Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №11/2008

МЕТОДИКА. АВТОРСКИЕ ПРОЕКТЫ

«Через горы – к вершинам мастерства»

Проект организации летнего спортивно-оздоровительного лагеря

Школьники очень любят бывать на природе всем классом или группой друзей, попадая в свободную обстановку, находясь вдали от родителей, школьных и домашних дел, когда есть возможность ощутить себя независимыми, выбрать красивое место, поставить в нем лагерь (бивуак), разжечь костер, самостоятельно приготовить нехитрую пищу из своих продуктов с запахом дыма. Они едят с таким удовольствием, словно вкусней ничего нет, а потом, сидя у костра, смотрят на огонь и рассказывают друг другу обо всем и ни о чем – о пройденном и о вновь увиденном, хотя и не всегда осознанном. Это приятные незабываемые дни, которые ребята вспоминают потом весь год и мечтают о новых неизведанных маршрутах.
Краснодарский край – уникальное место: поля, леса, горы малых и больших высот с ледниками, альпийскими лугами, горными озерами, а еще Черное море, к которому можно пройти через высокогорные перевалы.

Пояснительная записка

Уникальные памятники природы, красивейшие места Северного Кавказа – Гуамское ущелье, поселок Мезмай, Большая Азишская пещера, урочище Сухая Балка, Курджипский каньон, Фишт-Оштеновский горный массив, Лаго-Наки. Именно здесь мы предлагаем ребятам провести летнюю лагерную смену по новой педагогической модели «Победитель», которая позволяет проверить свои теоретические и практические знания и умения.

Вариативность программы позволяет принимать участие в проекте не только детям и подросткам, получившим объем теоретических знаний в клубах, объединениях, но и тем ребятам, которые не подготовлены к такой работе. В эту смену они смогут приобрести первоначальные знания и умения на теоретических и практических занятиях, во время экскурсий, походов, соревнований и т.п.

Реализация проекта должна стать одной из интереснейших форм работы с детьми в летний период. Они получат возможность прикоснуться к истории нашей Родины, пройти по местам боевой славы, испытать себя в экстремальных ситуациях, интересно отдохнуть, оздоровить и закалить свой организм.

Программа рассчитана на 14 дней. Количество участников – до 100 человек (в одной группе – 20 человек). Возраст – 12–16 лет.

Цели проекта

Организация активного отдыха и обучения во время летних каникул; изучение краеведения, основ психологии, общей физической и медицинской подготовки в походах по Краснодарскому краю; воспитание гражданственности и патриотизма.

Задачи проекта

1. Приобщение детей и молодежи к героическому прошлому отечественной истории.
2. Воспитание чувства гражданского долга, ответственности за порученное дело, дисциплинированности, исполнительности, чувства гордости за свою Родину.
3. Воспитание стремления к самосовершенствованию.
4. Выработка психологических качеств (устойчивости, терпения, выдержки, смелости, выносливости).
5. Развитие инициативы и самостоятельности.
6. Формирование и закрепление знаний, умений и навыков общей туристической подготовки, действий в экстремальных ситуациях.
7. Развитие важнейших физических качеств, укрепление здоровья.
8. Развитие чувства товарищества и взаимопомощи.

Историко-географическая справка

Наш путь к Черному морю через горы начинается в Майкопе, что означает «долина яблонь», – столице Республики Адыгея, которая расположена к северо-западу от Главного Кавказского хребта на берегу реки Белой в центральной части Краснодарского края. Здесь туристы ознакомятся с обычаями и традициями проживающих народов (русских, адыгов, казаков), их культурой, увидят золотые купола церквей, соборов и мечетей, посетят водопады Руфабго, Хаджохский каньон, дольмены бронзового периода.

Разнообразен здесь растительный покров. На склонах гор можно увидеть дуб, пихту, сосну, бук, тис, подлески кизила, можжевельник, шиповник, бересклет, лавровишню, а у подножия в сырых и тенистых нишах растет самшит – вечнозеленое реликтовое дерево. Высоко над головой синеет небо, отражаясь в серебристых струях водопадов.

С Гуамским ущельем связан ряд исторических событий. Заманив неприятеля на узкую тропу, тянувшуюся над пропастью, в 1717 г. адыги одержали победу над большим отрядом крымского хана – ставленника Турции. А в годы Великой Отечественной войны партизаны взорвали мост в верхнем конце ущелья, находившийся под усиленной охраной, по которому фашисты осуществляли переброску горнострелковой дивизии «Белая лилия». На скале в этом месте укреплена мемориальная доска.

Известный советский писатель Л. Шейнин сказал об этом неповторимом творении природы: «На земле ничего подобного нет». Гуамское ущелье объявлено памятником природы.

Перечислять местные достопримечательности и их достоинства можно бесконечно: Университетский водопад высотой 15 м, водопад Надежда в урочище Сухая Балка, Курджинский каньон, пещера Исаченко... Проехав 12 км до асфальтовой дороги, ведущей на плато Лаго-Наки, туристы имеют возможность посетить две пещеры – Нежную и Большую Азишскую, оборудованную электрической подсветкой. Длина последней – 635 м, глубина – до 30 м. Электроосвещение позволяет увидеть в таинственном полумраке сталактиты и сталагмиты, поражающие своей красотой.

Уникальным природным явлением можно с полной уверенностью назвать плато Лаго-Наки. На плато зарегистрировано более 100 карстовых источников, огромное количество пещер и гротов. Самая глубокая пещера – «Парящая птица» (514 м). Средняя высота плато – 2200 м над уровнем моря. Заканчивается плато Фишт-Оштеновским горным массивом. В академической монографии «Кавказ» за 1966 г. Фишт и Оштейн по количеству упоминаний среди вершин Кавказа занимают второе место после Эльбруса – это ли не доказательство уникальности горной группы Фишта?

Лаго-Наки привлекает туристов не только красотой, но и целебными свойствами: отдых в горах полезен при бронхиальной астме, туберкулезе, заболеваниях сердца, аллергии и т.д. Плато – естественная аптека, в которой есть множество лекарственных трав. Все эти природные явления издавна привлекают ученых, исследователей, туристов.

Местные жители оберегают памятники далеким, но незабываемым дням – на горных тропах и перевалах, в пригородных поселках белеют в зелени берез и дубов, пихт и кленов, на многоцветье высокогорных лугов скромные обелиски. Здесь нет мрамора и гранита, нет бронзы, не пылают прозрачные в солнечном свете факелы Вечного огня. Скрепленный цементом дикий камень с прикрепленной к нему металлической доской или сваренная из листовой стали тумба, увенчанная стальной звездой, – простые, идущие из глубины вечного тоскующего сердца слова бесконечной, незабываемой благодарности ныне живущих тем, кто осенью и зимой 1942 г. в этих скалах и долинах положил свою жизнь на алтарь Отечества. Вот такие обелиски стоят в горах.

Тропы и горные перевалы, на которых в августе – сентябре 1942 г. развернулись кровопролитные бои с фашистскими захватчиками. Бок о бок с воинами 319-го полка 20-й горнострелковой дивизии сражались местные жители – они были и бойцами, и проводниками, и связистами.

Участники летней смены «Через горы – к вершинам мастерства» пройдут по тропе, на которой находится более 20 таких памятников, обелисков, мемориальных досок, низко поклонятся памяти защитников нашей Родины, вспомнят о том, что смертью своей они даровали нам долгую счастливую жизнь.

Характеристика маршрута

Район путешествия: Россия, Краснодарский край, Апшеронский р-н, Республика Адыгея.

Вид туризма: горно-пешеходный, некатегорийный.

Протяженность маршрута: пешеходный – 93 км, автомобильный – 390 км.

Продолжительность: 15 дней.

Механизм реализации

Проект включает два основных этапа:

I этап (9 дней) – учебно-тренировочный лагерь (пос. Каменномостский – база Дах-Кон-Тур);

II этап (5 дней) – туристский поход (пос. Каменномостский – приют Солох-Аул).

I этап – учебно-тренировочный лагерь

На занятиях дети сформируются в группы, пройдут период адаптации, знакомства, получат знания и навыки, которые понадобятся им в походе (II этап).

Учебно-тренировочные занятия проводятся по следующим направлениям: «Туризм и краеведение», «Психология», «Медицинская подготовка», «ОФП» (конкурсная программа «Полоса препятствий»). Все они органически взаимосвязаны, объединены общими целями и задачами.

Учебно-тематический план занятий

 

Наименование темы (дисциплины)

Количество часов

всего

теория

практика

1

Туризм и краеведение

10

6

4

2

Психология

8

4

4

3

Медицинская подготовка

4

2

2

4

ОФП (преодоление полосы препятствий)

2

 

2

Содержание учебно-тренировочных занятий

Туризм и краеведение

Туристическим походам предшествуют учебные занятия по технике и тактике туризма, выбору места для лагеря и устройству бивуаков, приготовлению пищи.

Но, как показала научно-исследовательская практика, реальную пользу туризм приносит лишь в совокупности с другими средствами: играми, гимнастикой, спортом. Таким образом достигается главная цель – формирование у детей умений и навыков, необходимых в повседневной жизни, которые также позволят им в будущем самостоятельно организовывать и проводить подобные мероприятия, – с одновременным решением других задач (оздоровительных, воспитательных, спортивных и т.п.).

1. Наш край, его туристическо-краеведческие возможности

  • Природа региона, его географическое положение, геологическое прошлое, особенности рельефа, полезные ископаемые, климат, основные реки и водоемы.

  • Растительный и животный мир.

  • Состояние экологии.

2. Основы гигиены

  • Личная гигиена туриста.

  • Предупреждение потертостей, тепловых и солнечных ударов, обморожений.

3. Начальная туристическая подготовка

  • Разработка маршрута: изучение литературы, в которой описываются местные достопримечательности; ведение дневника похода.

  • Групповое и личное снаряжение для путешествия; правила хранения и эксплуатации, назначение и применение различных видов походного снаряжения; укладка рюкзака.

  • Подбор продуктов питания для похода выходного дня; приготовление пищи на костре; режим питания в походе; водно-солевой режим организма; специальные принадлежности для приготовления пищи на костре.

  • Привалы и ночлеги: организация бивуаков (выбор места для лагеря, установка палаток, распределение работ); виды костров и их назначение; сушка одежды и обуви; снятие с бивуака (уборка территории, гашение костра).

  • Ориентирование на местности: по компасу, по небесным светилам, по местным предметам, по карте; особенности ориентирования в различных условиях местности.

  • Специальная подготовка: техника страховки, завязывание основных узлов, переправы, изучение техники выживания в условиях аномально высокой и аномально низкой температуры.

4. Туристское снаряжение

  • Ремонтный набор:

– иглы;
– нитки;
– шило;
– ножницы;
– плоскогубцы;
– клей и т.п.

  • Групповое снаряжение:

– палатка двухместная;
– пленка полиэтиленовая;
– шнур полиэтиленовый длиной 50 м и диаметром 6 мм;
– котлы и другое имущество для приготовления пищи;
– топоры;
– лопатка саперная;
– спички;
– лампы-фонари.

  • Личное снаряжение:

– рюкзак;
– спальный мешок;
– коврик;
– пленка полиэтиленовая размером 2?2 м;
– фонарь электрический;
– комплект сменного белья;
– головной убор;
– обувь на твердой подошве;
– универсальный комплект ножей;
– комплект посуды.

Медицинская подготовка

1. Перевязочный материал. Умение пользоваться различными видами перевязочного материала.
2. Общие виды травм: ушибы, вывихи, легкие травмы.
3. Ожоги.
4. Кровотечения, укусы змей, отравления. Умение оказывать первую помощь.
5. Обморок.
6. Лекарственные травы, способы их заготовки и применения.
7. Набор медицинской аптечки:

  • перевязочные средства;

  • сердечно-сосудистые препараты;

  • обеззараживающие средства;

  • обезболивающие средства;

  • противовоспалительные средства;

  • другие медикаменты (нашатырный спирт, борная кислота и т.п.).

8. Действия в чрезвычайных ситуациях техногенного характера:

  • надевание противогаза;

  • тушение очага возгорания с помощью подручных средств;

  • спасательные работы на воде;

  • изготовление транспортировочных средств;

  • транспортировка пострадавшего.

ОФП

(конкурсная программа «Полоса препятствий»)

Соревнования проводятся на прилегающей территории. Длина дистанции – до 500 м, состав команды – 10–12 человек.

Примерные виды испытаний:

– работа с топографической картой;
– использование параллельных веревок;
– упражнение «Маятник»;
– подъем и спуск с помощью веревок;
– переправа по бревну;
– установка и снятие палатки;
– разжигание костра;
– бег по кочкам («преодоление болота»);
– преодоление завала;
– преодоление забора;
– преодоление водной преграды.

Психологическая подготовка

1. Знакомство. Игры: «Снежный ком», «Ручеек», «Телеграмма».

2. Общение: коммуникативное, интерактивное, перспективное. Игры и упражнения: «МПС», «Испорченный телефон», «Сила языка», «Умение вести разговор», «Просьба», «Нападающий, защищающийся, миротворец», «Уверенность в себе», «Всеобщее внимание», «Убеждение», «Архитектор», «Зеркало» и др.

3. Конфликты. Взаимодействие участников похода. Игра «Потерпевший кораблекрушение». Упражнение «Разминка».

4. Занятия-дискуссии на темы: «Жестокость», «Ответственность», «Счастье», «Унижение», «Терпение», «Дружба».

5. Развитие способности самоподачи. Психодинамические упражнения («Путаница» и др.).

II этап – туристский поход

1-й день. Основной поход участники начинают с поездки в автотранспорте по грунтовой дороге (27 км) к Большой Азишской пещере и экскурсии по ней (1 ч), затем на том же автотранспорте едут к плато Лаго-Наки, с которого открывается вид на весь Западный Кавказ.
Тропа с плато идет по субальпийским лугам. Трава здесь нередко достигает высоты 2 м, много цветов, обильное разнотравье. Луга цветут с ранней весны до поздней осени. Тропа ведет вдоль правого берега истоков реки Армянка и скал горы Оштейн, а затем справа выходит на Гузерипльский перевал (1965 м над уровнем моря). Отсюда открывается вид на Главный Кавказский хребет. В поле зрения находится гора Оштейн (2807 м над уровнем моря), гора Гузерипль (2150 м над уровнем моря), просматривается самая высокая точка района – гора Чугуш (3240 м над уровнем моря). Затем тропа огибает гору Оштейн направлением на юго-запад, выходит на Армянский перевал (1833 м над уровнем моря). Отсюда хорошо просматриваются верхний и нижний ледники горы Фишт, приют Фишт, долина реки Белой. Тропа проходит по буковому криволесью, постепенно спускаясь, выводит на поляну, где на правом берегу реки Белой находится приют Фишт. Здесь туристам предстоит провести две ночевки.

2-й день. Дневка на приюте Фишт.
Приют Фишт расположен на высоте 1600 м над уровнем моря. Это прекрасный горный ансамбль с великолепно вписывающимися зданиями, позволяющими отдыхать в комфортабельных условиях, что дает возможность по достоинству оценить этот уникальный уголок природы. Во время пребывания на приюте проводится экскурсия к малому леднику горы Фишт. Дети возлагают цветы к памятникам воинам – защитникам Кавказа, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
В этот день и в последующие туристы готовят пищу на костре.
Перед поездкой и во время экскурсии на малый ледник проводится учебное занятие «Движение по снежным и сыпучим склонам».

3-й день. После отдыха на приюте на седьмой день туристы выходят на Белореченский перевал (1778 м над уровнем моря). Во время Великой Отечественной войны здесь проходила линия обороны советских войск. Ребята узнают о боевых действиях 379-го полка, 20-й горнострелковой дивизии, 23-го и 33-го пограничных полков.
Через южный склон Кавказского хребта тропа ведет к Черкесскому перевалу (1830 м над уровнем моря). Спуск с перевала идет по Старой Черкесской дороге до кордона Государственного Кавказского биосферного заповедника, где расположен приют Бабук-Аул. Протяженность перехода – 21 км.

4-й день. Выход на маршрут.
Туристы отправляют рюкзаки на автомашине, а сами двигаются по старой колесной дороге вдоль реки Шахе (Головинка) к приюту Солох-Аул мимо Самшитовой аллеи через подвесные мосты. Здесь дети учатся переходить реку вброд различными способами. Вечером подводятся итоги похода.

5-й день. Дневка на приюте. Экскурсия на родину краснодарского чая. Проведение тестирования.

Развлекательная программа на досуге

1. Вечер отдыха «Седьмое чувство», организованный в целях сплочения коллектива, создания обстановки комфортности, доброжелательности, соревновательного духа.

2. Вечер интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?».

3. Вечер песни по гражданско-патриотической и туристической тематике «Вспомните, ребята…».

4. Развлекательная программа «Слабо», дающая возможность проявить себя в нетрадиционной игровой ситуации.

5. Развлекательная игра «Интерес», отвлекающая от трудностей туристического быта.

6. Развлекательная программа «Спорт и мы», позволяющая проявить смекалку, развить интеллектуальные способности.

7. Прощальный вечер «До свидания, друзья! Ни пуха, ни пера!».

Структура лагеря

Предполагаемый результат

Реализация проекта будет способствовать:

– оздоровлению детей;
– пониманию ими сопричастности к историческому наследию России;
– формированию у участников похода качеств, необходимых в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, для организации и проведения военно-спортивной игры «Зарница»;
– выработке правильного отношения к здоровому образу жизни;
– улучшению физического и духовного состояния;
– развитию навыков умения жить в коллективе, самодисциплины, взаимовыручки;
– формированию и закреплению навыков практических бытовых и спасательных работ.

Проверка результатов проекта осуществляется путем наблюдения, анкетирования и тестирования (конкурсная программа «Полоса препятствий», игра-конкурс «Турград», викторина «Турист-хозяйственник»).

По окончании проекта участникам выдаются значки «Турист России» и удостоверения к ним.

Вопросы викторины «Турист-хозяйственник»

1. Почему общее количество соли, сахара и некоторых других продуктов, взятых в поход, следует разделить на несколько отдельных упаковок и разместить в рюкзаках у разных туристов?

2. Почему не рекомендуется брать в поход эмалированные и оцинкованные ведра?

3. Почему сыпучие продукты (крупу, муку, сахар и др.) нельзя нести в рюкзаках в бумажных пакетах? Как правильно их упаковать?

4. В туристической группе 15 человек. Для варки любимой туристами манной каши норма крупы на одного едока – 50 г. В походе планируется 4 варки каши. Сколько надо взять манной крупы?

5. Из каких двух частей состоит смета (документ о денежных расчетах) для туристического похода? С чего надо начинать работу над составлением этого документа?

6. Какова норма сахара на одного туриста в день?

7. Опытные туристы утверждают, что в поход надо брать большой запас шнура и шпагата. Говорят: «Пригодится!» А для чего? Приведите примеры.

8. Вы отправляетесь в большой поход на целую неделю. Сколько хлеба нужно на группу из 12 человек? Надо ли весь хлеб закупать заранее?

9. В туристическом лексиконе есть термин «заброска». Что он означает?

10. Что нужно сделать, чтобы в походе вдруг не обнаружилось, что остался всего лишь один отсыревший коробок спичек, непригодный для использования?

11. Известно, что деньги счет любят. Перед походом и во время него все денежные расходы нужно записывать в специальную ведомость финансовых расходов. Кто должен это делать? Какие графы обязательно должны быть в такой ведомости?

12. Туристы несут топоры, пилу, таганок, ведра, а на привале они передают этот инвентарь дежурным по кухне. Но есть специальный набор разных мелких предметов, которые необходимы на походной кухне, – хозяйственный кухонный набор, который в одном чехле также поступает в руки дежурных у костра. Перечислите, что должно входить в такой набор.

13. Кто в походе отвечает за палатку и в чем состоит обязанность ответственного?

14. Туристическое снаряжение, как известно, делится на личное и групповое. Личное снаряжение готовит к походу и несет каждый участник сам, а за подготовку группового снаряжения отвечает завхоз по имуществу. Почему же перед большим походом устраивается контрольный сбор, на котором завхоз и командир обязаны проверить не только групповое снаряжение, но и личное?

15. Почему не рекомендуется сушить обувь у костра, размещая ее близко к огню? Объясните физический смысл сушки обуви и другого снаряжения.

16. Во всякой туристической группе есть ответственный за питание – завхоз по продовольствию. Перед походом он рассчитывает количество продуктов, составляет меню, руководит закупкой, расфасовкой и раскладкой продуктов. Работы у него много. А каковы его обязанности во время похода? Неужели он должен ежедневно варить пищу на всю группу?

17. Как ни старайся, но от хозяйственной деятельности человека всегда остается мусор. Как грамотные туристы должны поступать с отходами?

18. Что нужно включить в состав ремонтной аптечки для многодневного пешего похода?

Этапы игры-конкурса «Турград»

1. Из каких частей состоит компас? Определи стороны горизонта с помощью компаса.

2. Что такое азимут? Определи азимут на 3 заданных ориентира.

3. Какие бывают карты? Чему равен 1 км на карте масштаба 1:25 000?

4. Что ты возьмешь с собой в двухдневный поход?

На этом этапе команда получает конверт, где нарисован рюкзак, и карточки с изображениями различных предметов туристского снаряжения и предметов, непригодных для похода (палатка, спальный мешок, ведро, фонарь, кружка, аптечка, стакан, зонтик, топор, тарелка, свечка, подушка и т.п.). Надо выбрать и положить в конверт изображения тех предметов, которые, по мнению команды, нужны в походе.

5. Составление набора для походной аптечки.

Команда должна составить список простейшей аптечки для 1–2-дневного похода.

6. «Разбей лагерь».

Группа получает лист-рисунок с указанием масштаба, где обозначены сеть дорог, река с направлением течения, родник, лес, луг, населенный пункт и др.

Участникам выдаются картонные цветные кружочки или треугольники с подписями: «Палатка» (5 шт.), «Дрова», «Вода», «Первичное мытье посуды», «Стирка», «Костер», «Умывание» и т.д. Туристы должны грамотно спланировать туристический лагерь: поставить палатки, указать места умывания, размещения костра, дров, туалетов, разложив на карте условные обозначения.

7. Какие типы костров ты знаешь?

На этом этапе туристы должны из палочек или чурочек выложить 5 любых известных им видов костров («Колодец», «Звездочка», «Шалаш», «Таежный», «Нодья» и др.).

8. «Собери грибы».

Участникам предлагается 10–15 карточек с изображениями грибов. Требуется в разные конверты вложить карточки с изображениями съедобных и ядовитых грибов.

9. Знаешь ли ты растения?

Команда получает карточки с изображениями дикорастущих растений (малина, черника, шиповник, ландыш, одуванчик, волчье лыко, кислица, мята и др.). Участники должны назвать лекарственные растения, те, которые можно использовать в пищу, и ядовитые, которых надо остерегаться.

10. «Приготовь обед».

Туристы должны назвать продукты, которые обычно употребляют в походе, и составить меню обеда.

Можно выдать команде предварительно подготовленные и пронумерованные целлофановые пакеты или бутылочки с различными крупами. Участникам предлагается надписать их названия (как это ни покажется странным, дети часто не могут отличить гречневую крупу от перловки или овсянки, а пшено – от ячневой крупы).

11. Умеешь ли ты предсказывать погоду?

Каждая команда получает 10 карточек с описанием признаков хорошей или плохой погоды.

Признаки хорошей устойчивой погоды:

– после захода солнца в низинах, над рекой, озером, болотом появляется стелющийся туман, выпадает обильная роса; утром туман рассеивается;
– вечером заря имеет золотисто-желтую окраску с розоватым оттенком;
– утро ясное, затем начинают появляться кучевые облака, которые к вечеру рассеиваются и тают;
– ветер слабый, к вечеру стихает; дым из трубы поднимается почти вертикально;
– температура в течение суток довольно резко изменяется: днем жарко, ночью прохладно; вечером и ночью в лесу заметно теплее, чем на открытых местах, а в низинах заметно прохладнее, чем на склонах и вершинах холмов.

Признаки ненастной погоды:

– ветер усиливается, становится порывистым;
– вечерняя заря приобретает ярко-красную или багровую окраску;
– днем и ночью в разных местах – в лесу и в поле, на холмах и в низинах – температура почти одинаковая;
– дым из трубы низко стелется над землей;
– роса не оседает; если появляется туман, то он образует сплошную высокую завесу, а не низкую пелену и не исчезает после восхода солнца;
– с запада быстро надвигаются перистые облака, которые затягивают сплошной пеленой все небо; вокруг солнца или луны появляется большой белый круг.

Ребята раскладывают карточки по конвертам с надписями: «Хорошая погода», «Плохая погода».

Примерный план реализации программы (по дням)

Время

Содержание

1-й день

12.00–15.00

Размещение на базе Дах-Кон-Тур

15.00–16.30

Обед

16.30–17.30

Общий сбор. Инструктаж по технике безопасности на учебных занятиях, в походах, при выполнении работ по устройству бивуака, по пожарной безопасности, по соблюдению норм санитарии и гигиены в условиях полевого лагеря, по охране природы

17.30–19.00

Отрядный сбор. Подготовка к открытию смены

19.00–20.00

Ужин

22.00–22.30

Открытие лагерной смены: вечер «Давайте познакомимся», концертная программа

22.30–23.00

Подготовка к отбою

23.00

Отбой

2-й день

7.00–8.00

Подъем. Зарядка. Утренний туалет

8.00–9.00

Завтрак

9.00–11.00

Учебно-тренировочные занятия

12.00–13.00

Экскурсионная работа. Экскурсия в Хаджохский каньон

13.00–14.00

Обед

14.00–19.00

Учебно-тренировочные занятия

19.00–20.00

Ужин

20.00–22.00

Учебно-тренировочные занятия

22.00–22.30

Свободное время

22.30–23.00

Подготовка к отбою

23.00

Отбой

3-й день

7.00–8.00

Подъем. Зарядка. Утренний туалет

8.00–9.00

Завтрак

9.00–12.00

Учебно-тренировочные занятия

12.00–13.00

Подготовка к обеду

13.00–14.00

Обед

14.00–19.00

Учебно-тренировочные занятия

19.00–20.00

Ужин

20.00–22.00

Соревнования туристов

22.00–23.00

Подготовка к отбою

23.00

Отбой

4-й день

7.00–8.00

Подъем. Зарядка. Утренний туалет

8.00–9.00

Завтрак

9.00–13.00

Экскурсия на водопады реки Руфабго

13.00–14.00

Обед

14.00–15.00

Тихий час

15.00–19.00

Учебно-тренировочные занятия по туризму

19.00–20.00

Ужин

20.00–22.00

Викторина «Турист-хозяйственник»

22.00–22.30

Свободное время

23.00

Отбой

5-й день

7.00–8.00

Подъем. Зарядка. Утренний туалет

8.00–9.00

Завтрак

9.00–12.00

Учебно-тренировочные занятия

12.00–13.00

Подготовка к обеду

13.00–14.00

Обед

14.00–19.00

Учебно-тренировочные занятия

19.00–20.00

Ужин

20.00–22.00

Соревнования туристов

22.30–23.00

Подготовка к отбою

23.00

Отбой

6-й день

7.00–8.00

Подъем. Зарядка. Утренний туалет

8.00–9.00

Завтрак. Подготовка к экскурсии

9.00–13.00

Отъезд на хутор Гуамка. Переход через Гуамское ущелье

13.00–14.00

Обед

14.00–18.00

Возвращение на основную базу

18.00–19.00

Свободное время

19.00–20.00

Ужин

20.00–21.30

Учебные занятия

21.30–22.00

Подготовка к отбою

23.00

Отбой

7-й день

7.00–8.00

Подъем. Зарядка. Утренний туалет

8.00–9.00

Завтрак

9.00

Тренировочный поход

8-й день

13.00

Возвращение из тренировочного похода

14.00

Обед

15.00–16.00

Тихий час

16.00–17.00

Подведение итогов тренировочного похода

17.00–20.00

Спортивные состязания

20.00–21.00

Ужин

21.00–22.30

Свободное время. Дискотека

22.30–23.00

Подготовка к отбою

23.00

Отбой

9-й день

7.00–8.00

Подъем. Зарядка. Утренний туалет

8.00–9.00

Завтрак. Подготовка к походу

9.00–11.00

Получение продуктов. Укладка рюкзаков

11.00–13.00

Отъезд в Большую Азишскую пещеру

13.00–15.00

Экскурсия в Большую Азишскую пещеру

15.00–16.00

Выезд к горе Оштейн

16.00–19.00

Выход на маршрут через плато Лаго-Наки в приют Фишт

19.00–20.00

Размещение. Гигиенические процедуры. Подготовка к ужину

20.00–21.00

Ужин

21.00–21.30

Подведение итогов похода

21.30–22.30

Свободное время

22.30–23.00

Подготовка к отбою

23.00

Отбой

10-й день

7.00–8.00

Подъем. Зарядка. Утренний туалет

8.00–9.00

Завтрак

9.00–10.00

Учебно-теоретическое занятие (подготовка к экскурсии)

10.00–14.00

Экскурсия на Малый Фиштинский ледник. Учебно-практическое занятие. Линейка «Поверка памяти»

14.30–15.30

Обед

15.30–16.30

Тихий час

16.30–19.00

Учебное занятие

19.00–20.00

Ужин

20.00–21.00

Беседа «Наследники Победы»

21.00–22.00

Свободное время

22.30–23.00

Подготовка к отбою

22.30

Отбой

11-й день

7.00–8.00

Подъем. Зарядка. Утренний туалет

8.00–9.00

Завтрак. Подготовка к выходу на маршрут

9.00–17.00

Переход по маршруту: приют Фишт – приют Бабук-Аул

17.00–18.00

Устройство стоянки. Гигиенические процедуры

18.00–19.00

Ужин

19.00–20.00

Подведение итогов дня

20.00–22.00

Вечер «Круг общения»

22.00–23.00

Подготовка к отбою

23.00

Отбой

12-й день

7.00–8.00

Подъем. Зарядка. Утренний туалет

8.00–9.00

Завтрак

9.00–15.00

Переход по маршруту: приют Бабук-Аул – приют Солох-Аул

15.00–15.30

Размещение

15.30–16.30

Обед

16.30–17.30

Тихий час

17.30–19.00

Свободное время

19.00–20.00

Ужин

20.00–21.00

Подведение итогов похода

22.00–23.00

Подготовка к отбою

23.00

Отбой

13-й день

Дневка на приюте

7.00–8.00

Подъем. Зарядка. Утренний туалет

8.00–9.00

Завтрак

9.00–11.00

Экскурсия на родину Краснодарского чая

11.00–13.30

Подготовка к конкурсной программе

14.00–15.00

Обед

15.00–16.00

Тихий час

16.00–18.00

Конкурсная программа «Полоса препятствий»

18.00–19.00

Ужин

19.00–20.00

Конкурсная программа: викторина «Турист-хозяйственник», играконкурс «Турград» (тестирование)

20.00–21.00

Подведение итогов

21.00–22.30

Свободное время

22.30–23.00

Подготовка к отбою

23.00

Отбой

14-й день

7.00–8.00

Подъем. Зарядка. Утренний туалет

8.00–9.00

Завтрак

9.00–10.00

Подготовка к выезду в поселок Дагомыс. Сдача инвентаря

10.00–11.30

Поездка в поселок Дагомыс

12.00

Отъезд домой

Александр КАРАКУЛИН,
учитель физкультуры
СОШ № 42,
г. Краснодар