Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №23/2001
События. Факты. Комментарии

Пресс-конференция в Российском спорткомитете была устроена и проведена по всем принятым ныне правилам и этикету – гости, т. е. герои происходящего события, зрители, журналисты, руководящие работники ведомства, заинтересованные в пропаганде их деяний, накрытый стол и пр.

И все это было бы обыденно, если бы не редкостный случай – увидеть и послушать действительно героев нынешнего российского спорта, к тому же одних из самых не знакомых многим спортсменов, – а именно сборную команду по прыжкам на батуте. Представлять ее, может быть, и не надо – все ее заслуги давно известны, и если выразить их одним словом – это все золото мира. Ныне же, в последние дни октября, к ним прибавилась победа на этапе Кубка мира в Португалии.

А редкостным это свидание с журналистами я назвала потому, что действительно очень редко бывают спортсмены в Москве: взрослые люди, взрослые заботы, почти все они родом с юга России, почти все тренируются в Краснодаре и почти все время у одних и тех же тренеров – Виталия Федоровича Дубко и Людмилы Семеновны Немежан. Это ведь тоже уникальное явление. И, по-моему, на разгадку такого явления надо смотреть, как говорил Козьма Прутков, глядя в корень, – помните? – «зри в корень».

Выслушав все похвалы в адрес спортсменов и тренеров, узнав о том, как много и ответственно все они работают, и проникнувшись значимостью для общего развития человека этого вида спорта, я задала вопрос: а может ли батут придти в обычные школы, более того, стать частью школьной программы? Надо же в конце концов радикально посмотреть на ее обновление, и именно сейчас, в период реформаторства школы.

И услышала такой поспешный, такой решительный и, можно сказать, уничижающий всех ответ от одного из руководителей спорта, что даже растерялась: о чем вы говорите? В школах денег на мячи нет, дай Бог у них один найдется на всех... А сколько стоит батут? И горько подумала: а у кого же это у них – у школ, Министерства образования? Почему спортивный комитет сразу ставит разделение – мы и вы, почему отделяет от себя школу? Надо ли объяснять, что все и начинается в школе.

Но тут слово взял Виталий Федорович Дубко и объяснил ситуацию. «Батут в школах, – сказал он, – может принести большую пользу в общем развитии детей, не говоря уж об удовольствии, которое получают от занятий все без исключения дети. А дело в том, что обучать детей должны подготовленные специалисты. Их нет, нет в программах подготовки учителей физкультуры такой подготовки. И хотя цена батута немалая, спортивный батут может быть заменен мини-снарядом, который уже хорошо известен во всем мире и используется в зарубежных школах, – на нем проще обучать детишек, проще и осуществлять контроль за ними».

Вот такой поворот... Позже я разговорилась с Виталием Федоровичем, и к его утверждениям добавился такой факт. Оказывается, прыжки на батуте начинались в Краснодаре как раз в обычной общеобразовательной школе, оттуда и пошло восхождение краснодарских спортсменов к мировым вершинам. И еще интересное добавление – сам Виталий Федорович начинал учителем физкультуры в школе, его школа выигрывала все спартакиады, а это, кто помнит, были многоборные соревнования с десятком видов спорта. И помогали тоже прыжки. На этом можно было бы поставить точку и сделать вывод о том, что когда-то все-таки надо радикально пересматривать содержание физического воспитания в школе, и прежде всего программы воспитания самих воспитателей – учителей физкультуры. Но когда это будет? А пока интересно было услышать от такого много повидавшего и испытавшего наставника юных, как В.Ф. Дубко, мнение о нынешнем состоянии физического воспитания в школе, ведь откуда же, если не из школы, приходят его ученики, становящиеся потом мировыми звездами. Это заслуженные мастера Ирина Караваева и Герман Хнычев, Наталья Чернова и Александр Москаленко.

Вот что рассказал В.Ф. Дубко: «Мы совершаем сейчас глобальный непростительный промах, забывая о том, что нация должна быть прежде всего здоровой. Начинать надо со школы, с ответственности педагогов за здоровье детей и их физическое развитие. Считаю, что в каждой школе помимо современного спортивного зала должен быть маленький тренажерный зал со всем необходимым оборудованием. Считаю, что на группу школ необходим и небольшой бассейн. Считаю, что уроки физкультуры должны быть минимум пять раз в неделю».
– Помимо всех трудностей, связанных с таким режимом, – спросила я, – не будут ли детям просто скучны такие частые занятия? Ведь не секрет, что они нередко сбегают и с двух уроков.
– Верно, сбегают, потому что нынешние уроки физкультуры часто неинтересны и очень устарела учебная программа, по которой учат детей. И другое – устарела методика проведения уроков: двое-трое занимаются на снарядах, учитель за ними наблюдает, остальные сидят на скамейках. Считайте, что их уже оттолкнули от спорта и они никогда не придут к нему.

У нас в Краснодаре такой эксперимент провели – поставили в одном из детских садов батут и направили туда тренера, проинструктировали воспитателей и начали с малышами занятия. Как все поздоровели! Батут – очень интересная игрушка для детей: покачался, повертелся, попрыгал – от этого ребенка не оторвать. Такая подготовка в раннем возрасте дает основательную разностороннюю подготовку и для других видов спорта. На мини-батутах тренеру и страховать нетрудно, контролировать ребенка все время. Спортивный результат сказался, конечно, через несколько лет – некоторые из ребят, воспитанников этого детского сада, стали мастерами спорта.
Надо думать, надо очень серьезно думать о здоровье детей, а значит, и о здоровье нации, о будущем нашего спорта.

В заключение еще одно мнение – Натальи Черновой – заслуженного мастера спорта и тоже, конечно, обладательницы всего золота мира в прыжках на батуте. Я спросила ее о том, что самое главное в умении побеждать.
– Любовь к своему спорту, – сказала она.
А как и где ее обрести?
И вот ответ:
– Спортивная школа по батуту была прямо во дворе нашей общеобразовательной школы, и тренер часто приходил в наш класс. Все мы с первых дней учебы все видели и все знали об этом спорте. И главное – нас всех приглашали в спортивный зал. Так что я даже не помню, когда возникла любовь к батуту. Мне кажется, что она всегда была со мной, как какой-то праздник.

Позволю себе остановиться на этом высказывании. Значит, в школе, именно в школе, человек обретает настоящую привязанность – к спорту ли, искусству, рисованию... Ну что доказывать аксиому?!

Это уже позже Наташа поняла, что спорт ставит ее в центр внимания одноклассниц, да и старшеклассников, что она больше видит, лучше разбирается во многом. Словом, поняла ценность и широкого кругозора, и жизненного опыта. У Наташи растет дочь, она постоянная соучастница всех побед мамы и отца – Германа Хнычева.

А вот еще о таком: не беспокоило ли Наташу, когда училась в школе, что спорт отнимает у нее не просто время, а желание заняться чем-то другим, обедняет ее жизнь?
– Что вы, совсем наоборот! Я видела, насколько моя жизнь по сравнению с одноклассниками полнее, интереснее, серьезнее. Ребята больше тянулись ко мне, чем я чувствовала необходимость что-то позаимствовать у них.
Вопреки расхожему мнению вот такое авторитетное и проверенное временем мнение.
– И последний вопрос. А вот об этих своих выводах вы, Наташа, говорите когда-нибудь с нынешними школьниками, бываете в школе?
– К сожалению, нет. Самой мне как-то недосуг забежать в школу, но ведь и не приглашают...
Как прав тренер Наташи В.Ф. Дубко: «Школа должна быть заинтересованной и в развитии спортивных талантов».

Маргарита ШАРГИНА