Тестирование знаний
учащихся по предмету «физическая культура»
Близится к концу учебный год. Скоро зазвенит
последний звонок, и в школах начнутся выпускные
экзамены. Вот уже десять лет прошло с тех пор, как
в программу выпускных экзаменов по выбору
впервые был включен экзамен по физической
культуре, предполагающий оценку не только
физической, но и теоретико-методической
подготовленности учащихся. Кроме того, по
предмету «физическая культура» ежегодно
проводится Всероссийская Олимпиада школьников,
одна из задач которой – определение уровня
знаний учащихся в области физической культуры.
Одной из наиболее популярных форм контроля в
образовании в настоящее время является
тестирование, основа которого – тест –
представляет собой стандартное задание,
соответствующее требованиям однозначности,
краткости и простоты. Его выполнение позволяет
оценить уровень знаний каждого учащегося и
определить степень усвоения теоретического
материала.
Для оценки знаний учащихся обычно используют
тестовые задания, которые по форме ответов
бывают открытыми и закрытыми:
а) открытая форма не имеет вариантов
ответа – для выполнения такого задания
необходимо продолжить или вставить недостающую
часть утверждения. От испытуемого требуется
произвольный ответ на поставленный вопрос;
б) закрытая форма предполагает наличие
вариантов с одним или несколькими правильными
ответами, которые испытуемый должен выбрать. К
разновидностям закрытой формы относят
определенным образом представленные тесты на
соответствие и тесты на установление правильной
последовательности.
Логической основой формы задания с выбором
одного правильного ответа из нескольких
предложенных является закон исключенного
третьего. Выбор правильного ответа дает истинное
суждение, а выбор неправильного – ложное
суждение. Третьего не дано. Из этого следует
методическое правило: в каждом задании с выбором
одного ответа правильный ответ должен быть, что
придает однозначность замыслу самого задания и
не допускает противоречивых толкований у
испытуемых.
Тестовые задания строятся из заданий в
тестовой форме, которые отвечают требованиям
соответствия задания цели его применения,
кратности, адекватности формы содержанию
заданий. Тестовые задания должны
соответствовать также следующим требованиям:
содержательно-педагогическая корректность
заданий; логическая точность и
непротиворечивость высказываний; необходимость
эмпирической проверки статистических свойств
заданий.
Тестовое задание должно формулироваться из
точных терминов и не содержать метафор, лишних
слов. Некорректно сформулированное задание
может продуцировать как правильные, так и
неправильные ответы, а то и вызвать недоумение.
Пример терминологически неправильно
сформулированного задания Олимпиады школьников
Москвы по предмету «физическая культура»:
Отличительным признаком двигательного
умения является:
а) автоматизм двигательного действия,
стереотипность параметров действия;
б) сокращение времени выполнения;
в) сознательное выполнение двигательного
действия.
Или вот, например, некоторые задания
Всероссийской Олимпиады школьников по предмету
«физическая культура»:
Физическая подготовленность, приобретаемая
в процессе физической подготовки к трудовой или
иной деятельности характеризуется:
а) запасом надежности, эффективности и
экономичности работы систем организма;
б) уровнем развития систем дыхания,
кровообращения, энергообеспечения;
в) уровнем работоспособности и
разносторонностью двигательного опыта.
Комментарии, как говорится, излишни.
Наиболее важным слагаемым здорового образа
жизни является:
а) закаливание организма;
б) рациональное питание;
в) двигательный режим;
г) личная и общественная гигиена.
Все перечисленные факторы, без исключения,
являются основой здорового образа жизни. В
данном случае бедному школьнику будет очень
трудно выбрать правильный вариант.
Идея обоснованности содержания теста тесно
переплетается с принципом содержательной
правильности тестового задания. Неточно или
двусмысленно сформулированные задания,
порождающие несколько правильных или условно
правильных ответов, вообще не следует включать в
тест.
Кроме того, тестовые задания должны быть
изложены понятным для всех учащихся языком и
соответствовать уровню подготовленности
учащихся. В связи с этим еще раз вернемся к
тестовому заданию на Олимпиаде школьников
Москвы по предмету «физическая культура»:
Бег на сверхдлинные дистанции относят к
работе в физиологическом фоне:
а) максимальной мощности;
б) субмаксимальной мощности;
в) большой мощности;
г) умеренной мощности
Создается такое впечатление, что составители
этого задания вообще никогда не заглядывали в
школьную программу по физической культуре.
Некоторые из этих вопросов могут вызвать
затруднения даже у студентов физкультурного
вуза, не говоря уже о школьниках, которые такие
сведения на уроках физической культуры вообще
вряд ли получали.
Примерное число заданий должно быть не более 30,
чтобы обеспечить достаточную точность
педагогических измерений, а общее время
тестирования – не более 40 мин. Увеличение
времени, как и его уменьшение, снижает дисперсию
тестовых результатов, а следовательно, ухудшает
дифференцирующую способность всего теста.
Одним из современных требований к тестовым
заданиям является технологичность, что
позволяет вести процесс тестирования с помощью
технических средств и делать это точно, быстро,
экономично и объективно. Тесты становятся
технологичными, если испытуемые правильно и
быстро понимают их содержание и если форма
заданий способствует процессу компьютеризации
тестирования.
Нужно отметить, что, являясь следствием многих
педагогических новаций, тестовые задания
позволяют не только получить объективную оценку
уровня теоретико-методических знаний учащихся
по физической культуре, но и выявить проблемы,
возникающие при усвоении данного учебного
предмета.
Проведенный нами предметный тестовый контроль
теоретико-методических знаний учащихся показал,
что тестирование может с успехом использоваться
при текущей проверке успеваемости учащихся,
подготовке к экзамену по выбору в выпускных
классах и к поступлению в физкультурные вузы.
Для контроля и оценки уровня
теоретико-методических знаний учащихся
выпускных классов по предмету «физическая
культура» нами предлагаются тестовые задания
закрытой формы. Для этого с помощью конструктора
тестов в программе Adobe Flash создан накопитель
тестовых заданий, который представляет собой
базу данных специальной структуры, используемой
для хранения информации о форме и содержании
тестовых заданий, параметрах генерации тестов и
способах оценивания результатов тестирования.
Пример задания закрытой формы (вид на экране
монитора):
Если у вас в школе отсутствует такая
компьютерная программа или вы еще не успели ее
создать, то можете воспользоваться бумажным
вариантом теста. Для этого предлагаем примерные
тестовые задания и образец бланка для ответов на
вопросы.
По своему усмотрению в зависимости от уровня
подготовленности учеников вы можете усложнить
или упростить некоторые задания или создать
тематические задания, например по истории
физической культуры и олимпийского движения,
разделам школьной программы по физической
культуре, основам здорового образа жизни и т.д.
Тестирование учащихся можно организованно
провести на уроке физической культуры, заранее
приготовив бланки для ответов.
Приводим пример тестовых заданий.
Оценка «5» ставится за правильное
выполнение 25 и более заданий;
оценка «4» – за правильное
выполнение 20 и более заданий;
оценка «3» – за правильное
выполнение 15 и более заданий;
оценка «2» – за правильное
выполнение менее 15 заданий.
Тестовые задания для контроля и оценки
теоретико-методических знаний учащихся по
учебному предмету «физическая культура»
Вам предлагается ответить на 30 вопросов. В
каждом вопросе 4 варианта ответа. Вам необходимо
выбрать один правильный ответ. Выбранные вами
ответы отмечайте в соответствующей графе бланка
для ответов на вопросы тестового задания. Для
этого вам необходимо выбрать правильный вариант
(по вашему мнению) и обвести кружком
соответствующую букву.
Будьте внимательны, отмечая правильные ответы
в бланке. Исправления и подчистки оцениваются
как неправильный ответ.
Заполните в бланке для ответов свою фамилию,
имя и класс, в котором вы учитесь.
1. Впервые в истории человечества Олимпийские
игры состоялись:
а) в V в. до н.э.;
б) в 776 г. до н.э.;
в) в I в. н.э.;
г) в 394 г. н.э.
2. Олимпиониками в Древней Греции называли:
а) жителей Олимпии;
б) участников Олимпийских игр;
в) победителей Олимпийских игр;
г) судей Олимпийских игр.
3. Первые Олимпийские игры современности
проводились:
а) в 1894 г.;
б) в 1896 г.;
в) в 1900 г.;
г) в 1904 г.
4. Основоположником современных Олимпийских
игр является:
а) Деметриус Викелас;
б) А.Д. Бутовский;
в) Пьер де Кубертен;
г) Жан-Жак Руссо.
5. Девиз Олимпийских игр:
а) «Спорт, спорт, спорт!»;
б) «О спорт! Ты – мир!»;
в) «Быстрее! Выше! Сильнее!»;
г) «Быстрее! Выше! Дальше!»
6. Олимпийская хартия представляет собой:
а) положение об Олимпийских играх;
б) программу Олимпийских игр;
в) свод законов об Олимпийском движении;
г) правила соревнований по олимпийским видам
спорта.
7. Впервые советские спортсмены приняли участие
в Олимпийских играх:
а) в 1948 г.;
б) в 1952 г.;
в) в 1956 г.;
г) в 1960 г.
8. Основоположником отечественной системы
физического воспитания является:
а) М.В. Ломоносов;
б) К.Д. Ушинский;
в) П.Ф. Лесгафт;
г) Н.А. Семашко.
9. Одним из основных средств физического
воспитания является:
а) физическая нагрузка;
б) физические упражнения;
в) физическая тренировка
г) урок физической культуры.
10. Под общей физической подготовкой (ОФП)
понимают тренировочный процесс, направленный:
а) на формирование правильной осанки;
б) на гармоническое развитие человека;
в) на всестороннее развитие физических качеств;
г) на достижение высоких спортивных результатов.
11. К показателям физической подготовленности
относятся:
а) сила, быстрота, выносливость;
б) рост, вес, окружность грудной клетки;
в) артериальное давление, пульс;
г) частота сердечных сокращений, частота дыхания.
12. Индивидуальное развитие организма человека
в течение всей его жизни называется:
а) генезис;
б) гистогенез;
в) онтогенез;
г) филогенез.
13. К показателям физического развития
относятся:
а) сила и гибкость;
б) быстрота и выносливость;
в) рост и вес;
г) ловкость и прыгучесть.
14. Гиподинамия – это следствие:
а) понижения двигательной активности человека;
б) повышения двигательной активности человека;
в) нехватки витаминов в организме;
г) чрезмерного питания.
15. Недостаток витаминов в организме человека
называется:
а) авитаминоз;
б) гиповитаминоз;
в) гипервитаминоз;
г) бактериоз.
16. Пульс у взрослого нетренированного человека
в состоянии покоя составляет:
а) 60–90 уд./мин.;
б) 90–150 уд./мин.;
в) 150–170 уд./мин.;
г) 170–200 уд./мин.
17. Динамометр служит для измерения показателей:
а) роста;
б) жизненной емкости легких;
в) силы воли;
г) силы кисти.
18. Упражнения, где сочетаются быстрота и сила,
называются:
а) общеразвивающими;
б) собственно-силовыми;
в) скоростно-силовыми;
г) групповыми.
19. Разучивание сложного двигательного действия
следует начинать с освоения:
а) исходного положения;
б) основ техники;
в) подводящих упражнений;
г) подготовительных упражнений.
20. С низкого старта бегают:
а) на короткие дистанции;
б) на средние дистанции;
в) на длинные дистанции;
г) кроссы.
21. Бег на длинные дистанции развивает:
а) гибкость;
б) ловкость;
в) быстроту;
г) выносливость.
22. Бег по пересеченной местности называется:
а) стипль-чез;
б) марш-бросок;
в) кросс;
г) конкур.
23. Туфли для бега называются:
а) кеды;
б) пуанты;
в) чешки;
г) шиповки.
24. Один из способов прыжка в высоту называется:
а) перешагивание;
б) перекатывание;
в) переступание;
г) перемахивание.
25. Размеры волейбольной площадки составляют:
а) 6х9 м;
б) 9х12 м;
в) 8х16 м;
г) 9х18 м.
26. Продолжительность одной четверти в
баскетболе:
а) 10 мин.;
б) 15 мин.;
в) 20 мин.;
г) 25 мин.
27. В баскетболе запрещены:
а) игра руками;
б) игра ногами;
в) игра под кольцом;
г) броски в кольцо.
28. Пионербол – подводящая игра:
а) к баскетболу;
б) к волейболу;
в) к настольному теннису;
г) к футболу.
29. Основным способом передвижения на лыжах
является:
а) попеременный бесшажный ход;
б) попеременный одношажный ход;
в) попеременный двухшажный ход;
г) одновременно-попеременный ход.
30. Остановка для отдыха в походе называется:
а) стоянка;
б) ночлег;
в) причал;
г) привал.
Правильные ответы
1 – б; 2 – в; 3 – б; 4 – в; 5 – в; 6 – в; 7 – б; 8 – в; 9
– в; 10 – в; 11 – а; 12 – в; 13 – в; 14 – а; 15 – а; 16 – а; 17
– г; 18 – в; 19 – в; 20 – а; 21 – г; 22 – в; 23 – г; 24 – а; 25
– г; 26 – а; 27 – б; 28 – б; 29 – в; 30 – г
Бланк для ответов на вопросы
тестового задания по учебному предмету
«физическая культура»
Фамилия, имя ___________________________________
Класс ____
Номер вопроса |
Ответ |
Номер вопроса |
Ответ |
Номер вопроса |
Ответ |
1 |
а б в г |
11 |
а б в г |
21 |
а б в г |
2 |
а б в г |
12 |
а б в г |
22 |
а б в г |
3 |
а б в г |
13 |
а б в г |
23 |
а б в г |
4 |
а б в г |
14 |
а б в г |
24 |
а б в г |
5 |
а б в г |
15 |
а б в г |
25 |
а б в г |
6 |
а б в г |
16 |
а б в г |
26 |
а б в г |
7 |
а б в г |
17 |
а б в г |
27 |
а б в г |
8 |
а б в г |
18 |
а б в г |
28 |
а б в г |
9 |
а б в г |
19 |
а б в г |
29 |
а б в г |
10 |
а б в г |
20 |
а б в г |
30 |
а б в г |
Количество правильных ответов: ____
Оценка: _______________
Ильдар ЛАТЫПОВ,
к.п.н.,
доцент Педагогического института физической
культуры,
Москва |