Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №12/2008

КОНГРЕСС УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Мотивация на уроках и тренировках

Физическая активность детей и подростков представляет интерес как с точки зрения соревновательного спорта, так и с точки зрения образования. Спортивные организации производят отбор наиболее талантливых детей для серьезных тренировок, направленных на достижение соревновательного уровня, в достаточно раннем возрасте. Физическое воспитание в школе направлено на формирование у учащихся стремления к активному образу жизни, а также на гармоничное развитие личности через физическую активность.

Спорт: демонстрация способностей или недостатков?

Существует общее мнение о том, что спорт оказывает благотворное образовательное влияние на развитие личности ребенка. Однако исследования выявляют как позитивное, так и негативное его влияние. Организованный спорт – это деятельность, направленная на достижение определенного результата, при этом основной целью является успех в соревнованиях. Процесс тренировки, по сути, связан с постоянной оценкой результатов, т.е. с постоянным социальным давлением, что вызывает тревогу у детей по поводу их компетентности.

В соответствии с теорией самоопределения детское восприятие самостоятельности, компетентности и социальных связей является основной переменной внутренней мотивации. Некоторые исследования выявили положительные когнитивные, эмоциональные и поведенческие проявления внутренней мотивации, связанные с благополучным развитием личности. Если достижения человека постоянно сравнивать с достижениями других, его представления о себе могут стать негативными. Если ребенок приобретает положительный спортивный опыт, у него складывается позитивное представление о своей физической компетентности и повышается мотивация физической активности.

Основная цель поведения, направленного на достижение результатов, – это демонстрация успехов и стремление избежать демонстрации недостатков. Компетентность, как ее воспринимают учащиеся, и критерии ее оценки могут рассматриваться как важные факторы мотивации достижений. Теория ориентации на конечную цель предлагает социально-когнитивный и динамических подход к пониманию процесса мотивации в условиях выступления. Две целевые ориентации определяют характер восприятия успеха и оценки компетентности: ориентация на выполнение задания, при которой человек в первую очередь обращает внимание на самого себя, и ориентация превосходства, при которой внимание обращается на существующие нормы и стандарты. Предыдущие исследования выявили положительное эмоциональное, когнитивное и поведенческое влияние на мотивацию и благополучие, связанное с ориентацией на выполнение задания.

Мотивационный климат понимается как общая психологическая среда, определяющая цели деятельности. Если ребенка подводят к внутриличностной направленности, это отражает климат с ориентацией на выполнение задания, а если к межличностной (например, подчеркивая лучшие результаты по сравнению с остальными), это отражает климат с ориентацией на собственное превосходство. Убедительные доказательства подтверждают, что в климате с ориентацией на выполнение задания возникают когнитивные и эмоциональные переменные, связанные со здоровым развитием личности ребенка, такие как удовольствие и интерес.

Спорт с удовольствием

В данной статье отражены выборочные результаты исследований переменных удовольствия и мотивационного климата, проведенных в Финляндии. Первая выборка представляет мнение 557 14-летних мальчиков, занимающихся футболом, а вторая – 4398 девятиклассников. Удовольствие измерялось с помощью четырехзначной шкалы «Удовольствие от спорта». Для определения мотивационного климата в первом исследовании использовался опросник «Восприятие мотивационного климата в спорте». Во втором исследовании мотивационный климат измерялся с помощью шкалы «Мотивационный климат на уроках физической культуры в школе» (Soini, 2006) в трех направлениях: развитие восприятия компетентности (включая два дополнительных направления: климат с ориентацией на выполнение задания и климат с ориентацией на собственное превосходство), поддержка самостоятельности и поддержка социальных связей. Все переменные оценивались по шкале от 1 (низшее значение) до 5 (высшее значение).

Уровень удовольствия был одинаково высок на тренировках и соревнованиях по футболу (4,12/4,42) и на уроках физической культуры (3,79). Занятия в спортивном клубе, в силу того что они являются занятиями по выбору, вызывают большее удовольствие по сравнению с уроками физической культуры, которые являются обязательными. Члены футбольного клуба воспринимали климат в большей степени как ориентированный на выполнение задания (3,94), чем как ориентированный на превосходство (2,62). Уроки физической культуры в школе больше воспринимаются на превосходство (3,02), чем занятия футболом (2,62). Уровень восприятия климата, ориентированного на выполнение задания, был высоким (3,95), однако уровень самостоятельности и социальных связей был значительно ниже (2,96 и 3,16 соответственно).

Коррелятивный анализ выявил, что удовольствие от футбольных тренировок (0,56) и игр (0,65) имеет положительную корреляцию с климатом, ориентированным на выполнение задания. Климат с ориентацией на превосходство имеет небольшую отрицательную корреляцию с футбольными тренировками (–0,16) и играми (–0,18). На школьных уроках физической культуры ориентированный на задание (0,63), поддерживающий самостоятельность (0,39) и развивающий социальные связи (0,50) климат имеет позитивную корреляцию с уровнем удовольствия, в то время как климат с ориентацией на превосходство имеет нулевую корреляцию (0,01) с данным уровнем.

Все зависит от климата…

Результаты исследования показали, что и организованный спорт, и школьные уроки физической культуры вызывают удовольствие у детей, подтверждая идею о том, что спортивная и физическая активность является важной составляющей жизни детей и молодежи. Высокий уровень удовольствия говорит о том, что достижение положительных результатов возможно через деятельность, имеющую определенные цели обучения, такие как развитие самооценки, по сравнению с другой деятельностью, доставляющей меньше удовольствия.

В соответствии с теоретическими гипотезами и результатами эмпирических исследований климат, ориентированный на задание, самостоятельность и социальные связи, связан с более высоким уровнем удовольствия как от спортивных тренировок, так и от школьных уроков физической культуры. Результаты, представленные в данной работе, подтверждают, что занятия спортом и физической культурой доставляют детям удовольствие и оказывают положительное влияние на развитие их эмоциональной и когнитивной сферы. Однако мотивационный климат играет важную роль в регуляции восприятия действительности. Климат, ориентированный на выполнение задания, поддерживающий самостоятельность и социальные связи, должен создаваться как на спортивных тренировках, так и на школьных занятиях физической культурой, способствуя таким образом здоровому развитию личности детей и подростков. Это является важной задачей деятельности в области спорта и физической культуры, в центре внимания которой находится ребенок, включая менеджмент в области спорта, тренерскую деятельность, дошкольное и школьное физическое воспитание, воспитание в семье. Средства массовой информации также играют здесь важную роль, подчеркивая необходимость фокусирования на аспектах, связанных с развитием личности детей через занятия спортом и физической культурой.

Ярмо ЛИУККОНЕН,
профессор спортивной педагогики
кафедры спортивных наук
Университета Ювяскюля,
Финляндия