Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №13/2008

МЕТОДИКА. АДАПТИВНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА

Диафрагмальное дыхание на уроках физкультуры

При обучении диафрагмальному дыханию важно соблюдать принцип «трех П»: постоянно, последовательно, постепенно.
Путем тренировки вдоха, задержки дыхания и выдоха мы будем увеличивать и дыхательный цикл.
Диафрагмальное дыхание способствует профилактике заболеваний органов дыхания, а у детей, страдающих ими, предупреждает обострения.

Известно, что урок физкультуры должен быть направлен на физическое развитие школьника. В зависимости от возраста ребенка разной будет и задача физкультуры. Новая тема урока всегда настораживает ребят. Они хотят выполнить задание учителя как можно лучше. Его же задача же – обучить ребенка, соблюдая структуру урока: вводная часть – 3–4 мин.; подготовительная – 10–15 мин.; основная – 18–20 мин. и заключительная – 5–7 мин. (табл. 1).

Таблица 1

Обучение диафрагмальному дыханию школьников 1–11-х классов в разных частях урока

Части урока

Занятия диафрагмальным дыханием

Вводная Обучение
Подготовительная Применение (в конце)
Основная Применение через 5–10 мин. после начала и в конце
Заключительная Применение; затем самостоятельно через 5 мин. после окончания урока

Диафрагмальному дыханию лучше обучать детей во вводной части урока. Очень важно, чтобы диафрагмальное дыхание учитель контролировал у каждого ребенка и уделял этому внимание на каждом занятии со школьниками 1–11-х классов. Этим нужно заниматься как минимум 2–3 раза в течение урока. Особенно нелегко это дается девочкам  – ведь у них грудное дыхание.

Методика диафрагмального дыхания

1. Грудная клетка неподвижна, ребенок делает вдох через нос, надувая при этом живот, как барабан.

2. Задержка дыхания на те несколько секунд, на которые сделан вдох.

3. Выдох делается через рот, толчками или «ступеньками» в 2–3 раза, он должен быть длиннее вдоха. Губы складываются «трубочкой».

Смысл диафрагмального дыхания заключается в массаже движущейся диафрагмой нижних долей легких и кишечника, что очень способствует оздоровлению организма.

Соотношение вдоха и выдоха должно быть 1:2; путем тренировки можно и нужно увеличивать это соотношение до 1:3, 1:4 и т.д. Особенно важно заниматься этим при заболеваниях органов дыхания: бронхите, бронхиальной астме и т.п. (табл. 2).

Таблица 2

Постепенное увеличение продолжительности выдоха во время тренировок (сек.)

Вдох

Задержка дыхания

Выдох

Дыхательный цикл

3

3

6

12

4

4

8

16

5

5

10

20

Владимир ГАЛЕТА,
канд. мед. н.,
спортивный врач
поликлиники восстановительного лечения № 6,
Москва