Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №14/2008

ОТ РЕДАКЦИИ

Сегодня во многих школах в учебный план включается творческая и проектная деятельность учащихся. Нет сомнения, что такого рода работа полезна и эффективна: выполняя ее, дети учатся важнейшим компетентностям, которые пригодятся им в жизни. Есть лишь одно «но». Учителя, привыкшие к обычной классно-урочной системе организации работы, часто не понимают, как методически грамотно организовать проектную и творческую деятельность детей.

Как выбрать тему для будущего проекта или творческой работы? Как помочь ученику спланировать свою деятельность по данному направлению? Какие темы стоит предлагать? Что должно быть в итоговой работе? Как поддержать ребенка, если его индивидуальная работа зашла в тупик? Как организовать «защиту проекта»? И главное: может ли творческая деятельность быть связана с предметом «физическая культура»?

Это – лишь небольшой список проблем, с которыми сталкивается учитель, начинающий организовывать проектную и творческую деятельность.

Мы решили посвятить один из летних номеров этой теме. В сегодняшнем номере вы найдете рекомендации по организации работы над проектами, оригинальный способ организации индивидуальной исследовательской и творческой деятельности, примеры детских проектов.

Советы по организации этой работы дает психолог Мария Ступницкая – координатор проектной деятельности АНО «Школа «Премьер», отличник образования РФ, лауреат премии Правительства РФ в области образования, автор более 50 публикаций, в том числе 7 книг по школьной психологии и проектной деятельности в школе, член Педагогического сообщества учебного проектирования. Тех, кого заинтересует эта проблема, мы приглашаем на очно-заочные курсы, которые ведет Мария Ступницкая в Педагогическом университете «Первое сентября»: «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся».

В статье «Как развивать интерес к урокам физкультуры?» учитель московской «Школы самоопределения» Лариса Бычкова рассказывает о другом методе вовлечения ребят в индивидуальную творческую деятельность. Ее ученики (все без исключения!) после проведения кондиционного тестирования разрабатывают авторские методики тренировок – для себя и для учащихся более младшего возраста.

Большую часть номера занимают тексты детей – их творческие и проектные работы. Они интересны (информация, которая в них дается, может быть использована для проведения тренировок, внеклассных мероприятий), причем каждая проработанная ребятами тема может подсказать творческому учителю множество новых проблем и идей, которые могли бы стать темами для новых проектных и творческих работ.

«Дыхательная гимнастика Стрельниковой» и «ЛФК при плоскостопии» – интересные работы, наталкивающие на мысль, что ребята могут сделать похожие реферативно-прикладные тексты по стретчингу, по йоге, по любым интересным для них новым направлениям лечебной или общеукрепляющей физкультуры.

«Уроки сноубординга» – серьезный труд школьницы, увлекающейся этим видом спорта. А чем увлекаются ваши ученики? Возможно, они могли бы сделать не менее интересные работы?

«Геральдика английских футбольных клубов» (равно как и другие темы, которые можно было бы предложить футбольным фанатам, например, об истории их любимого клуба, о значении атрибутики футбольных фанатов и т.д.) – работа, прокладывающая мостик от физкультуры к истории.

Рассказ о Евгении Шаронове удивляет своей полнотой, искренним восхищением земляком, радостью общения с великим спортсменом. Соприкосновение с сильной личностью – важный момент в жизни каждого молодого человека.

Анализ агрессивности у подростков-спортсменов – серьезный труд, в котором умело сочетаются и хорошая реферативная часть, и анкетирование учеников своей школы.