Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №13/2008

СОБЫТИЯ. ФАКТЫ. КОММЕНТАРИИ

РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ

Право на здоровье

Как повысить социальный статус физической культуры?

Современный этап развития общества предъявляет высокие требования к подготовке специалистов в области физической культуры, поскольку от них во многом зависит физическое, психологическое и духовное здоровье людей. В России заложен прочный фундамент продуктивной системы ценностей, определены приоритеты образования, возникает общественная потребность в сохранении здоровья как основы духовного и материального благополучия.
В последние годы усиливается роль физической культуры в обеспечении здорового образа жизни населения России, меняется социальный статус физической культуры. Государство относится к физической культуре как к общегражданской деятельности, обеспечивающей безопасность страны и жизнеспособность ее населения, гарантируется право граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности, воспитания патриотизма граждан, подготовки к защите Родины.

Модернизация образования

Не так давно приняты документы по модернизации образования, которые ориентируют на создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Подчеркивается, что развитие физической культуры и спорта является важнейшей составляющей социальной политики государства. Среди первоочередных определены меры: по развитию физического воспитания и оздоровления всех возрастных групп населения Российской Федерации; по совершенствованию программно-методического и организационного обеспечения физического воспитания детей и молодежи в образовательных учреждениях.

Среди основных задач на первый план выдвигается разработка системы мероприятий по государственной поддержке детей с особыми нуждами, в том числе мероприятий, стимулирующих образование детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. В то же время в Программе модернизации педагогического образования отмечен низкий уровень готовности выпускников вузов к созданию условий для сохранения здоровья школьников.

Стратегия модернизации не будет реализована без участия соответствующих специалистов физической культуры, готовых к решению образовательных задач средствами физической культуры. Сегодняшняя ситуация требует адресной подготовки специалистов по физической культуре для системы образования (общего и профессионального, основного и дополнительного), которая отвечала бы разным потребностям, имела бы различное целевое назначение.

Требуются специалисты

В настоящее время сфера профессиональной деятельности специалистов по физической культуре распространяется на все образовательное пространство. Сейчас требуются специалисты по физической культуре для работы в детских дошкольных учреждениях, разнообразных общеобразовательных школах, в том числе в лицеях, гимназиях, учреждениях дополнительного образования, а также в вузах, детских реабилитационных учреждениях, военных учебных заведениях разного типа (в том числе в суворовских училищах, кадетских и морских корпусах), детских исправительных учреждениях, центрах социальной реабилитации, приютах и т.п.

Современному специалисту физической культуры предстоит решать задачи, которые требуют изменения методики обучения и воспитания, ее ориентированности на индивидуальный подход к здоровью человека, его психическому и физическому развитию, разную двигательную подготовленность. Очевидно, что в школе наряду с базовой программой по дисциплине «физическая культура» должны реализовываться вариативные программы, основанные на спортизированном физическом воспитании, оздоровительной физической культуре (или физической рекреации), адаптивном физическом воспитании (или физической реабилитации).

Требуются также специалисты по физической культуре для научно-исследовательских учреждений разного типа, основной задачей которых является диагностика инновационных процессов в области образования, умеющие учитывать особенности конкретного региона, опыт местного населения в подготовке духовно, психически и физически здоровых, готовых к трудовой, оборонной и бытовой деятельности подростков и юношей.

Важной задачей в современных условиях являются разработка и внедрение целевых программ по физической культуре, ориентированных на работу с допризывной молодежью с отклонениями физического и психического здоровья. Большую помощь специалисты по физической культуре могут оказать в решении проблем, связанных с исключением вероятности риска для здоровья и жизни различных групп населения, объединенных возрастом, сферой деятельности, социально-правовым статусом и т.п. В Российской Федерации приобретает актуальность вопрос подготовки кадров для центров социально-психологической адаптации военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, принимавших участие в боевых действиях.

Бакалавры и магистры

Стратегия модернизации российского образования, вхождение России в Болонский процесс ориентируют высшие учебные заведения на существенное обновление профессионального образования, на реализацию новой концепции многоуровневого образования. Несмотря на неоднозначное отношение к многоуровневому образованию в России, это единственный и оправданный путь развития.

Многоуровневая модель высшего педагогического образования предполагает вариативность методов подготовки педагогических и научно-педагогических кадров, способов реализации образовательных программ, предусматривает дополнения профилей подготовки бакалавров и программ специализированной подготовки магистров.

Многоуровневая система подготовки в высшем педагогическом образовании ориентирована на подготовку качественно нового специалиста. Это обусловлено спецификой предметных знаний, которые являются не только элементом научного знания, но и объектом трансляции и средством развития личности; наличием выбора образовательного маршрута (обучение по программе специализированной подготовки магистра, обучение по дополнительной образовательной программе по соответствующей специальности или профессионально ориентированным специализациям), возможностью завершить или временно прервать образовательный маршрут, получить индивидуальное профессиональное образование с учетом профессиональных интересов, научных устремлений, индивидуальных потребностей и способностей.

Важными чертами подготовки бакалавра образования являются фундаментальность, широкий диапазон теоретической подготовки, владение современными способами сбора, обработки и хранения научной информации, готовность к продолжению образования на следующей образовательной ступени и получению квалификации различного уровня и направленности.

Магистратура в системе высшего педагогического образования выполняет образовательную, научно-исследовательскую и профессиональную функции. Реализуемая модель многоуровневого высшего педагогического образования предполагает как научно-исследовательскую, так и преподавательскую подготовку магистра образования.

Подготовка магистров в системе высшего педагогического образования должна обеспечить специализированную фундаментальную подготовку не только научно-педагогических кадров, но и кадров для педагогической деятельности. Это связано с потребностью системы образования в преподавателях, обладающих фундаментальными знаниями, способных быстро реагировать на изменения научной и образовательной среды, проектировать образовательный процесс, включая создание новых учебных дисциплин. Поэтому в качестве основной цели подготовки и переподготовки специалистов высшего педагогического образования предполагается принять цель содействия развитию специальных профессиональных компетенций.

В будущем может быть реализована подготовка бакалавров по следующим образовательным профилям:

  • физкультурная и психологическая рекреация;

  • физкультурная и психологическая реабилитация;

  • физкультурное воспитание;

  • спортизация (спортивная подготовка).

Многоуровневая система позволит реализовать новые и весьма перспективные образовательные программы подготовки магистров образования:

  • физическая культура в образовании;

  • информационные технологии в физкультурном образовании;

  • теория физической культуры и инновационные технологии в физическом воспитании;

  • народная физическая культура (физическая культура в поликультурном обществе);

  • физическая культура детей дошкольного возраста;

  • физическая культура молодежи допризывного возраста и учащихся общего среднего военного образования;

  • физическая культура лиц с ограниченными возможностями (адаптивная физическая культура);

  • физическая культура детей с девиантным и аддитивным поведением;

  • физиотерапия;

  • теория и технологии спортивной подготовки детей;

  • менеджмент и экономика в физической культуре и спорте.

Основные преимущества многоуровневой системы – быстрое реагирование на изменение рынка труда за счет ротации профессиональных образовательных программ, открытия новых специальностей и возможность многоуровневой системы подготовки специалистов для восприятия новых знаний в области физической культуры. Расширение спектра основных образовательных программ и программ дополнительного образования является актуальной задачей развития образования в области физической культуры. Вместе с тем, состояние многоуровневой системы подготовки кадров определяется не столько количеством образовательных программ, сколько их качеством.

Таким образом, представленная система взглядов на модернизацию профессионального образования в области физической культуры указывает на необходимость создания целевых программ подготовки специалистов-педагогов для широкой сферы образования и предполагает прежде всего наполнение этих программ новым содержанием.

Геннадий ПОНОМАРЕВ, д.п.н.,
декан факультета физической культуры
РГПУ им. А.И. Герцена,
г. Санкт-Петербург