридоре);

На центральной продольной линии наносят метровую разметку (для метаний набивного мяча, малых мячей, а также на дальность отскока от баскетбольного щита и т.д.).

Нестандартная разметка спортивного зала позволяет экономить время урока, способствует ускорению процесса обучения, профилактике травматизма.

Рис. 2. Разметка спортивного зала

Рис. 2. Разметка спортивного зала
Цифрами на рисунке обозначены:
1–2 – ворота для ручного мяча (3x2 м).
Контуры ворот рисуют краской на стенах зала;
3 – место построения класса. 4 – круговая беговая дорожка;
5 – средняя продольная разметка для метаний;
6 – 4 сектора для прыжков в длину с места.

Очень важен цвет окраски основной площадки. Лучше, если она будет в зеленых тонах (под цвет травы), контуры за площадкой – в коричневых, а трехсекундная зона – в синих.

Петр Сашурин ,
учитель физической культуры Натальевская СОШ, с. Натальевка, Ростовская обл.