Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №12/2008

КОНГРЕСС УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Психофизическая тренировка

Негативные тенденции в состоянии здоровья школьников, возросший уровень гиподинамии и психической перегрузки определяют необходимость совершенствования процесса физического воспитания детей в учреждениях образования. Приоритетом в этом направлении должно стать формирование физической культуры личности обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей, состояния здоровья и мотивация. На решение этих задач направлена разработанная нами программа «Психофизическая тренировка» (далее – Программа), предлагаемая для реализации в общеобразовательных учреждениях.

Эта Программа содержит теоретический раздел, который информирует учеников об основных закономерностях функционирования организма, наиболее часто встречающихся заболеваниях, их причинах, механизмах развития, и, что самое важное, доступно знакомит со способами самооздоровления с помощью основных средств физической культуры.

На занятиях ученики в доступной форме получают знания по самоконтролю и самодиагностике разных заболеваний. Важно, что эти знания практикоориентированы, и каждый ученик получает представление о функциональном состоянии именно своего организма. Выявив у себя те или иные нарушения, он задает логичный и актуальный для него вопрос: «Что можно сделать для самооздоровления?» В итоге на теоретических уроках у детей формируется устойчивая мотивация к практическим занятиям, ибо каждый понимает, что заниматься он будет лично для себя, а не ради сдачи каких-либо норм, необходимой разве что для выставления оценки. Таким образом, стимулом к занятию становится не внешняя оценка, а процесс самосовершенствования и самооздоровления.

В основу этой Программы положено практическое занятие нового типа, которое включает в себя три последовательных этапа:

– динамические упражнения аэробного характера;
– статические упражнения, которые подбираются в зависимости от уровня здоровья и функционального состояния организма ребенка;
– сеанс психофизической саморегуляции в состоянии релаксации, который позволяет детям с помощью учителя внушить себе желаемый уровень здоровья, настроения и самочувствия, достичь состояния внутриличностной гармонии.

Такая структура практического занятия позволяет:

1) научить детей произвольно регулировать свое психофизическое состояние с помощью различных по форме, интенсивности и психологическому назначению физических нагрузок;
2) восполнить дефицит двигательной активности;
3) осуществить выход всех накопившихся эмоций – как гиперстенических, так и спокойствия, радости, умиротворения. Такая реакция значительно снижает риск развития психосоматических заболеваний у детей.

Важной особенностью технологии психофизической тренировки является наличие в ней схем занятий, учитывающих не только состояние здоровья, но и индивидуальные физические и психологические особенности школьников.

Для оценки эффективности новой технологии мы научно обосновали систему показателей, которая дает представление о состоянии целостного организма в динамике занятий. Эта система включает в себя четыре группы методов исследования.

Первая группа – оценка нейровегетативного гомеостаза путем проведения спектрального анализа ритма сердца и электроэнцефалографии.

Вторую группу методов составляли характеристики состояния моторных функций, развития отдельных физических качеств и определения физической работоспособности по показателю PWC170 в ходе велоэргометрии.

Третья группа методов позволяла получить комплексную характеристику психологических качеств и состояния эмоциональной сферы.

И, наконец, четвертая группа касалась комплексной оценки состояния здоровья детей в динамике занятий.

Под наблюдением находилось 1000 детей экспериментальной группы, занимавшихся психофизической тренировкой, и 300 детей группы контроля, которые посещали традиционные уроки физической культуры.

Данные проведенного мониторинга убедительно доказали, что:

1. Психофизическая тренировка (ПФТ) детей стабильно улучшает их общее самочувствие, практически в 20 раз уменьшая эмоциональную лабильность и в 10 раз снижая количество жалоб на нарушения сна, головные боли и боли в области сердца.

2. ПФТ гармонизирует эмоциональную сферу детей, обеспечивая снижение личностной тревожности, повышение психической активности и работоспособности, а также снижение агрессивности, импульсивности и школьной тревожности.

3. Анализ состояния вегетативной нервной системы, которая обеспечивает эффективную адаптацию организма, показал, что ПФТ способствует формированию сбалансированного текущего вегетативного состояния, что подтвердили данные спектрального анализа ритма сердца.

4. При этом нормализация состояния вегетативной нервной системы происходила на фоне гармонизации альфа-ритма электроэнцефалограмм и сопровождалась формированием стойкой адекватной самооценки.

5. Занятия по новой программе сопровождались значительным повышением не только физической, но и умственной работоспособности школьников, способствуя более комфортному восприятию учебных нагрузок. Этот факт подтвердили результаты Государственной итоговой аттестации школьников в форме ЕГЭ. Они показали, что введение психофизической тренировки в учебный процесс образовательных учреждений повышает качество обученности с 48% до 56%.

6. Кроме того, реализация психофизической тренировки только в течение первого учебного года уже позволяет увеличить количество детей с первой группой здоровья в 1,3 раза. Занятия по программе в течение трех лет увеличивают количество здоровых детей в 1,7 раза. Это, бесспорно, наиболее важный интегральный показатель, который отражает высокую эффективность представляемой технологии.

7. Не менее важен и тот факт, что психофизическая тренировка значительно повышает мотивацию детей к занятиям физической культурой и обеспечивает их активную заботу о собственном здоровье.

В образовательных учреждениях Программа может быть реализована в различных направлениях.

Первое, самое значимое, касается учебного процесса, в котором Программа может быть реализована:

– как вариативный компонент комплексной государственной программы по физическому воспитанию в рамках одной учебной четверти;
– как третий час урока физической культуры;
– как основное содержание предмета «физическая культура» для учеников, которые по состоянию здоровья отнесены к специальной медицинской группе. Важно, что реализация технологии через учебный процесс не требует дополнительного времени, а значит, и не создает дополнительной учебной нагрузки.

Большие возможности для реализации программы дают внеклассная работа и дополнительное образование школьников.

Очень важное направление, которое мы отрабатываем в режиме федерального эксперимента, – создание программ психофизической тренировки для педагогов. Нездоровый учитель не может быть профессионально успешным и обеспечить высокое качество образования.

Внедрение технологии в практику работы образовательных учреждений происходит достаточно легко за счет разработанного программно-методического обеспечения, которое включает в себя:

– вариативную программу по физическому воспитанию школьников;
– учебно-методическое пособие для учителя;
– методическое пособие для руководителя;
– набор аудиокассет и видеофильм для проведения практических занятий.

В настоящее время в Ивановском областном институте повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров создан курс повышения квалификации «Технологии физкультурно-оздоровительной работы в учреждениях образования», в рамках которого проводится обучение по программе «Психофизическая тренировка». Обращаем особое внимание на необычную структуру слушателей этого курса: она объединяет учителей физической культуры, школьных психологов, учителей начальной школы, педагогов дополнительного образования, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, социальных педагогов и других специалистов в области физической культуры. Последний факт вполне закономерен, так как воспитание физически грамотного и здорового ребенка, несомненно, требует объединения усилий всех участников образовательного процесса.

Н.Н. НЕЖКИНА,
М.К. МАЙОРОВА,
Н.В. КИСЕЛЕВА,
Ю.В. ЧИСТЯКОВА,
Ивановский областной
ИПК и ППК,
МОУ «Гимназия № 44»,
г. Иваново