Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №12/2008

КОНГРЕСС УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Чем старше, тем слабее?

Характеристика возрастной динамики здоровья учащихся современной школы свидетельствует, к сожалению, о том, что оно ухудшается с возрастом. Так, комплексная оценка соматического здоровья школьников показывает, что здоровых детей, относящихся к первой (по общепринятой градации) группе, среди выпускников школ в 3–5 раз меньше, чем среди первоклассников, и, наоборот, число старшеклассников, имеющих хронические заболевания (третья группа), в 2–3 раза выше, чем число учеников начальных классов, имеющих сходные показатели.

Для учеников младших классов характерно довольно распространенное несовпадение биологического и метрического возраста детей: незрелые и условно зрелые дети составляют 25–30% от общего числа, задержка моторного развития наблюдается у 40–50% младших школьников, дезадаптация и низкая адаптация к школе наблюдаются у 15–20% учеников начальных классов.

В 5–8-х классах происходит интенсивное развитие всего организма подростка. Оно характеризуется резкими эндокринными сдвигами, изменением функционального состояния всех органов и систем, интенсивным ростом (увеличением размеров тела) и дифференцированием строения и функций органов и тканей. Повышается возбудимость нервной системы, ослабевают все виды торможения. Нередки сосудистые расстройства, изменение ритма дыхания, повышенная утомляемость как при умственных, так и при физических нагрузках. Если учесть, что более половины детей этого возраста относятся ко второй группе здоровья, иначе говоря – к группе риска, то для организации успешного обучения от учителей требуется принципиально новый уровень знаний по вопросам сохранения здоровья учащихся.

В старших классах значительно увеличивается фактическая учебная нагрузка: в школе она составляет от 6 до 8 ч, а подготовка домашних заданий занимает еще 2–4 ч. Не устраненные ранее отклонения в состоянии здоровья детей, недостаток знаний по вопросам его сохранения у школьников и взрослых ведут к тому, что здоровых учащихся, относящихся к первой группе, почти нет, две трети школьников имеют серьезные отклонения – хронические заболевания дыхательной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем. Понижение зрения наблюдается более чем у 30% старшеклассников, снижение слуха – у 5–7%, нарушения осанки – у 15–25%. Эти дефекты здоровья не только затрудняют восприятие учебного материала, но и являются причиной низкой работоспособности, ограничивают выбор будущей профессии. К сожалению, и учителя, и родители часто привыкают к жалобам детей на вялость, ослабление памяти, головокружение, головные боли, боли в животе, которые нередко являются постоянными спутниками современных школьников. Эти так называемые школьные болезни дают основание предполагать, что в недалеком будущем нас ожидают увеличение числа инвалидов, сокращение работоспособного возраста и продолжительности жизни населения.

Дети и здоровье

Вместе с педагогами центральных школ Петрозаводска мы изучили отношение детей к собственному здоровью (более 3000 респондентов). Было определено три типа отношений (табл. 1).

Таблица 1

Типы отношения детей к собственному здоровью

Активно-ответственное

Пассивно-равнодушное

Устойчиво-дестабилизирующее

Понимают важность здорового образа жизни

Занимаются спортом

Не имеют вредных привычек

Не имеют отклонений в физическом развитии

Понимают важность здорового образа жизни

По необходимости участвуют в спортивных мероприятиях

Возможно поведение, связанное с риском для здоровья

Имеют отклонения в физическом развитии

Не задумываются о значении здорового образа жизни

Возможно поведение, связанное с риском для здоровья

Имеют отклонения в физическом развитии

Не занимаются спортом, ведут в основном пассивный образ жизни

Полученные результаты не радуют: активно-ответственное отношение характерно далеко не для всех учеников: даже в 1-м классе их не более 73%, а в 11-м – и вовсе меньше половины, зато для 45% выпускников характерно устойчивое дестабилизирующее отношение. Они редко задумываются о необходимости сохранять здоровье, зато отмечают у себя наличие поведения, связанного c риском для здоровья: малоподвижный образ жизни, нежелание заниматься спортом (особенно девушки), табакокурение, алкоголизация (чаще пивная), учебные перегрузки и др.

Некоторая положительная динамика наблюдается в повышении активности на занятиях физкультурой и спортом у школьников 4–5-х классов. По мнению учителей, она объясняется тем, что в этом возрасте (достаточно стабильном – переходный период еще не стал критическим) школьники начинают более глубоко изучать биологию, анатомию. Их уже волнует то, как они выглядят, как их оценивают окружающие, внимание именно к внешним признакам своего организма очень высокое. Кроме того, в этом возрасте повышается и интерес к различным видам спорта.

В дальнейшем старшие подростки оказываются все меньше заинтересованными в улучшении своего здоровья.

Мы проследили и другие факторы, отражающиеся на состоянии здоровья учащихся: их занятость в спортивных секциях, наличие хронических заболеваний, вредных привычек. Показатели заставляют задуматься. Активность занятий спортом от 1-го к
11-му классу падает более чем в 2 раза, зато с 10-го по 11-й класс, т.е. в течение только одного года, увеличивается число школьников, имеющих вредные привычки. Сократилась в 2 раза профилактика заболеваний – витаминизация, закаливание, дети подросткового и старшего школьного возраста часто переохлаждаются.

Здоровье школьника – это не только одно из важнейших условий эффективного образования, но и цель профессиональной деятельности педагогов, заботы и внимания родителей и, наконец, значимое основание для саморазвития ребенка.

Уроки физкультуры, к сожалению, мало способствуют укреплению здоровья ученика, а дополнительно физической культурой и спортом занимаются менее 40% современных школьников.

Что можно изменить?

Как же сформировать у мальчиков и девочек бережное отношение к своему здоровью, повысить мотивацию к занятиям физкультурой, разнообразить их спортивный досуг? Учителя физкультуры называют одним из эффективнейших средств спортивные праздники, организуемые педагогами в школе и за ее пределами для детей, для детей и их родителей, для дворовых команд и т.д.

Обычно спортивные праздники проводятся в соответствии со школьной программой «Здоровье», которая, кроме того, включает еще лекторий по сохранению и развитию физического и психического здоровья для педагогов, учащихся и их родителей, теоретические и практические занятия по профилактике девиантного поведения, медицинское и психологическое сопровождение детей в учебном процессе. Однако именно спортивные праздники являются видом эмоционально-игровой деятельности, способствующей повышению уровня информированности школьников о способах сохранения и развития физического и психического здоровья, формированию соответствующих навыков, актуализации занятий физкультурой и спортом, укреплению межличностных отношений между школьниками.

Спортивные праздники могут проходить в различных формах: игры-путешествия («Путешествие в страну Здоровья»), игры-конкурса («Спортивный КВН», «Конкурс знатоков здоровья»), игры-соревнования («Папа, мама, я  – спортивная семья») и др. Их продолжительность должна составлять: для младших школьников – 40–60 мин., для учащихся 5–8-х классов – 70–90 мин., для старшеклассников – 90–120 мин. В младших и средних классах праздники следует проводить не реже одного раза в четверть, в старших – не реже двух раз в год. Можно также организовать интересные спортивные праздники для старшеклассников: личные первенства «Двенадцать подвигов Геркулеса» – для юношей или «Мисс Спортивная Королева» – для девушек, командные соревнования «Мальбрук в поход собрался» или спортивную викторину «Олимпийцы среди нас».

Заранее готовятся оформление и атрибутика, образцы протоколов для жюри с перечнем этапов и критериями оценок, выбираются материал для разнообразных конкурсов, танцев, музыкальное сопровождение, призы и подарки. В ходе праздника жюри не только оценивает действия участников, но и дает комментарии, подводит итоги, отмечая наиболее удачные моменты праздника, выступлений команд и отдельных участников.

Спортивные праздники в жизни школы – яркая, эмоциональная страница. Они оказывают влияние не только на физическое здоровье учащихся, но и на их эмоциональное развитие, на сплочение детского коллектива. В ходе систематически организуемых спортивных праздников и соревнований развиваются коммуникативные и организационные способности детей, улучшаются двигательные функции организма, расширяются и совершенствуются их знания о физическом развитии человека, о соматическом здоровье. И, наконец, устойчивой, осознанной становится мотивация школьников к спортивной деятельности. Благодаря соревновательности, эмоциональному накалу, сопровождающему каждое состязание, спортивные праздники активно влияют на формирование у детей интереса к занятиям спортом, мотивации к здоровому образу жизни, ценностного отношения к своему здоровью.

Александр КИСЕЛЕВ,
Елена СЕРГИНА,
КГПУ,
г. Петрозаводск,
Республика Карелия