Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №23/2001
События. Факты. Комментарии

ГДЕ ЛЕЖИТ ПУТЬ К РАЗВИТИЮ ЗДОРОВЬЯ?

Здоровье человека, если оно есть, включает в себя, как известно, разные составляющие: здоровье духовное, душевное, физическое. И, естественно, при формировании здоровья, обучении физической культуре надо стараться иметь это в виду и действовать соответственно. Так, например, когда учителя пробуют доказывать ученику необходимость заботиться о здоровье, обращаясь к логике разума, это есть одностороннее воздействие. Пусть даже вы и ссылаетесь на авторитеты философов: "Если ты достаточно разумен, то стоит позаботиться о своем здоровье, ибо здоровье – это не все, но без здоровья – все ничто" (Сократ). Продуктивнее, на наш взгляд, другой подход – через формирование мотивации на здоровье, через собственные переживания, эмоции, личный опыт.

И один учитель физкультуры сам по себе – пусть и с энтузиазмом – погоды не сделает. Даже введение специальных предметов типа "здоровье" или "валеология" даст только количественный сдвиг, новые возможности, но значительно ситуацию не исправит. Ибо есть еще социально-политические, экологические, генетические составляющие здоровья, да и просто образ жизни. Поэтому-то и надо кооперироваться с различными специалистами: воспитателями (классными руководителями), медиками, психологами, биологами, учителями ОБЖ, информатики... Так, виды релаксации можно одновременно, т. е. параллельно, проходить с иностранным языком, историей, ОБЖ, литературой, биологией. А гимнастику для мозга, глаз, рук, ног, позвоночника разучивать вместе с учителем начальной школы и информатики.

Дополнительная поддержка, повышение эффективности всех усилий – взаимодействие с родителями. Согласованные действия усиливают положительный резонанс, обращают на себя внимание. Следующим шагом может быть принятие некого протокола совместных действий всех работников школы, краткосрочные планы или, что еще лучше, составление долгосрочной программы на несколько лет. Обязательно с определением необходимых ресурсов (имеющихся и отсутствующих): интеллектуально-волевых, организационных, управленческих, профессиональных и, наконец, материально-технических. Все изменения начинаются и зависят от людей. Прописывается как учебная, так и внеурочная деятельность педагогического коллектива с конкретными адресатами (для кого что проводится). Вся профилактическая работа строится по одному принципу: знаю (теория) – хочу (отношение, мотив) – умею (практика). Чувства, ощущения очень важны для перестройки поведения, отсюда особая роль эстетизации любого оздоровительного мероприятия. Ученика обычно интересует настоящее время ("здесь и сейчас"). Так проявляется его тактика, включающая в себя определенное сопротивление: "а мне это не надо". И это нормально, так как это психологическая защита, экономия энергии. Учитель же, понимая требования общества, его "нормы", выстраивает соответствующую стратегию таким образом, чтобы школьник ощутил, понял: для достижения своих личных целей ему надо что-то добавить, усилить, приобрести. Вот тогда происходит "встреча", востребованность, вот тогда начинается настоящее образование.

Что может являться объединяющим фактором всего педколлектива? Современные взгляды о здоровьесберегающих педагогических технологиях, которые имеют следующие общие для всех требования: обеспечение мотивации; построение обучения в соответствии с закономерностями становления психических функций; обеспечение адекватного восстановления сил; осознание успешности обучения. И профессионализм любого педагога состоит в том, чтобы к конкретному ученику подобрать его уровня сложности задания. В этом особенность личностно-ориентированного подхода в преподавании. Но насильно мил не будешь, поэтому раз "ключ" не подобран, не следует ломать защиту личности. Видимо, кто-то другой на его жизненном пути осуществит нерешенную задачу. Вы не единственный учитель в его судьбе...

Среди разнообразных факторов, влияющих на здоровье школьника, Институт возрастной физиологии РАО (М.М. Безруких) выделяет особую группу негативных влияний – педагогический комплекс. Опасность их в том, что воздействия эти непрерывны, систематичны, длительны, т. е. даже самые минимальные имеют способность накапливаться, действуя ежечасно и ежедневно. Наиболее значимый фактор риска – стрессовая тактика педагогических воздействий. Это ограничение во времени ("гонки", работа под секундомер), выражаемая неудовлетворенность взрослых (словами – "опять тебя все ждут", мимикой, интонацией...), сравнение с одноклассниками, неожиданные (внеплановые) "контрольные" (зачеты, тесты, соревнования)... Вообще, упреки в несостоятельности, унижения, создание неопределенности в нашем обществе приводят к появлению нового источника заболеваний... Учеными замечено, что в классах с авторитарным, жестким педагогом заболеваемость выше (раза в три), чем в классах со спокойным, внимательным учителем. Поскольку любое творчество раскрепощает – игры незаменимы. Они оптимизируют любой образовательный процесс, так как и разряжают, и дают новый запас энергии. Цели определяют разновидность игры. Оптимизация психических функций, саморегуляция, коррекция психических состояний, создание рабочих команд и сплочение – это психологические игры. Физические те, где главное – мышечная нагрузка, развитие силы, выносливости, ловкости или снятие напряжения.

Самый главный результат оздоровительной работы – ученик берет на себя заботу о здоровье, принимает ответственность на себя. Сам! И тогда медик, педагог, психолог, родитель только способствуют его развитию, иными словами, создают ему необходимые условия (организуют практику), передают соответствующие средства (обучают способам, приемам).

Включение самосознания, т. е. самостоятельной, целенаправленной работы над собой происходит по-разному. Как это сделать для большинства (100-процентные задачи нереальны) учащихся? Вот возможное средство – "Книжка здоровья". Выдается в начале учебного года всем ученикам (6–11-й классы). Имеет различные разделы (странички), которые заполняются минимум раз в четверть. Но есть свободное место для добавления дополнительных данных. Желающие получить положительную оценку за домашнюю работу по теме "здоровье" могут сдавать ее на проверку учителю физкультуры (ОБЖ, биологу). Но в конце года ее предъявление обязательно для всех. И тут – согласно ранее заданным преподавателем нормам – выставляются или только 4 и 5, или уже ставятся за отсутствие самостоятельной внеурочной работы оценки 3 (тем, у кого первая группа здоровья) и 2 всем остальным. "Книжка здоровья" является своеобразным полем сотрудничества педагогов, медиков, психологов, родителей и, что самое важное, ученика.

Каждую четверть подводятся – обсуждаются (на первых уроках, классных часах следующей четверти), вывешиваются на стенде в спортзале – промежуточные результаты: приращения, а не количественные рекорды, обобщенные данные. Это дает возможность задуматься всем учащимся, как-то самоопределиться, а значит, проделать сознательную последовательную работу над собой, продвинуться в развитии. Однако всегда надо сосредоточивать внимание на позитиве, наращивая на нем свой общий потенциал. И каждый сравнивает себя только с собой!

А раз в полугодие – более подробный анализ, так как сами школьники выводят в книжках предварительные итоги. Поэтому можно вместе с ними ставить новые задачи, менять приемы, методики достижений результата. Фактически осуществляется мониторинг как отдельных активных школьников, так и большинства учащихся по классам, параллелям, целиком по учреждению. Так создается общая картина здоровья по ее разным составляющим. Кстати, даже оформление – обложки, рисунки, использование цвета, вклейки по теме, дополнительные графы, параметры – показывает отношение к здоровью, вектор интересов. И это уже своего рода диагностика, по которой можно даже прогнозировать результативность.

Каждый заполняющий регулярно "Книжку здоровья" приобретает опыт самонаблюдения, самоконтроля, саморегуляции (чувств, ощущений, мыслей, деятельности). Учится "прислушиваться к себе", анализировать свое состояние, поведение. Здесь закладывается творческое начало по изменению своего образа Я, т. е. "Я-концепции": я в прошлом, я сейчас, я в будущем. И нередко собственные представления подростков – Я идеальное – расходятся с Я реальным. Чем шире разрыв, "ножницы", тем неадекватнее восприятие себя... Это неприятно каждому человеку, это может болезненно переживаться. Именно поэтому во всех странах, в разных учебных заведениях наблюдаются сложные отношения к предмету физкультура... Вот и необходимо педагогам укрепить здоровое, положительное начало и показать пути решения проблем. У каждого появляется шанс реально управлять собой на разных уровнях, изменять себя. Осуществляется саморазвитие, строительство тела и духа с индивидуальными характеристиками. Обязательно – минимум на одном собрании – эти книжки раздаются родителям для передачи их детям, сообщается общее состояние дел со здоровьем в классе, параллели, школе. Следует учитывать такой вывод: дети из неблагополучных семей обычно отстают в физическом и психическом развитии от своих сверстников из благополучных семей. Но у любого человека свои "нормы" (порой это зависит даже от родовых травм), свои темпы развития, свой пик достижений... Руководствоваться можно определением доктора психологических наук С.И. Слободчикова (Институт педагогических инноваций РАО): " Норма – это не то среднее, что есть, а то лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях".

С. ДЁМИН,
педагог-психолог
Вятской гуманитарной гимназии
Киров