Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №11/2008

МЕТОДИКА. ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

«Веселые старты» для младших школьников

Предлагаемые эстафеты были частью IX Спартакиады по игровым видам спорта «Спортивные надежды Кубани», которая проводилась среди учащихся общеобразовательных учреждений г. Краснодара. В данной публикации мы приводим сокращенный вариант эстафет для учащихся 3–4-х классов, однако их можно использовать и с детьми старшего возраста, увеличивая расстояние при выполнении задания или длину этапа. Приведенные ниже задания можно использовать и при организации работы с более младшими детьми. В таком случае расстояния в заданиях сокращаются, длина этапа уменьшается, сами упражнения при этом можно упростить.
«Веселые старты» можно проводить как на уроках физкультуры, так и в детском оздоровительном лагере, во время проведения туристского похода, слета, прогулки.

Эксперимент я решила начать с секции тенниса. Я набрала две группы по 10 человек с различным уровнем физической подготовки – так же, как это бывает и на обычных уроках, – и проводила занятия два раза в неделю по полтора часа. Ребята занимались с удовольствием. К третьему году обучения мои прилежные ученики уже уверенно играли как любители. За время занятий у ребят повысились показатели координации, выносливости, гибкости, быстроты, скоростно-силовые качества и тактическое мышление. Это позитивно отразилось на игре и в баскетбол, и в волейбол. Сработал «положительный перенос навыков». Учитывая все это, я пришла к заключению: обучать детей теннису на уроках физической культуры можно и нужно.

Статья опубликована при поддержке Axis development, предлагающего прекрасные квартиры с видом на реку Кубань. Жилье в ЖК Тургеневский двор - это прекрасная планировка, замечательный вид из окон, чистая экология, близость к центру (ЖК расположен всего в 15 минутах езды от центра Краснодара), хорошо развития инфраструктура района расположения застройки. Рядом с домом у Вас будут школа, детские садики, магазины, аптеки, банки, торгово-развлекательный центр. Одним словом – здесь есть все для удобной и качественной жизни. С подробной информацией о жилом районе, предлагаемых квартирах, их планировке и ценах на них можно ознакомиться на сайте domzarekoi.ru.

Эстафета 1 – с волейбольным мячом

Инвентарь: у каждой команды – 1 волейбольный мяч.

Подготовка к эстафете: команды выбирают капитанов. На площадке на расстоянии 3 м чертят две параллельные линии: за одной выстраиваются команды, за другой встают капитаны, каждый лицом к своей команде. У капитанов в руках по волейбольному мячу.

Описание эстафеты: по сигналу судьи капитаны одновременно бросают мячи впереди стоящим игрокам своих команд. Поймав мяч, игрок выполняет бросок обратно капитану, а сам занимает место в конце колонны. Затем капитан бросает мяч второму игроку, а получив его обратно – третьему и т.д. по порядку. Кинув мяч капитану, каждый играющий убегает в конец колонны.
Бросать мяч можно произвольным способом (правой или левой рукой от плеча, двумя руками от груди и т.д.), но без касания пола.
Эстафета заканчивается, когда у стартовой линии окажется игрок, который первым ловил мяч, брошенный капитаном (см. рис. 1).

Рис. 1. Эстафета с волейбольным мячом

Рис. 1. Эстафета с волейбольным мячом

Возможные ошибки: в случае потери мяча его должен подобрать тот, кому он был брошен (капитан или игрок команды), затем вернуться на свое место и выполнить передачу мяча.

Эстафета 2 – встречная передача мяча в колоннах

Инвентарь: у каждой команды – 1 волейбольный мяч.

Подготовка к эстафете: игроки каждой команды образуют две колонны по 5 человек (мальчики и девочки). Расстояние между колоннами – 3 м. Игрок команды, стоящий в колонне последним, имеет специальную отметку (нарукавную повязку, жилет).

Описание эстафеты: по сигналу судьи стоящий впереди игрок одной из колонн выполняет бросок первому игроку противоположной колонны, а сам встает в конец своей колонны. Игрок, принимающий мяч, так же вновь направляет его в противоположную колонну, а сам встает в конец своей колонны, и т.д. Броски мяча выполняются двумя руками от груди (см. рис. 2).

Рис. 2. Встречная передача мяча в колоннах.

Рис. 2. Встречная передача мяча в колоннах.

Игра заканчивается, когда команды займут первоначальное положение.

Возможные ошибки: в случае потери мяча тот игрок, которому был брошен мяч, должен подобрать его, затем вернуться на свое место и выполнить передачу мяча.

Эстафета 3 – с баскетбольным мячом

Инвентарь: у каждой команды – 1 баскетбольный мяч.

Подготовка к эстафете: игроки стоят в колонне за стартовой линией. Перед каждой командой на расстоянии 15 м находится обруч, в котором лежит баскетбольный мяч.

Описание эстафеты: по сигналу судьи первый участник каждой команды бежит к обручу, берет баскетбольный мяч и выполняет им 3 удара о пол одной рукой рядом с обручем, затем кладет мяч обратно в обруч, бегом возвращается к своей команде и касанием руки передает эстафету другому игроку, который выполняет то же самое, затем передает эстафету третьему игроку, и т.д.
Правильно выполненным заданием считается каждый отскок мяча от пола после удара одной рукой. Допускается ловить мяч двумя руками (см. рис. 3).

Рис. 3. Эстафета с баскетбольным мячом

Рис. 3. Эстафета с баскетбольным мячом

Возможные ошибки: не засчитывается удар по мячу, выполненный двумя руками.

Эстафета 4 – с баскетбольным мячом (второй вариант)

Инвентарь: у каждой команды – 1 баскетбольный мяч, 3 фишки (стойки).

Подготовка к эстафете: игроки стоят в колонне за стартовой линией. Перед каждой командой на расстоянии 5, 10 и 15 м находятся 3 фишки (стойки). В руках у впереди стоящего игрока каждой команды – баскетбольный мяч.

Описание эстафеты: от линии старта каждый игрок команды ведет баскетбольный мяч одной рукой «змейкой» между фишками (стойками); возвращаясь обратно, ведет мяч так же. На стартовой линии он передает мяч следующему игроку из рук в руки. Однако тот не может начать эстафету, пока предыдущий игрок не пересечет стартовую линию (см. рис. 4).

Рис. 4. Эстафета с баскетбольным мячом (второй вариант).

Рис. 4. Эстафета с баскетбольным мячом (второй вариант).

Эстафета 5 – биатлон

Инвентарь: у каждой команды – 2 комплекта по 3 теннисных мяча, обруч, мишень-экран. Малый гимнастический обруч диаметром 75 см крепится к легкоатлетическому барьеру (подбор мяча выполняют помощники судей).

Подготовка к эстафете: игроки стоят в колонне за стартовой линией. Перед каждой командой на расстоянии 10 м находится обруч, в котором лежат 3 теннисных мяча. В 3 м от обруча впереди вычерчивают линию – «огневой рубеж». На расстоянии 4 м от него располагается мишень-экран.

Описание эстафеты: по сигналу судьи участник каждой команды бежит к обручу, берет теннисный мяч, затем бежит к «огневому рубежу» и выполняет бросок в отверстие мишени-экрана. Если игрок попал в мишень, он бегом возвращается к своей команде и касанием руки передает эстафету второму игроку. В случае промаха возвращается к обручу, берет второй теннисный мяч и повторяет попытку, в случае повторного промаха – делает еще одну попытку (см. рис. 5).
При неудачном третьем броске мяча игрок оббегает мишень, возвращается к своей команде и передает эстафету следующему участнику команды.

Рис. 5. Биатлон

Рис. 5. Биатлон

Примечания:

1. Бросать мяч можно любым способом (рекомендуется выполнять броски из-за головы).

2. После выполнения задания на дистанции судьи кладут теннисные мячи в обруч.

Эстафета 6 – перенос мяча

Рис. 6. Перенос мяча

Рис. 6. Перенос мяча

Инвентарь: у каждой команды – 1 футбольный мяч, 1 фишка (стойка).

Подготовка к эстафете: игроки стоят в колонне за стартовой линией. Перед каждой командой на расстоянии 15 м находится фишка (стойка). В руках у первого игрока в колонне – футбольный мяч.

Описание эстафеты: по сигналу судьи участник каждой команды бежит с футбольным мячом в руках до фишки (стойки), обегает ее и возвращается обратно. На линии старта он передает мяч следующему участнику команды из рук в руки (см. рис. 6).

Возможные ошибки: в случае потери мяча игрок должен подобрать его и продолжить эстафету с того места, где мяч был утерян.

Эстафета 7 «Ловкий футболист»

Инвентарь: у каждой команды – 1 футбольный мяч, 1 фишка (стойка).

Подготовка к эстафете: игроки стоят в колонне за стартовой линией. Перед каждой командой на расстоянии 15 м находится фишка (стойка).

Описание эстафеты: по сигналу судьи первый участник команды ведет футбольный мяч ногой до фишки (стойки), обводит ее и возвращается обратно, так же ведя мяч ногой.

Мяч передают на расстоянии не менее 3 м от линии старта («коридор передачи»), выполнив как минимум три касания мяча в каждом направлении (см. рис. 7).

Рис. 7. «Ловкий футболист»

Рис. 7. «Ловкий футболист»

Эстафета 8 «Ловкий футболист» (второй вариант)

Инвентарь: у каждой команды – 1 футбольный мяч, 3 фишки (стойки).

Подготовка к эстафете: игроки стоят в колонне за стартовой линией. Перед каждой командой на расстоянии 5, 10 и 15 м находятся 3 фишки (стойки).

Описание эстафеты: от линии старта первый игрок ведет футбольный мяч ногой «змейкой» между фишками (стойками); возвращаясь обратно, ведет мяч по прямой. На стартовой линии он передает мяч следующему участнику команды без помощи рук. Однако тот не может начать эстафету, пока первый игрок не пересечет стартовую линию (см. рис. 8).

Рис. 8. «Ловкий футболист» (второй вариант)

Рис. 8. «Ловкий футболист» (второй вариант)

Эстафета 9 «Передал – садись»

Инвентарь: у каждой команды – 1 волейбольный мяч.

Подготовка к эстафете: команды выбирают капитанов. На площадке на расстоянии 3 м чертят две параллельные линии: за одной встают команды, за другой – капитаны, каждый лицом к своей команде. У капитанов в руках по волейбольному мячу.

Описание эстафеты: по сигналу судьи капитаны одновременно бросают мячи впереди стоящим игрокам своих команд. Поймав мяч, игрок бросает его обратно капитану и сразу приседает. Затем капитан бросает мяч второму игроку, а получив его обратно – третьему, и т.д (см. рис. 9).

Рис. 9. «Передал – садись»

Рис. 9. «Передал – садись»

Игра заканчивается, когда последний игрок, передав мяч капитану, приседает, а капитан, поймав мяч, поднимает его вверх.

Возможные ошибки: в случае потери мяча его должен подобрать тот, кому он был брошен (капитан или игрок команды), затем вернуться на свое место и выполнить передачу мяча.

Конкурс капитанов

Рис. 10. Конкурс капитанов

Рис. 10. Конкурс капитанов

Инвентарь: у каждого капитана – 1 ракетка для настольного тенниса, 1 теннисный шарик.
Капитан должен сделать как можно больше подбрасываний теннисного шарика ракеткой для настольного тенниса.
Выигрывает тот, кто выполнит больше подбрасываний за 1 мин. (см. рис. 10).
В случае падения шарика капитан подбирает его и продолжает выполнение задания.
В случае равного результата у капитанов двух, трех и более команд происходит переигровка.

 

Конкурс капитанов (второй вариант)

Рис. 11. Конкурс капитанов (второй вариант)

Рис. 11. Конкурс капитанов
(второй вариант)

Инвентарь: у каждого капитана – 1 футбольный мяч.
Капитан жонглирует футбольным мячом с помощью любой части тела, кроме рук. Жонглирование прекращается в случае касания мячом пола или рук (см. рис. 11).
Выигрывает тот, кто выполнит больше элементов жонглирования за 1 мин.
В случае равного результата у капитанов двух, трех и более команд происходит переигровка.

 

 

Определение победителей в соревнованиях «Веселые старты»

1. Места в каждой эстафете распределяются по наименьшему времени, показанному командами.

2. Победитель в соревнованиях «Веселые старты» определяется по наименьшей сумме мест, занятых командами в эстафетах.

3. При равной сумме мест, занятых двумя или более командами в ходе соревнований, места определяются:

  • по количеству первых мест, занятых командами;

  • по количеству вторых мест, занятых командами;

  • по результату эстафеты 5 (биатлон).

Примечание: во всех эстафетах участвуют 10 человек (5 мальчиков и 5 девочек). В запасе – 2 игрока.

Оргкомитет IX Спартакиады
«Спортивные надежды Кубани»,
г. Краснодар