Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №15/2008

Уроки физической культуры в 7-м классе

Однажды я случайно услышала разговор своих учеников, привыкших работать в режиме индивидуальной творческой или проектной деятельности (они получали образование в неклассно-урочной системе «Парк-школа» – системе выбора занятий и тем для учебы). Ребята обсуждали наболевшее: «Конечно, добывать знания самим здорово, но… Надоело слушать только доклады одноклассников. Я тут был на лекции по истории, оказывается, это так интересно! И тебе советую. Понимаешь, там преподаватель показывает свою систему знаний, свой способ изложения материала. Класс!»

Остальные оживились: «Ты?! На лекции?! Да ты раньше на уроках учителя больше пяти минут слушать не мог, тебя же всегда выгоняли!». «А сейчас могу, потому что интересно! Меня же никто не заставляет слушать эту лекцию, я сам решил!»

Иногда мне кажется, что газета – тот же вариант «открытых парк-студий», в которых читателю предлагаются разнообразные знания. Учителя делятся опытом планирования занятий, оригинальными методиками, разработками, а каждый читатель берет из газеты то, что интересно и важно именно для него. Но… Системной информации о преподавании физической культуры мы не даем, оставляя возможность ее создания читателям. Оно и верно, газета – это не учебник!

Поэтому, когда мы получили текст об уроках физкультуры в 7-м классе, сначала решили его не публиковать: один автор предложил свое видение (авторскую программу) преподавания физической культуры для ребят одного возраста, разве может это быть интересно для всех наших читателей? А потом стали вчитываться в записи Евгения Николаевича Литвинова и поняли, что были неправы.

По сути, в этой работе Евгений Николаевич предложил нам свой курс лекций о том, как можно преподавать физкультуру. Для тех, кто привык каждый текст воспринимать как руководство к действию, напоминаем: это не учебник, а авторское видение проблемы! Хотя… Евгений Николаевич много лет проработал не только учителем физкультуры, но и методистом одного из округов Москвы. Способ изложения материала, описания уроков могут быть интересны и полезны многим.

Автор дает подробное описание (по сути дела, конспекты) каждого урока в 7-м классе. Каждый урок имеет четкую структуру, везде предусмотрены упражнения для мальчиков и девочек, упражнения для групповых и индивидуальных занятий. Особенно интересны методические указания – проблемные точки, на которые учителю следует обратить особое внимание.

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

I ЧЕТВЕРТЬ

Тематическое планирование (легкая атлетика и баскетбол)

Содержание материала

Номера уроков

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Длительный бег до 8–10 мин.

+

+

+

+

+

                         

Прыжки, многоскоки, беговые упражнения

 

+

+

+

+

+

                       

Низкий старт

   

+

+

+

+

+

+

                   

Бег с ускорениями

 

+

+

+

     

+

                   

Бег с максимальной скоростью

             

+

                   

Метание и бросание набивных мячей

         

+

+

+

+

                 

Прыжки через скакалку

           

+

+

+

+

               

Метание малого мяча и гранаты

 

+

+

+

+

                         

Прыжки в длину с места

         

+

     

+

               

Прыжки в высоту с разбега

         

+

+

+

+

 

+

             

Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной от плеча в движении с сопротивлением защитника (игра в тройках, круге, квадрате)

                     

+

+

+

       

Передача и ловля мяча с отскоком от пола

                       

+

+

+

+

+

 

Ведение мяча с сопротивлением защитника

                       

+

+

+

+

   

Штрафной бросок

                     

+

+

+

+

+

   

Бросок мяча в движении

                     

+

+

+

+

     

Учебная игра

                       

+

+

+

     

Тестирование

       

+

+

 

+

                   

Урок № 1

Задачи:

1. Инструктаж по технике безопасности, основы знаний по предмету.
2. Повторение пройденного в 7-м классе (бег в среднем темпе до 10 мин.).

Инвентарь: секундомер, часы.

Подготовительная часть

Построение класса, сообщение задач урока. Размещение на гимнастических скамейках.

Основная часть

Опросить ребят, как они провели летние каникулы, занимались ли спортом и физическими упражнениями.

Провести короткую беседу о влиянии физических упражнений на основные системы организма, рассказать о правилах самоконтроля при самостоятельных и систематических занятиях. Для того чтобы организм правильно функционировал, необходимо четкое взаимодействие всех систем.

Под влиянием занятий физическими упражнениями развитие организма идет более быстрыми темпами. В процессе занятий физическими упражнениями увеличиваются масса и объем мышц, что имеет большое значение при осуществлении движений и поддержании различных положений. Быстро развивается сила, что сказывается на двигательных навыках, требующих силовой подготовки. Эффективнее работают сердечно-сосудистая и дыхательная системы. Однако сердце не всегда в состоянии приспособиться к напряженной физической работе, и недостаточная физическая подготовленность человека может привести к срыву в сердечной деятельности и даже болезни сердца. Вот почему вреден длительный перерыв в двигательной активности.

В тесной связи с сердечной деятельностью находится работа легких. Образование энергии, необходимой для выполнения физической нагрузки, идет аэробным путем (т.е. с участием кислорода). Кровь, протекая через легкие, насыщается кислородом и разносит его по всему организму, причем больше к работающим мышцам и меньше – к ненагруженным.

Необходимо отметить, что недостаточная двигательная активность и чрезмерное питание приводят к избыточному весу. Это плохо влияет на здоровье и не способствует успеху на уроках физкультуры.

Ученые, работающие в области физической культуры и спорта, отмечают, что среднесуточная двигательная активность у большинства школьников ниже гигиенической нормы на 30–35%. Урок №и физической культуры в школе компенсируют всего 11% необходимой двигательной активности. Из этого можно сделать вывод, что самостоятельные или организованные занятия физической культурой просто необходимы учащимся, особенно девочкам.

Для того чтобы не навредить себе при занятиях, необходимо следить за своим здоровьем, т.е. вести самоконтроль. Если у вас нарушены сон, аппетит, увеличено потоотделение, появилась вялость, то надо снизить физическую нагрузку. Нагрузка регулируется по частоте сердечных сокращений (пульсу), по количеству повторений упражнений, а также по темпу их выполнения. Все это надо знать и учитывать при самостоятельных занятиях физической культурой и спортом. Пульс должен восстанавливаться после тренировки через 5–10 мин. и составлять у учащихся 10–13 лет 70–80 уд./мин.

Те, кто серьезно занимается спортом, могут вести дневник самоконтроля. Учитель физической культуры поможет его правильно оформить.

После беседы проводится инструктаж по технике безопасности.

Затем ученики, которые имеют при себе спортивную форму, могут начинать бег в чередовании с ходьбой до 10–12 мин. в медленном темпе.

Заключительная часть

Построение, подведение итогов урока. Напомнить учащимся о необходимости всегда иметь при себе спортивную форму на уроке физкультуры.

Урок № 2

Задачи:

1. Обучение метанию гранаты.
2. Развитие быстроты.

Инвентарь: малые мячи, гранаты весом 300 г, секундомер.

Подготовительная часть

Построение класса, сообщение задач урока. Упражнения на внимание. Ходьба и бег до 7–9 мин. Отдых 3–4 мин.

Беговые и прыжковые упражнения:

1. Бег с высоким подниманием бедра 3–4 раза по 20 м, обратно – шагом к месту выполнения упражнения.

2. Бег из различных исходных положений (выполнение группами по 5–6 человек).

3. Бег приставными шагами (правым и левым боком) – 4–5 раз по 20–25 м.

4. Бег скрестным шагом – 2–3 раза по 20 м.

5. Бег с максимальной скоростью с высокого старта – 3–4 раза по 20 м.

6. Бег на месте с высоким подниманием бедра в максимальном темпе – 4–6 раз по 6–10 сек., отдых 10–15 сек.

7. Бег на 50–60 м с ускорениями – 2–3 раза.

Основная часть

Учитель делит класс на две группы – мальчики и девочки.

Мальчики выполняют метание гранаты весом 300 г по одному под руководством учителя. Пока один ученик метает гранату, остальные стоят в стороне, ожидая своей очереди; подбирать гранату можно только с разрешения учителя. Как только метающий выполнит три попытки, следующий ученик бежит собирать гранаты и передвигается к месту разбега для метания. Упражнения выполняются в течение 10–15 мин.

Девочки в это время занимаются силовыми упражнениями: подтягивание из виса лежа – 3 раза по 10–12 подтягиваний (ноги при этом не должны скользить). Высота перекладины – 1 м.

После окончания метания гранаты мальчиками девочки переходят к метанию малого мяча, а мальчики – к выполнению силовых упражнений: подтягивание из виса – 3–4 подхода по 3–4 подтягивания. Каждый ученик обязательно должен выполнить 16 подтягиваний. Кто не сможет выполнить их все за 4 подхода, выполняет больше подтягиваний за один подход.

Заключительная часть

Построение класса, подведение итогов урока, выставление оценок.

Урок № 3

Задачи:

1. Обучение технике низкого старта.
2. Совершенствование техники метания мяча и гранаты.
3. Развитие быстроты и силы.

Инвентарь: малые мячи, гранаты весом 300 г.

Подготовительная часть

Построение класса, сообщение задач урока. Упражнения на развитие быстроты двигательной реакции. Учитель командует: «Разойдись!» Класс должен разбежаться по всему залу. По команде: «Становись!» необходимо как можно быстрее построиться в одну шеренгу. Учитель дает и другие команды, например: «Упор присев принять!», «Лечь!», «Сесть!» – и т.п.

Ходьба и бег в спокойном темпе до 8–10 мин.

Выполнение ОРУ. Построение класса в колонну по 4–5 человек с интервалом 2 шага и дистанцией 3 шага. Поворот вполоборота, направо (налево):

1. И.п. – ноги на ширине плеч, руки в стороны.
1–4 – быстрое вращение рук вперед;
5–8 – то же назад.
Повторить 4–6 раз в каждую сторону.

2. И.п. – ноги на ширине плеч, руки вверх, пальцы сцеплены в замок.
1–3 – наклон вперед, мах руками между ногами;
4 – и.п.
Повторить 7–9 раз.

3. И.п. – ноги на ширине плеч, руки на пояс.
1–2 – вращение туловища влево;
3–4 – вращение туловища вправо.
Повторить 8–10 раз в каждую сторону.

4. И.п. – о.с.
1 – руки вперед-вверх;
2 – руки вниз-назад;
3 – руки вперед-вверх, левая нога вперед;
4 – руки вниз-назад, левая нога вниз;
5–8 – то же с правой ноги.
Повторить 5–7 раз каждой ногой.

5. И.п. – о.с.
1 – упор присев;
2 – упор лежа;
3 – упор присев;
4 – и.п.
Повторить 6–8 раз.

6. И.п. – о.с.
1–2 – руки вперед вверх, поднимаясь на носки, прогнуться;
3–4 – руки через стороны вниз, наклон вперед.
Повторить 6–8 раз.

Основная часть

Оставить класс в том же построении. Рассказать о низком старте и показать технику его выполнения. Низкий старт применяется при беге на короткую дистанцию (спринт). По команде:«На старт!» надо перешагнуть через стартовую линию и встать так, чтобы стартовые колодки оказались за спиной, потом присесть, поставить руки на дорожку за линией старта, упереться стопой толчковой (сильнейшей) ноги в колодку. Затем установить в колодку маховую ногу, потом кисти рук. Большие пальцы должны быть повернуты внутрь, а остальные – наружу.

По команде: «Внимание!» тяжесть тела переносится на руки и впереди стоящую ногу, таз приподнимается немного выше плеч.

По команде: «Марш!», если впереди левая нога, вперед быстро выносится левая рука, а правая сгибается вверх-назад. Движение рук в момент старта и на первых шагах дистанции играет большую роль. Руки должны двигаться быстро, но не скованно, а расслабленно.

Для начала нужно предложить учащимся выполнить команды для низкого старта на месте. При этом нужно следить, чтобы школьники правильно принимали исходное положение. По команде: «Марш!» следует резко оттолкнуться и выпрыгнуть вверх, затем все учащиеся вместе выполняют стартовые команды. Учитель по ходу исправляет ошибки. Повторить несколько раз.

Затем группы по 4–5 человек выполняют низкий старт и 3–4 раза пробегают дистанцию 30 м. К месту старта учащиеся возвращаются шагом.

Во избежание столкновений при выполнении упражнения учитель должен предупредить, что бежать следует строго по своей дорожке и нельзя перебегать дорогу товарищу, так как это может привести к травме.

Бег с низкого старта на 60 м – 2 раза.

Разделить класс на две группы: мальчики и девочки.

Мальчики работают над метанием гранаты весом 300 г. Нужно с разбега в 3–5 шагов выполнить 5–6 бросков гранаты, затем переключиться на метание малого мяча. Выполнить 6–8 попыток. При разбеге на последних 3–5 шагах рука со снарядом отводится назад и готовится к броску. Заканчивать бросок хлестким движением кисти.

Девочки в это время выполняют подтягивания из виса лежа. Выполнить 3–4 подхода по 10–12 подтягиваний.

Затем группы меняются местами. Девочки совершенствуются в метании малого мяча с 3–5 шагов разбега; мальчики выполняют подтягивание из виса хватом сверху – 2–3 подхода по 3–4 подтягивания, затем переходят на брусья. Сгибание и разгибание рук в упоре – 2–3 подхода по 6–8 раз. Время выполнения каждого задания – 6–8 мин.

По окончании выполнения заданий все группы в спокойном темпе пробегают дистанцию 1000 м.

Заключительная часть

Ходьба, упражнения на расслабление – махи ногами и руками. Построение, подведение итогов урока, замечания, выставление оценок.

Домашнее задание:

– выполнять подтягивание – 3 подхода по 4 раза каждый день;
– пробегать с низкого старта 30–60 м по 2 раза на школьной площадке.

Урок № 4

Задачи:

1. Совершенствование техники низкого старта.
2. Совершенствование техники метаний.
3. Совершенствование техники прыжка в длину с места.

Инвентарь: гранаты весом 300 г, малые мячи, рулетка.

Подготовительная часть

Построение класса, сообщение задач урока. Повторить упражнения на развитие быстроты двигательной реакции (см. урок № 3). Ходьба, бег до 6–8 мин. в спокойном темпе. Общеразвивающие упражнения (см. урок № 3).

Основная часть

Выполнить бег с низкого старта на 60 м 3 раза. Обратно дети возвращаются шагом. Забеги формируются из 3–6 человек (в зависимости от места на площадке). Во время спринтерского бега голову следует держать прямо без напряжения, смотреть вперед на конец дорожки. С первых шагов бега по дистанции важно, чтобы голень двигалась почти параллельно грунту стопой вперед, а не вверх. Первые шаги со старта должны быть мощными и быстрыми, нога касается грунта передней частью стопы движением вниз назад. Туловище выпрямляется не сразу – во время первых шагов оно наклонено вперед. Постепенно с увеличением скорости уменьшается и наклон туловища.

Совершенствуя технику низкого старта, учащиеся развивают и скоростные качества. Пробежать 30 м и 50 м по 2 раза с низкого старта с максимальной скоростью.

Затем мальчики и девочки расходятся в разные места для метания малого мяча и гранаты, выполняют упражнения в течение 8 мин. Учитель переходит от группы к группе, следит за движениями учащихся, по ходу работы делает замечания по технике выполнения, но больше внимания уделяет мальчикам, которые занимаются метанием гранаты.

После метания учитель строит всех в одну шеренгу. Каждый учащийся должен выполнить 10–12 прыжков с места: 3–4 прыжка в шеренге, поворот кругом, 3–4 прыжка в обратном направлении и т.д.

Заключительная часть

Бег в медленном темпе 4–5 мин. (всего 800–1000 м). Построение, подведение итогов урока, выставление оценок.

Урок № 5

Задачи:

1. Совершенствование техники низкого старта.
2. Метание малого мяча и гранаты на результат.
3. Развитие быстроты и силы.

Инвентарь: малые мячи и гранаты весом 300 г, рулетка, журнал для записи результатов, секундомер.

Подготовительная часть

Построение класса, сообщение задач урока. Выполнение строевых команд и поворотов на месте. Ходьба и бег до 8–10 мин. Беговые и прыжковые упражнения (см. урок № 2).

Основная часть

Выполнение метаний малого мяча и гранаты весом 300 г на результат. Первыми метают гранату весом 300 г мальчики с трех попыток. По окончании выполнения упражнения они метают малый мяч на результат также с трех попыток.

Девочки в это время работают над совершенствованием техники прыжков в длину с места (12–15 раз). Туловище при прыжке следует подавать немного вперед, чтобы не упасть назад.

По окончании выполнения упражнений группы мальчиков меняются местами. Теперь девочки выполняют метание малого мяча на результат с трех попыток, а мальчики самостоятельно совершенствуются в прыжках в длину с места (15–18 раз).

Затем класс перестраивается в колонну по 4–5 человек, и после 2–3-минутного отдыха все с низкого старта пробегают 3 раза по 30 м и 2 раза по 50 м на скорость. Учитель фиксирует время.

После этого мальчики выполняют сгибание и разгибание рук в упоре 1 раз на максимум, а девочки выполняют подтягивание из виса лежа также максимальное количество раз.

Заключительная часть

Бег в медленном темпе в течение 6–7 мин. (1000 м), выполнение упражнений на расслабление. Построение, объявление итогов урока, выставление оценок за самостоятельную работу на уроке.

Урок № 6

Задачи:

1. Совершенствование техники прыжка в высоту с разбега.
2. Совершенствование техники низкого старта.

Инвентарь: планка для прыжков в высоту, стойки, маты, набивные мячи весом 1 и 2 кг.

Подготовительная часть

Построение класса, сообщение задач урока. Выполнение поворотов на месте. Ходьба и бег до 7–8 мин.

Перестроение класса по парам. У мальчиков набивные мячи весом 2 кг, у девочек – 1 кг. Выполнение упражнений с набивными мячами:

1. Толкать мяч двумя руками от груди. Выполнить 10–12 передач.

2. Толкать мяч одной рукой с поворотом туловища, поддерживая свободной рукой. Выполнить 6–8 передач каждой рукой.

3. Бросать мяч сбоку снизу двумя руками. Выполнить 4–6 бросков с каждой стороны.

4. Бросать мяч одной рукой от плеча с поворотом туловища, поддерживая свободной рукой. Выполнить 10–12 бросков каждой рукой.

5. Бросать мяч двумя руками из-за головы. Выполнить 10–12 бросков.

6. Бросать мяч сверху из-за спины, наклоняя туловище вперед. Мяч держать за спиной двумя руками снизу. Выполнить 8–10 бросков.

7. Бросать мяч снизу выпрямленными руками (ноги немного шире плеч). Выполнить 8–10 бросков.

8. Стоя спиной к партнеру. Бросать мяч назад через голову двумя руками, наклоняя туловище назад. Выполнить 8–10 бросков.

9. Стоя спиной к партнеру, бросать мяч назад между ног двумя руками, наклоняя туловище вперед. Выполнить 8–10 бросков.

Учитель должен обратить внимание, чтобы учащиеся выполняли толчки и броски мяча только по его сигналу. Например, учитель дает сигнал, и первая шеренга одновременно выполняет бросок. Противоположная шеренга ловит или подбирает мяч и ждет сигнала учителя для начала броска. Учитель видит готовность учеников и дает сигнал. Если кто-то не успел вовремя бросить мяч, то он ждет, когда мячи снова вернутся в эту же шеренгу, чтобы избежать травм на уроке.

Основная часть

Построение в колонну по 4–5 человек. Учащиеся выполняют низкий старт – правильно принимают исходное положение и по команде учителя быстро уходят со старта. Бег до середины зала в быстром темпе, затем следует постепенно убавлять скорость; если же урок проводится на свежем воздухе – бег с низкого старта (3 раза по 50 м и 2 раза по 60 м).

Совершенствуя технику низкого старта, учащиеся развивают быстроту двигательной реакции и скорость, выполняя упражнения в течение 5–7 мин.

Теперь необходимо подготовить место для прыжков в высоту с разбега в 5–7 шагов. Начинать прыжки надо с высоты 70 см, чтобы учащиеся вспомнили технику их выполнения. На каждой высоте учащиеся прыгают 3 раза, после чего высота планки повышается, и так до высоты 90 см. На этом уровне можно закончить выполнение прыжков, а для тех, кто не одолел высоту 90 см, можно опустить планку немного ниже и продолжить прыжки. Мальчики могут выполнять прыжки на высоту до 100 см. В целях безопасности следует обратить внимание учащихся на обязательное приземление на маховую ногу и не допускать падений на спину и на бок.

Заключительная часть

Уборка снарядов. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Урок № 7

Задачи:

1. Совершенствование техники низкого старта.
2. Закрепление навыка прыжков через скакалку.
3. Совершенствование техники прыжков высоту с разбега в 5–7 шагов.

Инвентарь: набивные мячи весом 1 кг и 2 кг, скакалки, планка для прыжков в высоту, стойки, маты, секундомер.

Подготовительная часть

Построение класса, сообщение задач урока. Выполнение строевых команд и поворотов. Ходьба и бег до 8–9 мин.

Построение класса в две шеренги попарно. Выполнение общеразвивающих упражнений с набивными мячами (см. урок № 6).

Основная часть

Прыжки через короткую скакалку. Построение класса в колонну по 2 человека. У направляющих в руках скакалка.

1. Прыжки на двух ногах через скакалку с продвижением вперед до конца зала и обратно, после чего занимающийся передает скакалку следующему. Это упражнение можно провести в виде эстафеты.

Затем каждый учащийся получает скакалку и занимает любое место в зале.

2. Прыжки через скакалку на месте с высоким подниманием бедра 3–4 раза по 10–15 сек. Отдых между повторениями – 10–15 сек.

3. Прыжки через скакалку на двух ногах, вращая скакалку назад, – 2 раза по 30 сек. Отдых между повторениями – 1 мин.

4. Прыжки через скакалку на двух ногах в максимальном темпе, вращая скакалку вперед, – 3 раза по 1 мин. Отдых между повторениями – 1 мин.

Ходьба по залу в течение 1–2 мин. (отдых). Перестроить класс в колонну по 4–5 человек. Совершенствование техники низкого старта (см. урок 6) – 5–7 мин.

Подготовить место для прыжков в высоту с разбега. Прыжки в высоту с разбега в 5–7 шагов (см. урок № 6). Мальчикам можно установить высоту 105–110 см, если они правильно выполняют прыжок, и на этом уровне выполнить по три прыжка.

Заключительная часть

Уборка снарядов. Построение класса, подведение итогов урока, выставление оценок.

Урок № 8

Задачи:

1. Бег на 30 м с высокого старта на результат.
2. Совершенствование техники низкого старта.
3. Совершенствование техники прыжка в длину с места.

Инвентарь: секундомер, стойки, планка для прыжков в высоту, маты, журнал для записи результатов.

Подготовительная часть

Построение класса, сообщение задач урока. Выполнение строевых упражнений и команд. Ходьба и бег до 6–8 мин. Беговые и прыжковые упражнения (см. урок № 2).

Основная часть

Класс делится на пары (можно по желанию самих учащихся). Все выполняют бег на 30 м с высокого старта (тестовое упражнение). Затем девочки начинают выполнять прыжки в длину с места, а мальчики самостоятельно под руководством учащегося, которого назначает учитель, работают над совершенствованием техники низкого старта (бег 2 раза по 30 м и 2 раза по 60 м). Отдых между пробежками на 60 м – 3–4 мин. (отдых может быть активным – махи ногами для расслабления мышц, подпрыгивания и др., а может быть и пассивным (по желанию)).

Закончив выполнение прыжков в длину с места, девочки приступают к прыжкам в высоту с разбега 5–7 шагов начиная с высоты 80 см (по три попытки на каждой высоте), а мальчики выполняют прыжок в длину с места, после чего присоединяются к девочкам и начинают прыжки в высоту с разбега на той высоте, которую в этот момент преодолевают девочки. За 5–7 мин. до окончания урока выполнение прыжков прекращается.

Заключительная часть

Уборка снарядов. Медленный бег в течение 3–3,5 мин. Построение, подведение итогов урока.

Урок № 9

Задачи:

1. Закрепление навыка прыжков через скакалку.
2. Совершенствование техники прыжка в высоту с разбега.
3. Бег на 1000 м на результат.

Инвентарь: скакалки, набивные мячи, стойки для прыжков в высоту, планка, маты, секундомер, журнал для записи результатов тестирования.

Подготовительная часть

Построение класса, сообщение задач урока, выполнение строевых команд и поворотов. Ходьба и бег до 7–8 мин. Построение по парам. Выполнение упражнений с набивными мячами (см. урок № 6).

Основная часть

Учащиеся берут скакалки и занимают любое свободное место в зале, после чего выполняют прыжковые упражнения (см. урок № 7).

Подготовка мест для прыжков в высоту с разбега (см. урок № 6). На каждой высоте все выполняют по три прыжка начиная с высоты 80 см и прибавляя по 5 см после выполнения трех попыток.

Затем учитель делит класс на две группы (мальчики и девочки) для выполнения тестового упражнения – бег на 1000 м (два забега). Сначала бегут мальчики, а затем – девочки.

Заключительная часть

Построение класса, подведение итогов урока.

Домашнее задание:

– мальчики – подтягивания – 3 подхода по 3–4 раза (выполнять каждый день);
– девочки – поднимание туловища из положения лежа 2–3 раза по 30 сек.

Урок № 10

Задачи:

1. Выполнение теста – прыжка в длину с места на результат.
2. Закрепление навыка прыжков через скакалку.

Инвентарь: скакалки, рулетка, журнал для записи результатов тестирования.

Подготовительная часть

Построение класса, объяснение задач урока. Выполнение строевых команд и поворотов. Игра на внимание. Бег в медленном темпе (6–8 мин.). Ходьба по залу. Беговые и прыжковые упражнения (см. урок № 2).

Основная часть

После выполнения беговых и прыжковых упражнений класс отдыхает на скамейке в течение 3–4 мин. Затем проводится тестирование по прыжкам в длину с места. Каждый учащийся имеет право на три попытки. Результаты учитель заносит в протокол или специальный журнал.

После выполнения прыжков в длину с места учащиеся выполняют силовые упражнения. Мальчики выполняют подтягивание из виса хватом сверху (три подхода по 4 подтягивания), а девочки – поднимание прямых ног в висе на гимнастической стенке (три подхода по 5–7 раз).

Следует оставить 4–5 мин. времени урока для прыжков через скакалку на двух ногах (2 раза по 1 мин.). Отдых между повторениями – 1 мин.

 Заключительная часть

Построение класса, подведение итогов тестирования и урока в целом.

Урок № 11

Задачи:

1. Выполнение прыжков в высоту на результат.
2. Совершенствование техники низкого старта.

Инвентарь: стойки для прыжков в высоту, маты, планка, секундомер, журнал для записи результатов.

Подготовительная часть

Построение класса, сообщение задач урока. Ходьба и бег до 4–5 мин. Выполнение общеразвивающих упражнений:

1. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс.
1–3 – наклон вперед, достать руками пол;
4 – и.п.
Повторить 8–10 раз.

2. И.п. – то же.
1–4 – круговые движения туловищем вправо;
5–8 – то же – влево.
Повторить 6–8 раз в каждую сторону.

3. И.п. – ноги чуть шире плеч, руки за голову.
1–2 – поворот туловища вправо;
3–4 – то же влево.
Повторить 4–6 раз в каждую сторону.

4. И.п. – о.с. Маховые движения ногами вперед, вверх, в стороны.
Повторить 6–8 раз каждой ногой.

Основная часть

Подготовить место для прыжков в высоту. Прыжки следует начинать с высоты 70 см и постепенно поднимать планку на 5 см. Каждый учащийся имеет право на три попытки на каждой высоте. На выполнение прыжков отводится 20–25 мин.

Следует оставить 5–7 мин. для выполнения бега с низкого старта. Учащиеся бегут до середины спортивного зала (по 4 человека в каждом забеге). Можно провести мини-соревнование, обращая внимание на технику низкого старта и стартовый разгон.

Заключительная часть

За несколько минут до звонка учащиеся возвращают инвентарь и уходят в раздевалку. Учитель записывает свои наблюдения того, как ученики умеют организовать самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Таблица оценки уровня физической подготовленности учащихся 7-х классов

Физические способности

Контрольные упражнения

Мальчики

Девочки

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

Скоростно-силовые

Прыжок в длину с места (см)

170 и меньше

170–189

190 и больше

154 и меньше

155–169

170 и больше

Силовые

Подтягивание,

поднимание туловища (кол­во раз)

4 и меньше

5–8

9 и больше

18 и меньше

19–36

37 и больше

Выносливость

Бег 1000 м (мин., сек.)

6.16 и больше

6.15–4.16

4.15 и меньше

7.01 и больше

5.01–7.00

5.00 и меньше

Быстрота

Бег 30 м (сек.)

5,9 и больше

5,8–4,9

4,8 и меньше

6,1 и больше

6,0–5,1

5,0 и меньше