Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №10/2008

МЕТОДИКА. УРОК С КОММЕНТАРИЕМ

Урок – не тренировка!?

Это был самый обычный урок. Обычный для класса и их учителя. Но не для меня! Не для гостя, приехавшего в краснодарскую среднюю школу № 42, чтобы посмотреть на уроки Александра КАРАКУЛИНА – учителя физической культуры, который одним из первых получил президентский грант.

Разминка

Седьмой класс выстроился в шеренгу. Все дети – босиком! Почему? «А они всегда у меня на уроках занимаются босиком – у нас же оздоровительная физкультура!» – объяснил Александр Леонидович.

Оздоравливаются в этом классе дети отнюдь не больные: профилактика заболеваний необходима каждому, обучать ее основам нужно с детства, уверен учитель. Этот класс был образован из тех ребят, которые захотели учиться в классе здоровья, сформированном при переходе в среднюю школу.

7-й «Д» – класс здоровья. В нем собрались ученики, которые любят движение, походы, готовы заниматься физической культурой и своим здоровьем чаще, чем два раза в неделю. Многие занимаются в спортивных секциях, в основном в легкоатлетической.

Разминка: бег 3 минуты. Вместо ОРУ – прыжки через короткую скакалку: 1 мин. – прыжки и 1 мин. – отдых. Дети быстро и с удовольствием разогрелись (какие улыбки!) и уже готовы выполнять задания основной части урока.

Основная часть

Тема урока: «Гимнастика».

Задачи: развитие основных физических качеств; обучение технике прыжков через вращающуюся длинную скакалку.

Инвентарь: короткая скакалка у каждого ученика; длинная скакалка длиной 4 м (2 шт.); мяч волейбольный (6 шт.); мяч набивной весом 1 кг (1 шт.).

Прыжки через длинную скакалку дети начинают с пробегания под ней. Учитель сначала объясняет: начинать движение нужно с того момента, когда вращающаяся веревка находится внизу, – тогда пробежать будет легче. Каждый ученик выполняет упражнение. Учитель поясняет: бежать нужно на каждое вращение, без промедления.

После этого ученики выполняют по одному прыжку через вращающуюся скакалку, по два, по три…

Задание усложняется. Каждый ученик должен прыгать пять раз, при этом, когда первый номер делает первый прыжок, второй номер забегает и начинает прыжки. Таким образом, в тот момент, когда первый номер делает второй прыжок, второй номер делает первый (они прыгают одновременно, стараясь не мешать друг другу). Когда первый номер прыгает третий раз, к ним присоединяется третий номер и делает первый прыжок. Потом подходит четвертый номер.

После того как первый ученик пропрыгал пять раз (к этому моменту одновременно прыгают под одной скакалкой пять учеников), он выбегает, группа перемещается, и снова прыгают пять учеников. Так происходит до тех пор, пока не остается всего пять учеников, одновременно выполняющих прыжки, затем четыре и т.д.

Данное упражнение достаточно сложное: оно требует не только хорошей физической подготовки, но и предельной концентрации внимания, хорошей координации движений, умения работать в команде.

Учитель уверен:

– Это упражнение – лучший способ развивать быстроту, ловкость, выносливость. Работают мышцы всего тела. Трудно придумать что-то лучшее и для развития дыхательной системы, да и не нужно.

Пожалуй, с этим не поспоришь…

Тем временем преподаватель усложняет задание: предлагает прыгать через две одновременно вращающиеся в разных направлениях скакалки. Дети принимают предложение с энтузиазмом, но выполнить задание не могут.

– Ничего, значит, пока рановато! Мальчики остаются здесь, девочки берут вторую длинную скакалку, обручи, короткие скакалки и отходят на другую половину зала, – не унимается Александр Леонидович.

Что тут началось!

Девочки начинают прыгать все одновременно: каждая через свою короткую скакалку или через обруч, а две ученицы вращают длинную скакалку. Остальные выстраиваются в очередь и прыгают под большой скакалкой, одновременно не прекращая прыжки через свою маленькую или через обруч. Потом забегают парами и выполняют то же самое упражнение синхронно, не мешая друг другу (для этого каждая должна встать боком к девочкам, вращающим длинную скакалку, поясняет педагог).

Мальчики выполняли «мужское» задание, так как прыжки усложнены силовыми упражнениями: каждый ученик должен выполнить по пять прыжков через вращающуюся длинную скакалку в положении седа и сразу после этого – по пять прыжков в упоре лежа.

После этих упражнений прыжки через две одновременно вращающиеся длинные скакалки уже кажутся ребятам такими простыми, что их выполняют все, причем без единой заминки.

– А теперь поиграем! – предложил учитель. – Игра «Точно в цель». Готовы?

Всплеск радости: дети всегда рады просто поиграть. Но игра оказывается совсем не простой. Педагог описывает ее так:

Игра «Точно в цель»

Игра проводится в спортивном зале. При объяснении ее условий можно использовать разметку волейбольной площадки.

Класс делится на несколько команд по 5–6 человек в зависимости от количества учеников в классе.

На среднюю линию площадки кладут набивной мяч весом 1 кг. Команды встают с двух сторон на расстоянии примерно 4–5 м от средней линии. У каждой по три волейбольных мяча. По команде: «Старт!» учащиеся стараются попасть волейбольным мячом в набивной и таким образом перекатить его на сторону соперника.

Правила игры

  • Мяч нельзя катить по полу руками или ногами – можно бросать только двумя руками из-за головы.

  • Делать броски можно только с линии начала игры.

  • Игра прекращается после того, как мяч пересечет заранее обусловленную линию.

  • Команда, перекатившая набивной мяч на сторону соперника, получает одно очко.

  • Игра продолжается до 5–10 очков.

Эта игра динамичная, веселая, она развивает быстроту, выносливость, координацию движений, силу рук.

– Мой урок сегодня последний для этого класса, – пояснил педагог. – Теперь ребята немного отдохнут и придут на тренировку в университет физкультуры. Я тоже там буду – приходите!

Зачем же учитель ходит на тренировки?

– Я второй тренер легкоатлетической группы, в которой тренируется большинство из них. Да приходите – всё увидите!

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Фото автора