Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №13/2008

В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ. ШКОЛА

Шаг навстречу,

или Школа, в которой учатся те, кому сложнее всего

Крыловская СОШ Правдинского района Калининградской области – самая обычная российская школа. Расположена она в маленьком поселке, далеко от областного центра. Совсем недавно, после того как в Калининградской области было введено подушевое финансирование, эта школа, как и многие другие поселковые и сельские общеобразовательные учебные заведения, оказалась на грани вымирания: большое типовое школьное здание требует серьезных финансовых вложений, детей мало – меньше 200 человек.
Но эта школа выжила! Выжила за счет одной простой и беспредельно человечной идеи, которая была здесь воплощена.

Первый взгляд

Выйдя из машины (100 километров все-таки проехали!), мы, как и полагается, стали разминать затекшие в дороге суставы и нежиться на теплом весеннем солнышке. Взгляд скользил вокруг. Типовое школьное здание, ухоженный пришкольный участок, сухое дерево с какими-то указателями… Указатели на дереве?! Почему они направлены в разные стороны? А один – прямо вверх. Интересно, что на нем написано?

«Солнце – 150 млн. км». А вокруг в различных направлениях: «Калининград», «Берлин», «Москва», «Правдино», «Санкт-Петербург»… Крупные и мелкие города, села, поселки, Солнце – все едино: название и количество километров.

Подошел Иван Тюляндин, директор:

– У нас много таких штучек. Я считаю, что каждый год в школе должно появляться что-то новое, интересное. Здесь указатели тех пунктов, где наши ребята хоть раз побывали или которые изучали. Прибить новый указатель может любой класс. Главное – не нарушить общий порядок.

Рядом – прицеп, в нем еще одно сухое дерево.

– Мы в этом году его вкопаем и сверху сделаем искусственное гнездо с муляжами аистов. Красиво будет… – мечтательно продолжал он.

Мы прошли в школу. Перемена. Как обычно, бегают дети, того и гляди – с ног собьют. Открылась дверь очередного кабинета… и оттуда вышли и выкатились на колясках ребята с сильными отклонениями в физическом развитии. Никто на них и внимания особого не обратил. Часть из них расселись на сбитые из стволов молодых деревьев лавочки (сделать такие легко, а как удобно и дешево!), некоторые подошли (точнее, подъехали) к теннисному столу и стали играть. Перемена…

В коридоре школы – стенды, плакаты, награды, в том числе «площадь звезд»: на стенде – имена золотых медалистов, рядом с ними – фамилия директора, тоже, оказывается, имеющего награду. Звездой может стать каждый…

Нас пригласили в кабинет директора. Все как обычно: книги, грамоты, фотографии. А рядом с письменным столом – велотренажер: директор школы – учитель физкультуры.

Статья опубликована при поддержке компании DeviCon, занимающейся строительством и дизайнерскими работами. Одной из основных специализаций компании является проектирование домов из кирпича, которое может быть как индивидуальным, так и типовым. Кроме того, Вы можете заказать в компании выполнение конкретного этапа строительных или ремонтно-отделочных работ на Вашем объекте, в том числе проектирование, создание и оформление помещений офисного и жилого предназначения, проектирование, сборку и установку инженерного оснащения и коммуникационных систем и мн. др. работы. Можете быть уверены, какие задачи не стояли бы перед специалистами DeviCon, даже самые сложные и оригинальные, все они будут выполнены качественно, своевременно и в полном объеме. С подробной информацией об услугах, оказываемых компанией, и их стоимости Вы можете ознакомиться на сайте devicon.build.

Главные предметы – литература, музыка и физкультура

Иван Петрович уверен: каждый начинающий директор должен прежде всего определить собственные ценности. Именно так он и поступил, когда 29 лет назад стал директором Крыловской школы. Исходя из того главного положения, что за годы учебы каждый ученик должен почувствовать себя успешным, он вопреки мнению части коллектива определил: в этой школе будет три главных предмета – литература, музыка и физическая культура. Потому что эти три предмета и доступны каждому ребенку, и важны для всех без исключения. Читать могут научиться все, главное – привить вкус к хорошему чтению. Петь и наслаждаться музыкой способен каждый, и в силах коллектива учителей развивать это умение. Физическое воспитание доступно всем, и в рамках общей программы каждый ученик может получить хорошую отметку. Получается, что именно эти предметы дают возможность каждому ребенку проявить себя, стать успешным. Поверивший в себя однажды человек сможет преодолеть многие трудности в учебе: и в математике, и в химии, и в изучении иностранного языка.

Для того чтобы физическая культура и спорт стали в школе важными, любимыми детьми занятиями, Иван Петрович прежде всего создал хорошую материальную базу: он уверен, что без нее мало чего можно добиться. Тренажерный зал, полоса препятствий, мячи для каждого ученика – это обязательно должно быть. Кроме того, оказалось, что сельских детей не приходится заставлять ходить на уроки физкультуры: именно они имеют постоянную физическую нагрузку, потому что трудятся дома наравне со взрослыми.

Довольно скоро все учителя приняли предложенную директором градацию учебных предметов: многие ребята, впервые почувствовав свою успешность на литературе, музыке или физкультуре, довольно скоро улучшили свои результаты и по другим предметам.

Самые ценные ученики

Россияне привыкли отводить взгляд, встретившись на улице или в метро с человеком в инвалидной коляске, идущим на костылях или с признаками отставания в развитии. Мы не понимаем таких людей, не знаем их, а значит, немного боимся: человеку свойственно бояться всего малознакомого.

Но от беды нельзя отворачиваться. Люди с ограниченными возможностями (так называют их у нас), а точнее – люди с дополнительными потребностями (так обычно называют их в Европе) живут рядом с нами. И отличаются они от других только тем, что им помощь и поддержка окружающих нужнее, – поэтому европейское название для многих ближе, чем русское. А остальным неплохо бы научиться быть человечнее, научиться помогать и понимать.

В Крыловской школе есть необычный класс – именно с его учениками мы и встретились при входе в школу. 11 ребят с ДЦП и с отставанием в развитии учатся в обычной общеобразовательной школе. Класс там образован не случайно. Четыре года назад в школе уже проводился подобный эксперимент, давший только положительные результаты, но тогда эту работу пришлось прекратить: учителям никто ее дополнительно не оплачивал.

С введением подушевого финансирования оказалось, что на каждого ребенка с дополнительными потребностями государство выделяет средств столько же, сколько на 6 с половиной здоровых детей. Значит, прием ребят с тяжелыми врожденными заболеваниями стал выгодным. Но полезно ли это?

Судите сами: ученики этого класса стали очень успешными в учебе – они учатся читать, писать и даже играть в волейбол гораздо быстрее остальных ребят. Они полноправные члены школьного коллектива: участвуют в конкурсах и соревнованиях, отдыхают и веселятся.

К ним не просто привыкли – их любят, им готовы помочь. Когда в школе проводились учения по противопожарной безопасности и раздался звук сирены, ребята-старшеклассники не побежали на улицу – они сразу отправились в этот специализированный класс и вынесли всех своих друзей. Это дорогого стоит.

Учителя физической культуры спросят: как же работать с такими ребятами? Очень просто: создавая для них возможность приобщения к физкультуре и спорту.

Во время соревнования учитель физкультуры взял за руку одного из учеников специализированного класса и вместе с мальчиком прошел дистанцию. Не за него – вместе с ним!

Культ спорта

По словам директора, для того чтобы каждый ребенок стал заниматься физической культурой, в школе должен быть создан культ спорта. В Крыловской школе, например, кроме ежемесячного Дня здоровья, постоянно проводятся различные школьные соревнования. Цель – создать такие условия, чтобы каждый ученик стал за школьные годы чемпионом класса, параллели или школы в каком-нибудь виде спорта. Команды создаются разные, в том числе и интегрированные: по возрасту, по полу. Старшеклассники часто становятся тренерами, капитанами команд младших ребят – это выгодно и тем и другим.

Тренажерный зал открыт для всех без исключения. Там занимаются не только ученики, но и педагоги.

В работу по физическому воспитанию вовлечены не только учителя физической культуры, но и классные руководители: ведь они отвечают за здоровье всех детей, а без устойчивой привычки заниматься физкультурой трудно говорить о хорошем здоровье.

Оценивание

Как и в любой другой школе, здесь есть ребята, которым спортивные нормативы, предлагаемые программой, не по силам. Учителя физкультуры уверены: плохими отметками любви к физкультуре и спорту не привьешь, особенно если ребенок старается, но у него что-то не получается.

Иван Тюляндин ввел интересный способ оценивания, который, возможно, многих заинтересует. В начале урока всем ученикам объявляется: каждый, кто пришел на урок в спортивной форме, имеет твердую «тройку», а если проработал без замечаний, выполнял все задания учителя, в конце урока «тройка» может превратиться в «пятерку». Этот способ был эффективен, но слишком сложен для педагога: нужно было объяснить каждому ученику, за что ему повысили оценку. Тогда и появился второй вариант: каждый приходящий в форме уже получает «пятерку», но за замечания во время урока учитель может снизить балл. Этот способ понравился всем больше: дети стараются, чтобы отметка не была снижена, а учителю в конце занятия достаточно вспомнить о тех немногих учениках, которые не прилагали достаточных усилий.

Результат: никто не прогуливает уроки физкультуры; даже если кто-то не очень хорошо себя чувствует, все равно приходит в спортивной форме, выполняет доступные упражнения и помогает учителю.

Ольга ЛЕОНТЬЕВА, к.п.н.

Фото автора