Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №9/2008

МЕТОДИКА. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

От строевых упражнений – к аэробике

Строевые упражнения редко бывают любимыми детьми. Чаще всего у ребят они ассоциируются с жесткой армейской дисциплиной, с необходимостью безропотного подчинения чужим малопонятным приказам.
Но для гармоничного физического развития эти упражнения необходимы: они развивают координацию движений, многие другие важные умения. Автор статьи предлагает делать их под музыку, и тогда отношение детей к строевым упражнениям может в корне измениться.

Перестроение в колонну по два

Ученики выполняют расчет на первый-второй. По команде учителя вторые номера выполняют два шага вперед. По команде: «Направо!» ученики перестраиваются в две колонны.

Второй вариант. Ученики, построившись в две шеренги, по команде «Первые – направо, вторые – налево!» образуют готовые колонны для выполнения движений в разных направлениях.

Построение уступами (ступеньками)

Дети в одношереножном строю выполняют расчет 3–6–9 на месте. Каждый делает такое количество шагов вперед, которое он назвал.

Построение учащихся по диагонали

Дети в одношереножном строю рассчитываются на 2–4–6–8 и т.д., затем выполняют то количество шагов, которое они назвали (перестроение уступом), потом поворачиваются налево или направо.

Второй вариант. Перестроение углом («журавлиный клин»). Исходя из количества человек в классе учащиеся выполняют расчет 2–4–6–8–10, потом сразу в обратном порядке – 8–6–4–2 и, делая соответствующее количество шагов, образуют угол. Если зал маленький и образовать такой большой угол не получится, можно произвести расчет 1–2–3–4–5 и обратно.

Все эти перестроения способствуют развитию памяти, и дети с удовольствием выполняют их с 1-го класса. Повторяя с учениками эти упражнения на каждом уроке, учитель должен обязательно проверить знания, полученные на предыдущем занятии.

Перестроения под музыкальное сопровождение

Когда дети усвоили и закрепили навыки перестроения, можно предложить выполнить под музыку. Я использовала музыку четырехдольного размера – марш и параллельно записала команды к исполнению того или иного построения. В конце музыкального отрывка идет команда «Стоп».

Во время выполнения построения нужно делать детям короткие замечания, иногда помочь с подсчетом, уточнить темп, ритм. Пауза в записи дает возможность выполнить тот или иной расчет, осмыслить его, а с начала музыкальной фразы начать построение.

Построения и перестроения под музыку не только развивают память, но и концентрируют внимание, развивают чувство ритма и создают эмоциональный фон урока.

Музыка в разминке

Развивать чувство ритма, тренировать точность исполнения упражнений лучше целым классом. Для этого можно записать музыку по частям (по 4–8 тактов с интервалом 8–10 сек.). Паузы в записи дают возможность напомнить учащимся следующее движение. Желательно вставлять упражнение, имитирующее любое движение из спортивных и подвижных игр, – детям это нравится.

Пример. Дети строятся в колонну, на счет: «Раз – два!» выполняют два шага на месте, на счет: «Три – четыре!» делают паузу, находясь в позе лыжника, съезжающего с горки; на счет: «Пять – шесть – семь!» – ходьба на месте, на счет: «Восемь!» – хлопок руками за спиной.

Вторая часть упражнения: на счет: «Раз!» – хлопок, на счет: «Два – три – четыре!» – выпад правой ногой вперед, на счет: «Пять – шесть – семь – восемь!» – то же с другой ноги.

Постепенно в процессе освоения перестроений достигается тренировочный эффект: дети более точно выполняют движения в такт музыке. Нужно следить за тем, чтобы каждое упражнение начиналось с новой музыкальной фразы выбранной темы.

Позанимавшись несколько раз с детьми по данной теме, уточнив детали, можно усложнять задания. Упражнения под счет следует все время повторять, совершенствуя навыки и отрабатывая технику выполнения.

Зинаида ГРИГОРЬЕВА,
Москва