Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №23/2002

ВЕСТИ ИЗ ПИТЕРА
 

Детский экологический центр

«Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне сделать самому, и я пойму», – гласит китайская мудрость. Основываясь на этой истине в Санкт-Петербурге открылся первый в России Детский экологический центр на предприятии. Руководство Государственного унитарного предприятия «Водоканал Санкт-Петербурга», создавая этот маленький шедевр образования, сделало ставку на самых юных петербуржцев.
Подрастающее поколение и окружающая среда – это две точки отсчета, определяющие благополучие ближайшего будущего. В каждом ребенке заложена от рождения жажда исследования, желание узнавать, строить, творить. Дети познают мир, участвуя в различных видах деятельности – экспериментируя, создавая, играя. Они любят делать это, общаясь с ровесниками, обмениваясь мнениями, чувствуя уверенность в своих силах и возможность добиться успеха. Создатели Детского экологического центра ставили задачу научить молодых горожан творить во благо себе и городу.

Здесь дышится легко

Старинные здания Водоканала напротив Таврического дворца на Шпалерной улице, который в октябре отметил свой 144-й день рождения, начали новую жизнь. В полностью реконструированных помещениях расположились оборудованные по последнему слову науки и техники стоматологическая клиника, учебно-информационный центр и в его составе – Детский экологический центр. Задолго до открытия последнего (слухами земля полнится) не было отбоя от желающих хоть одним глазком увидеть, что же такое грандиозное создают в Водоканале.

Ожидания оправдались. В конце первого месяца учебного года Детский экологический центр распахнул двери на радость детворе и взрослым. А непосредственные его создатели, воплотившие свои мечты в реальность, в качестве оценки своей деятельности получили заманчивое предложение от другого крупнейшего предприятия города возвести и на их территории подобный образовательный оазис. Что говорить, конечно же, приятно, когда твою работу хвалят и она востребована.

В Детском экологическом центре создана особая среда, стимулирующая творчество. Детям нравится необычный дизайн зала для занятий в голубых и изумрудных теплых тонах, разделенный на отдельные тематические уголки: «Жизнь в воде», «Свойства воды», «Вода в большом городе», «Вода и творчество». Мебель, которую хозяева придумали, выполнена на заказ. Она легко компонуется для того, чтобы работать в одиночку или группами. Здесь приятная атмосфера, легко дышится, само помещение радует глаз и умиротворяюще действует на тех, кто в нем находится.

Ребята могут пользоваться компьютером с выходом в интернет, который установлен в зале для занятий. Здесь же работают две видеокамеры, с помощью которых все происходящее в аудитории транслируется на большой экран в конференц-зал, где, например, в это самое время идет семинар для педагогов. Но самое удивительное из оборудования, которым оснащен Детский экологический центр, это уникальная цифровая видеокамера, присоединенная к микроскопу. Мир микроскопических организмов, обитающих в воде, можно увидеть на большом экране с помощью мультимедийного проектора. Многие учителя, годами рассказывающие на уроках школьникам об инфузории туфельке и амебе, с восторгом впервые воочию наблюдали за ними.

Рецепт воды по-водоканальски

Школьники, пришедшие на урок в Детский экологический центр, не только могут наблюдать с помощью микроскопа за невидимой жизнью в капельке воды, им самим предоставляется возможность создать простую модель водоснабжения, испытать различные способы очистки воды от примесей и сделать ее пригодной для питья.

Три разные водные системы, расположенные в больших аквариумах, тоже являются наглядными пособиями, создававшимися с участием ребят. В уникальном аквариумном «озере» с чистой водой живут рыбки, краснокнижная лобелия, клоп-скорпион, охотящийся на всех обитателей, прижившиеся в неволе кубышки. Лобелии, кувшинки привезли из Ламского озера вместе с песком и водой, других обитателей озера доставили из ближайших от города водоемов.

В водах тропической реки, смоделированной в другом аквариуме, среди тропических растений резвятся тропические рыбки, дно устлано корягами, камешками, раковинами. А в третьем аквариуме (полидариум) создана модель перехода от водной к наземной среде, где по-хозяйски себя чувствуют в воде и на прибрежных камешках крошечные с оранжевыми брюшками лягушки-жерлянки, улитки, плавают золотые рыбки.

Всю информацию об обитателях водных глубин ребенок может сам найти на большом стенде, снабженном обширной картотекой. Он может сам исследовать капельку воды через микроскоп и увидеть множество тех существ, которые очищают воду. С помощью несложных экспериментов школьнику доверят испытать различные способы очистки воды от загрязняющих веществ, которые используются в Водоканале, и сравнить с помощью микроскопа воду до и после очистки. Можно исследовать ил, взятый из аэротенков, который очищает воду, поступающую в наши дома, – одним словом, каждый юный посетитель Детского экологического центра становится активным участником разнообразной деятельности, проявляет творческие и познавательные способности, а педагогу отводится роль наблюдателя, направляющего детскую творческую инициативу в нужное русло.

Отношения с детьми у создателей центра складываются на уровне сотрудничества. Кроме названных направлений здесь будут проходить уроки, которые помогут связывать предметы на стыке химии и биологии, истории и химии, математики и географии. Обычно в школе их не «связывают», а задача создателей Детского экологического центра – дать общее понимание мира и помочь ребенку найти свое место в этом мире.

Вместе с ребятами в Детском экологическом центре поселились три симпатичных «домовичка»: забавный человечек в кепке с большущим козырьком, маленькая капелька – незаменимая помощница в путешествиях, и неунывающий работяга кран, который всегда готов служить человеку. Ну а символом центра, возможно, станет уникальное редкое растение – розовая кувшинка, которую ребята нашли во время летней экспедиции. Ее «фотография» уже появилась на открытках, изданных Водоканалом для посетителей центра, с различной интересной для детей информацией на тему воды.

Дети идут «на педагога»

Наталья Ивановна Корякина без пяти минут кандидат наук. Из-за загруженности при создании Детского экологического центра ей пришлось перенести защиту диссертации на октябрь. Она двадцать лет работает в народном образовании и 14 из них занимается проблемами экологического образования подрастающего поколения. Интересы руководителя Детского экологического центра Натальи Ивановны Корякиной не только в рамках центра или города, но и выходят далеко за пределы страны. Она является координатором российско-британского проекта «Интеграция основных направлений образования для устойчивого развития в систему образования Санкт-Петербурга» от региональной общественной организации содействия экологическому образованию «АсЭкО-Санкт-Петербурга». Этот проект реализуется при поддержке Министерства международного развития правительства Великобритании в рамках программы Малых грантов в сфере экологии.

Педагог Детского экологического центра Юлия Альбертовна Данилова 12 лет работает в системе основного и дополнительного образования, была учителем и организатором лаборатории экологии. У нее два университетских образования: зоолог и эксперт-эколог. Она участница многих фестивалей и конкурсов. В конкурсе 2000 года «Сердце отдаю детям» Юлия Альбертовна стала финалисткой от Санкт-Петербурга. Дети, которые занимались у педагога Даниловой в школе и в Доме творчества юных в Красногвардейском районе города, пришли за ней следом в новый центр. Это от Юлии Альбертовны я услышала выражение «дети идут на педагога»: не важно, чем они будут заниматься в кружке или на уроке, главное – как. Она считает, что при изучении природы идет становление личности ребенка, он отрешается от того, что его тревожит, он погружается в другой, интересный мир.

Хождение за три моря

Для педагога летняя пора – самое ответственное время: что летом соберешь, с тем и начнешь работать в учебном году. Поэтому экспедиции стали планировать в апреле.

В июне стартовала первая под названием «Озерные тайны» в комплексном природном заказнике «Раковые озера», который расположен в Выборгском районе Ленинградской области. Ежегодно на пролете здесь останавливаются на отдых тысячи лебедей. Всего за одну неделю ребята собрали данные о состоянии озерной системы, провели мониторинг водной растительности, поставили эксперимент по изучению питания насекомоядного болотного растения росянки, собрали коллекцию лишайников, нашли и описали более 20 гнезд лесных и луговых птиц, обследовали 10 колоний чаек и крачек, расположенных на Большом Раковом озере.

После трудового дня и ужина, приготовленного на костре, ребята собирались в круг и, передавая друг другу зажженную свечу, вели долгие разговоры. Ну а засветло устраивали соревнования на лодках, игры на приз лягушки-путешественницы, веселые эстафеты, пели под гитару, отмечали дни рождения.

Чтобы пойти в путешествие на лодках, пришлось сначала потренироваться. Наталья Ивановна Корякина уже 15 лет ходит в экспедиции и не представляет другой жизни. Этим летом она отправилась в третий водный поход. Уроки гребли участникам экспедиции давала Мария Аркадьевна Жевлакова, с которой руководитель Детского экологического центра знакома по экспедициям и совместной деятельности не первый год.

Палаточный лагерь разбили на Ламском озере, откуда были проложены радиальные пешие и байдарочные маршруты по окрестным озерам и речкам. Первый этап байдарочного похода назвали «Речка за речкой». ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» закупил для детских летних экспедиций пять байдарок, очень удобную весельную лодку с тентом на 15 человек, пять палаток, спальные мешки и другую амуницию. Перед началом экспедиции в центре побывал Джей Салахева – заместитель директора программ международного сотрудничества Министерства международного развития правительства Великобритании. Ребята рассказали ему о том, что уже успели сделать, и о дальнейших планах. Гость предложил организовать учебный визит в Англию (он состоится в ноябре).

На лодках и байдарках ребята прошли по Макаровскому, Ламскому озерам, через озеро Кривушу к речке Градуевке. Лето выдалось засушливым, и большую часть пути пришлось тащить лодки волоком. Преодолели 67 км. Нашли древнюю порожистую речку с очень холодной водой. Местами она пряталась в каменное русло, а затем выходила на поверхность.

Условия жизни были спартанские: утром собирали палатки, готовили завтрак, а вечером выбирали стоянку, разбивали лагерь, собирали хворост, разжигали костер и готовили ужин. Городским детям не хватает настоящих трудностей, а тут они испытали себя на прочность. Дважды приходилось бороться с сильным ветром, который срывал палатки, терпеть боль от набитых веслами мозолей, работать тогда, когда хотелось просто лечь на траву и отдохнуть от долгого перехода. К тому же надо было «притереться» к товарищам по экипажу, с которым находишься целый день в лодке. Нытиков не было, научились разжигать костер, готовить пищу, ставить палатку, умудрялись на костре даже испечь... торт для очередного именинника, собирали ягоды и грибы.

Отпраздновали день Ивана Купалы по старинному обычаю: запускали в ручеек венки, прыгали через костер, провели конкурс инсценированной народной песни и нашли «цветок» папоротника.

В рамках сотрудничества с Санкт-Петербургским государственным университетом удалось организовать учебную практику на острове Среднем в Белом море севернее Соловецких островов в 20 км от Полярного круга. 10 дней питерские школьники жили на острове. Ребята увидели суровый северный край, где люди ежедневно противостоят суровой стихии моря. Побывали на старой лесной бирже, на острове из опилок, у реки, где нерестится семга и живет редкий моллюск жемчужница. Ловили руками медуз и морских звезд. Увидели мидий, которых можно есть, привезли в Детский экологический центр ламинарии...

И вот подведены итоги летних экспедиций, оформлены стенды, подготовлены отчеты. Сплоченный трудностями детский коллектив стал активным помощником взрослым в открывшемся Детском экологическом центре. Уже есть наметки на будущее лето. Возможно, будет создан стационарный лагерь, чтобы как можно больше детей получили возможность провести каникулы на природе, проявляя самостоятельность, приобретая навыки автономного выживания, изучая родной край и заботясь о сохранении той красоты, которая требует бережного к себе отношения.

Галина СЕНЬКОВА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ