Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №16/2008

Путешествие в край тихого Дона

Спортивно-фольклорный праздник для учащихся 5–6-х классов

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Предлагаемый вашему вниманию спортивный праздник объединяет в себе спортивные конкурсы с историческим экскурсом о развитии казачества на Дону. В паузах между состязаниями ведущие поют казачьи песни, читают поговорки, приводят интересные исторические данные, которые будут полезны детям. Подобную игру-путешествие можно провести в любом регионе, наполнив его историческую и спортивную части своим содержанием.

Славься, Дон! И в наши годы
В память вольной старины
В час невзгоды честь свободы
Отстоят твои сыны.

Цели и задачи

1. Содействовать всестороннему развитию личности средствами физической культуры.

2. Расширить знания учащихся об истории своего края, о традициях и обычаях донских казаков.

Начало праздника

Под фонограмму песни «Вольный Дон» в исполнении хора выходит ведущая в костюме казачки и говорит приветственное слово.

Звучит фонограмма песни «Донцы-молодцы».

Представление команд

В состязаниях принимают участие две команды мальчиков по 8 человек в каждой: «Донцы-молодцы» и «Донцы-удальцы».

Игра-путешествие состоит из четырех эстафет, конкурса атаманов, двух казачьих игр и полосы препятствий. Победитель определяется по результатам всех состязаний.

Эстафета «Конные скачки» (рис. 1)

Ведущий. Казаки были ловкими наездниками, коня своего берегли и уважали, как верного друга. На Дону существовал такой обычай. Здоровый, крепкий сын был огромной гордостью матери-казачки. Когда карапузу исполнялся год, отец тожественно выносил его на майдан – главную площадь станицы – и сажал на коня. Внимательно наблюдали за этим казаки-старики: по посадке, по ловкости рук они старались определить его будущее, и высшей наградой родителям становилось сказанное кем-либо: «Добрый будет казак!»

Трехлетние казачата умели ездить верхом на лошади по двору, а пятилетние бесстрашно скакали на лихом дончаке по улицам городка, на радость отцу и матери. С четырнадцати лет мальчик джигитовал и рубил лозу шашкой. К шестнадцати годам брал призы на военных смотрах, а отец покупал ему форму, оружие и коня.

Рис. 1

Рис. 1

«Казаки» скачут на игрушечных конях, передвигаясь прыжками на двух ногах до места разворота и обратно.

Эстафета «Военный смотр» (рис. 2)

Ведущий. Большой лагерь для военного смотра разбивали посреди долины, где в течение двух-четырех недель в присутствии войскового атамана продолжались военные игры. Для этого молодые казаки разделялись на отряды и все одновременно выполняли разные упражнения. Одни устраивали скачки, показывая резвость своих лошадей. Другие верхом на быстроногих скакунах тренировались в стрельбе по мишеням. Третьи удальцы демонстрировали боевые приемы на лошади. Стоя в стременах, они неслись во весь опор, доказывая свое умение филигранно владеть шашкой и ружьем: отбивались шашкой от предполагаемого противника и прицеливались на полном скаку.

Рис. 2

Рис. 2

В этой эстафете каждый участник команды на своем этапе выполняет следующие задания: перепрыгнуть через плетень, запрыгнуть в седло, пикой проколоть шар, спрыгнуть с седла, выстрелить из лука в камышовую мишень. Выполнив задание, участник возвращается к своей команде и передает эстафету следующему участнику.

Эстафета «Рыбалка» (рис. 3)

Ведущий. Казаки говорили: «Кормит нас, молодцов, Небесный Царь в степи своей милостью, зверем диким да морской рыбой. Так питаемся подле моря синего».

Основной пищей казаков была рыба. В самом Дону ее хватало, да еще она приходила из Азовского моря для метания икры. В былинные времена на Дону ловились белуги, осетры, карпы, лещи, стерляди, судаки, головачи, окуни и прочая рыба. Казаки ловили рыбу для собственного потребления при помощи удочек, бредней, переметов, вентерей, сапеток.

Рис. 3

Рис. 3

Первый участник команды берет удочку с магнитом и бежит до воображаемой реки, забрасывает удочку, пытаясь поймать магнитом изготовленную заранее рыбу с прикрепленной металлической пластиной. Поймав ее, он возвращается, кладет рыбу в садок и передает эстафету следующему участнику. Побеждает команда, выловившая больше рыбы за определенное время.

Эстафета «Переправа» (рис. 4)

Ведущий. Молодые донцы соревновались в преодолении водной преграды. Казаки надевали на себя все воинское снаряжение и мчались на лошадях к реке. Бросившись в воду, удальцы на конях переплывали на противоположный берег, стремясь достичь его как можно скорее. Иногда, переправляясь, казаки делали легкие плоты из камыша, складывали на них военную амуницию и переплавлялись вплавь рядом с конем.

Рис. 4

Рис. 4

В этой эстафете все участники команды встают на коврик, затем перепрыгивают на следующий. Освободившийся первый коврик перекладывается вперед, и так далее до тех пор, пока вся команда не достигнет противоположного берега.

Статья опубликована при поддержке интернет-сайта "НОВОСТИ@MAIL.RU". В разделе Справки -> Персоны Вы найдёте информацию о бессменном президенте Казахстана с 1989 года, верховном главнокомандующем, Лидере Нации. Узнать о президентстве Назарбаева Нурсултана Абишевича, его биографию, о семье и увлечениях Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://news.mail.ru/reference/13/

Конкурс атаманов

Конкурс атаманов состоит из четырех этапов:

Первый этап – «Джигитовка» (рис. 5).

Рис. 5

Рис. 5

Цель: пролезть под конем, не уронив фуражки.

Второй этап – «Ловкие руки» (рис. 6).

Рис. 6

Рис. 6

Цель: сбить плеткой как можно больше кеглей.

Третий этап – «Меткий глаз» (рис. 7).

Рис. 7

Рис. 7

Цель: попасть мячом в подвижную мишень (подвешенный на веревке мяч).

Четвертый этап – «Самый сильный».

Борьба на руках, игры «Бой петухов», «Вытолкни из круга» и др.

Народные казачьи игры

Ведущий. Войсковые атаманы проводили своеобразные военные игры (проверочные военно-тактические учения). Дети казаков беззаботно бегали по улицам и играли в те же игры, что и взрослые.

«Казаки-разбойники» (рис. 8)

Играющие делятся на две команды.

Цель игры: выкрасть знамя у противоположной команды.

Если игрока «запятнали», он принимает положение руки в стороны. Его товарищи могут освободить его касанием. Игру можно усложнить, установив перетяжку в центре площадки.

Рис. 8

Рис. 8

«Шахардай» (рис. 9)

В игре принимают участие только мальчики. Играющие делятся на пары. Один партнер (нижний) выступает в роли лошади, другой (верхний) – в роли наездника.

«Лошадь» приседает, опираясь о забор. «Наездник» становится сзади своего партнера, обхватывает его руками и запрыгивает на спину. Играющие сходятся, стремясь столкнуть «наездника» у соперника и приговаривая при этом:

Шахардай-дай-дай!
Шахардайский конь
Побежал в Москву
Подтесать доску.
На соломинку –
С коня долой!

Или:

Шахардай, не минай,
Три кабачка давай –
С коней или на коней.

Рис. 9

Рис. 9

Рыцарская жизнь казаков (полоса препятствий) (рис. 10)

Ведущий. Жизнь казаков была неспокойной. Часто нападали враги: жгли, грабили, убивали, уводили в плен людей. Поэтому казаки редко жили в своих городках, а чаще собирались в нижней части Дона в главное войско, откуда расходились в походы. Овраги, горы, реки не становились для них препятствием. Воины и их обученные кони могли справиться с любой преградой на своем пути.

Полоса препятствий включает следующие этапы:

Первый этап – «Плетень».

Цель: перепрыгнуть через плетень любым способом.

Второй этап – «Пенечки».

Цель: перепрыгнуть с одного пенечка на другой, сохраняя равновесие.

Третий этап – «Маятник».

Цель: схватиться руками за перекладину и, раскачавшись, перепрыгнуть через воображаемый овраг или реку.

Четвертый этап – «Конь».

Цель: перелезть через высокое бревно.

Пятый этап – «Бревно».

Цель: пройти по бревну, удерживая равновесие.

Шестой этап – «Гать».

Цель: передвигаться по воображаемому болоту, передвигая поочередно доски.

Седьмой этап – «Кочки».

Цель: та же, что на втором этапе.

Игроки, выполнившие все задания, собираются в казачьем кругу.

Рис. 10

Рис. 10

Завершение праздника

Девочки в казачьих костюмах подносят казакам, вернувшимся из похода, каравай. Участники и зрители встают в большой хоровод.

По окончании игр в хороводе все садятся в большой круг. Подводятся итоги соревнований.

Людмила Борисовна Романенко ,
учитель физической культуры, МОУ СОШ № 16, г. Зерноград, Ростовская обл.