Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №16/2008

Областной фестиваль «Президентские состязания»

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Как проходят «Президентские состязания»на местах, в регионах? Как определяются команды, которые будут отстаивать честь своего региона в финале? С какими проблемами сталкиваются организаторы соревнований? Как соблюдается Положение о Всероссийском спортивно-оздоровительном фестивале школьников «Президентские состязания» на местах? Есть ли нарушения при его проведении?
Ответы на эти вопросы пытался найти корреспондент газеты «Спорт в школе» во время командировки в Ростовскую область.

Репортаж

По итогам соревнований на местах в Ростовской области были определены 55 победителей на местах – в районах, городах. К финальным областным состязаниям было допущено только 14 сильнейших команд (по результатам тестов). Фестиваль проводился в детском оздоровительном комплексе «Спутник» на берегу Азовского моря близ села Натальевка Неклиновского района.

Участники фестиваля

Каждая команда состояла из 12 учащихся 10-го класса (6 юношей и 6 девушек) и 2 представителей. Организаторы фестиваля – областная специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва «Центр физической культуры и олимпийской подготовки» – взяли на себя все расходы по размещению, питанию, судейству и награждению участников. Командам-участникам предстояло только решить проблему проезда к месту проведения фестиваля и оплаты проживания и питания представителей (2000 рублей за 4 дня). За годы проведения фестиваля еще не было случая, чтобы команда не находила средств на поездку. Учителей никто не заставляет участвовать в этих соревнованиях – они сами горят желанием попасть на них. Деньги для этого берут, как правило, из школьного или местного бюджета.

Но почему участников 12, а не 16, как предусмотрено Положением о «Президентских состязаниях»? Потому, что за счет уменьшения количества участников организаторы соревнований находят возможность допустить к финальным состязаниям больше школ.

В итоге в «Спутник» прибыли следующие команды:

1. МОУ «Лицей № 3» г. Зернограда;
2. МОУ «СОШ № 19» Сальского района;
3. МОУ «СОШ № 2» г. Константиновска;
4. МОУ «СОШ № 22» г. Гуково;
5. МОУ «Гимназия № 12» г. Каменска-Шахтинского;
6. МОУ «Ленинская СОШ» Весёловского района;
7. МОУ «СОШ № 12» Белокалитвинского района;
8. МОУ «СОШ № 19» г. Новочеркасска;
9. МОУ «СОШ № 40» г. Новошахтинска;
10. МОУ «Краснодесантская СОШ» Неклиновского района;
11. МОУ «Тарасовская СОШ № 2» Тарасовского района;
12. МОУ «СОШ № 1» Орловского района;
13. МОУ «СОШ № 1» Обливского района;
14. МОУ «Краснополянская СОШ № 32» Песчанокопского района.

Мандатная комиссия

На утверждение мандатной комиссии приходила вся команда – дети, классный руководитель и учитель физкультуры. Главный судья фестиваля Григорий Леванович Люлюмов (учитель физкультуры, команда которого была победительницей прошлогоднего фестиваля) лично проверял документы участников: официальную заявку с допуском врача, паспорта взрослых, карточки участников, копии полисов медицинского страхования, копии страниц школьного журнала, подтверждающие, что все дети учатся в одном классе, официальный вызов, приказы местного отдела образования и директора школы о выезде детей на соревнования. А в это время другие судьи рассказали детям о программе, о составе судейской коллегии, о правилах поведения на территории лагеря, пожелав победы в честной борьбе.

«Танцуй вместе с нами»

В лагере «Спутник», помимо участников фестиваля, находились отдыхающие из Архангельской и Ростовской областей. Они были очень рады такому пополнению. В течение всего времени фестиваля они «болели» за ребят из понравившихся команд.

Сразу же после открытия состоялся вечер знакомств. Вожатые проводили игры, приглашая участвовать в них и отдыхающих, и участников фестиваля, разучивали с ребятами лагерные танцы и песню. Это позволило участникам фестиваля раскрепоститься и спокойно подготовиться к первым соревнованиям.

Дети танцевали постоянно: при передвижении в столовую, в паузах между соревнованиями и, конечно, на общелагерных дискотеках. Даже после закрытия фестиваля они не расходились, пока не исполнили несколько разученных композиций. Такой подход позволил создать атмосферу сотрудничества, радости от движения и поддерживать ее на протяжении всего времени фестиваля.

«Выбери вид спорта»

Как и на финальных общероссийских соревнованиях, программа областного фестиваля включала в себя не только Президентские тесты, но и соревнования по отдельным видам спорта – обязательным (встречная эстафета и творческий конкурс) и по выбору (дартс, шахматы, настольный теннис, стритбол, мини-футбол, скиппинг).

Дети принимали участие в соревнованиях по выбору с огромным желанием. При этом на них не давила ответственность за результат: для большинства команд главным было участие.

Для многих ребят соревнования по дартсу, шахматам, стритболу, скиппингу были первыми в жизни. Особенно это бросалось в глаза на соревнованиях по мини-футболу у девушек, где судьям приходилось выступать, по сути, в роли учителей физкультуры: неоднократно объяснять правила игры, обучать основным тактическим построениям.

Нужно ли проводить соревнования по отдельным видам спорта на выбор на таком фестивале? Безусловно, да! Согласитесь, приехать на соревнования только для того, чтобы выполнить шесть тестов, было бы скучно. Может быть, именно поэтому в отдельных регионах и не проводят «Президентские состязания»? Расширение программы требует дополнительных затрат, но оно того стоит.

Скакалка объединяет детей

К сожалению, длинных скакалок наша промышленность не выпускает. Да и сами скакалки бывают разные как по длине, так и по толщине. При подготовке к этому виду состязаний учителя обычно используют несколько скакалок, связывая их друг с другом, или веревочку. Часто бывает и так, что на соревнованиях судьи предлагают прыгать не через ту скакалку, к которой дети привыкли, что сказывается на результате. Именно поэтому при проведении соревнований в Ростовской области организаторы сразу предупредили, что дети будут прыгать через веревку длиной 12 м и толщиной 10 мм (основная туристическая веревка).

В программу школьных и районных соревнований этот новый вид спорта не входит. Поэтому для школ, осваивающих его, был проведен мастер-класс. Григорий Люлюмов объяснял детям и учителям, как правильно вращать скакалку, в каком темпе это нужно делать, чтобы прыгающим было удобно. По правилам 10 человек выполняют прыжки, а двое других участников (один мальчик и одна девочка) вращают скакалку. Роль вращающих в этом упражнении более значима, чем роль прыгающих.

Вращать скакалку учителя часто поручают менее подготовленным в прыжках детям, но результат при этом чаще всего отрицательный. А если ребята будут правильно и без ошибок вращать скакалку, то через нее сможет ритмично и синхронно перепрыгивать любой ученик.

Важно и расположение прыгающих участников: высоким детям лучше прыгать в середине – там веревка проходит выше, а тем, кто умеет делать высокие прыжки, лучше располагаться по краям. Оптимальное построение участников – первый шаг к хорошему результату.

Необходимо, чтобы строй прыгающих придерживался одной линии и участникам не приходилось переносить дополнительную нагрузку, прыгая вперед или назад. За этим должны следить направляющие. Для удобства на тренировках можно выполнять упражнение по линиям разметки зала или площадки.

Благодаря таким небольшим хитростям за время 20-минутного мастер-класса ученики Ленинской школы Весёловского района смогли улучшить свой результат с 8 до 50 прыжков. Дальше остается только тренировать выносливость.

Сами же соревнования, проведенные в последний день, вызвали немало споров. Связаны они в первую очередь с несовершенством Положения, в котором нечетко определена техника выполнения упражнения.

Команда-победитель из школы № 40 г. Новошахтинска путем многочисленных тренировок нашла для себя следующий способ. Девочки выполняли прыжки путем перешагивания, т.е. перепрыгивали через веревку поочередно одной и другой ногой, а мальчики – одновременно отталкиваясь ногами. Благодаря этому девочки тратили меньше сил. Хорошая физическая подготовленность мальчиков позволяла им выполнять это упражнение, прыгая на двух ногах одновременно. При этом ребята, вращающие скакалку, старались делать это как можно медленнее, чтобы дать отдых прыгающим.

Результат команды-победительницы – 512 прыжков – во много раз превзошел результат других команд, что вызвало немало споров. Но судьи оказались непреклонны – Положение о соревнованиях нарушено не было.

В связи с этим вспоминается чемпионат мира по лыжным гонкам 1985 г. в г. Зеефельде (Австрия), когда шведский гонщик Гунде Сван впервые применил коньковый ход на всей дистанции. Его победа тогда тоже ставилась под сомнение, но правила не были нарушены. Менее чем через год Федерация лыжных гонок приняла решение о проведении раздельных соревнований – в классическом и коньковом стиле.

Безусловно, скиппинг – новый вид спорта, и такие спорные моменты еще будут возникать. Нужно совершенствовать Положение, четко прописывать технику выполнения упражнения как для прыгающих, так и для вращающих скакалку, их месторасположение, требования к скакалке (или веревке). Большинство же учителей убеждены в том, что соревнования по скиппингу стоит проводить с ограничением времени. Тогда учителя будут по-другому готовить детей, а следовательно, изменится и техника – выполнять упражнение медленно будет невыгодно.

Президентские тесты.

Измерительные приспособления

В программу Президентских тестов входят бег на короткую дистанцию, прыжок в длину с места, наклон вперед из положения сидя, поднимание туловища за 30 сек., кросс на 1000 м, подтягивание на высокой перекладине (юноши) и отжимание от пола (девушки).

Для удобства подсчета результатов отжиманий судьи использовали обычную двухлитровую пластиковую бутылку. Пока одна ученица выполняла упражнение, другая поддерживала бутылку на уровне ее груди. Сгибая руки, девушка касается бутылки грудью, отчего раздается хлопок, который отчетливо слышен судье. Нет хлопка – значит, не коснулась бутылки, и отжимание не засчитывается.

Интересное приспособление применялось и при выполнении теста на гибкость (наклон вперед). Описание этого простого прибора можно найти на с. 37. Все участники состязаний сначала выполняли дополнительную разминку на гибкость. Кому-то помогали учителя, а кто-то делал все совершенно самостоятельно. Ребятам предлагалось попробовать выполнить это упражнение на соседнем мате. Так же делали и при прыжках в длину – выполняли несколько тренировочных прыжков.

Добежать любой ценой

Самым сложным испытанием считается кросс. Соревнования по бегу на 1000 м проводились на следующий день, после того как все участники выполнили пять Президентских тестов. Напомним, что школу представляют 6 мальчиков и 6 девочек. К сожалению, Положение не предусматривает вариант замены заболевшего участника. На наш взгляд, это неправильно. Почему в соревнованиях по игровым видам спорта замены разрешены, а здесь – нет? Может быть, имеет смысл определить количество зачетных участников? Например, тесты выполняют 8 мальчиков и 8 девочек, а в зачет идут только шесть лучших результатов соответственно.

В результате были случаи, когда на кросс выходили дети после микротравмы, простуженные и даже совсем больные, – иначе школа не получит зачетных очков. С одной стороны, это помогает воспитывать характер, а с другой, может нанести большой вред здоровью. Что все-таки важнее?

В сложившейся ситуации дети проявляли большую заботу друг о друге, помогая менее подготовленным, травмированным и заболевшим. И такая взаимовыручка оказалась важнее результатов соревнований.

Как избежать конфликтов с судьями

На соревнованиях очень часто приходится сталкиваться с тем, что из-за недостатка финансирования учитель физкультуры и команду привозит, и в работе судейской коллегии участвует. Подключая его к этому процессу, педагога лишают возможности присматривать за детьми, вести воспитательный процесс. Ведь когда дети следят за соревнованиями вместе с учителем, у них всегда возникают вопросы, разрешить которые может только он. Наблюдая за действиями других команд, учитель всегда может объяснить, как и что нужно делать, чтобы не повторить ошибок предыдущих участников и выполнить упражнение как можно лучше. К тому же работа в качестве судьи не снимает многих конфликтных вопросов между участниками соревнований.

Выход один – судейство на любом уровне должны вести независимые профессионалы. Именно так поступили в Ростовской области: в коллегии работали судьи из других районов и из тех школ, которые в этом году не принимали участие в фестивале.

Такой подход к судейству позволил избежать многих конфликтов. В отличие от финальных состязаний общероссийского уровня, где учитель не имеет права находиться рядом с детьми во время их выступления (он может лишь наблюдать за ними с трибуны), на областном фестивале был разрешен доступ на все соревнования. Учитель мог сам увидеть, какой результат показал его ученик, правильно ли все зафиксировано в протоколе, и сразу получить ответы на все интересующие вопросы. Кроме того, можно было посмотреть, как выполняют упражнения команды-соперники, а в перерывах успеть дать ученикам такие нужные советы.

Обязательное творчество

Творческий конкурс является обязательным видом фестиваля. В нем должны участвовать все дети. На этот раз тема выступления не была оговорена, однако каждая команда в течение положенных 15 мин. представила и свою школу, и свой район, и известных спортсменов – своих земляков. Выступления включали музыкальные, танцевальные композиции, шутки и сценки из повседневной жизни. Все это сопровождалось показом слайдов, фрагментов видеозаписей.

Однако у учителей существует неоднозначное мнение по поводу творческого конкурса. С одной стороны, он нужен. Время детей расписано по минутам, а творческий конкурс позволяет полноценно использовать вечерний досуг. Каждый вечер дети или репетируют свое выступление, или уже выступают на сцене, или смотрят выступления других – скучать некогда.

Но сам конкурс? Насколько он необходим? Как можно оценить творческие способности участников? Как объяснить детям, почему их выступление было хуже, чем у соперников? В Положении о соревнованиях определены критерии оценки выступлений команд, но нигде не прописано, за что выставляется то или иное количество баллов. Поэтому результаты творческого конкурса всегда будут обсуждаться в кулуарах, и неудовлетворенных всегда будет больше, чем довольных. Может быть, отказаться от конкурса как такового? Пусть команды выступают на сцене, пусть это будет обязательным этапом соревнований, пусть будет задействована вся команда. Но нужно ли здесь определять победителя? Уверен, что для многих участников творческого конкурса победой было уже то, что они сумели выйти на сцену! В 16 лет это не так просто.

Результаты

Многие учителя физкультуры интересуются не только тем, как проходят областные этапы «Президентских состязаний», но и тем, какие результаты показывают там школьники. Им интересно узнать, чего не хватает их ученикам, чтобы суметь на равных соперничать с сильнейшими своими ровесниками в регионе. Интересуются этим и дети. Поэтому мы решили опубликовать результаты победителей областного спортивно-оздоровительного фестиваля Ростовской области.

Результаты победителей отдельных видов «Президентских состязаний»

Юноши

Фамилия, имя участника

Результат

Район

Прыжок в длину с места (см)

Рысенко Антон

270

Тарасовский

Евстратов Филипп

270

Тарасовский

Наклон вперед из положения сидя (см)

Ефремов Вадим

+29

Песчанокопский

Поднимание туловища за 30 сек. (количество раз)

Лесников Максим

46

Песчанокопский

Подтягивание на перекладине (количество раз)

Табагуа Лаша

22

г. Зерноград

Бег на 30 м (сек.)

Загуменнов Максим

3,96

г. Константиновск

Кросс на 1000 м (мин., сек.)

Кадыров Илья

3.10

г. Каменск-Шахтинский

Краснянский Денис

3.10

г. Константиновск

Девушки

Фамилия, имя участника

Результат

Район

Прыжок в длину с места (см)

Синяя Дарья

240

Тарасовский

Отжимания от пола (количество раз)

Тёхина Александра

53

г. Константиновск

Наклон вперед из положения сидя (см)

Заруднева Татьяна

+30

г. Константиновск

Поднимание туловища за 30 сек. (количество раз)

Коваленко Алена

41

Весёловский

Бег на 30 м (сек.)

Синяя Дарья

4,3

Тарасовский

Кросс на 1000 м (мин., сек.)

Заруднева Татьяна

3.13

г. Константиновск

Результаты команды школы № 2 г. Константиновска, победительницы «Президентских состязаний»

п/п

Фамилия, имя

Возраст (лет)

Пол

Подтягивание (раз)

Отжимание (раз)

Прыжки в длину с места (см)

Поднимание туловища (раз за 30 сек.)

Бег на 30 м (сек)

Наклон туловища вперед (см)

Кросс на

1000 м (мин., сек)

1

Краснянский Денис

16

М

12

 

250

41

4,3

22

3,10

2

Лесников Максим

16

М

19

 

260

46

4,4

14

3,31

3

Ларионов Тимур

16

М

12

 

250

35

4,5

24

3,12

4

Заруднева Татьяна

16

Ж

 

18

205

28

5,0

30

3,13

5

Кононова Оксана

16

Ж

 

33

185

37

5,5

27

4,19

6

Тёхина Александра

16

Ж

 

53

190

37

5,0

10

3,59

7

Загуменнов Максим

16

М

14

 

252

32

4,0

19

3,38

8

Киреева Маргарита

16

Ж

 

36

197

37

15,1

12

4,14

9

Реуцков Евгений

16

М

13

 

243

32

14,7

19

3,32

10

Маркарян Карина

16

Ж

 

21

213

34

5,0

15

4,10

11

Соколов Сергей

16

М

11

 

235

36

4,5

7

3,41

12

Лысенко Кристина

16

Ж

 

23

172

27

5,3

16

4,17

Говорят юные участники фестиваля

Мельникова Светлана, пос. Орловский:

– Здесь соревнуешься с очень сильными соперниками, очень много команд. На этом фестивале судьи предъявляют более строгие требования к технике выполнения упражнения. При отжиманиях у нас в районе можно было прогибаться, а здесь надо ровно спину держать. Сложнее выполнять прыжок в длину с места. Прыжки здесь мы выполняли на асфальте, а в районе – в яму с песком.

Шумик Елена, Ленинская СОШ, хутор Ленинский, Весёловский район:

– Для меня самые тяжелые виды многоборья – отжимания и гибкость. Я смогла улучшить свои результаты в беге на 30 м и отжиманиях, но хуже прыгнула в длину с места. Но все равно я не очень довольна, хотелось бы лучше. Мне очень нравится здесь организация соревнований и условия, где мы живем и тренируемся, – уютная домашняя обстановка. Мы успели со многими познакомиться.

Лысенко Кристина, СОШ № 2, г. Константиновск:

– Я смогла улучшить свои результаты во всех тестах, и выполнять их мне не надоедает. Мы специально готовились к этим соревнованиям на тренировках. Но больше всего мне понравились соревнования по стритболу, так как я очень люблю этот вид спорта и занимаюсь им в школе. Еще мне очень запомнились вечера, проведенные здесь.

Круглый стол

Во время фестиваля учителям физической культуры удалось найти время для того, чтобы поделиться своим мнением об организации соревнований, рассказать о наболевших проблемах, высказать свои пожелания организаторам.

Судейство

По мнению учителей, судьи не всегда были одинаково требовательны к участникам состязаний: иногда строго наказывали, как того требуют правила, а порой прощали ошибки, – в то время как они должны беспристрастно относиться ко всем и понимать, что в соревнованиях участвуют дети, а не профессиональные спортсмены. Но в целом судейство признано справедливым.

Критически отнеслись учителя к использованию пластиковой бутылки при подсчете отжиманий. К сожалению, не все участники подкладывали бутылку точно под грудь, не всегда отчетливо был слышен хлопок. Для удобства подсчета учителя предлагают использовать прибор, описание которого было дано на страницах нашей газеты (№ 10/2008, «Приспособление для подсчета отжиманий в упоре лежа»).

«Не волнуйся, я рядом»

Учителя физкультуры были единодушны в том, что учитель должен быть рядом с учеником во время соревнований, помогая ему, поскольку ребенок и так находится в состоянии стресса (незнакомая обстановка вдали от дома, ответственные соревнования, сильные соперники), справиться с волнением и показать тот результат, на который он способен. В данной ситуации учитель – единственный человек, который может ему помочь. Конечно, он не должен вмешиваться в работу судейской бригады, но помочь ребенку – его обязанность.

Слушайте все!

В ходе фестиваля судейская коллегия на специальном стенде помещала текущие результаты состязаний. Учителя физкультуры высказали пожелание, чтобы на месте соревнований работал радиоцентр, по которому бы объявлялись результаты: детям очень приятно услышать свою фамилию, узнать о своих успехах, а также о результатах участников из других школ.

Президентские тесты – альтернатива ГТО

По мнению учителя Орловской СОШ № 1 Юрия Ивановича Головко, Президентские тесты являются серьезным подспорьем для учителя.

– Введение шкалы очков за показанный результат в каждом виде испытаний еще больше облегчило работу учителя. Всегда самым интересным видом соревнований для ребят было многоборье. Такое комплексное многоборье, отражающее уровень развития всех физических качеств, позволяет проводить внутришкольные соревнования, вести рейтинг учащихся, мониторинг развития физических качеств. В прежние годы подобным многоборьем был комплекс ГТО. Сейчас его пытаются возродить. Но пойдет ли дело дальше проектов? Почему бы не использовать результаты Президентских тестов в качестве альтернативы комплексу ГТО? Многое для этого уже сделано. Почему бы не награждать ученика, набравшего, скажем, 200 очков согласно своему возрасту, серебряным значком, а за 250 очков давать золотой? Уверен, что подобный стимул будет способствовать более активному участию детей в тестировании и привлечет ребят к регулярным занятиям спортом.

 

Кому в радость, а кому и в тягость

Все учителя признали, что поездка на фестиваль и детям, и учителям приносит огромную пользу. Она способствует и сплочению коллектива, и укреплению здоровья учеников. Многие учителя подчеркнули, что у детей, особенно из сельских школ, этот выезд на море был первым в жизни, а для кого-то может стать и единственным. Безусловно, этот фестиваль надолго останется в их памяти.

Но не обходится и без ложки дегтя в бочке меда. Не всегда поездка детей на фестиваль получает должную поддержку со стороны школьной администрации. Ведь организация любой такой поездки требует и решения определенных организационных проблем, и преодоления бюрократических препятствий, и денег. Учителям же зачастую приходится слышать от директоров даже такое: «Зачем вы выигрываете эти соревнования? Могли бы просто поучаствовать». И когда слышишь это постоянно, с одной стороны, поневоле задумаешься: стоит ли попадать в немилость руководству? А с другой стороны – дети, которые готовы все силы отдать за честь родной школы…

Город или село

Ни для кого не секрет, что уровень физической подготовленности школьников в сельской местности выше, чем у их городских сверстников. Это отчетливо видно, если ознакомиться со списком участников фестиваля. Однако в этом году состав команд-участниц из городских и сельских школ оказался примерно одинаковым. Но делать вывод, что к старшему звену (напомню: в состязаниях участвовали ученики 10-х классов) ситуация с физической подготовкой ученики в сельской местности и в городах выравнивается, было бы ошибкой. Связано это с тем, что большинство команд из сельских школ не могут принять участие в соревнованиях. В малокомплектных сельских школах просто порой не находится 8 мальчиков и 8 девочек в одном классе, допущенных к состязаниям. Поэтому их учителя высказывают опасение, что уже в следующем году им некого будет везти на соревнования, учитывая демографическую ситуацию. Так что или Положение надо менять, или на соревнованиях в ближайшее время будут представлены только крупные школы.

Победа любой ценой?

Совершенству нет предела. Пожелания учителей коснулись и состава участников Президентских состязаний. Удивительно, что Положением о многодневных командных состязаниях не предусмотрен вопрос замены участника. В творческом конкурсе и в программе тестов все члены команды должны участвовать в соревновании. Вот и получается, что внезапно заболевший ребенок выходит на старт даже в непогоду, выступает на сцене, чтобы не подвести команду. Сами учителя отметили, что не могут запретить им этого, – настолько велико у детей чувство ответственности перед своими товарищами, перед всей школой. Но нужны ли такие жертвы? Почему бы не предусмотреть вопрос замены участника или введения зачета с меньшим числом членов команды?

 

Лучше меньше, да лучше?

Учителя физкультуры отметили, что в последнее время оснащение школ спортивным инвентарем улучшилось, но все они подчеркнули, что его качество находится на низком уровне. К сожалению, этот вопрос решается на конкурсной основе: в тендере, как правило, побеждает тот, кто предлагает товар по более низкой цене. А бывает ли дешевый товар качественным? Как правило, нет. Так почему бы не перечислять деньги на счета отдельных школ и не позволять директорам и учителям физической культуры самим покупать тот инвентарь, который будет для них удобнее и практичнее? Тот факт, что школы получают новый инвентарь, – большая победа, и учителя за это очень признательны. Но ведь жизнь не стоит на месте. От учителей требуют качественной работы – почему же тогда снабжают некачественным инвентарем?

Каждой школе – стадион!

Не обошли стороной учителя физкультуры и Федеральную целевую программу «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы», согласно которой в каждом регионе страны вводятся в строй новые спортивные объекты. В основном это дворцы спорта, многофункциональные спортивные залы, физкультурно-оздоровительные комплексы. Стоит это недешево. Климат же Ростовской области позволяет заниматься физическими упражнениями на свежем воздухе 8 месяцев в году. Выходит, что для пользы дела было бы лучше строить стадионы, открытые площадки для занятий с детьми. Это в десятки раз дешевле и практичнее. Некоторым учителям приходилось ездить с учениками на тренировки в другие школы, чтобы полноценно подготовить их к состязаниям.

Проблемы, которые подняли учителя физкультуры в рамках «круглого стола», невозможно решить сразу. Главное, что у них есть возможность использовать газету как трибуну для выражения своего мнения. Ведь если о проблемах не говорить, то их не только никто не решит, но и никто ничего не узнает.

Важная встреча

Владимир Пегушин

Владимир Пегушин

Ни для кого не секрет, что управленческие структуры региональных, областных или краевых уровней не оказывают прямого воздействия на работу общеобразовательных учреждений: там издают документы для муниципальных руководящих структур, которые, в свою очередь, и передают информацию школам, следят за выполнением приказов, имеют постоянную непосредственную связь со школами.

Во время III областного спортивно-оздоровительного фестиваля «Президентские состязания» в Ростовской области нам удалось поговорить о проблемах и перспективах организации физкультурно-оздоровительной работы на муниципальном уровне с Владимиром Пегушиным, начальником управления образования администрации Неклиновского района.

Повышение квалификации

С самого начала Владимир Александрович отметил, что здоровье подрастающего поколения напрямую зависит от того, насколько рационально используется время на уроках физической культуры:

– Почему ученик, пришедший после болезни, может сидеть на уроке математики в душном классе, а заниматься физическими упражнениями, которые позволили бы ему быстрее восстановить здоровье, не может?

Мы решили изменить подход к данной проблеме и обучили всех учителей физкультуры нашего района индивидуальным методам работы с детьми, перенесшими различные заболевания.

Такой подход особенно полезен, когда медицинские работники не уделяют должного внимания процессу восстановления детей после болезни, а это происходит практически повсеместно. Другой вопрос – может ли учитель по окончании этих курсов проводить реабилитацию школьников? Дает ли свидетельство о прохождении курсов такое право?

К сожалению, в большинстве школ уроки физкультуры в начальных классах ведут непрофессионалы. Причины понятны: у учителей начальной школы очень большая нагрузка, не хватает преподавателей физкультуры, нет возможности организовать полноценные уроки из-за нехватки спортивных залов. Как в этих условиях обеспечить качественное проведение уроков в начальных классах? Как снять конфликт между учителями начальной школы и преподавателями физкультуры?

Владимир Пегушин предлагает следующий выход:

– Мы проводим специальное обучение учителей начальной школы, ведущих уроки физкультуры, и обеспечиваем преемственность начальной и средней школы. Обучением педагогов занимаются специалисты кафедры физической культуры Южного федерального университета (ЮФУ объединяет ряд ведущих государственных вузов Ростовской области, в том числе и Ростовский Государственный Педагогический университет. – Прим. ред.). В результате 80% учителей, которые прошли переподготовку, остались преподавать физкультуру в начальных классах. Они получили необходимые знания и теперь применяют их на практике.

Владимир Александрович отметил положительную динамику в кадровом составе педагогов – в последнее время сократился отток кадров в другие сферы деятельности, что позволяет сделать вывод: сформировавшийся контингент, достигнув определенных успехов, ждет дальнейших улучшений условий труда и желает продуктивно работать.

Финансирование

– Сегодня учителю физкультуры грех жаловаться на отсутствие должной материально-технической базы – финансирование хорошее, каждая школа оснащена спортивным инвентарем и оборудованием, имеются спортивные площадки и даже тренажерные залы, – отметил Владимир Александрович.

В ходе поездки мы побывали в одной из школ. Оказалось, что ремонт спортивного зала не проводился в ней с момента постройки. Пол в зале настолько неровный, что если мяч положить в одном конце зала, то он сразу же скатится в противоположный. Спортивное оборудование и инвентарь (гимнастические палки, гантели, стойки для прыжков в высоту, брусья, шведские стенки) учителя-энтузиасты изготавливают сами – в ход идут все подручные средства.

Так как же на самом деле обстоят дела с развитием материальной базы школ в районе и области? Достаточно ли это финансирование?

Владимир Александрович также отметил, что в области много сделано для того, чтобы каждая школа имела свой автобус. Это позволяет решать вопросы и с доставкой детей на уроки, и с выездами на различные мероприятия.

Воспитание

Существуют различные мнения о необходимости военно-патриотического воспитания в школах. Ученые и педагоги уверены: военно-патриотическим воспитанием необходимо заниматься, чтобы усилить мощь нашей страны. Однако многие еще придерживаются противоположной точки зрения, будучи уверенными, что сама идея такого воспитания появилась во времена «холодной войны», когда обществу нужны были люди, готовые дать молниеносный отпор врагу, а врагом был весь мир вокруг СССР. Но насколько это нужно сейчас?

Одним из следствий подобных споров в свое время стало практическое исчезновение во многих регионах страны военно-патриотических игр «Зарница» и «Орленок». В Москве, например, дети могут узнать о них только из рассказов родителей. Тем не менее эти игры – увлекательные, познавательные, интересные – необходимы детям. Сейчас игры «Зарница» и «Орленок» проводятся во всей Ростовской области. В Неклиновском районе в конце каждого учебного года в течение пяти дней проходят военные сборы, в которых, по мнению начальника управления образования района, с удовольствием принимают участие старшеклассники. Организованы они на территории летной школы очень необычным образом. По приезде дети распределяются по взводам независимо от места обучения. Сначала проводится Спартакиада по легкой атлетике, результаты которой можно считать показателем истинного состояния физического воспитания. Ребята демонстрируют свои способности не в присутствии своего учителя физкультуры, а среди педагогов и учеников других школ.

– Главным результатом этой работы является тот факт, что призывники района не отказываются служить в армии. Многие ребята в дальнейшем выбирают профессию офицера, поступают в военные училища, – подчеркнул Владимир Пегушин.

Анализ работы

Обычно школы накануне очередного учебного года проводят педсоветы, совещания, конференции. Владимир Александрович считает эти мероприятия бессмысленными:

– Итоги предыдущего года мы подводим в мае и в обязательном порядке предусматриваем работу секции учителей физической культуры. А какой смысл подводить итоги прошедшего года в августе? Это нецелесообразно и никому не нужно, так как люди после отпуска совершенно забывают о том, что было в прошлом году, а больше интересуются ближайшим настоящим. К тому же все аналитические справки, отчеты по итогам уходящего года готовятся в мае, и если делать это заблаговременно, то учителям не составит большого труда подготовить их вовремя. И тогда хватит времени на то, чтобы разобраться в причинах ошибок, неудач и задуматься, как строить работу в следующем учебном году. А в августе мы проводим совещания методических советов районных объединений, на которых ставим цели и задачи на следующий учебный год.

Фото автора

Алексей Машковцев ,
Заместитель главного редактора газеты «Спорт в школе». АНО «Школа «Премьер», Москва