Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №9/2008

МЕТОДИКА. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Волейбол

Психологические аспекты подачи

Что является определяющим в напряженные моменты игры? Психология игрока. Она включает в себя бойцовский характер, техническое совершенство и уверенность в себе.
Как этого добиться? Для этого недостаточно только многочисленных тренировок – нужно обучаться в условиях, приближенных к игровым, соблюдая при этом правила подачи. Отрабатывая технику подачи в спокойном режиме и добиваясь стабильных результатов, еще нельзя быть уверенным в успехе игры. Нужна боевая игровая ситуация, где проверяются все качества игрока на подаче. На тренировочных занятиях часто проводить контрольные игры с соперниками не всегда возможно. Поэтому, продолжая отрабатывать технику и качество подачи, необходимо через определенный временной интервал регулярно выполнять задания, моделирующие реальную игровую ситуацию.

Подача – главный элемент игры

Последние изменения в правилах игры особенно коснулись такого важного элемента, как подача. Теперь любая ошибка на подаче влияет на общий результат команды наравне с другими элементами. При таком положении вещей важно изменить взгляды тренеров и преподавателей на весь процесс обучения подаче. К сожалению, на практике этого не произошло. Подача – индивидуальный технический элемент, выполнение которого не зависит от действий других игроков: выбор места, подбрасывание мяча, выбор зоны подачи – все определяет подающий игрок. Поэтому в технической подготовке волейболистов важно обратить внимание на следующие моменты:

1. Обучение технике подачи должно проходить постоянно на протяжении всей тренировки.
2. Характер и особенно уверенность в своих силах должны развиваться в ситуациях и условиях, близких к игре.

С начала обучения все игроки должны знать, что подача – главный элемент игры, приносящий победные очки или отнимающий их. В последнее время стало использоваться странное выражение: «Рискуй!», которое якобы дает право игроку ошибаться при завоевании очка. Умение игрока не должно зависеть от риска. Игрок на подаче должен руководствоваться двумя моментами: качественным исполнением и психологическим состоянием. Качество подачи и психология игрока настолько взаимосвязаны, что при хорошем сочетании они могли бы дополнить друг друга при исполнении. Но на практике этого нет.

Ситуационно-игровые упражнения при обучении подаче

1. Подачи на технику с правом на ошибку – 8 раз.
2. Представив, что сейчас начало игры, выполнить 5 подач без ошибок.
3. Подача на технику: 4 подачи – с правом на ошибку, 4 – без ошибок.
4. Представив, что сейчас начало игры, выполнить 5 подач без ошибок.
5. Подача на технику: 6 подач – с правом на ошибку, 6 – без ошибок.
6. Представив, что он вышел на замену, игрок должен выполнить 5 подач без ошибок.
7. Подача на технику: 8 подач без ошибок.
8. Представив, что соперник ведет в счете, выполнить 5 подач без ошибок.
9. Подача на технику с правом на ошибку – 8 повторений.
10. Представив, что счет партии – 23:23 или 23:24, выполнить 5 подач без ошибок.
11. Представив, что соперник взял перерыв, чтобы лишить игрока чувства уверенности при подаче, выполнить 5 подач без ошибок.
12. Подача на технику: 10 подач с правом на ошибку при первых двух попытках.
13. Если игрок не сумел выполнить подачу, то следующий за ним обязан выполнить 5 подач без ошибок.
14. При возвращении на подачу игрок, ранее не подававший, обязан выполнить 5 подач без ошибок.

Весь процесс обучения и тренировок можно разделить на три этапа.

Первый этап. Техническая подготовка подающего

1. Техника подачи.
2. Отработка техники подачи с правом на ошибку.
3. Тренировка стабильности и разнообразия подач.
4. Использование различных физических упражнений перед выполнением подач: бег, прыжки, перекаты на матах, «чехарда» и др.

Подача по времени

По мере улучшения качества подачи перед игроками ставятся более сложные задачи. Подача должна заключаться не только в простом перебрасывании мяча через сетку – игроки обязаны уметь выполнять не менее двух видов подачи, и притом успешно.

Для того чтобы решать задачу совершенствования подачи в течение всей тренировки, надо выбрать такой метод, который бы способствовал улучшению качества обучения и был связан воедино с обучением другим компонентам игры. Выполнению этой задачи может помочь «подача по времени». Ее принцип состоит в четком определении времени подачи, заданий для игроков, обязанностей дежурных по контролю времени.

Тренер устанавливает временные параметры выполнения подачи, например через 5 мин., и назначает дежурного по контролю времени. Начало тренировки – по окончании разминки. Как только тренер объявляет: «Время!» – дежурный с часами засекает время и через 5 мин. говорит: «Подача!» Все прекращают упражнения и выполняют только подачу.

Затем игроки продолжают выполнять заданные упражнения. Дежурных можно назначать на целое занятие, а можно и менять после каждого выполнения подачи. Первые пять подач выполняются на технику, вторые пять – на силу.

На подачу отводится 5–6 интервалов времени. В трех из них игроки имеют право на ошибки, а в остальных – нет. Подача начинается не с удара по мячу, а с подготовки плечевого сустава. Выполнение большого количества подач может вызвать дополнительную нагрузку на плечи. Для укрепления мышц плечевого пояса и развития силы можно выполнять в парах упражнение с набивным мячом. Один игрок лежит на спине, руки вытянуты за голову, кисти широко раскрыты. Второй игрок с расстояния 3–5 м аккуратно набрасывает мяч в кисти лежащего. Игрок ловит мяч и, не поднимая высоко плечи, выбрасывает его прямыми руками товарищу. Вес мяча – 2 кг. Повторить 10 раз. Это упражнение надо повторять в первый интервал.

Второй интервал начинается с бросков мяча через сетку. Игрок с мячом от лицевой линии выполняет бросок в прыжке вытянутыми вверх руками. На другой стороне мяч ловит партнер и так же бросает его. Выполнить по 5 повторений. Только с третьего интервала начинается выполнение подачи.

Второй этап. Тренировочные связки

Определив примерные психологические ситуации игры, необходимо выработать план занятий, включив в него исполнение так называемых парных связок: «техника подачи – психология игрока». Предлагаемые связки можно изменять или дополнять в зависимости от уровня подготовленности команды:

1. Техника подачи – начало игры.
2. Техника подачи – выход на замену.
3. Техника подачи – инициатива у соперника.
4. Техника подачи – замена игрока из-за допущения им явных ошибок.
5. Техника подачи – счет в партиях 23:23, 23:24, 25:26 и т.п.
6. Техника подачи – соперник берет перерыв для срыва хорошей подачи. Игрок после перерыва должен обязательно подать.

Как отработать указанные связки на занятиях? Есть несколько вариантов:

1. В течение всей тренировки через 3–5 мин. отрабатывать поочередно все тренировочные связки.
2. Чередовать каждые 3–5 мин. отработку подач на технику в двух подходах, причем вторая подача должна быть выполнена без ошибок, а третья – психологическая.
3. Игроки выполняют 8 подач, из них 4 – на технику и 4 – психологические. Игровые ситуации моделирует тренер. Все подачи должны быть выполнены без ошибок.
4. Когда всю тренировку выполняются только психологические подачи, они могут выполняться через 5 или 10 мин. Основное требование – все подачи должны быть выполнены без ошибок.

Таким образом, подача является элементом, который игроки выполняют в ходе всей тренировки. Обычно одна подача (розыгрыш очка) происходит через 30–40 сек. после другой. Повторное возвращение игрока на подачу происходит в среднем через 8–10 мин. Поэтому и в тренировку стоит включать повторное выполнение подачи через каждые 8–10 мин. занятия. Опыт показывает, что в процессе занятий надо выполнять порядка 50–60 подач.

Третий этап. Тактическая подготовка

1. Подача с ограниченным контролем времени.

2. Подача при определенных групповых взаимодействиях.

Совершенствование подачи в игровых действиях

Закрепив технику верхней прямой подачи, в старшем школьном возрасте учащиеся должны уметь выполнять различные виды подачи:

1) силовую;
2) укороченную;
3) целевую;
4) сочетание сильной и укороченной.

Какую подачу лучше выбрать конкретному ученику, должен посоветовать тренер. Во-первых, каждый игрок имеет свои особенности координации движений. Во-вторых, тренер должен учесть его пожелания. На двух-трех занятиях он объясняет и показывает учащимся, как выполнять данные разновидности подачи. Это очень важно, так как движения рук и положение мяча здесь разные.

Силовая подача

Название говорит само за себя. Силовая подача подразумевает выполнение ее с максимальным усилием, которое при этом не должно быть чрезмерным, чтобы не испортить общий результат.

Укороченная подача

Для приема сильной подачи многие команды располагаются в глубине площадки, образуя свободный коридор шириной 3–4 м от сетки. Для использования свободного пространства следует применять укороченную подачу, при которой мяч проходит в 1–2 м от сетки. Такая подача не требует больших усилий, но очень коварна, так как игроки, привыкнув принимать подачи в глубине площадки, не ожидают короткого полета мяча и не успевают подбежать к сетке. В результате прием выполняется в низкой стойке или в выпаде. Принимающий игрок теряет мяч, и дальнейшая игра команды не складывается.

Целевая подача

Эта подача по технике исполнения напоминает верхнюю прямую. Ее особенность заключается в том, что мяч подается определенному игроку (слабо принимающему) или в определенную зону.

Сочетание силовой и укороченной подачи

К сожалению, на практике эта подача почти не применяется. При хорошей отработке разновидностей этих движений они могут способствовать успешным игровым действиям.

Применяя сильную подачу в сочетании с другой ее разновидностью, игрок должен знать, что его усилие не беспредельно и оно не должно испортить общий результат. Иными словами, силовая подача должна быть управляемой.

Психологические ситуации на подаче

1. Начало игры.
2. Инициатива у соперника.
3. Выход на замену.
4. Счет партий: 21:24, 23:23, 24:25.
5. Игрок не сумел выполнить подачу, и идущий за ним обязан подать.
6. При возвращении на подачу игрок, не выполнивший ее ранее, теперь обязан подать.
7. Выполнение качественной подачи после возвращения на подачу, после перерыва, взятого командой соперника.
8. Замена игрока, допускающего много ошибок.

Еще до начала игры тренер определяет состав команды, тактические действия своих игроков, анализирует сильные и слабые стороны соперника. Особое внимание надо уделить игроку, который будет выполнять первую подачу. В начале и в процессе ее два игрока команды не имеют права на ошибку: тот, кто выполняет первую подачу, и тот, кто при подаче выходит на замену другого игрока.

Начало игры

Перед началом игры обе команды выполняют разминочные упражнения, а затем тренируются в разнообразных подачах. Особое внимание тренер обращает на игрока, который будет подавать первым. При стабильном составе команды эту подачу почти всегда выполняет один игрок. Но в школьных командах, где участники часто меняются, такое постоянство не всегда возможно. Поэтому будет правильно, если при отработке подачи в начале игры каждый игрок будет считать себя первым подающим.

При отработке техники подачи очень важно развить у игроков чувство товарищества. Проявлением такого внимания может быть команда «Подай!». Как ее применять в тренировке?

Можно выполнить следующее упражнение. Игроки команды располагаются с двух сторон площадки вдоль лицевой линии. Крайний игрок с одной стороны командует: «Подай!» и первым выполняет подачу. Затем ее по очереди выполняют остальные игроки.

Преимущества такого порядка следующие:

1. Каждый игрок спокойно выполняет задание.

2. Если он ошибается, то сразу командует следующему игроку: «Подай!» – и таким образом ответственность игроков повышается.

3. Тренер может контролировать каждого игрока, анализировать его технические действия и ошибки.

Пока игроки с одной стороны площадки не выполнят подачу, игроки с другой стороны не подают. Такой метод обучения можно использовать и при отработке других технических элементов, что позволяет избежать столкновений игроков и мячей.

Выход на замену

Замена любого игрока, выходящего на подачу, происходит по разным причинам: кто-то устал, кто-то много ошибается при подачах или в других элементах. Могут ли все выходящие на подачу хорошо подавать? Нет! Как правило, эти игроки выключены из игрового накала борьбы, потому что не обладают хорошей реакцией, а самое главное – все они по-разному воспринимают выход на площадку со скамейки. Замена преследует одну цель – сделать качественную подачу.

К сожалению, часто в этот момент игроки допускают ошибки, и не потому, что не умеют хорошо подавать, а потому, что не готовятся специально к таким ответственным моментам. А ведь здесь, кроме умения хорошо выполнять подачу, требуется повышенная психологическая устойчивость.

Замена – очень ответственный момент игры. Практика показывает: если тренер плохо знает психологию игроков и, тем более, психологию соперника, его команда всегда проигрывает.

Как избежать ошибок при замене?

Во-первых, команда, имеющая превосходство, должна в существующем составе доводить игру до победы, а тренер – действовать без сомнительных экспериментов.

Во-вторых, проверять умения игроков запаса, особенно молодых, надо в ситуациях, приближенных к игровым, чтобы они усвоили главный принцип: «Кто не любит тренироваться, тот никогда не будет хорошо выступать на соревнованиях». Это лучше делать на двусторонних встречах, в контрольных играх, на различных турнирах.

Рассмотрим эту ситуацию с другой стороны. Игрок команды удачно подает несколько раз подряд, а соперник ошибается на приеме и теряет много очков. Чтобы лишить подающего игрока чувства уверенности, тренер команды соперника берет перерыв, которая, проанализировав свои ошибки на приеме, мобилизует силы и готова исправить положение.

В этой ситуации тренер должен уделить внимание не команде в целом, а игроку, который будет выполнять первую подачу. Он должен получить психологическую поддержку, совет, какую подачу и как нужно выполнять, а какую не следует, так как:

1. Длительный отдых перед подачей вредит ее качеству.

2. Как бы игрок этому ни старался собраться с силами, но он временно расслабляется.

3. Нарушаются ритм движений и техника выполнения.

4. Изменился настрой соперника, у него появилось чувство уверенности.

Поэтому первая подача должна быть безошибочной. Не надо принимать никаких сомнительных решений. Для всех игроков, выходящих после перерыва на подачу, существует главный закон: подавать без ошибок.

Место тренера на площадке

Любой тренер должен знать, что игрок – это маленький психолог, который тонко чувствует его настроение и желание или нежелание проводить занятие. Вот некоторые соображения о серьезном влиянии расположения тренера на площадке на психологическое состояние игрока.

Обычно тренер сидит на стуле, стоит на боковой линии или рядом с игроком, который будет подавать. Эти положения оказывают различное влияние на игрока: от спокойствия до психологического возбуждения.

1. Когда тренер сидит на стуле в момент подачи, игроки не испытывают никаких лишних волнений. У них нет повышенной ответственности качество подачи – они просто ее выполняют.

2. Игроки более собраны, когда тренер стоит на боковой линии и делает им замечания по технике выполнения. Заметно повышается их ответственность за качество подачи, а это признак психологической надежности.

3. Совершенно иным бывает состояние игрока, когда тренер стоит рядом с ним в момент подачи. Он может ничего не говорить, а просто выразительно посмотреть на игрока или что-то ему посоветовать.

Таким образом, присутствие тренера вызывает у игрока эмоциональное напряжение, которое может серьезно повлиять на выполнение подачи в сложных игровых ситуациях.

Игровые задания для отработки подачи

Игра в начале тренировки

Проведение игры в начале занятий необычно, если исходить из классического построения занятия. Однако бывают ситуации, когда игра в начале тренировки имеет смысл.

У каждого тренера всегда присутствует волнение или сомнение в состоянии игроков. Как определить их подготовку, желание, психологический настрой, отношение к заданию тренера, общую подготовленность команды? Эти и другие вопросы поможет разрешить игра в начале тренировки.

Основная ее задача – выработка у игроков стойкого навыка борьбы с первой подачи. Естественно, до начала игры проводится разминка – как с мячами, так и без них. Через 10–15 мин. начинается игра. Она может идти до счета 15 или 25 и состоять всего из одной партии.

Игра с дополнительными заданиями

Можно включить в игру дополнительные задания, которые помогают решить определенные задачи. Вот некоторые из них:

1. Каждый игрок выполняет по две подачи: первую – как в начале игры, вторую – на технику. Смена игроков производится после второй подачи.
2. Каждый выходящий на подачу выполняет ее конкретный вид по заданию тренера (укороченная, силовая, целевая и т.п.).
3. Первой игрок выполняет сильную подачу с правом на ошибку, вторую – без ошибок.
4. Игра без счета. Переход выполняется после одной или двух подач по заданию тренера.
5. Перед началом игры тренер дает задание каждому игроку. Вполне естественно, что игрок при этом может быть взволнован на протяжении всего времени выполнения задания, особенно если подача психологически важная.
6. Команды играют в волейбол без подач (перебрасывают мяч через сетку). Тренер останавливает игру, называет игрока, который выполняет определенную подачу, после чего игра возобновляется.

Совершенствование подачи в игровых упражнениях

В заключительной части тренировки целесообразно проводить игровые упражнения с различными заданиями для отработки подачи. Их выполнение преследует следующие цели:

– отработка техники подачи: силовой, целевой, укороченной с правом на ошибку;
– выработка психологической устойчивости;
– комплексное моделирование игры.

Пример.

1-й круг. Подача, как в начале игры.

2-й круг. Подача, как при ничейном счете.

3-й круг. Подача, как при счете 22:23.

4-й круг. Укороченная подача.

5-й круг. Подача, как при замене игрока.

6-й круг. Подача на игру (решающая партия, счет 14:13).

Данные упражнения имеют следующие особенности:

1. Игроки стартовой шестерки при подаче не имеют права на ошибку.

2. Игроки при приеме подач от стартовой шестерки могут разыгрывать мяч, атаковать соперника или сразу начать перебрасывать мяч.

3. В стартовую шестерку могут включаться другие игроки, умения которых желает проверить тренер. Все они выполняют ту подачу, которую в данный момент выполняют остальные.

Такие упражнения имеют следующие преимущества:

1. Тренер может лучше проконтролировать выполнение подачи каждым игроком в различных игровых ситуациях, проверить его психологическую устойчивость.

2. Выполняя подачу в каждом круге, игроки как бы соревнуются между собой за качество подачи, у них появляется заинтересованность в этом, стремление выполнить ее хорошо, не допуская ошибок.

Упражнения для развития ловкости средствами волейбола

Упражнения для учащихся начальных классов

1. Упражнение выполняется в парах. Один игрок стоит на лицевой линии, второй лежит в центре площадки. По команде тренера лежащие в центре зала принимают положение «гимнастический мост», а игроки у лицевой линии бегут к «мосту», пролезают под ними, затем бегут к сетке, касаются средней линии ногой и так же бегут обратно. После этого партнеры меняются местами.

2. Четыре игрока стоят на левой стороне площадки в колонну по одному с мячами в руках. На другой стороне в зоне 4 (или 2) стоят остальные игроки. Первый игрок с мячом перебрасывает мяч через сетку, который ему возвращают, после чего он встает в конец своей колонны. Второй игрок с мячом катит мяч под сеткой, ему также возвращают его, и он уходит в конец своей колонны. Третий выполняет бросок через сетку, четвертый катит мяч под сеткой. Смена игроков производится по решению тренера. Игроки на другой стороне, получив мяч, выполняют те же движения в обратном направлении и перемещаются в конец своей колонны.

3. Упражнение в парах с двумя мячами. Один игрок делает бросок через сетку, второй – бросок под сеткой.

4. В тройках два игрока на одной стороне с мячами, расстояние между ними – 3–4 м, третий игрок находится на другой стороне площадки. Броски следует чередовать: два броска – под сеткой и два – над сеткой. Задача третьего игрока – быстро перемещаться к сетке, особенно во время бросков под ней.

5. Все стоят в колонне в зоне 4 (2) в 1 м от сетки. Игрок высоко бросает мяч вперед через сетку, быстро проходит под ней и ловит его на другой стороне, затем выполняет то же задание в другую сторону и так, продвигаясь вперед, до конца сетки. Повторить в противоположном направлении.

Упражнения для учащихся старших классов

1. В зонах 1 и 5 – игроки с мячами. В центре лицевой линии – две скамейки (одна стоит на другой). По сигналу игрок в зоне 1 выполняет подачу, не делая паузы, быстро бежит, перепрыгивая через скамейки, берет мяч и выполняет вторую подачу из-за лицевой линии. В прыжках через двойные скамейки следует предварительно потренироваться.

2. Два игрока от лицевой линии передвигаются к сетке, перепрыгивая друг через друга («чехарда»). Достигнув сетки, быстро возвращаются за лицевую линию, где меняются ролями.

3. Игроки стоят в зоне 1, тренер стоит на противоположной стороне площадки. Игрок подает мяч на тренера, тот отбивает его в зону 4. Игрок, выполнивший подачу, должен успеть выполнить прием сверху или снизу.

4. Игрок в зоне 2 ставит блок игроку зоны 4, разворачивается, прыгает через две скамейки, ловит мяч от тренера на лицевой линии и сразу подает.

5. Игрок стоит на подаче в 3 м от лицевой линии. На стуле у сетки стоит тренер. Перед подачей игрок подает тренеру один мяч, а вторым делает подачу, сразу разбегается для выполнения нападающего удара и бьет по неподвижному мячу, который тренер держит высоко в руке.

6. Упражнение выполняют два игрока. Тренер стоит на другой половине площадки, первый игрок – на подаче, второй – лежит у сетки с набивным мячом в руках. Первый игрок выполняет подачу, после чего быстро выбегает для приема набивного мяча, а затем сразу же принимает мяч, переправленный с подачи тренером.

7. Упражнение выполняют два игрока: первый – на подаче, второй – в зоне 4. Тренер стоит в зоне трехметровой линии. Игрок подает мяч на тренера, после чего быстро выбегает в поле, а тренер набрасывает ему мяч для нападающего удара из глубины. После этого подающий игрок выходит ближе к сетке, тренер снова набрасывает ему мяч, игрок передает мяч второму игроку для выполнения нападающего удара в зону 4.

8. Три-четыре игрока стоят на расстоянии 5–6 м друг от друга и делают передачи снизу, по сигналу тренера ловят мячи и подают их.

9. Два игрока делают от сетки по два прыжка в длину, затем выполняют ускорение за лицевую линию, оттуда подают мяч, выходят на игровую площадку, принимают и разыгрывают мяч, брошенный тренером.

10. Упражнение выполняют два игрока: один – на подаче, второй – в глубине площадки. Один партнер подает мяч, другой ловит его и перебрасывает через сетку. Подающий принимает мяч и быстро возвращается на подачу. Количество повторений определяет тренер.

Сергей БЕЛИЧ,
Москва

Фото с сайта: www.spartakiada-penza.ru