Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №7/2010
События. Факты. Комментарии

Спорт за сертификат

В 2008 г. в Пермской области впервые в России был введен так называемый школьный спортивный сертификат (ШСС) – финансовое обеспечение занятий спортом детей школьного возраста. Проект, бесспорно, не только интересный, но и перспективный. После форума «Россия – спортивная держава», который прошел в конце 2009 г. в Казани, многие регионы заявили, что они попробуют ввести подобную систему и у себя. Поступают предложения о введении спортивных сертификатов по всей России. Однако до сих пор мало известно о тонкостях реализации данного проекта, о подводных камнях, которые могут встретиться тем, кто захочет пойти по этому пути. Мы сделали такую попытку. Главный редактор газеты «Спорт в школе» Ольга ЛЕОНТЬЕВА встретилась с учителями Краснокамского района Пермского края, в котором данный проект воплощается уже второй год.

Что такое спортивный сертификат?

Каждый месяц всем школьникам в ряде экспериментальных районов, в том числе и в Краснокамском, раздают книжечки – спортивные сертификаты с отрывными талонами – по 12 на каждый месяц, которые дети должны отдать учителю физкультуры или тренеру после посещения спортивной секции, по одному талону за занятие. Те, в свою очередь, в конце месяца сдают отчеты о посещении своих секций, к которым прилагаются талоны. Через определенное время учителю (тренеру) выплачивается сумма, указанная в талонах.

Часть полученной суммы – приблизительно 30% – уплачивается за аренду помещения, оставшиеся деньги идут на зарплату учителя или тренера, ведущего спортивную секцию. Так как практически все тренировки и секции проводятся в муниципальных или государственных учреждениях, сразу было введено правило: полученные школами средства можно тратить только на приобретение спортивного инвентаря для секций, тренеры которых сдали сертификаты, – обычно на это идет около 2/3 этих денег – или на поездки с воспитанниками данных секций на соревнования – приблизительно 1/3 арендной платы. В результате сбылась мечта многих учителей и тренеров – наконец-то появилась возможность создать ту материально-техническую базу, которая необходима!

За год каждому экспериментальному району Министерство спорта Пермского края выделяло около 5 млн. рублей на обеспечение спортивных сертификатов. Нетрудно подсчитать, сколько средств при этом было израсходовано на спортивное оборудование – около 1 млн. рублей и на поездки – не менее 50 тыс. рублей.

В первый год эксперимента участниками проекта могли стать не только индивидуальные предприниматели, но и муниципальные учебные заведения. Общеобразовательная или спортивная школа заявляла, сколько мест под спортивные сертификаты может открыть на своей базе, – заявки принимались публично, эта работа называлась «аукцион», – и в дальнейшем обеспечивала работу конкретным тренерам и педагогам. Небольшое число учителей и тренеров сразу стали индивидуальными предпринимателями (ИП) и открыли в школах, не участвовавших в аукционе, свои секции на договорных условиях.

В результате часть педагогов стали получать двойную зарплату: работа спортивных секций в ДЮСШ оплачивалась как обычным путем, так и через школьные спортивные сертификаты (ШСС).

Для того чтобы увеличивалось количество общедоступных спортивных секций, те занятия, которые тарифицировались как секции при ДЮСШ, были приравнены к плановым урокам физической культуры и теперь за счет ШСС не оплачиваются. В результате большинство детей, занимающихся спортом в секциях ДЮСШ, свои спортивные сертификаты не используют: тренерам, ведущим занятия в оплачиваемых через ДЮСШ секциях, запрещено их принимать. Только работа некоторых групп начальной спортивной подготовки при ДЮСШ оплачивается за счет сертификатов, при этом тренеры, которые их ведут, не получают государственную заработную плату. Тренеры выбирают, хотят они оставаться на официальной заработной плате или предпочитают стать индивидуальными предпринимателями.

Чтобы повысить предпринимательскую активность учителей и тренеров, систему аукционов образовательных учреждений с 2010 г. отменили: теперь секции могут открывать только индивидуальные предприниматели. Те учителя, которым трудно оформлять все необходимые документы, могут объе­диниться вокруг одного ИП и заключить с ним договор: за небольшой процент – от 5 до 10 – он будет оформлять все необходимые документы, уплачивать налоги – словом, вести работу, которую большинство педагогов просто ненавидят…

Поиск неизвестного

Изменил ли проект «Спортивный сертификат» отношение ребят к занятиям спортом? Большинство из них занимаются в тех же спортивных секциях, в которых они занимались бы и без такого способа финансирования занятий. Правда, многие секции «переехали» и теперь работают прямо в школе, что очень удобно.

Части детей повезло: в их школах открыли секции, которые до этого никто не мог финансировать, например «Здоровейка» – игры на свежем воздухе для учеников начальной школы. В основном такие секции работают в небольших поселках при общеобразовательных школах, и посещают их целыми классом, потому что ездить в город далеко и дорого, а погулять и поиграть все любят. Правда, обычно такую работу – к сожалению, почти бесплатно! – выполняют учителя групп продленного дня…

Оригинальные секции тоже появляются, хотя и в гораздо меньшем количестве. Черлидинг, шахматы, туризм – секции, в которых интересно заниматься для себя, не стараясь стать профессиональным спортсменом. Но кто знает, к чему приведут эти занятия? Ведь аппетит, как известно, приходит во время еды…

Все участники проекта убеждены в его пользе. Правда, мало кто радуется достижению тех целей, которые ставили перед собой организаторы: формирование у детей привычки получать спортивно-оздоровительные услуги; повышение привлекательности физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг для бизнеса; формирование навыков рыночных отношений у физкультурных работников. В основном и дети, и взрослые отмечают резко изменившееся в лучшую сторону состояние материальной базы: «Наконец-то мы смогли приобрести необходимое оборудование!»

Никто не спорит: заниматься в секции туризма, которая имеет современное оборудование, гораздо приятнее, чем в аналогичной секции, но с инвентарем, закупленным в середине прошлого века. Стоило ли всё усложнять и для покупки инвентаря вводить сертификаты?

Ответ на этот вопрос, бесспорно, утвердительный. Потому что укрепление материальной базы – единственное, что сразу заметно всем, в том числе и детям. Все остальные эффекты этого проекта пока проявляются не так сильно.

Как измерить, действительно ли повысился у ребят интерес к занятиям или увеличение количества учеников, посещающих секции, – лишь временный эффект? Например, в первый год эксперимента в районном городе был только один тренажерный зал – в ДЮСШ. Через год тренажерные залы открылись в нескольких общеобразовательных школах, и дети предпочитают заниматься там, а не в спортивной школе. Лет через 5–7 станет понятно, привыкли они к таким занятиям или нет: если, став взрослыми, захотят продолжить работу над своим здоровьем и будут готовы платить за это – значит, желанный результат достигнут…

Как поддержать учителя (тренера), который хочет и может работать, не ущемив его прав на государственную заработную плату и пенсию? Те, кто перешел на оплату своей работы только через сертификаты, находятся в довольно сложном положении. Официально эксперимент планировалось закончить в 2010 г. Что будет с этими людьми потом? Их ставки давно перераспределены между другими, такими же малоимущими коллегами. Если прекратится дополнительное финансирование, их секции либо станут платными (интересно, кто же за них будет платить?), либо попросту закроются.

Могут ли открывать спортивные секции, оплачиваемые ШСС, неспециалисты? Как только появилась возможность стать ИП, свои услуги по открытию секций стали предлагать разные люди, в том числе далекие и от спорта, и от педагогики.

Пока вопросов больше, чем ответов. И это понятно: дело, которое начато в Пермском крае, – абсолютно новое для российской системы образования. И абсолютно необходимое. Потому что без модернизации экономических взаимоотношений государства и субъектов образования наши школы навсегда останутся нищими. А в этих нищих школах, как и раньше, в холодном спортивном зале на заштопанных матах с рваными мячами будут маяться детский спорт и физическая культура.

Ольга Леонтьева ,
главный редактор газеты «Спорт в школе»

Рейтинг@Mail.ru