Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №14/2008

МЕТОДИКА. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ

Можно предложить проектную работу ученикам, увлекающимся спортом. При этом тема должна быть связана с их прямым увлечением. Работа, предложенная вашему вниманию на следующих страницах, интересна тем, что в ней существует не только реферативная, но и практическая часть.

Агрессия

Проявление агрессивности у подростков 11–12 лет, занимающихся спортом

Введение

Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая и экологическая обстановка, сложившаяся в обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении людей. Среди них тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность, но и цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро это проявляется у детей в подростковом возрасте. Причем проблема агрессивности подростков, которая затрагивает все общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и научно-практический интерес исследователей. Однако попытки объяснения агрессивных действий молодых людей затрудняются тем, что не только в обыденном сознании, но и во многих теоретических концепциях явление агрессии получает весьма противоречивые толкования, мешая как его пониманию, так и возможности воздействия на агрессивность.

Большое внимание исследователи агрессивности уделяют спорту, считая его удобной моделью для изучения данного феномена. Однако этот интерес имеет и практическое значение, так как многие тренеры и спортсмены считают агрессивность важным качеством для достижения успеха, тогда как большинство теоретиков чаще рассматривают негативные аспекты ее проявления. Современные психологи термином «агрессия» обозначают напористое, доминирующее, атакующее и вредоносное поведение и считают, что необходимо направлять его в нужное русло. Такое противоречие потребовало более внимательного и неоднозначного рассмотрения этого явления.

Агрессия и агрессоры, как отмечают многие ученые (например, Л.М. Семенюк), всегда оцениваются резко отрицательно – как выражение антигуманизма, культа грубой силы. В то же время имеют место случаи, когда об агрессивных действиях говорят как об энергично-наступательных и дают им положительную оценку. Так обычно бывает, если речь идет о спортивных состязаниях: отсутствие у команды «спортивной злости» или агрессивности оценивается как существенный недостаток. Однако положительная агрессия – скорее исключение, имеющее место в узкоспециальной сфере.

В основном же под агрессией понимается вредоносное поведение. Причем в понятии «агрессия» объединяются различные по форме и результатам акты поведения – от злых шуток, сплетен, враждебных фантазий до бандитизма и других преступлений.

К агрессивности близко подходит состояние враждебности. Враждебность – более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определенный объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных и даже антагонистических отношениях, однако никакой агрессивности не проявляют. Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, но никаких враждебных чувств не испытывают.

Психологи, придерживающиеся бихевиористских взглядов, обычно говорят об агрессивном поведении как об открытых, внешне выраженных действиях. Это действия очень активные, часто инициативные и всегда приносящие объекту вред.

В настоящее время различные авторы предлагают свои определения агрессии, ни одно из которых не может быть признано исчерпывающим и общеупотребительным.

Во-первых, под агрессией понимаются сильная активность, стремление к самоутверждению, внутренняя сила, дающая возможность человеку противостоять внешним силам (Е.Б. Матвеева).

Во-вторых, под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, т.е. действия, которые вредят другому лицу либо объекту (Л.М. Семенюк).

В то же время многие авторы разводят понятие агрессии как специфической формы поведения и агрессивности как психического свойства личности.

Существенно важно рассматривать агрессию не только как поведение, но и как психическое состояние, знать его феноменологию, выделяя познавательный, эмоциональный и волевой компоненты.

Познавательный компонент заключается в ориентировке, которая требует понимания ситуации, видения объекта для нападения и идентификации своих «наступательных средств».

В психологическом словаре дается понятие агрессии (от латинского «aggredi» – «нападать») как индивидуального или коллективного действия, направленного на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей.

В настоящее время все больше утверждается представление об агрессии как о мотивированных внешних действиях, нарушающих нормы и правила сосуществования, наносящих вред, причиняющих боль и страдания людям. В этом плане заслуживает внимания различение агрессии инструментальной и преднамеренной. Инструментальная агрессия – такая ее разновидность, при которой человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но так «пришлось» или по субъективному сознанию стало «необходимо» действовать.

Многие ученые считают основным возбудителем агрессии угрозу, полагая, что последняя вызывает стресс, а агрессия уже является реакцией на стресс. Но не всегда агрессия является следствием угрозы. Вместе с тем, в тех случаях, когда агрессия вызывается угрозой, правильное понимание этой угрозы, ее объективный анализ и оценка – весьма важные познавательные элементы агрессивного состояния, от этого понимания зависят само возникновение данного состояния, его форма и сила. Переоценка угрозы может вызвать отказ от агрессии как средства борьбы (Л.М. Семенюк).

Биологические основы агрессивного поведения

Излишняя увлеченность биологическими детерминантами агрессивного поведения может объясняться желанием найти легкий способ решения проблем человеческой агрессивности.

Возбуждение и агрессия. Агрессивное поведение человека связано с активизацией симпатической нервной системы1 – того компонента вегетативной нервной системы2, который побуждает нас «вступить в сражение или спасаться бегством».

Основной механизм этой системы заключается в том, что ситуация, представляющая угрозу для нашей безопасности, вызывает самые разнообразные соматические реакции, например расширение зрачков, повышение артериального давления, учащение пульса и усиление потоотделения, которые помогают нам встретить надвигающуюся опасность во всеоружии или убежать от нее.

Возбуждение повышает вероятность развития агрессии. Люди после вспышки агрессивности, являющейся реакцией на чьи-либо нападки, ощущают спад напряжения, т.е. снижение уровня возбуждения

Исследователи поддерживают ту позицию, согласно которой возбуждение способствует проявлению доминантной реакции, стремления навязать свою волю.

Например, Мак-Дональд, Хори и Мак-Клинтон демонстрировали детям агрессивные и неагрессивные фильмы, а затем втягивали их в игру.

Дети, возбужденные интересной игрой, большую часть времени подражали героям фильма, в отличие от детей, не испытывающих возбуждение. Таким образом, выходит, что возбуждение просто увеличивает возможность проявления доминантных реакций.

Агрессия и возбуждение находятся в тесной взаимосвязи. Возбуждение ведет к усилению агрессии, когда индивиды источником своего возбуждения считают провокации со стороны объекта и когда их доминантной3 реакцией на провокации является агрессия.

Гормоны и агрессивное поведение

Устойчивость половых различий в проявлении агрессивности (мужчины агрессивнее женщин) независимо от национальности и культуры навела на мысль о гормональных влияниях на формирование агрессивного поведения. Поскольку уровень содержания тестостерона4 в крови у мужчин более чем в 10 раз выше, чем у женщин, исследователи сосредоточили внимание на роль андрогенов в формировании агрессивного поведения. Оуэлз считает, что спровоцированная агрессия напрямую зависит от количества тестостерона. Это значит, что люди, имеющие высокое содержание тестостерона в крови, будут отвечать на провокации более агрессивно. Исследователь полагает, что, помимо прямой, существует также косвенная связь между количеством тестостерона и агрессивностью, а именно – что высокое содержание данного андрогена5 обычно сочетается с пониженной способностью переносить фрустрацию. Человек, неспособный переносить фрустрацию, может ответить агрессией, даже когда он является объектом провокации.

Мнение ученых о влиянии биологических и социальных факторов на подростков

В современной психологии доказано, что человек не рождается эгоистом или альтруистом6, скромным или хвастливым, атеистом или верующим – он становится таким (Л.М. Семенюк). Лишь в процессе развития человека как личности возникают как социально полезные, так и социально вредные черты. А.С. Макаренко реально доказал, что даже самые запущенные подростки – обычные дети, «способные жить, работать, способные быть счастливыми и способные быть творцами».

В этом убеждает и проведенное Д.И. Фельдштейном исследование поведения подростков-правонарушителей, объектом которого были психически и физически здоровые дети. Оно показало, что ядром конфликтной ситуации, приведшей к нравственной деформации личности, являются не биологические свойства, а недостатки школьного и семейного воспитания: у этих подростков утрачен интерес к учебе, фактически утеряна связь со школой. В результате они, как правило, отстают на 2–4 года по своему образованию от сверстников (А.С. Макаренко). Однако это отставание не определяется психическим развитием данных детей, так как они обладают нормальными умственными возможностями, и целенаправленное включение их в заданную систему многоплановой деятельности обеспечивает успешную ликвидацию интеллектуальной запущенности и пассивности.

Еще Ч. Дарвин, признавая, что определенные реакции и поступки людей основаны на врожденных механизмах, вместе с тем отмечал, что многое в их поведении обусловлено общественными нормами. Врожденными реакциями являются, например, переживание чувства страха, стремление к избежанию опасности или самозащите. Однако все эти реакции, способные вызывать физиологический эффект, могут сдерживаться, контролироваться и направляться человеческим сознанием.

«Поведение человека, – отмечал Блонский, – есть изменчивое явление, и задача научной психологии состоит в том, чтобы установить, каким образом, в зависимости от чего изменяется человеческое поведение, чем и как обусловлено человеческое поведение».

Различные структуры нервной системы и протекающие в них процессы оказывают на него сильное влияние. Так, наши эмоциональные переживания органически связаны с функционированием лимбической системы7, в особенности гипоталамуса8 и миндалевидного тела; лобные доли коры головного мозга, которые у человека отличаются обширностью и сложным устройством, отвечают как за сложные когнитивные процессы9, в частности за опознание той или иной ситуации, содержащей угрозу, так и за выбор реакций в ситуации, опознанной таким образом. В ведении симпатической нервной системы находится наша готовность «драться или удирать»: именно эта нейроструктура10 по достижении организмом определенного уровня физиологического возбуждения производит запуск механизма агрессивного реагирования. Впрочем, существуют данные, свидетельствующие о том, что реактивность симпатической нервной системы имеет индивидуальный характер, и потому в угрожающей ситуации одни лица испытывают большее, а другие – меньшее возбуждение (Р. Бэрон).

Иначе говоря, всегда нужно иметь в виду, что биологические процессы протекают в социальном контексте. То есть внешняя среда влияет на внутренние биологические процессы, в значительной степени предопределяет характер наших реакций на средовые воздействия, и правильнее было бы говорить не о решающем влиянии биологических либо, наоборот, социальных факторов как детерминанты агрессии, а признать, что на агрессию действуют оба типа факторов и что биология и окружающая среда оказывают взаимное влияние друг на друга.

Формы и типы агрессии

Необходимо отметить, что большинство исследователей вычленяют ее различные типы. Так, А. Басс ввел последовательное деление на вербальную и физическую агрессию, что указывает на используемую в каждом случае систему органов: в первом случае – речевые средства, а во втором – остальная произвольная мускулатура, основное звено которой приходится на мышцы кистей и рук.

Важно заметить, что в то время как по меньшей мере прямые физические агрессии почти всегда приводят к объективным повреждениям или причинению боли, вербальные агрессии, которые в повседневной жизни выступают как болезненные или оскорбительные, реже влекут за собой однозначные повреждения, которые заметны для постороннего наблюдателя (Г.М. Андреева).

Фишбах видит основную разделительную черту между различными типами агрессии в том, какой характер носят эти агрессии: инструментальный или враждебный. Враждебная агрессия направлена на причинение боли и ущерба жертве.

Инструментальная агрессия направлена на достижение цели, причем причинение ущерба не является этой целью, хотя и не обязательно избегается.

Другой классификацией агрессивного поведения можно считать деление на прямые и косвенные агрессии (А. Басс).

Прямая агрессия непосредственно направлена против жертвы, при косвенной же агрессии жертва не присутствует, но против нее, например, распространяется клевета или агрессия направлена не против самой жертвы, а против объектов-«заменителей», против представителей «круга» жертвы.

Есть и другие формальные деления, например на агрессию групповую и индивидуальную. Так, тот факт, что агрессия совершается одним-единственным человеком или целой группой, при противозаконном поведении влияет на меру наказания. Такое деление используется в правовых документах, например в Уголовном кодексе РФ.

Анализ различных подходов убеждает в целесообразности понимать агрессию как целенаправленное разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.). Вместе с тем, это такое состояние, которое может включать в себя не только прямое нападение, но и угрозу, желание напасть, враждебность.

Агрессия зрителей спортивных соревнований

Теоретически можно утверждать, что спортивные зрелища приводят как к росту агрессии среди зрителей (вследствие социального изучения), так и к ее снижению (вследствие катарсиса11 от наблюдения насилия). Имеются данные, свидетельствующие о том, что наблюдение за спортивными состязаниями, особенно включающими в свою программу агрессивные виды спорта, вызывает рост агрессии. Например, мужчины, покидая стадион после футбольного матча, согласно опроснику враждебности Басса – Дарки (Приложение 1), показали более высокий уровень агрессии, чем до начала игры. Никакой разницы в уровне агрессии не наблюдалось до и после соревнований гимнастов у болельщиков – конечно, при условии, что в зале не произошло какое-нибудь событие, вызвавшее агрессию у зрителя. Агрессивные действия во время соревнований в тех видах спорта, одним из необходимых компонентов которых является агрессия, становятся возможными, скорее всего, потому, что враждебность специально нагнетается и становится более распространенной. Растормаживание и физиологическое возбуждение также объясняют возрастание агрессии среди спортивных болельщиков (А.А. Бодалев).

Агрессию можно рассматривать и с точки зрения поведения участников соревнований.

Агрессия среди спортсменов

Опираясь на научные выводы о том, что агрессию надо рассматривать как комплексное явление, исследователи считают, что агрессивность может быть оценена как отрицательно (если речь идет о враждебном отношении и желании нанести вред, ущерб), так и положительно, если она рассматривается как проявление инициативы и направлена на решение какой-либо проблемы. Под агрессивностью в узком смысле слова понимается поведение, направленное на нарушение установленных правил, договоров и норм, – так называемое девиантное поведение, т.е. противоправное, качественно отличающееся от ритуализированной формы проявления тенденции к доминированию.

Авторы разводят две формы доминантного поведения, которое они подразделяют на интраспортивное и экстраспортивное.

Интраспортивное поведение – прямое (непосредственное), физически-инструментальное (бокс, игра корпусом в хоккее), непрямое – экспрессивное (без тактического замысла, импульсивное нападение или защита, интрапунтивная защита (злость на самого себя), ритуализированная демонстрация силы и значимости (блокировка в гандболе и баскетболе), дифференцируемое стремление тактически переиграть соперника с учетом специфики конкретного вида спорта.

Экстраспортивное поведение – прямая, непосредственная, физически примитивная нарушающая правила агрессия (серьезные нарушения, драки), непрямая открытая агрессия (оскорбление спортивных судей), экспрессивная агрессия (реакция против зрителей, прочие словесные и физические реакции аффекта).

Фольмакер, чье эмпирическое исследование футбольных игр послужило предпосылкой для дальнейшего изучения агрессии в спорте, понимает спортивное соревнование вообще как «отрегулированное агрессивное действие». Агрессивными действиями исходя из исследованного материала Фольмакер называет любое неспортивное поведение, которое выходит за рамки игры, прямо или персонально направлено против других игроков или судей, так же как и поведение, которое мешает игре, т.е. нанесение ударов противнику, удары ногами, оскорбление судьи или сильный удар по мячу во время штрафного удара.

Многие тренеры считают, что люди с ярко выраженной «спортивной злостью» и стремлением к доминированию – более перспективные спортсмены. В результате зарубежных и отечественных исследований, посвященных изучению личности спортсменов, было установлено, что многие высококвалифицированные спортсмены, особенно обладатели высших титулов и наград, являются более агрессивными по сравнению с другими испытуемыми.

Аналогичные результаты, полученные, в частности, Л.Н. Гоголевой, приводят к выводу, что агрессивные действия в спорте не следует понимать только как отрицательное явление, так как отсутствие у команды или у игроков спортивного азарта оценивается спортсменами как существенный недостаток. Без этого невозможно выполнение основной спортивной задачи – борьбы за победу над противником.

Соревнование представляет собой искусственно созданный на основе договора между участниками конфликт, пути разрешения которого четко определены.

Экспериментальные обследования высококвалифицированных ватерполистов, пловцов и прыгунов в воду показали, что агрессивность спортсменов не может оцениваться однозначно и зависит от того, в каком контексте других качеств личности она находится. Высокий уровень доминантных качеств личности должен сочетаться с такими морально-психологическими качествами, как коллективизм, ответственность перед командой, готовность помочь товарищу, корректность поведения в спорте, дисциплинированность в быту. (Р. Бэрон).

Агрессивные тенденции в спортивных ситуациях, допускающих проявление контролируемой враждебности, в одних случаях могут усиливаться, а в других – снижаться. Если спортсмен имеет большую потребность в агрессивных действиях, а спортивная деятельность не вызывает у него физической усталости или его попытки проявлять агрессивность приводят к фрустрации из-за штрафов за нарушения правил или проигрыша, то агрессивность у него, скорее всего, сохранится. Но если у спортсмена невысокая потребность к агрессивности, игра вызывает у него хотя бы среднюю усталость или его поощряют за выигрыш или достигнутый успех, то его агрессивность снижается (Б. Кретти).

Проигрывающие команды совершают больше нарушений, чем выигрывающие. Очевидно, фрустрация, вызванная возможностью поражения, вызывает агрессивное поведение.

Команды, играющие на своем поле, допускают меньше нарушений, чем играющие на чужом.

Тренер, который умеет прогнозировать проявления чрезмерной агрессивности своих спортсменов, хорошо знает их причины, имеет все возможности стать хорошим руководителем и наставником молодежи.

Проявление агрессивности в личностных характеристиках и поведении детей подросткового возраста

Одним из сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но и возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

С одной стороны, для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребенка, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения по отношению к взрослым (А.С. Белкин).

Для подростка характерны легкая возбудимость, резкая смена настроения.

С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов – возрастает самостоятельность, отношения с людьми становятся более многогранными, значительно расширяется сфера деятельности, развивается естественное отношение к себе.

Тревожащие моменты в поведении подростков, такие как агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, принимают устойчивый характер обычно в разного рода компаниях.

Наиболее полную картину сущности агрессивного поведения подростков дает анализ его мотивации. Заметную роль здесь играют чувства и эмоции негативного характера: гнев, страх, месть, враждебность.

Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста из-за непонимания взрослых, неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем, на развитие агрессивности подростка могут влиять природные особенности его темперамента, например возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Естественно, что в состоянии фрустрации подросток с подобной психической организацией ищет выход своему внутреннему напряжению.

Анализ показателей агрессивности подростков 12 лет

Нами было проведено тестирование подростков – учащихся школы № 61 г. Омска, занимающихся разными видами спорта. Были проведены беседы с родителями и педагогами, которые позволили выявить атмосферу, царящую в семьях, характер отношений, поведение родителей и самого ребенка в семье и школе. Также проводились беседы с тренерами спортивных школ. Материалы бесед раскрывают причины агрессивного поведения подростка – как это объясняют взрослые, как объясняет свое поведение сам подросток, какую он дает моральную оценку своим поступкам.

Принципиально важным методом исследования агрессивности выступил опрос. Он выгодно отличается от других методов тем, что при грамотном использовании позволяет получить верную информацию не только о внутренних побуждениях детей, но и о результатах их действий.

Наиболее удачным представляется опросник Басса – Дарки, который широко использовался в нашем исследовании. Он включает 75 вопросов. Обработка результатов производится при помощи индексов различных форм агрессивных и враждебных реакций, которые определяются суммированием полученных ответов.

Всего было опрошено 153 человека, занимающихся различными видами спорта, такими как плавание, танцы, восточные единоборства, легкая атлетика, фехтование.

Результаты исследований заносились в специальные таблицы. Они позволили сделать некоторые выводы о проявлении агрессии у подростков и спортсменов-разрядников и определить уровень таких показателей, как физическая, вербальная, косвенная агрессия, негативизм, раздражение, подозрительность, обида, чувство вины. Также определялись индексы враждебности и агрессивности, склонности к риску, а также исследовалась зависимость проявления агрессии от пола, от коллектива, в котором находится подросток, от уровня спортивной квалификации и избранного вида спорта.

В нашем исследовании мы пользовались следующими определениями специальных терминов:

Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.

Косвенная агрессия – агрессия, которая окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злые шутки), а также агрессия, которая ни на кого не направлена, – взрыв ярости, проявляющийся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т.Д.

Склонность к раздражению (раздражение) – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

Негативизм – оппозиционная мера поведения, обычно направленная против какой-либо личности, пользующейся авторитетом у окружающих, или руководителя. Это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении в том, что окружающие намерены причинить вред.

Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятья).

Угрызения совести или чувство вины. Ответы на вопросы этой шкалы выражают влияние чувства вины на проявление запрещенных форм поведения. Этот пункт выражает степень убеждения опрашиваемого в том, что он является «плохим человеком», совершающим плохие поступки, наличие у него угрызений совести.

В результате исследований выяснилось, что у детей 12-летнего возраста преобладает физическая агрессивность и менее всего выражена агрессивность косвенная (соответственно 62% и 42%).

Более всего выделяется характерный для этого возраста показатель негативизма (59%), являющийся результатом того, что у подростков бурно развивается чувство протеста, часто неосознанного, и вместе с тем растет их индивидуализация, которая при потере общесоциальной заинтересованности может привести к эгоизму (табл. 1).

Таблица 1

Проявление различных форм агрессивности у подростков 12 лет

физическая

вербальная

косвенная

негативизм

раздражение

подозрительность

обида

чувство вины

62%

58%

42%

50%

52%

50%

55%

57%

В результате исследований, которые позволили определить особенности агрессивности подростков 12 лет, стало ясно, что для многих подростков характерны потребительская ориентация, эмоциональная грубость, агрессивный способ самоутверждения.

Представляется, что проведенное рассмотрение проявлений разных норм агрессивного поведения подростков имеет не только психолого-теоретическое, но и практическое значение, позволяя ориентироваться в характере эмоционально-волевой и ценностно-нормативной сфер личности ребенка подросткового возраста. Педагогу-практику важно знать состояние физической и косвенной агрессии детей, степень их склонности к раздражению и негативизму, вербальной агрессии, подозрительности и обидчивости, формирующих враждебность.

Уровень показателей агрессивности у девочек и мальчиков 12-летнего возраста

Исследования проявлений различных форм агрессивного поведения у девочек и мальчиков 12-летнего возраста позволили определить значительные различия. Так, у мальчиков-подростков 12 лет наблюдается высокая физическая агрессивность (67%). У девочек она на 12% меньше и составляет 55%.

Вербальная агрессия у девочек составляет 59%, у мальчиков она несколько ниже – 54%. Выявлен также более высокий уровень косвенной агрессии: у девочек 12 лет он на 7% выше, чем у мальчиков этого же возраста (43% и 36% соответственно). Негативизм выражен у 60% девочек и 58% мальчиков. Показатели раздражительности, подозрительности, обиды, чувства вины у мальчиков исследуемого возраста выше соответствующих показателей у девочек. Так, показатель раздражительности у мальчиков – 59%, а у девочек – 43%, показатель подозрительности – 55% и 48%. Показатель обиды на 15% выше у мальчиков, чем у девочек, а показатель чувства вины – на 16% (табл. 2).

Таблица 2

Проявление различных форм агрессивности у подростков 12 лет (у девочек и мальчиков)

пол

физическая

вербальная

косвенная

негативизм

раздражение

подозрительность

обида

чувство вины

д

55%

59%

43%

60%

43%

48%

48%

51%

м

67%

54%

36%

58%

59%

55%

63%

67%

Проявления агрессивности у девочек требуют более детального изучения. За внешними проявлениями грубости и агрессивности мальчиков-подростков и скрытостью девочек лежит сложная картина половозрастных различий в их развитии.

Исследования показали, что агрессивность по-разному проявляется у отдельных девочек и мальчиков и требует индивидуального рассмотрения. Но сначала мы рассмотрим особенности проявления агрессии в различных коллективах (классах).

Проявление разных форм агрессивного поведения у подростков из разных коллективов

Анализ полученных данных позволяет отметить явно выраженную зависимость агрессивности подростка от уровня развития в данной группе разнообразных отношений, характерных для сформировавшегося коллектива. В результате социально-психологической аттестации класса как коллектива были определены средние показатели развитости в группе тех отношений, которые отражены в семи подшкалах методики: ответственности, коллективизма, сплоченности, контактности, открытости, организованности и информативности.

Нами были исследованы взаимоотношения учащихся 7-х классов школы № 61 г. Омска.

В 7-м классе «А» – образцово-показательном как в учебе, так и в дисциплине – выявлен высокий уровень развития коллектива.

7-й «Б» по характеристикам, данным учителями класса, и по результатам наших бесед и наблюдений оценивается как самый агрессивный среди 7-х классов. Здесь низкий уровень развития коллектива.

7-й «В» учителя характеризуют как «дружный класс», в котором учатся «добрые дети», и связывают это именно с тем, что здесь «хороший классный руководитель с 5-го класса». По результатам теста здесь выявлен средний уровень развития класса как коллектива.

7-й «Г» педагоги характеризуют как «класс обиженных детей». Здесь учатся дети из неблагополучных семей, которые занимаются разными видами спорта. В классе выражена разрозненность интересов.

В результате исследования также выяснилось, что наибольшая агрессивность у подростков проявляется при низком уровне социально-психологического развития класса как коллектива, а наименьшая – при высоком уровне (табл. 3).

Таблица 3

Проявление косвенной агрессивности и чувства вины у подростков из разных классов

класс

косвенная агрессивность

чувство вины

7 «А»

50%

63%

7 «Б»

65%

73%

7 «В»

64%

78%

7 «Г»

69%

75%

Результаты нашего исследования и данные современной науки говорят о том, что агрессивный подросток – это прежде всего обычный ребенок, у которого чаще всего нормальная наследственность. А дурные черты характера, агрессивные качества он приобретает под влиянием ошибок, недоработок, упущений в воспитательной работе, из-за сложностей окружающей среды.

В 7-м классе «Г» наблюдается значительная разница в показателях индекса враждебности и индекса агрессивности. В других классах такой разницы нет. Здесь ученики склонны выражать агрессию внешне.

Дело в том, утверждают исследователи, что дети подросткового возраста особенно зависимы от микросреды и конкретной ситуации. А одним из определяющих элементов микросреды, формирующих личность, является семья, и главное здесь – нравственная атмосфера. А поскольку для 7-го «Г» ситуация в этом отношении очень неблагоприятная, это проявляется в неспособности детей контролировать свое поведение.

Показатели индекса агрессивности у подростков, занимающихся различными видами спорта

В ходе исследования выяснилось, что обследуемые подростки занимаются борьбой, восточными единоборствами, футболом, фехтованием и легкой атлетикой сравнительно недавно – 1,5–2 года. Подростки, занимающиеся плаванием и спортивными танцами, посещают эти секции по 5–6 лет.

Анализ полученных сведений и результатов исследования позволил выявить ряд закономерностей в проявлении агрессивности у подростков, занимающихся разными видами спорта.

Самый высокий уровень физической агрессивности – у подростков, занимающихся борьбой (85%). Такой же показатель наблюдается у подростков из неблагополучных семей, которых в процессе исследования мы выделили в отдельную группу.

Средний уровень физической агрессивности – у легкоатлетов и фехтовальщиков. Самые низкие показатели здесь у подростков, занимающихся спортивными танцами (45%) и плаванием (51%).

Таким образом, мы пришли к выводу: у детей, которые занимаются спортом достаточно долго, уровень физической агрессивности ниже, чем у тех, кто занимается спортом недавно.

Анализ полученных данных позволил выявить ту или иную форму агрессии, характерную для данного вида спорта. Так, в результате анализа выяснилось, что у подростков, занимающихся спортом, уровень косвенной агрессии низкий (табл. 4).

У фехтовальщиков высокий уровень вербальной агрессии – 74%. У подростков, занимающихся спортивными танцами, высокий показатель обиды – 56%, у восточных единоборцев – 87%. У футболистов – на 72%, у борцов – на 85%, у биатлонистов – на 75% выражено преобладание физической агрессивности, но при этом низкая раздражительность. У пловцов преобладает чувство вины (58%) при мало выраженном чувстве обиды.

Таблица 4

Показатели индекса агрессивности у спортсменов-подростков

Виды спорта

Индекс агрессивности

Борьба

74,5

Биатлон

69

Спортивные танцы

52

Фехтование

74,2

Плавание

52,3

Относительно результатов физической агрессивности борцов можно сделать вывод: подросткам, которые пришли заниматься данным видом спорта, недостаточно двух лет для того, чтобы научиться контролировать свое поведение.

Многочисленные примеры влияния спорта на воспитание – как на рост агрессивного поведения детей, так и на его снижение – дает современная практика.

В Черемушкинском районе Москвы была создана общеобразовательная школа со специализацией по самбо. Подростки, поступившие сюда (некоторые состояли на учете в милиции), не только сами не стали пополнять ряды правонарушителей, но и активно помогали вести борьбу с хулиганством. В их взглядах на свою роль в обществе, на отношение к другим людям произошел резкий поворот. Одна из учительниц сказала об этом превращении так: «Ребята постепенно стали мягче, внимательнее к тем, кто слабее их, агрессивность сменилась добротой».

Подобный процесс примечателен тем, что осознание своей силы и своей полезности положительно повлияло на поведение подростков. Спортивные увлечения помогают контролировать проявления той или иной формы агрессии.

Анализ научной литературы и исследования, проведенные в школе, позволили подвести некоторые итоги.

Выводы и методические рекомендации

У подростков 12 лет преобладает физическая агрессивность (62%) и менее проявляется косвенная (42%). У мальчиков наблюдается высокая физическая агрессивность (67%), у девочек эта цифра значительно ниже (55%).

В учебно-воспитательном процессе рекомендуется определять уровень проявления различных форм агрессии, что позволит руководителю лучше понимать подростков, направлять их деятельность в нужное русло и контролировать их поведение. Учителю и тренеру важно знать состояние физической и косвенной агрессии детей, склонности к раздражению и негативизму, вербальной агрессии, подозрительности и обидчивости, формирующих враждебность.

Поскольку агрессия может быть вызвана как внешними стимулами, так и внутренними, учитель не должен удивляться, если подросток вдруг неожиданно проявит чрезмерную агрессивность, казалось бы, в безобидной ситуации. Прогнозирование подобного рода вспышек значительно облегчится, если преподаватель будет хорошо знать личностные особенности ученика и те моменты, которые вызывают у него чрезмерную агрессивность в школе.

Проявление агрессивности зависит от сформированности классного коллектива.

Следует учитывать, что у подростков 12 лет может быть изначально высокий уровень агрессии. Руководитель не должен проявлять ответную агрессивность, если ученик реагирует на него враждебно. В этом случае следует определить, чем вызвана эта агрессия, установить, не связано ли такое поведение ученика с его отношением ко взрослым вообще, не переносит ли ученик на руководителя свою враждебность по отношению к товарищам.

Руководителю школы следует работать над формированием коллектива.

Самый высокий уровень физической агрессии – у подростков, занимающихся восточными единоборствами, борьбой (85% и 82%); самый низкий – у занимающихся спортивными танцами и плаванием (45% и 51%).

У детей, которые занимаются спортом достаточно долго (плавание), уровень физической агрессивности ниже, чем у тех, кто занимается спортом недавно (восточные единоборства, борьба). Значит, следует привлекать подростков к серьезным занятиям спортом.

В каждом человеке заложена какая-либо степень агрессивности – необходимо лишь направлять ее в нужное русло.

Приложение

Опросник Басса – Дарки

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.

2. Иногда я сплетничаю о людях, которые мне не нравятся.

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

4. Если меня не просят по-хорошему, я не выполняю просьбу.

5. Я не всегда получаю то, что мне положено.

6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

7. Если я не одобряю поведение друзей, то я даю им это понять.

8. Если мне случалось обмануть кого-то, то я испытывал угрызения совести.

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.

12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.

13. Другие умеют (лучше, чем я) пользоваться благоприятными обстоятельствами.

14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружелюбно, чем я ожидал.

15. Я часто бываю не согласен с людьми.

16. Иногда мне в голову приходят мысли, которых я стыжусь.

17. Если кто-нибудь ударит меня первым, я не отвечу ему.

18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.

19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется окружающим.

20. Если кто-то корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор.

21. Меня немного огорчает моя судьба.

22. Я думаю, что многие люди не любят меня.

23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.

25. Те, кто оскорбляет меня или мою семью, напрашиваются на драку.

26. Я не способен на грубые шутки.

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

28. Когда люди корчат из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.

29. Почти каждую неделю я вижу того, кто мне не нравится.

30. Довольно много людей завидуют мне.

31. Я требую, чтобы люди уважали мои права.

32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.

34. От злости я бываю мрачен.

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.

36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю на него внимания.

37. Хотя я никогда не показываю этого, но меня гложет зависть.

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям.

40. Мне хочется, чтобы мои ошибки были прощены.

41. Я редко даю сдачи, если даже меня кто-нибудь ударит.

42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.

43. Иногда люди раздражают меня даже просто своим присутствием.

44. Нет людей, которых я бы по-настоящему ненавидел.

45. Мой принцип: «Никогда не доверяй чужакам».

46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать ему все, что я о нем думаю.

47. Я делаю много того, о чем впоследствии сожалею.

48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.

49. С десяти лет я никогда не проявлял вспышек гнева.

50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.

51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.

52. Я всегда думаю о том, что приятно для меня.

53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.

54. Неудачи огорчают меня.

55. Я дерусь не реже и не чаще других.

56. Я могу вспомнить случай, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся под руку вещь и ломал ее.

57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.

58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.

59. Раньше я думал, что большинство людей говорят правду, но теперь я этому не верю.

60. Я ругаюсь от злости.

61. Когда я поступаю неправильно, меня мучит совесть.

62. Если для защиты своих прав мне надо применить физическую силу, то я применяю ее.

63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.

64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

65. У меня нет врагов, которым я бы хотел навредить.

66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.

67. Я часто думаю, что жил неправильно.

68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.

69. Я не раздражаюсь из-за мелочей.

70. Мне редко приходит в голову, что люди хотят разозлить или оскорбить меня.

71. Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.

72. В последнее время я стал занудой.

73. В споре я часто повышаю голос.

74. Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.

75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

Татьяна АРТЕМЬЕВА,
ученица 11 «А» класса
МОУ СОШ № 6,
г. Омск

Фото с Интернет-сайтов


1 Симпатическая нервная система – часть вегетативной нервной системы, включающая нервные клетки грудного и верхнепоясничного отделов спинного мозга.

2 Вегетативная нервная система – часть нервной системы, регулирующая деятельность внутренних органов и систем кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмен веществ и функциональное состояние.

3 Доминантный (преобладающий) признак оказывает более сильное влияние на развитие особи, чем другой – рецессивный.

4 Тестостерон – основной мужской половой гормон.

5 Андрогены – половые гормоны.

6 Альтруизм – бескорыстная забота о благе других людей. Термин введен О. Контом как противоположный по смыслу термину «эгоизм».

7 Лимбическая система – совокупность ряда структур головного мозга, участвующая в регуляции функций внутренних органов, обоняния, инстинктивного поведения, эмоций, памяти, сна, бодрствования и др.

8 Гипоталамус – отдел промежуточного мозга (под таламусом), в котором расположены центры вегетативной нервной системы; тесно связан с гипофизом.

9 Когнитивные процессы – систематические исследования в области экспериментальной психологии познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и т.д.

10 Нейроструктура – мозговая основа психических процессов.

11 Катарсис – термин из «Поэтики» Аристотеля: очищение духа при помощи «страха и сострадания» как цель трагедии. Понятие катарсиса имело многочисленные толкования. В теории З. Фрейда катарсис – один из методов психотерапии.