Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №12/2008
СОБЫТИЯ, ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ. ДОКУМЕНТЫ

Результаты аудиторской проверки

Государственная поддержка российского детско-юношеского спорта

В последнее время в СМИ много говорится о развития разного рода целевых программ, направленных на развитие массового и детского спорта. По всей стране вкладываются деньги в строительство новых спортивных школ, спортивных сооружений, увеличивается число детей, занимающихся спортом.
Как реализуются эти программы, как воплощаются они на местах, как расходуются государственные деньги? Кто и когда проверял эту деятельность?
Теперь эти данные есть. Аудитор Счетной палаты Российской Федерации Александр Викторович НАЗАРОВ поделился с нами результатами такой проверки, которые мы предлагаем вашему вниманию.

Александр Викторович НАЗАРОВ

Роль физической культуры и спорта в современном обществе является не только важным социальным, но и политическим фактором. Вовлеченность широких масс населения в физическую культуру, а также успехи на международных соревнованиях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации.

Соответственно, одной из основополагающих задач государственной политики является создание условий для развития физической культуры и спорта, привлечения прежде всего детей, подростков и молодежи к активному образу жизни, к занятиям спортом.

Межпарламентской Ассамблеей государств – участников Содружества Независимых Государств был принят Модельный закон от 19 апреля 2001 г. № 17-7 «О детско-юношеском спорте», рекомендованный парламентам государств-участников для использования при разработке соответствующего национального законодательства.

В 1997 г. в Государственную Думу был внесен проект федерального закона «О детско-юношеском спорте в Российской Федерации». В 2005 г., в том числе в связи с отрицательными отзывами на проект закона со стороны Правительства Российской Федерации, указанный проект закона был отклонен.

На заседании Совета при Президенте Российской Федерации по физической культуре и спорту, состоявшемся 1 октября 2003 г., Президент Российской Федерации В.В. Путин, говоря о проблемах развития детского спорта, сказал: «…огромное число детей так и не имеет необходимых условий и возможностей для систематических занятий спортом. Очевидно, что эту ситуацию можно и нужно менять. И начинать нужно со школ, активно образуя вокруг них центры здорового, спортивного образа жизни».

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» государство обеспечивает создание условий для увеличения количества детско-юношеских спортивных школ всех видов и типов, клубов по месту жительства граждан, детских и молодежных спортивно-оздоровительных лагерей, врачебно-физкультурных диспансеров и укрепление их материально-технической базы. Спортивные школы как учреждения дополнительного образования создаются в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями от 20 апреля 2007 г.) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, профсоюзными организациями и другими организациями, а также гражданами.

Кроме того, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» государство создает условия для укрепления существующей и создания новой материально-технической базы спортивных школ в целях решения стоящих перед ними задач обучения. Такая база включает в себя: основную спортивную учебно-тренировочную базу по профилю спортивной школы (учебный стадион с беговыми дорожками и футбольным полем, плавательный бассейн, спортивные залы или крытый каток и другие), типовой набор спортивного инвентаря и оборудования – для спортивных школ. Для детей из малообеспеченных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривается возможность обеспечения их бесплатной спортивной формой и обувью.

Следует отметить, что в законе четкий алгоритм централизованной государственной поддержки, в том числе и финансовой, направленной на увеличение количества детско-юношеских спортивных школ и укрепление их материально-технической базы, отсутствует, что в ближайшем будущем может негативно сказаться на развитии спорта высших достижений в Российской Федерации.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 11 ноября 2003 г. № Пр-2043 (пункт 5), а также протоколом заседания Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2004 г. № 43 (раздел III, пункт 2) Росспортом разработан проект федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в новой редакции.

Проект новой редакции федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее – законопроект) предусматривает закрепление институтов государственного регулирования в сфере физической культуры и спорта, вводит современный понятийный аппарат, принятый в данной сфере, устанавливает полномочия федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Так, в проекте в качестве одного из основных принципов определяется принцип доступности занятий физической культурой и спортом для всех групп категорий и населения (пункт 3 статьи 2 законопроекта). Следовательно, реализация данной задачи, направленной прежде всего на развитие и поддержку массового спорта, в том числе среди инвалидов, должна стать приоритетным направлением Российской Федерации как социально ориентированного государства. При этом в законопроекте ни за Российской Федерацией, ни за субъектами Российской Федерации соответствующих полномочий не закрепляется.

Согласно пункту 4 статьи 7 и пункту 1 статьи 42 законопроекта обеспечение доступности занятий физической культурой и спортом для детей, молодежи и инвалидов, создание условий для развития массового спорта осуществляются органами местного самоуправления. Однако данная норма законопроекта не согласуется с мерами, предусмотренными в федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы» и финансируемыми за счет средств федерального бюджета, а также с нормативными актами Росспорта, в соответствии с которыми за счет средств федерального бюджета осуществляется финансирование мероприятий, включенных в Единый календарный план всероссийских и международных мероприятий по направлению «Массовый спорт».

В целом как действующий Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», так и законопроект содержат основные положения, регламентирующие деятельность учреждений физкультурно-спортивной направленности, развивающих детско-юношеский спорт. Однако данная деятельность включает в себя целый комплекс правоотношений, а следовательно, нуждается в более детальной законодательной регламентации и совершенствовании действующей нормативной базы. Таким образом, у государства возникает возможность усиления контроля за системным развитием детско-юношеского спорта в России.

На момент проведения экспертно-аналитического мероприятия Департаментом молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России (письмо от 29 сентября 2006 г. № 06-1479) и Федеральным агентством по физической культуре и спорту (письмо от 12 декабря 2006 г. № СК-02-10/3685) утверждены одноименные Методические рекомендации по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации, что свидетельствует о дублировании функций в осуществлении государственной политики в сфере развития российского детско-юношеского спорта.

Очевидно, что для решения вопросов развития детско-юношеского спорта в России необходима разработка четкой нормативной правовой базы, направленной на обеспечение эффективного функционирования детско-юношеских спортивных школ, сохранение их статуса и определение их ведомственной подчиненности, а также на их гарантированное финансовое и материально-техническое обеспечение как за счет средств федерального бюджета, так и за счет бюджетов субъектов Российской Федерации.

Кроме того, необходимо разработать концепцию развития детско-юношеского спорта в России, включающую в себя механизм государственного контроля за эффективностью функционирования системы детско-юношеских спортивных школ.

В настоящее время в Российской Федерации организационную структуру системы подготовки спортивного резерва составляют учреждения дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности: детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва (СДЮШОР), детско-юношеские клубы физической подготовки (ДЮКФП), училища олимпийского резерва (УОР), школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ). Наиболее важной составляющей развития физической культуры и спорта в плане привлечения детского и юношеского контингента к занятиям физической культурой и спортом являются ДЮСШ, СДЮШОР и ДЮКФП.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» данные учреждения дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности являются субъектами физкультурного (физкультурно-спортивного) движения в Российской Федерации.

Согласно данным статистической отчетности (форма № 5-ФК, утвержденная постановлением Госкомстата России от 12 сентября 2003 г. № 84), ведомственная принадлежность детско-юношеских учреждений спортивной направленности характеризуется следующими показателями, представленными в таблице 1.

Таблица 1

Ведомственная принадлежность

2004 год

2005 год

2006 год

Минобразования

3 128

3 108

3 071

Органы государственного управления физической культурой и спортом

1 537

1 642

1 756

ФСО профсоюзов «Россия»

187

99

31

ДЮСШ для инвалидов

7

3

4

Другие организации

228

183

191

Всего

5 087

5 035

5 053

Как следует из приведенных в таблице данных, общее количество школ (ДЮСШ, СДЮШОР, ДЮКФП) за 2 года сократилось на 34 единицы.

Процентное соотношение учреждений спортивной направленности по ведомствам представлено в следующей таблице 2.

Таблица 2

Ведомственная принадлежность

2004 год (%)

2005 год (%)

2006 год (%)

Минобразования

61,5

61,7

60,8

Органы государственного управления физической культурой и спортом

30,2

32,6

34,7

ФСО профсоюзов «Россия»

3,7

2,0

0,6

ДЮСШ для инвалидов

0,1

0,1

0,1

Другие организации

4,5

3,6

3,8

Всего

100,0

100,0

100,0

Таким образом, наибольшее количество спортивных школ находится в ведении органов Минобразования и составляет 60,8% от общего количества учреждений спортивной направленности. При этом в проверяемый период количество школ сократилось на 0,7%, или на 57 единиц, что, по информации Минобрнауки России (письмо от 9 июня 2007 г. № МОН-П-1278), «связано с получившей развитие и поддерживаемой органами местного самоуправления тенденцией необоснованного переподчинения учреждений образования в систему спорткомитетов».

В ведении органов государственного управления физической культурой и спортом находится 34,7% от общего количества учреждений спортивной направленности. За период с 2004 по 2006 гг. количество школ, находящихся в ведении органов государственного управления физической культурой и спортом, увеличилось на 4,5%, или на 219 единиц. По сравнению с 1999 г. (832 единицы) данный показатель увеличился на 52,6%.

Количество школ, находящихся в ведении ФСО профсоюзов «Россия», сократилось на 156 единиц, что, в свою очередь, вызвано прекращением их финансирования начиная с 2005 года Фондом социального страхования Российской Федерации.

Количество детско-юношеских школ для инвалидов сократилось на 3 единицы.

Количество школ, находящихся в ведении других организаций, сократилось на 37 единиц (к числу других организаций относятся спортивные школы, работающие в системе РФСО «Локомотив», Министерства обороны России, а также физкультурно-спортивных обществ «Юность России», «Атомспорт», «Спартак», и школы, принадлежащие частным лицам).

В целом в ведении иных организаций (ФСО профсоюзов «Россия», ДЮСШ для инвалидов, других организаций) по итогам 2006 г. находятся 4,5% спортивных школ. В 2004 г. этот показатель составлял 8,3% от общего количества спортивных учреждений.

Информация о динамике изменения количества ДЮСШ, СДЮШОР, ДЮКФП представлена в следующей таблице 3.

Согласно приведенным в таблице данным, количество СДЮШОР в проверяемый период увеличилось на 86 единиц, при этом количество ДЮСШ и ДЮКФП сократилось на 94 и 26 единиц соответственно. Процесс уменьшения общего количества ДЮСШ и ДЮКФП и увеличения СДЮШОР можно оценивать как результат снижения требований к статусу СДЮШОР со стороны учредителей. Подобная ситуация требует усиления управленческих функций со стороны органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и координационных – со стороны федеральных органов исполнительной власти.

По итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по физической культуре и спорту, в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина, утвержденным 11 ноября 2003 г. № Пр-2043, Госкомспорту и Минобразования России в срок до 1 марта 2004 г. (ответственные – Карелова Г.Н., Фетисов В.А., Филиппов В.М.) надлежало проработать вопрос о передаче детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (СДЮШОР) из ведения органов управления образованием в ведение органов управления физической культурой и спортом. На момент проведения экспертно-аналитического мероприятия решение по данному вопросу не принято.

Распределение количества учреждений спортивной направленности по федеральным округам на 2006 г. представлено в следующей таблице 4.

Наибольшее количество спортивных школ находится в Центральном федеральном округе (1152 учреждения, или 22,8% от общего количества) и Приволжском федеральном округе (1074 учреждения, или 21,3% от общего количества). Меньше всего – в Дальневосточном федеральном округе (275 учреждений, или 5,4% от общего количества).

Наибольшее количество учреждений, занимающихся подготовкой олимпийского резерва (СДЮШОР), также находится в Центральном федеральном округе (29,4%) и в Приволжском федеральном округе (18,5%). Меньше всего данных школ олимпийского резерва – в Дальневосточном федеральном округе (2,4%).

В 2004 г. в учреждениях спортивной направленности (ДЮСШ, СДЮШОР, ДЮКФП) независимо от их ведомственной принадлежности систематически занимались спортом 3 165 360 юношей и девушек, в 2006 г. этот показатель составил 3 226 493 занимающихся, что на 1,9% больше, чем в 2004 г.

По итогам 2006 года в Центральном федеральном округе число занимающихся в спортивных школах по отношению к 2004 году увеличилось на 3,5%, в Южном федеральном округе – на 8,3%, в Уральском федеральном округе – на 3,6%, в Сибирском федеральном округе – на 0,3%.

В то же время произошло снижение количества занимающихся в спортивных школах: в Северо-Западном федеральном округе – на 3,1%, в Приволжском федеральном округе – на 1,1%, в Дальневосточном федеральном округе – на 1,8%.

Наряду с положительной динамикой роста общего числа занимающихся в спортивных школах наблюдается и относительный рост числа детей и подростков в возрасте от 6 до 15 лет, регулярно занимающихся спортом. Данные о соотношении числа занимающихся в спортивных школах и численности населения Российской Федерации в возрасте от 6 до 15 лет за период с 2004 по 2006 г. представлены в следующей таблице 5.

Так, в 2006 г. доля числа занимающихся в спортивных школах от общей численности населения Российской Федерации в возрасте от 6 до 15 лет составила 19,1%. Кроме того, увеличилось число занимающихся в спортивных школах в возрасте от 6 до 15 лет в 2006 году на 1,4% к уровню 2004 г.

При этом следует отметить, что в 2006 г. население Российской Федерации в возрасте от 6 до 15 лет уменьшилось на 11,1% по сравнению с 2004 г.

Численность занимающихся в спортивных школах детей в возрасте от 6 до 15 лет по федеральным округам представлена в следующей таблице 6.

Согласно данным таблицы, при общем увеличении числа занимающихся в спортивных школах в проверяемый период на 1,4% наблюдается тенденция к снижению численности занимающихся в спортивных школах детей в возрасте 6–15 лет: в Северо-Западном федеральном округе – на 2,8%, в Приволжском федеральном округе – на 2,0%, в Сибирском федеральном округе – на 1,0% и в Дальневосточном федеральном округе – на 3,3%.

Учебно-тренировочный процесс с учащимися спортивных школ различных типов осуществляют тренеры-преподаватели.

Количество тренерско-преподавательского состава составляло:

  • в 2004 г. – 97 230 тренеров, из них 55 171 штатный;

  • в 2005 г. – 98 974 тренера, из них 55 979 штатных;

  • в 2006 г. – 101 484 тренера (+4,4% к 2004 году), из них 58 149 штатных (+5,4% к уровню 2004 г.).

Учреждения для детско-юношеского контингента спортивной направленности (ДЮСШ, СДЮШОР, ДЮКФП) являются составляющим звеном системы, созданной обществом, и должны функционировать на основе социального заказа, оказывать широкий спектр разнообразных услуг, удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные, социокультурные, образовательные потребности детей, обеспечивать учащимся свободу выбора видов, форм деятельности, а также создавать условия для творческого развития каждого ребенка, его адаптации к социальным изменениям и приобщения к культурным ценностям.

К современным проблемам развития детско-юношеского спорта следует отнести несовершенство практики диагностики уровня здоровья занимающихся; определения физических качеств, функциональной подготовки, морфофункциональных показателей, потенциальных возможностей, психологического профиля, способностей, предрасположенности, спортивного таланта и ориентации; выполнения должных величин программы спортивных школ, модельных характеристик и игровых показателей; системы отбора и формирования сборных команд России.

По данным выборочных исследований НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, на диспансерном учете состоят 68% детей, из них 49% нуждаются в лечении в поликлинике, 10% – в стационаре, 15% – в санаторно-курортном лечении. Как видно, в активных лечебно-оздоровительных мероприятиях нуждаются 74% детей и подростков. Формирование здорового образа жизни и гармоничного развития подрастающего поколения через стимулирование уровня развития детско-юношеского спорта следует рассматривать в ряду национальных приоритетов.

Стратегической целью реформирования физического воспитания и спорта является повышение уровня здоровья и работоспособности детей и молодежи.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» финансирование находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления спортивных школ, в том числе финансирование их участия во всероссийских соревнованиях, осуществляется за счет средств бюджетов соответствующих уровней и других не запрещенных законом источников. Финансирование иных спортивных школ осуществляется их учредителями в соответствии с законодательством.

Спортивные школы (ДЮСШ, СДЮШОР) финансируются за счет бюджетных средств субъектов Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.

Объем финансирования спортивных школ в проверяемый период представлен в таблице 7.

Таблица 7

Расходы на содержание школ (тыс. рублей)

2004 год

2005 год

2006 год

ДЮСШ, СДЮШОР

13 382 598,9

17 794 720,9

21 637 420,1

Согласно статистическим данным, основная часть расходов (55%) затрачивается на выплату заработной платы (см. таблицу 8).

Таблица 8

Статьи расходов

2004 год

2005 год

2006 год

Всего расходы (в %)

100

100

100

Заработная плата

55,5

55,0

61,7

Аренда спортивных сооружений

8,3

6,5

5,8

Средние расходы спортивных школ из расчета на одного обучающегося в 2004 г. составили 4 227,0 рубля, в 2005 г. – 5 586,0 рубля, в 2006  г. – 6 710,0 рубля.

Средняя заработная плата тренеров в 2004 г. составила 2 346,0 рубля, в 2005 г. – 3 083,0 рубля, в 2006 г. – 6 710,0 рублей.

Затраты на оздоровительную кампанию из расчета на одного обучающегося в 2004 г. составили 157 рублей, в 2005 г. – 200 рублей, в 2006 г. – 177 рублей. В 2006 г. снижение затрат на оздоровительную кампанию из расчета на одного обучающегося составило 11,5% от уровня 2005 г.

Расходы на соревновательную деятельность одного обучающегося в 2004 г. составили 327 рублей, в 2005 г. – 371 рубль, в 2006 г. – 444 рубля.

Средние доходы от экономической деятельности спортивных школ из расчета на одного обучающегося в 2004 г. составили 218 рублей, в 2005 г. – 204 рубля, в 2006 г. – 272 рубля.

Данные о доходах спортивных школ в целом за оказание дополнительных платных услуг и количестве занимающихся в платных группах ДЮСШ, СДЮШОР представлены в таблице 9.

 Таблица 9
 

2004 год

2005 год

2006 год

Доходы (тыс. рублей)

689 285,0

646 312,0

880 817,0

Количество

занимающихся

в платных группах (тыс. человек)

58,9

66,5

61,4

Таким образом, по данным вышеприведенных таблиц, одним из дополнительных источников финансирования деятельности спортивных школ является оказание платных образовательных услуг, размер которых, по статистическим данным, за проверяемый период увеличился в 1,3 раза, или на 27,8%, в то время как число занимающихся на платной основе за тот же период увеличилось на 4,2% и составило в 2006 году 61,4 тыс. человек, или 1,9% от общей численности занимающихся (3 226 493 человека). Динамика роста доходов спортивных школ от поступлений за оказание дополнительных платных образовательных услуг и невысокое число занимающихся на платной основе свидетельствуют о незначительном влиянии данного процесса на общие показатели деятельности спортивных школ.

В проверяемый период действовал ряд федеральных целевых программ, направленных на развитие в Российской Федерации детско-юношеского спорта.

Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2002 г. № 363 утверждена подпрограмма «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи Российской Федерации (2002–2005 годы)» Федеральной целевой программы «Молодежь России (2001–2005 годы)».

Общий объем финансирования подпрограммы был предусмотрен в сумме 3 131,5 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 582,2 млн. рублей. В рамках подпрограммы планировалось финансирование строительства и реконструкции отдельных спортивных сооружений на сумму 374,6 млн. рублей (с учетом дополнительных объектов), из них 3 спортивные школы (СДЮШОР) с общим объемом финансирования 9,5 млн. рублей, или 2,5% от общего объема средств, предусмотренных на эти цели.

Кроме того, по подразделу «Детско-юношеский спорт» раздела «НИОКР» подпрограммы объем предусмотренных бюджетных ассигнований составлял 14,6 млн. рублей, или 2,5% от общего объема финансирования за счет средств федерального бюджета.

В настоящее время основной федеральной целевой программой, направленной на совершенствование системы физического воспитания детей и учащейся молодежи, в том числе на создание современной материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом в образовательных учреждениях, является федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 г. № 7.

Государственным заказчиком – координатором и основным разработчиком программы является Росспорт. Общий объем финансирования программы составляет 106 655,0 млн. рублей, в том числе средства федерального бюджета в объеме 53 613,0 млн. рублей, или 50,3% (включая планируемые поступления от проведения Всероссийской государственной лотереи в сумме 26 894,0 млн. рублей).

Так, в 2006 г. по направлению программы «Массовый спорт» за счет средств федерального бюджета предусмотрены капитальные вложения (строительство и реконструкция) в общей сумме 862,7 млн. рублей, из них 81,4 млн. рублей – на спортивные школы (ДЮСШ, СДЮШОР), или 9,4% от общего объема. При этом необходимо отметить, что в срок не введены 3 объекта на общую сумму капвложений 66,5 млн. рублей: специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва № 3 (реконструкция открытого плавательного бассейна), г. Новочебоксарск, Чувашская Республика (недофинансирование строительства субъектом Российской Федерации) – на 20,0 млн. рублей; специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва № 4 по хоккею с шайбой (реконструкция ледового стадиона), г. Новочебоксарск, Чувашская Республика (недофинансирование строительства субъектом Российской Федерации) – на 27,0 млн. рублей; СДЮШОР № 1, г. Оренбург (физкультурно-оздоровительный комплекс с ледовой ареной (61?30 м)) (удорожание сметной стоимости строительства) – на 19,5 млн. рублей.

На 2007 г. программой по направлению «Массовый спорт» предусмотрено финансирование одной спортивной школы (СДЮШОР) (гимнастический комплекс в микрорайоне № 5, г. Пенза) в сумме 60,0 млн. рублей.

По направлению программы «Спорт высших достижений» на 2006 г. предусмотрено финансирование одной спортивной школы (СДЮШОР № 5, спортивный комплекс «Гребной канал», г. Ростов-на-Дону) в сумме 10,0 млн. рублей, или 0,5% от общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных по данному направлению.

По итогам парламентских слушаний, состоявшихся в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации 3 июня 2004 г. на тему «Правовые аспекты развития детско-юношеского и студенческого спорта в Российской Федерации», Правительству Российской Федерации было рекомендовано поручить Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с Минэкономразвития России и другими заинтересованными органами в ходе разработки проекта федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на
2006–2010 годы» предусмотреть в ней специальную подпрограмму по детско-юношескому спорту. Подобная подпрограмма в составе утвержденной Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2010 годы» отсутствует.

В целом реализация задач, поставленных в федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2010 годы», направлена на развитие материально-технической базы спорта высших достижений и в меньшей степени – на развитие материально-технической базы детско-юношеских спортивных школ.

По информации, предоставленной Минобрнауки России (письмо от 9 июня 2007 г. № МОН-П-1278), ежегодно на основе Календарного плана, утверждаемого Минобрнауки и Рособразованием, в системе образования проводится свыше 200 всероссийских соревнований по 28 видам спорта. Однако конкретная информация по объемам финансирования и его источникам в Счетную палату Российской Федерации не представлена, что свидетельствует об отсутствии данной информации в указанных ведомствах. Мероприятия, направленные на поддержку детско-юношеских спортивных школ как учреждений дополнительного образования, не предусмотрены в реализуемом в настоящее время приоритетном национальном проекте «Образование».

Развитие детско-юношеского спорта сдерживается несовершенством действующих нормативных правовых актов всех уровней, не позволяющих обеспечить необходимые условия (материально-технические, экономические, финансовые, организационно-управленческие) для нормального функционирования системы детско-юношеского спорта в России.

Недостаточность и противоречивость имеющейся нормативной правовой базы, в том числе ведомственной, не поддерживает в должной мере социальный статус системы детско-юношеских спортивных школ, не гарантирует ее сохранение и защиту, ограничивает возможности ее развития.

Правовые вопросы функционирования системы детско-юношеского спорта в Российской Федерации до настоящего времени не разрешены, специальная нормативно-правовая база по вопросу детско-юношеского спорта отсутствует.

Не выработана четкая государственная политика в области детского спорта.

Финансирование системы детско-юношеских спортивных школ производится за счет средств субъектов Российской Федерации. Объемы ее финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации из расчета на одного обучающегося формируются по остаточному принципу и явно недостаточны для эффективного решения социальных задач.

Кроме того, отсутствует гарантированное финансирование федеральных и региональных детско-юношеских спортивных мероприятий, что подрывает основы системы учреждений для детей и юношества спортивной направленности.

Федеральные целевые программы или подпрограммы, направленные на развитие детско-юношеского спорта, не принимались. В рамках действующих федеральных целевых программ финансирование детско-юношеских спортивных школ производилось только в отдельных случаях. Мероприятия, предусмотренные в Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2010 годы», направлены на развитие материально-технической базы спортивных объектов высших достижений и в отдельных случаях – на развитие материально-технической базы детско-юношеских спортивных школ.

По итогам работы Счетная палата рекомендовала Правительству Российской Федерации разработать государственную концепцию, направленную на эффективное развитие системы российского детско-юношеского спорта.

В рамках данной концепции следует:

– обеспечить разработку и принятие нормативно-правовой базы, в том числе ведомственной, обеспечивающей социальный статус системы детско-юношеских спортивных школ и гарантирующей ее сохранение и защиту, путем принятия отдельного федерального закона «О детско-юношеском спорте в Российской Федерации»;

– предусмотреть централизованное финансирование из федерального бюджета в виде субсидий, направленных на обеспечение текущей деятельности детско-юношеских спортивных школ России и на развитие их материально-технической базы;

– рассмотреть вопрос о принятии федеральной целевой программы, направленной на развитие детско-юношеского спорта в Российской Федерации, либо принятии отдельной подпрограммы в рамках Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации»;

– предусмотреть в приоритетном национальном проекте «Образование» мероприятия, направленные на поддержку развития системы детско-юношеских спортивных школ, в том числе в части увеличения заработной платы тренеров, расходов на оздоровительную кампанию и соревновательную деятельность одного обучающегося.

Александр НАЗАРОВ,
аудитор Счетной палаты
Российской Федерации