Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №10/2008

МЕТОДИКА. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Тренировка – не урок?!

Смотреть тренировку гораздо сложнее, чем урок: наблюдающему постоянно кажется, что там не происходит ничего особенного – каждый спортсмен занимается своим делом, тренер комментирует происходящее индивидуально, причем часто понять его комментарий может только тот, кому он адресован. Порой тренер вообще не встает с места и молча наблюдает за тем, что делают спортсмены.

Разминка

Так было и на этот раз. В огромном зале Краснодарского университета физической культуры шла тренировка двух групп юных легкоатлетов из спортивной школы № 2 Краснодара. Одна из групп вся состоит из учеников 7-го класса «Д» школы № 42 – их урок я посетила всего за пару часов до тренировки (см. с. 10–11).

На тренировку пришло большинство учеников этого класса. На этот раз, естественно, все были в кроссовках: оздоравливание закончилось – началась работа.

Снова разминка: бег в свободном темпе, упражнения в движении на голеностоп, мышцы голени, бедра. Тренер Марина Жданова смотрит на ребят вполглаза и одновременно поясняет:

– Смотрите, эта девочка любит все делать по своему плану – она лидер; а вот эта группа ребят всегда работает вместе – им так больше нравится.

О каждом есть что сказать – на то она и тренер…

Прыжки в высоту

После разминки ребятам предлагается выполнить прыжки в высоту. И снова – с персональными комментариями: каждому надо рассказать о допущенных ошибках, дать инструкции по их исправлению. Три девочки стоят в стороне от основной группы, прыжки не выполняют.

– Они до сих пор боятся прыгать, – поясняет для меня Марина Викторовна и тут же обращается к девочкам: – Идите вон к тем матам, попробуйте прыгнуть в кувырок без планки. Не бойтесь!

Девочки пробуют выполнить задание, но их энтузиазма хватает ненадолго, и они снова останавливаются в замешательстве. Александр Каракулин – второй тренер и по совместительству учитель физической культуры у этого класса – идет к девочкам, пытаясь помочь им преодолеть страх и неуверенность.

Я внимательно вглядывалась в происходящее и не могла понять, почему возникло ощущение нереальности. Что-то не давало покоя, но что? И тут поняла: Александр Леонидович словно превратился в совершенно другого человека. На уроке в спортивном зале школы он был постоянно в центре происходящего: громко давал указания, руководил происходящим. Там он был лидером, а ученики – ведомыми. А на тренировке главными были ребята, а оба тренера – их помощниками и советчиками.

Директор спортивной школы Михаил Барибан пояснил:

– Хороший тренер с каждым спортсменом работает индивидуально, но на уроках это невозможно – там нужно всех научить одному и тому же. А на тренировке иногда тренер вообще не подходит к воспитаннику – вместо этого он просто наблюдает за ним, а потом помогает внести изменения в индивидуальный план. Пойдемте на тренажеры – ребята как раз туда отправились. Там вы лучше увидите, что такое индивидуальная работа.

Работа на легкоатлетических тренажерах

Каждый из ребят точно знал, какой тренажер необходим сегодня именно ему. Естественно, все не могли работать одновременно, и те, кто отдыхал, внимательно следили за работой своих друзей и слушали комментарии тренеров.

– Чтобы быстрее бегать, тебе нужно нарастить мышечную массу, причем некоторые мышцы можно развивать только здесь.

– Осторожно, ты делаешь движение слишком резко – так результат работы будет слишком мал. Попробуй-ка вот так, я покажу.

– А тебе нужно использовать этот тренажер по-другому. Попробуй встать так… Хорошо, чувствуешь напряжение? Продолжай…

Тренеры передвигались от одного спортсмена к другому. К их комментариям прислушивались все. Самой внимательной была девочка, которую Марина Викторовна в начале тренировки назвала лидером. Она не пропускала ни одного слова Михаила Михайловича Барибана – похоже, он кумир для многих ребят: в свое время был знаменитым легкоатлетом.

Статья подготовлена при поддержке сайта www.Krasnodar-Apartments.Ru. Если вы решили посетить Краснодар, но не знаете где переночевать, то хорошим решением станет зайти на сайт www.Krasnodar-Apartments.Ru. Перейдя по ссылке: «снять посуточно в Краснодаре», вы сможете, не отходя от экрана монитора, забронировать квартиру по выгодной цене. Комфорт и уют-основные составляющие предложения сайта www.Krasnodar-Apartments.Ru.

Можно ли на уроке использовать методику тренировок?

Ответ на этот вопрос каждый учитель физической культуры находит сам. Александр Каракулин и Михаил Барибан уверены: это невозможно. Именно поэтому они решили дать детям возможность заниматься не только на уроках, но и на тренировках.

Но есть и другое мнение. Ряд наших авторов считают, что если на уроках физической культуры использовать индивидуальный подход, то каждое занятие станет более эффективным. Правда, при этом сам урок настолько меняется, что даже коллеги-специалисты не могут его оценить именно как урок: центром такого занятия становятся дети, а не учитель – урок перестает быть спектаклем одного актера, в роли которого традиционно выступает педагог.

Представьте себе занятие, которое начинается не с построения класса, а с индивидуальной разминки каждого ученика, которую тот под руководством учителя составляет в виде пиктограммы. После разминки ребята развивают определенные физические качества, советуясь с ним, как лучше это сделать.

Разница между таким уроком и тренировкой – только в одном: здесь целью каждого ребенка являются не победы на соревнованиях и спортивные достижения, а собственное здоровье.

Ольга ЛЕОНТЬЕВА,
Краснодар – Москва

Фото автора