Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №9/2008

МЕТОДИКА. ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Как провести туристический слет

Школьный туристический слет – одна из самых действенных форм пропаганды туризма как средства формирования здорового образа жизни школьников, организации их досуга, способствующая их физическому развитию. Туристические слеты учащихся могут различаться по целям, форме, времени и условиям проведения, количеству и возрасту участников, продолжительности и содержанию.

Подготовка слета

Работа по подготовке слета начинается задолго до его проведения с четкой организации работы, которую необходимо выполнить в ходе подготовки, и назначения ответственных за ее выполнение.

Оргкомитет слета (обычно это руководители туристическо-краеведческого кружка) составляет, разрабатывает и распространяет Положение о слете; утверждает состав судейской коллегии, материально-техническое, транспортное, хозяйственное и медицинское обеспечение, обеспечение безопасности и охраны природы; выбирает место для проведения слета, подготавливает и оборудует его.

Судейская коллегия (учащиеся учебного заведения – члены туристическо-краеведческого кружка) выполняет следующие работы: составляет условия прохождения каждого этапа, готовит и инспектирует этапы; получает снаряжение; готовит протоколы на все этапы; оборудует места для прохождения этапов и обеспечивает их безопасность.

В Положении о школьном туристическом слете должны быть отражены цели и задачи слета, время и место его проведения, программа, ответственные за проведение. Участники турслета должны заранее ознакомиться с условиями допуска участников, правилами заявки, порядком определения победителей и награждения.

Положение о туристическом слете утверждается директором учебного заведения.

Проведение слета

Оргкомитет и судейская коллегия встречают участников слета на поляне и указывают каждой команде место ее расположения. Участники должны быть заранее ознакомлены с правилами техники безопасности и охраны природы, им сообщается местонахождение стенда со всей информацией о слете, они знакомятся с судьями и организаторами, к которым можно обратиться по любым вопросам.

Программа слета выполняется согласно Положению. К моменту старта соревнований все дистанции должны быть готовы и приняты оргкомитетом (оргкомитет и судьи обычно выезжают на место накануне).

Туристический слет может состоять из двух этапов: интеллектуального и полосы препятствий. Прохождение этапов осуществляется по двум возрастным группам: 5–8-е и 9–11-е классы.

Интеллектуальный этап

Дистанция располагается в лесной зоне, на пересеченной местности. Движение участников проходит по маркированной трассе. Вид маркировки – цветной скотч. На дистанции расположены 6 контрольных пунктов (КП), на которых участники выполняют теоретические и практические задания. Время работы команды на каждом КП – 7–10 минут. Каждая команда получает маршрутный лист и в соответствии с ним двигается от станции к станции. Команды стартуют одновременно. Выполнение заданий на каждой станции оценивается максимум в 10 баллов. Победители определяются по наибольшему количеству баллов. Длина дистанции – 1,5 км. Дистанцию участники проходят дистанцию с классным руководителем и его заместителем, воспитателем группы продленного дня или родителем, но задания выполняют самостоятельно.

 Станция «Узлы»

Узлы – это способы соединения веревок, лент и т.д., образования петель и привязывания веревок к различным предметам. Кроме того, узлом называется само соединение веревок. Существует более 700 видов узлов. Вязать узлы – дело нетрудное, гораздо сложнее научиться вязать их правильно и быстро.

Задача участников – связать по образцу 2 узла. 5 человек вяжут один узел и 5 – другой. За каждый правильно завязанный по образцу узел команда получает 1 балл.

Варианты заданий

Прямой узел

Используется для связывания веревок одинакового диаметра. Узел легко вяжется, но под нагрузкой сильно затягивается и может случайно развязаться.

Узел «Восьмерка петлей одним концом»

Узел легко вяжется как на конце веревки, так и в середине. Удобен для образования надежной петли, применяется при организации связок. Под нагрузкой сильно не затягивается, самопроизвольно не развязывается.

Станция «Азимут»

Азимут – это угол между направлением на север и нужным вам направлением. Для определения азимута нужен компас. Стрелку компаса совмещают с направлением на север (0°), затем определяют угол. Участникам предлагается из пяти букв определить ту, которая соответствует азимуту 70°. За правильно взятый азимут начисляется 10 баллов. За «соседний» азимут – штраф 3 балла, за «чужие» азимуты – штраф 5 баллов.

Станция «Медицинская»

Участникам предлагается решить кроссворд. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Можно добавить 2 балла за работу всей команды.

По горизонтали:

1. Чем обрабатывают царапину?

По вертикали:

2. Что удаляют пинцетом?
3. Что нужно нанести на раздраженную поверхность кожи?
4. Что необходимо удалить при укусе пчелы?
5. Что накладывают на поврежденное место при растяжении или ушибе?
6. Перевязочный материал.
7. Что помогает при насморке?
8. Чем можно обеспечить неподвижность суставов при переломе?

Ответы

По горизонтали: 1. Зеленка.

По вертикали: 2. Заноза. 3. Крем. 4. Жало. 5. Лед. 6. Бинт. 7. Капли. 8. Шина.

Станция «Лесной дом»

Команда должна быстро и правильно поставить палатку.

Штрафы присуждаются за следующие нарушения:

1. Палатка перекошена – 1 балл.
2. Стенки и крыша палатки провисают – 1 балл.
3. Дно палатки плохо растянуто – 1 балл.
4. Не все растяжки закреплены колышками – 1 балл.
5. Вход в палатку не закрыт  – 1 балл.

Станция «Топографическая»

Участникам предлагается расшифровать топографические знаки и прочитать полученный текст. За каждый правильно расшифрованный топографический знак команда получает 1 балл.

Ответ. От железнодорожной станции путь к нашему лагерю проходил через смешанный лес, который постепенно превратился в заросли колючего кустарника. Чтобы сократить дорогу, мы пошли по тропинке, мимо оврага, по лугу, мимо непроходимого болота. Через 15 минут мы вышли к реке, которую перешли по плотине. От нее мы подошли к фруктовому саду, который окружал наш лагерь.

Станция «Укладка рюкзака»

Участникам предлагается быстро и правильно собрать рюкзак.

Оборудование: рюкзак, спальный мешок, пара обуви, кружка, миска, ложка, пакет с набором одежды, 4 банки консервов, 2 пластиковые бутылки с водой.

За правильно собранный рюкзак команда получает 10 баллов.

Штрафы присуждаются за следующие нарушения:

1. Рюкзак не стоит на земле, а валится на бок – 1 балл.
2. Если рюкзак потрясти, он начинает греметь – 1 балл.
3. Острые и жесткие вещи лежат там, где рюкзак будет соприкасаться со спиной, – 1 балл.
4. Рюкзак имеет неровную форму – 1 балл.
5. Не застегнуты стяжки, карманы – 1 балл.
6. Рюкзак не завязан или не застегнут – 1 балл.

Полоса препятствий

Полоса препятствий располагается на небольшом участке леса. Дистанция полностью огораживается или маркируется. Оборудуются специальные места для болельщиков. В целях обучения результаты прохождения этапов и ошибки участников нужно изобразить так, чтобы они были хорошо видны. Для большей наглядности и возбуждения азарта результаты оглашаются. Итоги прохождения дистанции подводятся путем подсчета суммы времени прохождения дистанции и штрафных минут и секунд.

При прохождении полосы препятствий учащимся можно предложить выполнить следующие задания: «Укладка рюкзака», «Спуск и подъем спортивным способом», «Горизонтальная лестница», «Параллельные перила», «Тибетский мостик», «Параллельная лестница», «Дружный мостик», «Узость».

Подведение итогов

Итоги соревнований подводятся сразу по окончании последнего этапа, когда все команды сдадут маршрутные листы. До момента награждения следует проконтролировать чистоту мест отдыха. После подведения итогов судьи снимают маркировку по всей трассе, вывозят оборудование, приводят лес и место слета в порядок.

По окончании соревнований судьи проводят анализ проведенного мероприятия с целью выявления ошибок, чтобы не допускать их в дальнейшем.

По возвращении в школу можно провести конкурс стенгазет с награждением победителей, составить отчет о проведении слета, организовать презентацию, смонтировать видеофильм.

Татьяна НИКАНДРОВА, к.п.н.,
педагог дополнительного образования,
гимназия № 1529,
Москва