Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №15/2008

Первые шаги в обучении шахматной игре

История шахматной игры

Шахматная игра является одним из древних и ярких видов спорта. Первые упоминания о шахматной игре мы находим в Индии в V в. н.э. Игра называлась «чатуранга» и состояла в истреблении фигур.

В Иране игра называлась «чатранг» («шатранг»), в странах Арабского Востока – «шатрандж». В шатрандже слон передвигался по диагонали через одно поле и мог перепрыгивать через фигуру. Ферзь ступал на одно поле по диагонали. Шахматная доска была одноцветной, разграфленной на равновеликие квадраты. Позднее в одном из регионов Кушанского царства (государство Древнего мира, включавшее в себя Среднюю Азию, Афганистан, Пакистан, Северную Индию, часть Китая) целью игры стал мат.

В VII–VIII вв. шахматная игра распространилась в Средней Азии, а затем в странах Арабского халифата. В IX–X вв. шахматы приходят в Западную Европу через Испанию и Италию и примерно в то же время – в Россию через Хорезм и Хазарию. Шахматные фигуры находят при археологических раскопках в Киеве, Новгороде, Минске, Гродно, Вышгороде… Восточное название шахматной фигуры «рух» сменилось названием «ладья». В этот период в Западной Европе шахматная доска стала двухцветной (черно-белой).

Шахматы являлись одним из самых распространенных и любимых развлечений феодальной знати, образованных людей Средневековья и входили в программы рыцарского воспитания.

В середине XV столетия на Пиренейском полуострове произошла реформация шахмат: ферзь и слон стали передвигаться так, как сейчас. Последние пять веков игра не претерпела никаких изменений.

В XVI в. в Испании появились первые теоретические разработки шахматной игры. В период XVI–XVII вв. в Италии сложилась школа шахматной игры. С XVIII столетия центром шахматной жизни стала Франция во главе с крупнейшим шахматистом Франсуа Андре Филидором (1726–1795), автором книги «Анализ шахматной игры» (1749). В 1836 г. в Париже издается первый шахматный журнал под названием «Паламед».

Имеются сведения о том, что царь Иван Васильевич Грозный любил шахматы, а император Петр Первый принимал участие в шахматных играх на ассамблеях в Петербурге.

В начале XIX в. в России идеи Филидора развивает Александр Дмитриевич Петров (1794–1867). Им написан труд «Шахматная игра, приведенная в систематический порядок» (1824). Первый шахматный учебник в России был издан И.А. Бутримовым (1821). Первый шахматный клуб в России был открыт в Петербурге в 1853 г.

Первый международный турнир состоялся в Лондоне в 1851 г.

Первые упоминания о шахматах («чатуранге») свидетельствуют об уже вполне сложившейся структуре игры с установленными правилами, названиями шахматных фигур, их особенностями. Чатуранга представляла собой законченный и детально разработанный вид настольной игры. Но надо полагать, что этому предшествовал большой период времени, связанный с зарождением, становлением и развитиием чатуранги, который официально не обозначен, но, безусловно, существовал.

Шахматы появились в V столетии не вдруг и не на пустом месте. Идеи шахматной игры воплощались и совершенствовались постепенно. Такие сложности, как конфигурация шахматных фигур, олицетворяющая внешний вид каждой, их функциональные свойства, правила взаимодействия на доске вызывали не только одобрение и восторги у людей, но и споры, разногласия, отрицания. Чтобы утвердиться в культуре человеческого общества, шахматам потребовались века.

Первым чемпионом мира по шахматам в 1886 г. стал американец Вильгельм Стейниц (1836–1900).

В 1924 г. в СССР создана Всесоюзная шахматная секция. С 1956 г. в Москве действует Центральный шахматный клуб СССР (в настоящее время – Центральный Дом шахматиста). В 1959 г. создана Шахматная федерация в СССР, в 1992 г. – Российская шахматная федерация.

Спонсор публикации статьи компания навигационного оборудования "Навител". Компания занимается проектированием, строительством систем обеспечения навигационной безопасности общего мореплавания в портах и на подходах к ним, а также производством, поставкой, пуско-наладкой и техническим обслуживанием средств навигационного оборудования. Также Вы можете приобрести светооптическую аппаратуру для СНО, системы телеметрии и дистанционного контроля, буи и вехи, навигационные знаки, электрооборудование и многое другое. Узнать подробнее, посмотреть полный каталог, цены и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.navitel-spb.ru/.

Никогда не поздно

К изучению шахмат приступают люди различного возраста. Известно, что чемпион мира по шахматам Хосе Рауль Капабланка (1888–1942) умел играть в шахматы в четыре года. Михаил Иванович Чигорин (1850–1908) познакомился с шахматами в двенадцать лет и достиг высоких результатов. Играть в шахматы можно начинать в любом возрасте, даже будучи взрослым человеком, но подход к изучению шахмат должен быть различным.

Начиная работать с молодым шахматистом, тренер должен учитывать не только его возраст, но и эмоциональный настрой, способность усваивать новый материал, степень нагрузки, не допуская переутомления.

Все дети любопытны и любознательны. Но если подойти к занятиям формально, лишь один из десяти будет заниматься шахматами. Освоение шахматной игры – весьма сложный процесс. Ребенок хочет сразу видеть результат: он еще не усвоил, как ходит конь или слон, а уже жаждет победы. В этом отношении шахматы отличаются от других видов спорта.

Сможешь обыграть тренера?

Никакому ученику, пришедшему на тренировку по боксу, не придет в голову мысль побить своего тренера. В шахматах, если учитель выигрывает у ученика, в душе ребенка накапливается обида на себя, рождается неуверенность в своих силах, беспомощность. Многие, пережив минуту слабости за шахматной доской, теряют веру в себя и бросают занятия. Поэтому тренер по шахматам, учитывая это обстоятельство, должен поддержать ученика морально и, жертвуя различные фигуры, закончить шахматную партию вничью или даже проиграть. Такое положение допускается на начальном этапе обучения.

Первые шаги в шахматах являются самыми сложными в том отношении, что главная задача, стоящая перед тренером, – увлечь ученика игрой. Тот сначала учится перемещать шахматные фигуры по поверхности шахматной доски, не понимая смысла игры, и на этой стадии обучения тренер должен проявить терпение и мягкость.

Содержание шахматной игры состоит в том, чтобы непрерывно разгадывать головоломки, созданные противником, которые в шахматном лексиконе называются комбинациями, и с каждым ходом придумывать их самому.

Начинающий шахматист еще не умеет создавать комбинации. Такая способность появляется позже, когда ученик уже имеет третий разряд по шахматам. Период с начала обучения до получения третьего разряда является самым трудным. В это время юному шахматисту необходима поддержка взрослых людей и тренера, которые будут подбадривать его, хвалить за успехи и верить в достижение им высоких результатов в будущем.

Первые ходы

Все учебники примерно одинаково формально описывают первые шаги в обучении: показаны шахматная доска, шахматные фигуры, описаны их функции – и можно начинать игру. На наш взгляд, дело обстоит гораздо сложнее: первые занятия нуждаются в детализации и последовательности освоения правил игры.

Знакомство с шахматной доской происходит быстро и просто, а с введением всех фигур в игру торопиться не следует.

В первую очередь следует изучить поведение пешек. На первом уроке следует расставить по своим местам на шахматной доске только пешки (2-я и 7-я горизонтали), а также рассказать ученику об их функциональных способностях и приступить к игре.

Игра идет на истребление пешек. Побеждает тот, у кого в итоге остается хотя бы одна фигура. В большинстве случаев соревнование заканчивается вничью, ученик не чувствует себя ущемленным и в то же время получает много информации. Игра проходит быстро, и на первом уроке можно сыграть две-три партии. Естественно, тренер должен исправлять ошибки ученика и направлять его действия.

На втором занятии происходит повторная игра с целью закрепления материала и развития полученных навыков. Понятно, что какая-то из пешек в итоге пройдет к противоположной последней горизонтали и превратится в слона, – значит, ученик познакомится с правилом превращения проходной пешки в более сильную фигуру, а также с функциями слона. Снова можно сыграть две-три партии.

На третьем или четвертом занятии, кроме пешек, в самом начале игры на свои места встают короли, и тренер разъясняет ученику их функции. Появляется дополнительный интерес, и игра идет на истребление фигур. С появлением короля ученик знакомится с понятием «шах». «Мат» – довольно сложное понятие для начинающего шахматиста.

На следующем занятии рядом с королем встает ферзь. Игра усложняется, и ученику иногда хочется поставить на шахматную доску все фигуры. В этом случае тренер должен решить вопрос в пользу дела: если предыдущий материал усвоен хорошо, то можно пойти навстречу, но если есть пробелы в знаниях или ученик ходит пешкой по диагонали, то следует мягко объяснить ситуацию и повременить с расстановкой всех фигур.

На очередном занятии на доске должны появиться ладьи. Их функции просты, и ученик быстро их усвоит, но при введении в игру коня тренеру следует набраться терпения: его ход наиболее сложный, и ученик, усвоив все виды передвижения фигур, еще примерно пять уроков будет постигать все тонкости поведения этой фигуры.

По нашим наблюдениям, начинающему шахматисту требуется примерно 10–12 занятий, для того чтобы усвоить правила игры и начать передвигать шахматные фигуры в соответствии с их назначением. Это первый этап в ходе начального обучения.

В этот период ученик не замечает уступок тренера, так как он еще не втянулся в игру, и его жертвы фигур воспринимает как обычное явление в ходе игры, радуясь своим успехам.

Адекватные ходы

Второй этап обучения состоит в том, чтобы ученик производил адекватные ходы. Адекватный ход – значит правильный, т.е. такой ход, который следует сделать в данном случае исходя из сложившейся ситуации. На этом этапе злейшим врагом ученика является невнимание. Часто бывает так, что ученик не замечает нападения противника на ферзя или другую фигуру или по невнимательности подставляет под удар собственную фигуру. Такие моменты в шахматах называются промахом, или зевком. Зевки, к сожалению, бывают и у зрелых шахматистов, но их уровень и количество определяют степень подготовки учащегося.

На втором этапе освоения шахмат ученик начинает понимать смысл игры и бесполезную жертву фигуры воспринимает как ошибку тренера. Он знакомится с такими понятиями, как «мат», «пат», «двойной шах», «открытый шах».

Данный этап характеризуется формированием умения сосредоточиться, не спешить с ответным ходом и, проанализировав сложившуюся ситуацию, сделать адекватный ход, просчитав его последствия. Работа тренера теперь состоит в контроле действий учащегося, анализе и исправлении его ошибок, а также поиске путей развития.

Второй этап в отношении взаимодействия с учеником для него не легче первого. Если тренер будет играть в полную силу и постоянно выигрывать, то скоро его ученик может разувериться и потерять интерес к шахматам. Если же делать неоправданные жертвы фигур и иногда проигрывать, то ученик почувствует несерьезное отношение к себе, и у него может появиться недоверие к тренеру. В таком случае следует уравнять возможности путем, сняв с доски ферзя на стороне тренера: у ученика будет полный набор фигур, а тренер будет играть без ферзя.

Такое положение не только выравнивает силы, но и учит реализовывать свое преимущество. Появляются новые задачи, складывается новая стратегия игры, заключающаяся в том, чтобы разменять шахматные фигуры и остаться в конце игры с ферзем против одинокого короля учителя. В первых играх ученику победить не удается, но со временем он начинает побеждать, отмечая свои успехи. Тогда тренеру следует снять с доски ладью и играть без нее.

Тренировочный режим отличается от турнирного тем, что в учебных играх следует возвращать ученику его ходы, сделанные по ошибке, и постоянно напоминать о главных задачах.

Стимулирующим фактором в развитии мыслительных способностей является решение шахматных задач и этюдов.

Учеба на всю жизнь

Третий этап обучения состоит в том, что шахматист должен воспитывать себя сам, и это может длиться всю жизнь. Работа тренера в этот период имеет вспомогательный, направляющий характер. Главным фактором роста шахматиста является изучение богатейшего опыта, оставленного нам великими шахматистами, а также собственные разработки методов игры.

Тренер с высоты своего возраста и положения должен направлять усилия ученика на постижение шахматного искусства, рекомендовать литературу для изучения, видеть кратчайший путь реализации его способностей, постоянно напоминать о красоте шахматной игры, представляющей собой нестандартные, неожиданные решения сложных ситуаций, – образно говоря, быть старшим товарищем.

Описанные нами методы работы касаются любительского уровня игры в шахматы. Некоторые ученики достигают высокого уровня и становятся профессионалами. Как и в любой области человеческой деятельности, они при этом должны детально изучить теорию и методику игры, помнить все дебюты (варианты начала игры) и их продолжения, посвятив этому делу всю жизнь. Будущие чемпионы находятся среди нынешних учеников – ведь каждый чемпион когда-то был начинающим.

Всеволод Дубровский