Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №16/2008

Сотвори себя сама

Авторская программа для девушек 10–11-х классов

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

В старших классах средней школы уроки физкультуры разрешается проводить отдельно для юношей и девушек. К сожалению, если юноши в большинстве своем с охотой посещают эти уроки, то при организации занятий для девушек учителя физкультуры испытывают определенные затруднения. Как сделать эти уроки интересными? Чем увлечь современных старшеклассниц? Одним из способов решения проблемы видится создание альтернативных программ.

Данная программа предназначена для девушек 10–11-х классов. Она включает комплексы упражнений, интересные формы занятий, формирует потребности совершенствовать культуру движений, телосложение, заботиться о своем физическом развитии, напоминает девушкам о том, что будущая мать должна иметь крепкое здоровье.
Учебный материал подобран с учетом возрастных особенностей школьниц и основан на общих задачах физического воспитания учащихся средней (полной) общеобразовательной школы.

Научить быть здоровым

Целью программы является совершенствование физического развития девушек
10–11-х классов, повышение их функциональных возможностей нетрадиционными для школьной практики средствами современных оздоровительно-корригирующих систем, способствующих укреплению здоровья, ведению здорового образа жизни.

Помимо общих задач, решаемых на уроках физической культуры в школе, данная программа призвана реализовывать частные задачи:

1) привлечение к систематическим занятиям физическими упражнениями;
2) укрепление здоровья;
3) формирование правильной осанки;
4) совершенствование двигательных функций и повышение общей работоспособности;
5) развитие основных физических качеств;
6) воспитание культуры движений.

Программа «Сотвори себя сам» носит оздоровительно-укрепляющий характер и способствует воспитанию гармонично развитой личности. Она включает систему теоретических и практических занятий.

Особенности программы

В данной программе мы следуем принципу вариативности, заключающемуся в возможности подбирать содержание учебного материала с учетом пола и возраста учащихся.

Занятия проводятся в вариативной части основной программы или во внеурочное время в виде факультатива.

Программа хорошо подходит и девушкам, отнесенным по состоянию здоровья к подготовительной группе, так как имеет оздоровительную направленность и включает элементы гимнастики для женщин.

Занятия в основном проводятся под музыку, которая создает особый эмоциональный фон, положительно влияющий на психологическое состояние девушек.

Вариативная часть занятия включает элементы:

– хореографии;
– ритмической гимнастики;
– степ-аэробики – во вводной части урока;
– художественной гимнастики, шейпинга, акробатики – в основной части урока;
– оздоровительных упражнений – в заключительной части урока.

Самостоятельные занятия во внеурочное время проводятся по индивидуальному плану (факультатив).

Планирование программного материала

№ п/п

Разделы, темы

10й кл.

11й кл.

I

Поурочная часть

34 ч

34 ч

1

Теория

2 ч

2 ч

II

Практический материал

32 ч

32 ч

1

Ритмическая гимнастика

8 ч

8 ч

2

Элементы шейпинга

4 ч

4 ч

3

Хореография и художественная гимнастика

6 ч

6 ч

4

Степ­аэробика

6 ч

6 ч

5

Культура движений

2 ч

1 ч

6

Оздоровительные системы

4 ч

5 ч

7

Тестирование

2 ч

2 ч

III

Внеурочная часть

 

 

1

Оздоровительная аэробика

34 ч

34 ч

Контроль за усвоением программы

Зачетные требования

1. Общефизическая подготовка в соответствии с базовой частью школьной программы.

2. Специальная физическая подготовка согласно вариативной части программы.

3. Техническая подготовка (выполнение комбинаций и комплексов упражнений под музыку по ритмической гимнастике, художественной гимнастике, степ-аэробике).

4. Проведение антропометрических измерений:

– рост (см);
– масса тела (кг);
– окружность груди (см);
– окружность талии, таза, бедер (см).

5. Контрольные упражнения, тесты:

Сгибание рук в упоре лежа за 30 сек.

Отметка

Количество повторений

«5»

25 раз

«4»

20 раз

«3»

15 раз

Поднимание туловища лежа на спине (руки за головой) за 30 сек.

Отметка

Количество повторений

«5»

35 раз

«4»

30 раз

«3»

25 раз

Наклон вперед стоя на гимнастической скамейке (см)

Отметка

Результат (см)

«5»

20 см

«4»

16 см

«3»

10 см

Приседания за 30 сек.

Отметка

Количество повторений

«5»

30 раз

«4»

25 раз

«3»

20 раз

6. Выполнение самостоятельно или в группе комбинаций ритмической гимнастики, степ-аэробики, художественной гимнастики под музыкальное сопровождение.

Содержание программы

Основы знаний

Понятие физической культуры личности и ее ценностные ориентиры в укреплении здоровья. Правила безопасности при занятиях физическими упражнениями. Самоконтроль. Анатомические и физиологические основы знаний. Тренировочный режим на занятиях по аэробике и шейпингу.

Практический раздел

Ритмическая гимнастика

– Базовые элементы;
– различные элементы ритмической гимнастики;
– техника выполнения упражнений по ритмической гимнастике;
– упражнения в положении стоя;
– упражнения в исходном положении сидя, лежа;
– серия танцевальных упражнений;
– серия упражнений на дыхание и расслабление;
– музыкальная грамота;
– комплексы ритмической гимнастики.

Шейпинг

– Тестирование в шейпинге;
– антропометрические измерения;
– общеразвивающие интенсивные упражнения в устойчивом ритме (под музыку);
– упражнения для мышц рук, туловища;
– бег, прыжки, подскоки;
– упражнения с отягощением;
– упражнения на растягивание;
– ударные серии упражнений (для мышц рук, ног, живота, спины);
– ударные серии упражнений для развития гибкости;
– упражнения, выполняемые в тренажерном зале;
– упражнения с предметами (скакалка, гантели, резиновые бинты, медицинболы).

Хореография и художественная гимнастика

Хореография

– Роль хореографии в формировании осанки, грации, пластики тела;
– музыкальная грамота;
– терминология движений, позиций;
– экзерсис у опоры – позиция рук 1–6;
– батманы (тандю, жете, фондю, сутеню);
– полуприседания, приседания (деми плие, гранд плие);
– упражнения в партере (адажио-позы).
– экзерсис на середине (адажио, батманы, сисон увэрт, па де ма, па де баск, па балонсэ, па эшапэ, тур 360°, тур 180°, прыжки соте на 1-й, 2-й, 5-й позиции, шанжман де пье (прыжки), пор де бра и наклон).

Художественная гимнастика

Общеразвивающие упражнения на силу, выносливость, гибкость, координацию.

Акробатика

– Упражнения на гибкость («мосты»);
– упражнения на растягивание (шпагаты, полушпагаты);
– упражнения на удержание равновесия;
– перекаты, кувырки, перевороты;
– стойки (на лопатках, на руках).

Специальные упражнения

– Музыкальная грамота;
– упражнения без предметов (равновесия, махи, прыжки, танцевальные шаги);
– упражнения с предметами (скакалка, ленточка, обруч, булавы, мяч);
– комбинации групповых упражнений под музыкальное сопровождение.

Степ-аэробика

Основные понятия степ-аэробики:

– техника безопасности выполнения упражнений;
– степ-упражнения;
– условия тренировки;
– самоконтроль;
– музыкальная грамота;
– основные средства (платформа).

Основные виды движений степ-аэробики:

– исходные позиции (фронтальная сверху, крайняя, боковая, верхом);
– основной правый шаг;
– основной левый шаг;
– широкий шаг;
– попеременный шаг на платформу;
– попеременное поднимание на платформу;
– попеременное поднимание колен;
– попеременное поднимание ног в сторону;
– попеременное поднимание пяток к бедру;
– повороты;
– переход и сход с платформы;
– переход через платформу.

Движения рук в степ-аэробике:

– для бицепсов;
– для мышц плечевого пояса;
– упражнение «Боксер»;
– упражнение «Насос»;
– упражнение «Замок»;
– упражнения с гантелями;
– различные комплексы упражнений под музыкальное сопровождение.

Культура движений

Фигура, грация, осанка (элементы упражнений для дефиле). Пропорции тела. Упражнения на осанку. Положение стоп, спины, шеи, живота при ходьбе. Упражнения для развития пластики рук при походке. Основы музыкальной грамоты (темп, динамика, мелодия, ритм). Танцевальные упражнения и комбинации.

Оздоровительные системы

Аутотренинг

Основные направления и условия проведения аутотренинга. Варианты аутотренинга (успокаивающий, мобилизационный). Точечный массаж для профилактики простудных заболеваний. Приемы и методы точечного массажа.

Оздоровительная хатха-йога

Особенности и правила выполнения оздоровительной йоги. Основные упражнения хатха-йоги. Яма (нравственные качества), нияма (свод правил физической и психической подготовки), асаны (позы, положения тела), пранаяма (дыхательные упражнения). Психологические игры. Дыхательная гимнастика. Релаксация.

Оздоровительная аэробика

Массовые виды гимнастики. Гигиена питания при занятиях аэробикой. Аэробика и ее направления. Осанка и походка. Музыкальная грамота. Базовые элементы аэробики. Разновидности упражнений (для плечевого пояса, туловища, шеи, ног). Техника выполнения упражнений. Составление комплексов упражнений по аэробике и музыкальных композиций. Самостоятельные упражнения с элементами шейпинга. Упражнения для расслабления.

Спонсор публикации статьи: интернет-магазин компании Mondigo, представляющий модную и стильную одежду для мужчин и женщин под одноименным брендом. В коллекциях, обновляемых каждый сезон, широко представлены блузки, рубашки, жакеты, юбки, брюки, шорты, футболки, лонгсливы, толстовки, платья, джемпера, кардиганы, водолазки, лосины, кофточки, жилеты, майки, платья, палантины, а также верхняя одежда и аксессуары. Линейка одежды CLASSIС, безусловно, заинтересует современных женщин и мужчин, более всего ценящих стиль и качество. Направление BASIC ориентировано, прежде всего, на молодых и ярких, не боящихся экспериментов, ищущих в одежде отражения своего внутреннего состояния и настроения. Всю одежду, заказанную в интернет-магазине на сайте http://www.mondigo.com/ в кратчайшие сроки совершенно бесплатно доставят по адресу, указанному клиентом, и предоставят время для примерки. Уверены, в гардеробе современных мужчин и женщин вещи из коллекций Mondigo займут достойное место.

Евдокия Черкашина ,
учитель физического воспитания МОУ СОШ № 1, г. Зерноград, Ростовская обл.