Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №24/2001
Газета в газете "Спорт в школе"

Тактика игры в ручной мяч состоит из тактики защиты и тактики нападения. К обучению тактики игры переходят, овладев всеми необходимыми навыками техники игры в ручной мяч. Освоение каждого технического приема проходит в порядке постепенного нарастания трудности. Изучение действий в защите проводят параллельно с изучением приемов в нападении.

Тактика игры в защите

1. Личная защита

Личная защита по всей площадке предполагает активную борьбу за мяч сразу же после его потери. Защитники разбирают заранее определенных или ближайших игроков и неотступно сопровождают их, лишая возможности свободно получать и передавать мяч и проходить к воротам. Применение защиты по всему полю целесообразно, когда защищающаяся команда имеет численное превосходство, встречается с противником, не умеющим нападать против такой системы защиты или умышленно затягивающим игру для сохранения в счете.
При личной защите на своей половине занимающиеся отходят назад и у центральной линии или в 2–3 м от линии свободных бросков встречают противника. В этом случае разбор игроков проводится с учетом особенностей технической и физической подготовленности играющих. Владеющий мячом игрок опекается плотно, а остальные – в зависимости от расстояния до ворот: чем ближе нападающий игрок к ним, тем плотнее его опека. Эффективность такой защиты целиком зависит от того, насколько тщательно будет выполнять свои задачи каждый защитник.
Применение личной защиты целесообразно в последние минуты игры при минимальном перевесе противника или в момент вбрасывания мяча из аута.

2. Зонная защита

При зонной защите каждому игроку определяется своя зона защиты. Это означает, что против всякого нападающего, вошедшего в зону, защитник применяет плотное держание. Вернувшись в защиту, игроки занимают места на переднем краю зоны, а затем отступают ближе к линии площади вратаря, перемещаясь вместе с изменением направления передачи мяча. К игроку с мячом выходит ближайший защитник, а остальные смещаются, заполняя освободившуюся зону.
Применяя зонную защиту, необходимо не только преградить мячу и игроку с мячом путь к воротам, но и лишить возможности нападающих передавать мяч и передвигаться внутри зоны.

3. Смешанная защита

Смешанная защита объединяет лучшее из того, что имеется в личной и зонной защите, когда один из игроков прикреплен к сильнейшему бьющему или разыгрывающему игроку.
Переход к защите чаще всего происходит после броска в ворота. В этот момент сразу же начинается рывок на свою половину.

Тактика игры в нападении

Обучение приемам нападения начинают с взаимодействия двух нападающих против двух защитников. Для этого используются следующие упражнения.

1. Нападающие находятся за линией свободных бросков (игроки построены в две колонны на расстоянии 4–5 м), два защитника – у линии площади вратаря. Игрок с мячом делает передачу и устремляется к воротам, получив обратно мяч, проходит между двумя защитниками и делает бросок согнутой рукой сверху в прыжке. Затем нападающие становятся защитниками, а защитники идут в конец колонны.

2. Построение в две колонны за средней линией, расстояние между колоннами 5–6 м. Напротив у линии ворот два защитника. Нападающий с мячом делает три шага в сторону, имитирует бросок, а затем кистью передает мяч назад партнеру, двигающемуся за его спиной, который производит бросок в прыжке при активном сопротивлении защитников. После выполнения защитники уходят в конец колонн, нападающие становятся защитниками.

3. Мячи у крайних нападающих. Игрок 1 передает мяч на выход игроку 2, который продвигается на угол площадки, используя ведение. В это время игрок 1, продолжая движение, становится в линию и, получив обратную передачу, выполняет бросок в ворота.

После того как основные приемы парного взаимодействия будут освоены, переходят к изучению согласованных действий трех нападающих против трех защитников с использованием следующих упражнений.

1. Построение в три колонны за линией свободных бросков на расстоянии 4–5 м. У линии ворот – три защитника. Мяч у первого номера, он ведет мяч, а затем передает его двигающемуся к воротам второму. Тот кистевой передачей назад отдает мяч третьему, который в это время пробегает за его спиной, затем второй идет в линию, а третий, получив мяч, выполняет бросок в ворота в прыжке. Защитники взаимодействуют только у вратарской линии.

2. Игрок 4 становится между вторым и третьим защитниками. Игрок 3 с мячом начинает проход в коридор, затем старается резко прорваться между крайними защитниками (3 и 4), одновременно передавая мяч смещающемуся в угол игроку 2. За игроком 2 устремляется защитник 4. Теперь нападающий игрок 3 прижимает защитника 3 к линии площади вратаря, а нападающий игрок 4 использует этот заслон, выбегая в сторону края, получает мяч от игрока 2 и завершает комбинацию.

3. Расстановка нападающих такая же. Нападающий 3 начинает то же движение в коридор, но мяч отдает № 2 несколько раньше, а сам отступает назад. Нападающий 2 имитирует атаку на ворота в сторону центра. За ним в коридор устремляется № 3. № 4 ставит заслон защитнику 3, сдерживая его движение в сторону центра, а нападающий 3 выбегает из-под заслона, получает мяч и бросает его в ворота. Защитник № 2 в это время смещается для опеки нападающего № 2.

4. Расстановка нападающих такая же. Нападающий № 3 отдает мяч игроку 2, который начинает смещаться по линии свободных бросков в сторону края. Неожиданно № 3 поворачивается и идет на свое место. Нападающий № 4 к этому времени занимает позицию между защитниками 3 и 4. Теперь задача – из-под заслона № 4 выйти на ударную позицию и получить мяч от № 2, который, в свою очередь, увел защитника 4 далеко на фланг.

Обучение нападению против личной защиты. Для обучения нападению против личной защиты применяются следующие упражнения.

1. Игроки 2, 3, 4 выстраиваются в одну колонну друг за другом. Мяч находится у игрока 2. № 5 ставит заслон защитнику № 6. Игрок № 7 обходит защитника № 6 и при выходе на ворота получает мяч от игрока 2. Игрок № 3 становится на место игрока № 2, последний становится на место игрока 5. Игрок № 7, выполнив упражнение, становится за игроком № 4, после чего упражнение повторяется. Упражнение можно усложнить броском мяча в ворота.

 

2. Занимающиеся выстраиваются в три колонны. Игрок 8 передает мяч игроку 5 и ставит заслон защитнику № 3. Игрок 9, получив мяч от игрока 5, продвигается вперед и бросает мяч в ворота. Игрок № 5 становится сзади своей колонны. Игрок 9 становится сзади колонны Б. Игрок 8 становится сзади колонны А. Упражнение повторяется.

3. Занимающиеся выстраиваются в две колонны. Игрок 6 передает мяч игроку 2 и ставит заслон защитнику 3. Игрок 2, обойдя защитника, производит бросок в ворота. Игрок 2 становится сзади в колонну А. Игрок 6 становится сзади в колонну Б и т. д.

Обучение нападению против зонной защиты. При обучении нападению против зонной защиты используются следующие упражнения:

1. Занимающиеся строятся в три колонны. Все игроки колонны Б имеют по мячу. Игрок № 5 колонны Б ведет мяч за линию свободных бросков, привлекая внимание ближайших защитников, передает мяч на выход игроку № 1 из колонны А. Последний заходит в образуемый коридор и производит бросок мяча в ворота. После броска оба игрока становятся сзади своей колонны. Затем таким же образом начинает вести мяч игрок 6 колонны Б и передает его игроку 8 колонны В и т. д.

2. Игроки стоят в колоннах А и Б. Игрок 9 поочередно передает мяч игрокам 10 и 11, которых блокируют рядом стоящие защитники. Игроки 1, 2, 3, 4 колонны А и 5, 6, 7, 8 колонны Б, получив мяч от игроков 10 и 11, поочередно производят броски мяча в ворота под острым углом в прыжке или падении.

wpe39.jpg (6979 bytes)

3. Игроки располагаются в колоннах. Мячи у игроков 1 и 2. Игроки 3 и 6, продвигаясь, получают от них мяч и производят поочередно броски мяча в ворота с различных расстояний. После броска становятся сзади противоположной колонны.

 

Обучение командным действиям в нападении начинается с быстрого прорыва. Быстрый прорыв ставит своей целью использовать временную неорганизованность противника, возникшую в момент потери мяча. Самый простой и эффективный способ атаки – быстрый прорыв длинной передачей на выходящего вперед игрока.

 

Быстрый прорыв короткими передачами организуют в тех случаях, когда отрывающегося первым надежно подстраховывают.

К изучению постепенного нападения приступают вскоре после начала изучения быстрого прорыва.

Постепенное нападение в главном характеризуется так: активные действия без мяча, получение мяча только в движении. На уроках изучаются примерные комбинации такого нападения.

Например:

1. Атака по центру. Игрок 2 атакует с мячом, сближаясь с защитой, передает мяч игроку 3, а сам выполняет заслон центральному защитнику. В момент атаки игрока 3 на него обычно выходит защитник. Если же защитник не выходит вперед, то нападающий 5 ставит ему заслон. Теперь между заслонами 2 и 5 нет игрока соперника и в эту щель устремляется игрок 4, получающий мяч от игрока 3.

2. Нападающий 2 атакует по центру, неожиданно отбрасывая мяч игроку 3, выполнявшему параллельное смещение. Без мяча входит в линию. № 3 атакует и также неожиданно длинным пасом передает мяч набегающему вперед № 4, а сам отходит немного назад и вправо и затем вновь набегает вперед. № 4 с ходу завершает атаку. № 2 выполняет заслон.

 

3. Нападающий 2, атакуя по центру, неожиданно отбрасывая мяч игроку 3, продвигается вперед и ставит заслон защитнику 2. Нападающий 5 ставит заслон защитнику 3. В эту щель устремляется игрок 4, получая мяч от нападающего 3 и завершая атаку броском по воротам.

 

4. Нападающий 2 с мячом атакует с ходу, смещаясь несколько в сторону. В момент максимального стягивания защиты отдает мяч пробегающему сзади игроку 3, который смещает защиту по ходу своего движения к центру и передает мяч пробегающему сзади игроку 4. Тот завершает комбинацию броском в ворота. Игроки 2 и 3, передав мяч, блокируют защитников.

5. Игрок 2, атакуя с ходу со смещением в сторону фланга, быстро передает мяч игроку 3, набегающему вперед. Защита смещается за мячом. Мяч также быстро передается игроку 4, а от него – продолжающему набегание (в сторону фланга) игроку 2, который использует заслон игрока 5 и завершает атаку.

6. Игрок 2, атакуя с ходу со смещением, отдает мяч крайнему игроку 3, а сам уходит в линию. Место его занимает игрок 4. № 3 входит в коридор (со встречными передачами с игроком 4), а затем резко переводит мяч набегающему от боковой линии игроку 5, выпрыгивающему на бросок раньше, чем защитники успевают поставить блок.

7. В момент передачи мяча игроком 2 игроку 3 игрок 4 отрывается от опекуна и без мяча входит в коридор. В момент атаки игрока 3 игрок 4 использует заслон игрока 5, получает мяч от игрока 3 и завершает атаку.

8. Игрок 2 отдает мяч игроку 3, а сам входит в линию. Игрок 3 атакует, стягивая на себя защиту, и переводит мяч игроку 4, который с ходу с финтом уводит (в сторону фланга) выходящего защитника. Одновременно игрок 5 выбегает из-под заслона игрока 2, получает мяч от игрока 4 и завершает атаку.

 9. Игрок 2, усыпив бдительность защитника 5, передает мяч игроку 3 и резко убегает в коридор без мяча. Игрок 3 переводит атаку на набегающего игрока 4. Сюда же смещается и защитник № 2. Используя заслон игрока 5, игрок 2 получает мяч от игрока 4 и завершает атаку броском с линии.

 

10. Игрок 2 без мяча входит в коридор. Игрок 3 передает мяч игроку 4. Тот смещается в сторону края и неожиданно передает мяч игроку 5. К этому моменту игрок 2 вбегает на место защитника, выходящего на игрока 5, получает мяч и завершает атаку броском с линии.

11. Игрок 2 передает мяч игроку 3. Тот, передав мяч игроку 4, входит в зону и ставит заслон. Игрок 4, передав мяч игроку 5, продвигается вперед и, получив мяч от игрока 5, который после передачи ставит заслон левому защитнику, проходит в коридор и завершает атаку.

 Программа, представленная в этой работе, апробирована на уроках физкультуры в 7–11-х классах в течение семи лет. Результатом являются успехи в соревнованиях между школами, где сборные команды этих классов ежегодно занимают призовые места.

Елена ТЮРИНА,
учитель физической культуры
школы № 861
Москва

Рейтинг@Mail.ru