Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №10/2008

МЕТОДИКА. АВТОРСКИЕ ПРОЕКТЫ

Большой теннис на уроках физической культуры

Спортивный клуб «Олимп» мы создали в нашем лицее № 1560 в 1998 г. Наряду с другими видами спорта (волейбол, баскетбол, шахматы, настольный теннис и др.) была открыта и секция тенниса. Как заядлый игрок и преданный поклонник этой игры, я давно обдумывала идею: обучать теннису на уроках физкультуры, включив его как вариативную часть в нашу общую программу, основанную на игровых видах спорта (баскетбол, волейбол).

Эксперимент я решила начать с секции тенниса. Я набрала две группы по 10 человек с различным уровнем физической подготовки – так же, как это бывает и на обычных уроках, – и проводила занятия два раза в неделю по полтора часа. Ребята занимались с удовольствием. К третьему году обучения мои прилежные ученики уже уверенно играли как любители. За время занятий у ребят повысились показатели координации, выносливости, гибкости, быстроты, скоростно-силовые качества и тактическое мышление. Это позитивно отразилось на игре и в баскетбол, и в волейбол. Сработал «положительный перенос навыков». Учитывая все это, я пришла к заключению: обучать детей теннису на уроках физической культуры можно и нужно.

Представив свои исследования и выводы на педсовете, я получила поддержку директора С.В. Ждановой и педагогического коллектива. Но необходимо было решить и другие вопросы: разработать и утвердить программу занятий теннисом, технически и методически подготовить второго учителя, установить корт и тренировочную стенку для занятий на открытом воздухе в осенне-весенний период, провести демонтаж гимнастических стенок и нанести специальную разметку на полу и стенах двух залов размером 12?24 м.

К счастью, капитальный ремонт значительно облегчил нам условия для занятий, а молодая коллега оказалась очень способной. В 2003 г. мною была разработана программа занятий теннисом и утверждена в МИОО на кафедре физического воспитания.

И вот уже пять лет этот замечательный вид спорта занимает достойное место на наших уроках физической культуры. Желающие совершенствуют свое мастерство на занятиях в клубе. Так мы соблюдаем принцип организации урочной и внеурочной деятельности для достижения лучших результатов.

Уверена: среди учителей физкультуры есть немало любителей «шахмат в движении», и, возможно, наш скромный опыт воодушевит вас, уважаемые коллеги! Ведь совсем не обязательно играть на шикарном корте – можно «постучать» и у стенки, получив отличный заряд бодрости.

План-график прохождения программы

№ п/п

Раздел программы

Классы

8-й

9-й

10-й

11-й

1

Основы знаний

В процессе занятий

2

Легкая атлетика

8

8

8

8

3

Гимнастика

8

8

8

8

4

Баскетбол

22

22

26

28

5

Волейбол

12

12

14

14

6

Теннис

18

18

12

12

7

ОФП      

34

  Итого

68

68

68

102

План-график прохождения программы по теннису

№ п/п

Классы

Четверти

I

II

III

IV

Итого

1

8-й

6

6

6

18

2

9-й

6

6

6

18

3

10-й

4

4

4

12

4

11-й

6

6

12

 Программный материал по теннису

Техническая подготовка

Основная направленность

Классы

8-й

9-й

10-й

11-й

На овладение техникой передвижений и стоек

Классическая (закрытая) стойка

Открытая стойка

Универсальная хватка ракетки

+

+

+

+

Имитационные упражнения

+

+

+

+

На освоение техники ударов с лета (справа, слева) Плоские и резаные удары:

– у заградительной сетки по мячу, подброшенному партнером;

– в ответ на удары партнера с задней линии. Упражнения проводятся как в заранее обусловленном направлении, так и в необусловленном;

– у сетки по мячу, подброшенному партнером, стоящим с другой стороны сетки, в обусловленном направлении и в необусловленном

Плоские и резаные удары:

– упражнения на площадке первого года обучения;

– у тренировочной стенки в парных и одиночных упражнениях;

– в ответ на удар партнера по отскочившему мячу;

– при игре у сетки 4 занимающихся:

1) при длинных ударах направлять мяч в мишени в углах площадки;

2) при коротких и косых ударах – в мишени на полях подачи

Плоские и резаные удары: упражнения второго года обучения с использованием уменьшенных мишеней
На освоение техники ударов с полулета   Плоские удары справа, слева:

– у тренировочной стенки;

– с партнером на середине корта

Совершенствование техники ударов
На освоение техники ударов с отскоком от корта справа и слева Плоские удары:

– по воображаемому мячу (имитация);

– по подвешенному мячу;

– по заградительной сетке;

– по мячу, подброшенному самим занимающимся;

– по мячу, подброшенному тренером у тренировочной стенки;

– на площадке в заранее обусловленном направлении и в необусловленном;

– в различных сочетаниях

Плоские, крученые, резаные удары:

– у тренировочной стенки;

– на площадке в заранее обусловленном направлении и в необусловленном;

– то же, но с использованием мишеней для развития точности (квадрат со стороной 2 м)

Упражнения второго года обучения, проводимые в более быстром темпе с частым использованием ударов по восходящему мячу, с применением уменьшенных мишеней для совершенствования точности (квадрат со стороной 1,5 м)
На освоение техники ударов над головой – по отскочившему мячу примерно у линии подачи;

– с лета

– упражнения первого года обучения;

– по высоко отскочившему мячу у задней линии площадки без предварительного выхода к сетке;

– с лета, быстро отбегая от сетки к задней линии (используются те же мишени, что и при ударе с лета)

– упражнения второго года обучения с использованием уменьшенных мишеней
На освоение техники удара «свеча» – по отскочившему мячу в ответ на обычный удар партнера с зад­ней линии – упражнения первого года обучения;

 – с лета у сетки в ответ на удар по отскочившему мячу партнера.

Мишенью служит пространство между задней линией площадки и обозначенной мелом параллельной ей линией, расположенной на расстоянии 1,5 м

– укороченные удары;

– удары с полулета;

– упражнения второго года обучения

На освоение техники укороченного удара – по отскочившему мячу у тренировочной стенки и на площадке – упражнения первого года обучения;

– с лета у сетки. Мишенью для совершенствования точности удара служит пространство между сеткой и параллельной ей линией, расположенной на расстоянии 2 м

Игра со счетом на границах двух противоположных квадратов подачи – по мере освоения ударов;

– то же – на границах четырех квадратов

На освоение техники подачи Плоская подача:

– имитация движения при подаче;

– подача подвешенного мяча;

– у заградительной сетки;

– через сетку на площадке

Плоская, крученая, резаная подача:

– движения при крученой и резаной подаче без мяча;

– у подвешенного мяча;

– у заградительной сетки;

– на площадке без выхода и с выходом к сетке

Плоская, крученая, резаная подача:

– упражнения второго года обучения на площадке с использованием уменьшенных мишеней (квадрат со стороной 1 м)

Упражнения на овладение техникой перемещений: ходьба, бег с изменением направления, скорости, челночный бег, метание в цель, упражнения на быстроту и точность реакции, упражнения с ракеткой и мячом на месте и в движении:

– подбросить мяч вверх и поймать двумя руками;
– то же – одной рукой;
– поймать мяч, отскочивший от корта после броска партнера;
– то же, но без отскока;
– бросить в стенку мяч, сделать полный поворот и двумя руками поймать мяч после отскока от земли;
– то же – одной рукой;
– то же, но мяч ловить с лета, не давая ему упасть;
– то же, но мяч ловить одной рукой (для усложнения упражнения надо постепенно отходить от стены);
– ударить мячом о корт, поймать одной рукой;
– дриблинг – удары мячом о площадку одной рукой, на месте и в движении;
– стоя на задней линии площадки, бросить мяч в сторону сетки как можно дальше;
– ловля отскочившего мяча, подброшенного самим занимающимся от себя вперед вправо, движением, похожим на выполнение удара справа;
– то же – вперед влево движением, похожим на удар слева (мяч ловится левой рукой в момент выноса рук вперед);
– ловля отскочившего от земли мяча, брошенного предварительно в тренировочную стенку, движением, похожим на выполнение удара справа (слева);
– набивание мяча открытой и закрытой ракеткой;
– то же с отскоком от корта;
– эти же упражнения с прыжками: на двух ногах, на правой ноге, на левой, с ноги на ногу, в беге, вперед, назад, в сторону;
– ловля мяча на ракетку после его подбрасывания вверх левой рукой таким образом, чтобы он остался на струнах;
– выполнение ракеткой круговых движений вправо, влево, перед собой, впереди головы и за головой;
– «восьмерка» – по горизонтали перед собой (движение руки от локтя);
– повороты кисти руки внутрь и наружу, вверх и вниз (на вытянутой вперед руке);
– «восьмерка» – по вертикали перед собой (движения руки от локтя).

Показатели результативности техники

1. Вариативность и приспосабливаемость к различным условиям (с учетом площадок с различным покрытием).
2. Минимальная тактическая информативность (маскировка тактических замыслов).
3. Экономичность (короткие замахи и ударные движения, обеспечивающие экономичность движений).
4. Точность и сила удара (с повышенной, средней и малой силой).
5. Динамичность ударов, быстрота и маневренность передвижения.
6. Работа ног.

Освоение тактики игры

1. Тактика принимающего игрока:

– выбор мяча;
– выбор ответного удара;
– учет внешних факторов;
– защитные действия;
– контратакующие действия.

2. Тактика подающего игрока:

– первой подачи;
– второй подачи;
– перемещение игрока после подачи.

Тактическая подготовка

Основная направленность

Классы

8-й

9-й

10-й

11-й

Упражнения на освоение тактики игры Упражнения проводятся как при заранее обусловленном направлении ударов, так и при необусловленном. В последнем случае занимающийся направляет мяч неожиданно для партнера, стремясь осуществить намеченную тактическую комбинацию:

– «треугольник» – один партнер направляет свои удары в один и тот же угол площадки, другой – поочередно в разные углы;

– «восьмерка» – каждый из партнеров направляет свои удары поочередно в разные углы площадки, причем один использует только прямые удары, другой – только диагональные;

– «два к одному» – оба партнера направляют два удара в один и тот же угол, а третий – удар в противоположный угол или косо к боковой линии;

– «два к двум» – оба партнера направляют два удара в один угол, потом два удара в другой угол;

– косая или прямая подача в первое или второе поле с последующим выполнением длинного или косого удара в дальний от партнера угол;

– прием подачи длинным или косым ударом с дальнейшим использованием в различных сочетаниях длинных или косых ударов по отскочившему мячу;

– выход к сетке после длинного подготовительного удара с последующим выполнением завершающего удара с лета справа, слева или удара над головой;

– прием подачи длинным ударом с выходом к сетке с последующим выполнением завершающего удара с лета справа (слева) или удара над головой;

Упражнения второго года обучения, проходящие в более быстром темпе:

– с более активным характером выполнения завершающих ударов;

– с использованием уменьшенных мишеней

    – выход к сетке после подачи с дальнейшим выполнением завершающего удара с лета или удара над головой;

– прием подачи активным ударом по восходящему мячу с выходом к сетке и дальнейшим выполнением завершающего удара с лета или удара над головой;

– выход к сетке после различных ударов с последующим выполнением укороченного удара с лета, вызов партнера к сетке с помощью укороченного удара с лета по мячу с последующим выполнением низкого обводящего удара или «свечи»;

– завершение комбинации укороченным ударом по отскочившему мячу после нескольких ударов с задней линии.

Игровые упражнения проводятся с использованием мишеней для совершенствования точности ударов

На овладение игрой и развитие психомоторных способностей Игра у тренировочной стенки (с применением подачи и без нее).

Игра через сетку и игровые задания на укороченной площадке.

Игра со счетом у тренировочной стенки с применением подачи. Условия игры:

– с помощью подачи мяч направляется в тренировочную стенку, и в дальнейшем партнеры поочередно выполняют удары. Проигрывает очко тот, кто не сумел попасть в стенку выше уровня поперечной теннисной сетки (на стенку наносится полный рисунок теннисной сетки или только одна линия, обозначающая верхний край сетки)

То же с усложнением правил игры
    То же, что и на первом году обучения, с использованием мишеней, размеченных на тренировочной стенке.

Правила игры:

– с помощью подачи мяч направляется в одну из обусловленных мишеней, в дальнейшем партнеры поочередно выполняют разнообразные удары.

Проигрывает тот, кто не сумел попасть в обусловленную мишень

Игра на счет

+

+

+

+

Развитие физических качеств

Упражнения на развитие быстроты

Перемещения теннисиста по площадке очень разнообразны, поэтому стартовые рывки нужно делать во всех направлениях: вперед, в стороны, назад. Вот некоторые упражнения:

1. Бег скрестным шагом.
2. Бег со сменой направлений по зрительному сигналу.
3. Бег спиной вперед.
4. Бег приставными шагами.
5. Бег с поворотами направо и налево.
6. Зигзагообразный бег с обходом препятствий.
7. Скоростной бег на 5 м, 6 м, 8 м, 10 м, 20 м, 50 м, 60 м.

Для воспитания быстроты реакций на движущийся объект можно использовать следующие упражнения:

1. Ловля и отбивание руками мяча (волейбольного, баскетбольного и т.д.), посылаемого партнером:

– с разной силой;
– с разных расстояний.

2. Ловля или отбивание мяча, посланного партнером, при защите ворот. Размеры ворот определяются с учетом возраста и индивидуальных особенностей учащихся.

Очень эффективны для развития быстроты подвижные игры.

Для развития частоты движений применяют простейшие небольшие упражнения:

– бег на месте с опорой руками о высокую скамейку;
– скоростной бег на 6 м, 10 м, 15 м, 20 м.

Упражнения на развитие ловкости

1. Приседание на одной ноге («пистолет») с последующим подскоком вверх.
2. «Танец» вприсядку с выбрасыванием ног вперед.
3. Выпрыгивание вверх из глубокого приседа (можно с отягощением).
4. Прыжки вперед с зажатым в ступнях набивным мячом.
5. Прыжки на гимнастическую скамейку и через нее.
6. Прыжки в сторону, вперед с имитацией различных ударов.
7. Прыжки с высоким подниманием колен («кенгуру»).

Ловкость можно развивать и на площадке, выполняя удары с лета у сетки в прыжках и бросках.

Упражнения на развитие силы

1. Вращательные движения по горизонтальной и вертикальной «восьмерке» кистью, или только предплечьем, или кистью с предплечьем одновременно с утяжеленной ракеткой или тяжелой палкой. Это упражнение дает максимальную подвижность локтевого и лучезапястного суставов и укрепляет работающие мышцы.

2. Метание на дальность набивного мяча или ядра с имитацией ударов справа и слева в различных точках.

3. Имитация различных ударов утяжеленной ракеткой.

4. Сжимание теннисного мяча для укрепления мышц кисти и пальцев.

В подаче большую работу выполняют мышцы спины, груди, ног и рук. Для укрепления этих мышц можно использовать:

1. Метание набивного мяча из-за головы с активным участием ног (упражнения, имитирующие удар за головой).

2. Упражнения со штангой: жим, рывки, приседания.

3. Пружинистые выпады вперед, в стороны.

Проявление силы у теннисиста связано с быстрыми движениями, поэтому упражнения с различными отягощениями, с преодолением собственного веса следует делать главным образом в среднем или быстром темпе и только в начале освоения – в медленном.

Для развития нужной теннисисту «быстрой» силы целесообразно использовать отягощение весом примерно 30–35% от того, который он может поднять, и выполнять с ним упражнения в изменяющемся темпе сериями до отказа с короткими перерывами для отдыха между ними.

Упражнения на развитие координационных способностей

Упражнения, подбираемые для развития координации, должны быть связаны с мгновенным реагированием на меняющуюся обстановку. Важно также, чтобы координационная сложность упражнений повышалась от занятия к занятию.

1. Выполнение упражнений и ударов из различных и.п. (из упора присев, сидя, лежа, из выпада и т.д.).

2. Зеркальное выполнение упражнений (метания на дальность левой рукой для правшей и наоборот, прыжки на дальность и в высоту, отталкиваясь слабейшей (маховой) ногой).

3. Изменение скорости или темпа движений, усложнение темпа движений с помощью заданий типа жонглирования (чередование ударов по силе, жонглирование мячами, различающимися весом, всевозможные отбивания мяча ракеткой, разными сторонами струнной поверхности, в различных сочетаниях, с различными вращениями).

4. Варьирование тактических условий (двусторонняя игра с разными партнерами).

5. Введение сигнальных раздражителей, требующих срочной перемены действий (изменение направления бега по сигналу, изменение последовательности упражнений по сигналу).

6. Изменение пространственных границ, в которых выполняется упражнение (игра в баскетбол в одно кольцо, в футбол в одни ворота, в теннис на половине площадки, до линий подачи).

7. Варьирование условий выполнения упражнений (игра в теннис при сильном ветре, в закрытом и открытом помещениях, мячами различной жесткости).

Упражнения на развитие выносливости

Очень эффективна для воспитания общей и специальной выносливости круговая тренировка с использованием метода длительной работы.

Желательно, чтобы в первом упражнении была дана нагрузка на мышцы ног, затем – на мышцы спины, брюшного пресса, рук и плечевого пояса.

Предлагаем комплекс упражнений для круга:

– прыжки на скамейку с последующим быстрым спрыгиванием;
– из положения лежа на животе, руки вверх, прогнуться;
– из положения лежа на спине одновременно поднять ноги и туловище;
– из положения стоя выбросить набивной мяч весом 0,5 кг вверх, присесть, выпрямиться и поймать мяч;
– отжимания от пола;
– из положения руки в стороны выбросить набивной мяч весом 0,5 кг с левой руки через голову и наоборот;
– в положении лежа на спине быстро поднимать и опускать набивной мяч весом 0,5–1 кг с вытянутых вперед рук;
– бег на 2–3 км с ускорениями;
– бег со сменой направлений;
– бег с прыжками в стороны, назад, вверх;
– бег со сменой темпа.

Соревновательная выносливость достигается путем проведения игр со счетом (5–7 партий).

Упражнения на развитие гибкости

1. И.п. – о.с. Слегка согнув колени, поставить одну ногу перед другой и наклониться вперед, опираясь на ракетку. Оставаться в этом положении 4–6 сек., затем поменять положение ног.

2. И.п. – о.с. Взять левую ногу за лодыжку и тянуть ее по направлению к ягодицам. Держать 4–6 сек., поменять положение ног.

3. И.п. – стоя на одной ноге. Вторая нога – на скамейке на уровне пояса. Встать лицом к скамейке, наклониться вперед, притянуть себя руками, держать 4–6 сек.

4. Наклоны вперед, касаясь ладонями пола (все виды наклонов можно выполнять с отягощением).

5. «Мост».

6. Вращения туловища, руки вверху, пальцы «в замок».

7. Махи ногами.

8. Шпагат.

Упражнения на развитие скоростно-силовых способностей

Для воспитания скоростно-силовых способностей можно применять следующие упражнения:

1. Бег на 30 м.

2. Бег на 300 м (мальчики 13–14 лет, девочки, девушки 13–16 лет).

3. Прыжок вверх, на скамейку и со скамейки на обе ноги и на каждую поочередно.

4. Прыжки в стороны, вприсядку.

5. Прыжок вверх с имитацией удара над головой.

6. Серийные прыжки вверх с высоким подниманием бедер («кенгуру»).

7. Многоскоки на дальность – 10 прыжков с ноги на ногу.

8. Метание набивного мяча весом 2 кг с места, как при подаче.

 Основы знаний

– терминология игры;
– техника ударов, подачи;
– стратегия игры;
– правила и организация игры (цель игры, игровое поле, теннисный этикет);
– правила техники безопасности при занятиях теннисом;
– судейство игры;
– подготовка места проведения игры.

Самостоятельные занятия

Упражнения на совершенствование координационных, скоростно-силовых способностей, быстроты, силы, выносливости. Игровые упражнения на совершенствование технических приемов (удары справа, слева, с лета, с отскока, в цель, сочетание приемов). Игровые задания, приближенные к содержанию спортивной игры. Изучение правил самоконтроля.

Учебные нормативы по технике тенниса

Жонглирование мячом на ракетке

Класс

Мальчики

Девочки

«5»

«4»

«3»

«5»

«4»

«3»

8-й

30

25

20

30

25

20

Удар справа с отскока (у стенки)

Класс

Мальчики, юноши

Девочки, девушки

«5»

«4»

«3»

«5»

«4»

«3»

8-й

10

8

5

8

6

4

9-й

15

10

7

12

8

6

10-й

20

15

10

18

12

10

11-й

20

15

10

18

12

10

Удар с лета (у стенки)

Класс

Мальчики, юноши

Девочки, девушки

«5»

«4»

«3»

«5»

«4»

«3»

8-й

25

20

15

20

15

10

9-й

30

25

20

25

20

15

10-й

35

30

20

30

25

20

11-й

35

30

20

30

25

20

Удар слева с отскока (у стенки)

Класс

Мальчики, юноши

Девочки, девушки

«5»

«4»

«3»

«5»

«4»

«3»

8-й

8

6

4

6

4

2

9-й

10

8

6

8

6

4

10-й

15

12

8

15

12

8

11-й

15

12

8

15

12

8

Подача (из 10 попыток)

Класс

«5»

«4»

«3»

9-й

6

5

3

10-й

7

5

3

11-й

7

5

3

Ирина ПОЛУНИНА,
учитель физической культуры,
почетный работник общего образования
Российской Федерации,
ГОУ «Лицей № 1560»,
Москва