Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №12/2008

КОНГРЕСС УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

С какого возраста можно начинать развивать силу у школьников? Что использовать в качестве отягощения? Как спланировать физическую нагрузку, чтобы не только не навредить школьнику, но и, наоборот, выработать у него потребность регулярно заниматься силовыми упражнениями? Ответы на эти вопросы вы найдете в данной статье.

Силовая подготовка школьников 10–17 лет

В настоящее время, несмотря на огромную популярность атлетической гимнастики, весьма остро ощущается недостаток научно-методической литературы, посвященной вопросам планирования силовой подготовки школьников разного возраста.
Силовая подготовка, спланированная с учетом возрастных физиологических особенностей, благотворно влияет на развитие всех функциональных систем организма, и ей следует уделять внимание уже в детском и подростковом возрасте.

Особенности возраста

Несмотря на то, что наибольший прирост силы достигается путем применения упражнений с весом, равным 80–90% от максимального результата, на начальном этапе силовой подготовки больший эффект в воспитании силы достигается в результате применения упражнений с малым весом (30–40% от максимального). По мере роста тренированности эффект от выполнения упражнений понижается при подъеме малого веса и вновь возрастает при подъеме среднего веса, примерно 60–70% от максимального.

Применение тренажеров как средства интенсивного развития различных мышечных групп можно рассматривать как одно из эффективных средств, которое необходимо использовать при силовой подготовке школьников 10–17 лет, так как именно локальные, изолированные упражнения наиболее соответствуют особенностям развития детского организма в этом возрасте.

Силовая подготовка школьников в этот период должна осуществляться в соответствии с общими закономерностями обучения и воспитания. Поэтому при ее организации целесообразно руководствоваться как общими принципами обучения, так и принципами, соответствующими спортивной тренировке как особой форме воспитания с присущими ей специфическими закономерностями.

В начале каждого занятия должна проводиться разминка – комплекс специально подобранных физических упражнений. Основная часть тренировочного занятия должна отводиться освоению и совершенствованию техники специально-вспомогательных упражнений, а также выполнению комплексов упражнений, направленных на развитие различных мышечных групп.

При этом основное внимание на начальном этапе силовой подготовки школьников в первые два года необходимо уделять технически правильному выполнению упражнений с отягощениями, а не их результату.

В последние годы некоторыми специалистами проводились комплексные исследования по организации и планированию силовой подготовки школьников (С.В. Новаковский, 2003). Анализ этих исследований и полученные экспериментальные данные позволяют сделать некоторые выводы:

– силовая подготовка школьников дает наиболее выраженный прирост возможностей в 12–14 и 16–17 лет. В меньшей степени она оказывает влияние в младшем школьном возрасте;
– различные тренировочные воздействия не оказывают существенного влияния на силовые качества школьников 10–17 лет;
– специализированная силовая подготовка в 10–17-летнем возрасте не приводит к каким-либо существенным отличительным изменениям в физическом развитии школьников;
– силовая подготовка, спланированная с учетом возрастных особенностей развития, способствует интенсивному развитию всех функциональных систем и благоприятно сказывается на развитии различных сторон моторики школьников 10–17 лет.

Анализ результатов исследований специалистов и полученные экспериментальные данные позволяют предложить примерную программу силовой подготовки школьников 10–17 лет, состоящую из трех основных этапов.

Первый этап

Развитие интереса к силовой подготовке (4–5-е классы)

Цели: освоение техники выполнения силовых упражнений без отягощений и с облегчёнными отягощениями; ознакомление с упражнениями статического, динамического и изокинетического характера.

Задачи: постепенное приобщение школьников к тренировочным занятиям силовой направленности, к выполнению силовых упражнений с облегченными отягощениями; обучение школьников технике выполнения упражнений с отягощениями статического, динамического характера и в изокинетическом режиме, основам построения учебно-тренировочного занятия – правильному проведению общей и специальной разминки, сочетанию упражнений силовой направленности и на гибкость; ознакомление школьников с техникой безопасности при работе с отягощениями.

Количество тренировочных занятий в неделю: 1–2.

Продолжительность занятия: 40–50 мин.

Средства тренировки: силовые упражнения без отягощений, с гантелями и облегченной штангой; упражнения статического, динамического характера и в изокинетическом режиме локального воздействия с облегченными отягощениями; упражнения на тренажерах.

Методы тренировки: плиометрический, миометрический, изометрический и изокинетический.

Количество повторений в подходе: в упражнениях динамического характера – 5–6; в упражнениях изометрического характера – 10–15 сек.

Количество подходов: 3–5.

Вес отягощения: на первом году силовой подготовки используются в основном упражнения без отягощений или с небольшими отягощениями, далее в качестве основных, используются отягощения, не превышающие 30–50% веса тела.

Соотношение средств общей физической подготовки (ОФП) и специальной физической подготовки (СФП): 40 к 60.

Количество контрольных испытаний: 1–2 раза в течение четверти.

Второй этап

Развитие потребности в силовой подготовке (6–8-е классы)

Цели: повышение уровня физической подготовленности школьников на основе применения интегральных методов развития силы; использование в учебно-тренировочном процессе интенсивных методов воспитания силы.

Задачи: всесторонняя силовая подготовка; повышение функциональных возможностей организма; закрепление и совершенствование техники выполнения специально-вспомогательных и соревновательных упражнений с отягощениями; выполнение разрядных нормативов в силовых видах спорта; участие в соревнованиях по силовым видам спорта.

Количество тренировочных занятий в неделю: 2.

Продолжительность занятия: 50–70 мин.

Средства тренировки: силовые упражнения с гантелями, штангой и на тренажерах; упражнения статического, динамического, смешанного характера и в изокинетическом режиме локального воздействия с отягощениями.

Методы тренировки: плиометрический, миометрический, изометрический и изокинетический.

Количество повторений в подходе: в упражнениях динамического характера – в течение 4–6 сек.; в упражнениях изометрического характера – в течение 12–15 сек.

Количество подходов: 4–5.

Вес отягощения: в 6-м классе – 30–50% от максимального; в 7–8-х классах – 40–70% от максимального.

Соотношение средств ОФП и СФП: в 6-м классе – 40 к 60; в 7–8-х классах – 30 к 70.

Количество контрольных испытаний: 1 раз в 4–5 недель.

Третий этап

Развитие потребности в интенсивной силовой подготовке (9–11-е классы)

Цель: развитие и совершенствование силовых возможностей школьников с целью получения спортивного разряда в силовых видах спорта (от юношеского до II разряда).

Задачи: более выраженная силовая подготовка; повышение общей физической подготовки; совершенствование техники выполнения соревновательных и специально-вспомогательных упражнений в силовых видах спорта; выполнение разрядных нормативов в силовых видах спорта; участие в соревнованиях по силовым видам спорта.

Количество тренировочных занятий в неделю: 2–3.

Продолжительность занятия: 70–90 мин.

Средства тренировки: силовые упражнения с гантелями, штангой и на тренажерах; упражнения статического, динамического, смешанного характера и в изокинетическом режиме локального воздействия с отягощениями.

Методы тренировки: плиометрический, миометрический, изометрический и изокинетический.

Количество повторений в подходе: в упражнениях динамического и изометрического характера – 5–10; в упражнениях характера – 10–15 сек.

Количество подходов: 4–5.

Вес отягощения: в 9-м классе – 40–70% от максимального; в 10–11-м классах – 50–80% от максимального.

Соотношение средств ОФП и СФП: 30–70.

Количество контрольных испытаний: по ОФП – 1 раз в месяц; по СФП – 1 раз в месяц.

Данная модель силовой подготовки может применяться как в рамках уроков по физической культуре в общеобразовательной школе, так и в виде секционной работы с детьми 10–11, 13–14 и 15–16 лет.

Сергей ГУЗЬ, к.п.н.,
доцент кафедры теории методики физического воспитания и гимнастики
факультета физической культуры КГПУ,
г. Петрозаводск,
Республика Карелия