Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №12/2008

КОНГРЕСС УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Концепция развития физической культуры и спорта в Республике Карелия

Ни для кого не секрет, что уровень здоровья современных детей ухудшается год от года. Неуклонно растет процент детей, отнесенных к подготовительной и специальной медицинским группам. А в СМИ все чаще обсуждается вопрос о низком качестве преподавания физической культуры и о целесообразности предмета вообще.
Что делать, как изменить ситуацию? Каждый регион решает эти проблемы самостоятельно, хотя они типичны для всей страны. На наш взгляд, ознакомиться с концепцией развития физической культуры в отдельно взятом регионе Российской Федерации будет полезно всем работникам физической культуры страны.

Будьте здоровы?!

Перспектива дальнейшего развития физической культуры и спорта в Республике Карелия, состояние здоровья подрастающего поколения, организация свободного времени молодежи – сложная комплексная проблема. Ухудшение экологической обстановки, резкое снижение двигательной активности, увеличение конфликтных ситуаций в социальной среде оказывают все большее влияние на состояние здоровья населения: повышается заболеваемость, снижаются продолжительность жизни и трудоспособность.

Ведущими патологиями у школьников республики остаются:

– понижение зрения;
– нарушение осанки;
– заболевения сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, почек, эндокринной системы, желудочно-кишечного тракта, слухового аппарата.

Недостаточная двигательная активность, неудовлетворительная постановка лечебно-профилактической работы и медицинского контроля в детских дошкольных (ДДУ) и образовательных учреждениях отрицательно сказываются на состоянии здоровья детей, школьников и учащейся молодежи.

Проблемы физического здоровья, физической подготовленности учащихся привлекают внимание общества, властей, к сожалению, только периодически – по отчетным вехам, т.е. тогда, когда надо охарактеризовать работу ведомств, занимающихся воспитанием детей.

И всегда возникает тревога, когда публикуются статистические данные о состоянии здоровья населения, особенно школьников. Возникают извечные вопросы: кто виноват и что делать?

Кто виноват?

Пытаясь найти ответ на этот вопрос, мы приходим к выводу: виноваты мы все, так как дальше постановки вопроса дело идет очень туго. Виноватые продолжают делать то же, что и делали, ничего не меняя и не собираясь менять.

Ответ на второй вопрос, если он будет найден и принят к действию, мог бы существенно повлиять на состояние здоровья школьников и уровень их физической подготовленности.

Если вспомнить, что концепция – это система взглядов на явления, общий замысел, направленный на реализацию действий, методов, средств для достижения положительных результатов, то мы надеемся, что предлагаемые планы, способы, методы помогут решить (или хотя бы попытаться это сделать) задачи по исправлению существующего положения и вплотную приблизиться к разработке основополагающего документа в области физической культуры и спорта.

Чтобы объяснить необходимость изменений в будущей работе, мы считаем необходимым остановиться на следующих негативных, на наш взгляд, моментах:

1. Уровень здоровья населения Карелии (по материалам Статистического управления Российской Федерации) – один из самых низких в стране, а соответственно этому и здоровье школьников (см. отчет заместителя начальника Роспотребнадзора Бондаренко за 2007 г.).

2. Резкое снижение качества и эффективности преподавания предмета «Физическое воспитание» в школах Карелии. Это подтверждается полным отсутствием профессионального контроля за изучением предмета и системы преподавания предмета, так как нет единой стандартной программы, а также скудостью учебных средств и методов преподавания, низкой посещаемостью уроков, плохим материальным обеспечением предмета.

3. Отсталость методик переподготовки и повышения квалификации учителей физкультуры, старение кадров.

4. Необеспеченность процесса преподавания в материальном отношении: маленькие, плохо оборудованные залы, бедственное состояние открытых площадок.

5. Отсутствие у школьников достаточного времени и возможностей для физической активности: всего два урока физкультуры в неделю по 40 мин., невозможность охватить всех желающих дополнительными занятиями с учетом интересов и наклонностей детей.

6. Постоянное, а поэтому очень тревожное увеличение числа школьников, относимых к специальной медицинской группе.

Кратко резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод: что непрофессиональное руководство предметом «физическая культура» со стороны органов образования и привело к подобному положению.

Учитель за все в ответе

По сути, базовый предмет в школьном образовании – единственный непосредственно влияющий на улучшение здоровья учащихся, создающий базу для успешной учебы по другим предметам – отдан бесконтрольно на откуп педагогам. Каждому учителю позволено самому создавать, формулировать программу обучения: получили то, что получили. Крайне негативную роль здесь сыграло и то, что уровень материального обеспечения его труда не способствует проявлению необходимого отношения к делу.

Для того чтобы изменить положение вещей, необходимо следующее:

1. Оценка работы учителя должна стать объективной: динамика результатов улучшения здоровья, физических качеств учащихся должна быть самым главным показателем успешности его работы. Давно предлагаемая методика медицинского и спортивного тестирования два раза в течение учебного года – это основное. В оценку деятельности учителя физической культуры предлагается также ввести новый показатель – количество обучающихся, рекомендованных им для занятий различными видами спорта в ДЮСШ. В свою очередь, тренеры-преподаватели помогают организовать сдачу учащимися контрольных нормативов для зачисления в ДЮСШ.

2. На определенное время (15–20 лет) следует вернуться к стандартной программе обучения и развития основных физических качеств школьников с одновременным улучшением материально-технического обеспечения педагогического процесса.

3. Необходимо увеличить количество обязательных уроков физкультуры как минимум до трех в неделю. Методика организации этого процесса давно нами предложена и опробована.

4. Нужно создавать детям возможности для ежедневных занятий физкультурой и спортом после уроков, в школе и по месту жительства.

5. Пора изменить систему подготовки педагогических кадров – как по содержанию, используя данные современной науки и практики, так и по форме, обеспечивая школьникам и студентам возможность общения с лучшими педагогами на школьных встречах и мастер-классах в вузах, а также систему повышения квалификации и профессиональной подготовки учителей и тренеров и с этой целью создать на факультете физической культуры КГПУ постоянно действующее отделение повышения квалификации взамен устаревших морально и практически курсов повышения квалификации.

6. Следует изменить отношение к предмету «физическая культура», в первую очередь в школах, педагогических коллективах, за счет межпредметных связей и интеграции предметов (биология, физика, история, литература, ОБЖ, музыка).

7. Учитывая тяжелое положение с состоянием здоровья школьников, важно сосредоточить усилия педагогических коллективов школ, ДДУ на пропаганде здорового образа жизни, привитии детям навыков и потребностей систематически заниматься физической культурой и спортом.

Что нужно сделать?

Для решения этих задач, на наш взгляд, необходимо:

1. Изменить отношение органов народного образования и местной власти к школьной и внешкольной физкультуре, к детскому спорту.

2. Приоритетной задачей в ближайшие 2–3 года считать резкое улучшение материально-технической базы общеобразовательных школ и ДЮСШ.

3. Считая школьный урок основной формой физического воспитания учащихся, учитывать, что затраченное время (два раза в неделю по 40 мин.) составляет лишь 20% необходимого недельного объема двигательной деятельности – необходимо немедленно вводить третий и по возможности четвертый уроки физкультуры; рекомендовать учителям физкультуры апробированную эффективную методику организации комплексного урока по принципу круговой тренировки за счет:

– факультативных курсов;
– средств ДЮСШ;
– сокращения некоторых часов слишком объемных программ, о чем давно говорят и ученые, и практики;
– выноса обязательных оздоровительных уроков за рамки расписания.

4. Вводить практику углубленного изучения физкультуры по примеру школы № 14 г. Петрозаводска.

5. С 2009 г. проводить обязательное тестирование учащихся во всех классах; ввести паспорт здоровья учащегося.

6. Два раза в год (в сентябре и мае) совместно с медицинскими работниками проводить анализ состояния и роста физической подготовленности школьников и по результатам этих обследований оценивать работу учителя физической культуры и школы в целом. Динамика развития физических качеств школьника должна быть основой его оценки по предмету.

7. В каждой школе необходимо организовать работу филиалов ДЮСШ.

8. В течение пяти лет (2009–2013 гг.) создать и отработать систему соревнований: в школах – еженедельно по 2–3 видам спорта, между школами – ежемесячно по аналогичной программе.

9. Занятия физической культурой начиная с ДДУ необходимо поручить педагогам со специальным образованием.

10. Большинство занятий следует проводить на свежем воздухе (на улице или на открытой площадке).

11. В программы по интеграции предметов обязательно включать материал по охране и сбережению здоровья.

12. Для развития массовости занятий физкультурой и спортом решить вопросы перепрофилирования ДЮСШ в районах Республики Карелия в комплексные школы по максимально возможному количеству видов спорта (в зависимости от наличия специалистов и материальной базы).

13. Специализированные ДЮСШ оставить в традиционно сложившихся центрах с непременным условием в течение 3–4 лет создать для них специализированную базу.

14. Ежегодно проводить конференции учителей физкультуры и тренеров в два этапа: в районах, городах и на республиканском уровне.

15. Для качественного улучшения работы специализированных ДЮСШ и спортивных результатов учащихся передать эти ДЮСШ в управление Госкомспорта Республики Карелия; в течение двух лет (до 2010 г.) открыть республиканскую школу-интернат для перспективных молодых спортсменов.

16. Для квалифицированного контроля за педагогическим процессом и работой ДЮСШ создать в Министерстве образования Республики Карелия отдел по физическому воспитанию, состоящий из авторитетных профессионалов, а при отделе – Общественный научно-методический совет.

17. В 2009 г. переиздать «Сборник учебно-методических рекомендаций для учителей физкультуры», взяв за основу издания 1993–1996 гг. для 1–9-х классов и издать новое методическое пособие для 10–11-х классов.

Реализация Закона о физической культуре и спорте в Российской Федерации и Концепции развития физической культуры и спорта в Республике Карелия будет осуществляться поэтапно на основе плана мероприятий, разрабатываемого Министерством образования и Госкомспортом Карелии, совместно с заинтересованными органами исполнительной власти (МВД, Минздрав) и общественными организациями.

Что это изменит?

Реализация концепции позволит:

1. Улучшить физическое состояние детей и подростков.

2. Заложить основы воспитания здорового и гармонично развитого молодого поколения.

3. Привлечь к систематическим занятиям физкультурой и спортом всех учащихся и воспитанников ДДУ.

4. Использовать возможности физкультуры и спорта для нравственного, эстетического и интеллектуального развития школьников.

5. Повысить роль физической культуры и спорта как средства профилактики асоциального поведения детей и подростков.

6. Использовать физическую культуру и спорт для социальной и физической адаптации детей с физическими недостатками, инвалидов, детей-сирот.

Леонид БАЙТМАН,
доцент факультета физической культуры КГПУ,
г. Петрозаводск,
Республика Карелия