Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №9/2008

МЕТОДИКА. АВТОРСКИЕ ПРОЕКТЫ

Легкая атлетика

11-й класс

Поурочное планирование

Учебный материал

№№ уроков

I четверть

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Основы знаний. Влияние образа жизни на состояние здоровья. Физическая культура в семье

+

                 

2

Навыки, умения, развитие двигательных качеств:

– бег 100 м на результат

           

+

     
 

– финиш в беге на различные дистанции

 

+

     

+

   

+

 
 

– прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги»

   

+

+

+

+

 

У*

   
 

– бег на отрезках в чередовании с ходьбой или кросс 3000 м (девушки), 5000 м (юноши) без учета времени

 

+

 

+

+

   

+

У

 
 

– преодоление вертикальных и горизонтальных препятствий

 

+

+

+

+

 

+

   

+

 

– челночный бег 10?10 м

         

+

+

+

+

У

 

– метание гранаты (весом 700 г – юноши, 500 г – девушки)

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 

– медленный бег

   

+

     

+

     
 

– повторный бег

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

– круговая тренировка

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 

– специальные упражнения легкоатлета

 

+

+

 

+

         
 

– полоса препятствий

 

+

 

+

 

+

 

+

   
 

– экспресс-тесты

+

                 

IV четверть

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

1

Основы знаний. Утомление и переутомление, их признаки и меры предупреждения. Тренировочные нагрузки и контроль за ними по частоте пульса

+

                 

2

Навыки, умения, развитие двигательных качеств:

– бег 100 м на результат

             

У

   
 

– челночный бег 10?10 м

   

+

+

           
 

– прыжки в высоту способом «перешагивание»

+

+

+

 

+

+

+

У

   
 

– бег в чередовании с ходьбой или бег 3000 м (юноши), 2000 м (девушки) на время

+

 

+

   

+

 

+

 

У

 

– преодоление вертикальных и горизонтальных препятствий

 

+

 

+

           
 

– медленный бег

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 

– метание гранаты (весом 700 г – юноши, 500 г – девушки)

         

+

+

+

+

У

 

– повторный бег

 

+

   

+

 

+

     
 

– круговая тренировка

 

+

 

+

+

 

+

     
 

– специальные упражнения легкоатлета

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 

– экспресс-тесты

               

+

 
 

– подвижные и спортивные игры

 

+

   

+

 

+

 

+

 

*У – учет достигнутых результатов

I четверть (10 уроков)

Урок № 1

Задачи:

1. Сообщить теоретические сведения.
2. Проведение экспресс-тестов: бег на 30 м с высокого старта, прыжки в длину с места, 6-минутный бег.

Основная часть

1. Рассказ о влиянии образа жизни на состояние здоровья, о физической культуре в семье, тренировочных нагрузках, контроле за ними по частоте пульса.

2. Экспресс-тесты:

– бег на 30 м с высокого старта;
– прыжки в длину с места;
– 6-минутный бег.

Урок № 2

Задачи:

1. Обучение технике финиша в беге на различные дистанции.
2. Обучение технике преодоления вертикальных и горизонтальных препятствий с опорой и без опоры.
3. Развитие двигательных качеств.

Основная часть

1. Техника финиша в беге на различные дистанции:

– ознакомление (рассказ и показ) – 1,5–2 мин.;
– наклон туловища вперед с отведением рук назад при ходьбе (выполняется группой) – 6–8 раз;
– то же на ленточку при медленном беге – 6–8 раз.

2. Техника преодоления вертикальных и горизонтальных препятствий с опорой и без опоры:

– бег сбоку через 3–4 барьера, поставленные через 3–4 м, – 4–5 раз;
– бег с высокого старта и преодоление двух барьеров с высокого старта – 6–8 раз;
– преодоление забора – 6–8 раз.

3. Развитие двигательных качеств:

– круговая тренировка;
– бег на отрезках в чередовании с ходьбой.

Урок № 3

Задачи:

1. Продолжение обучения технике преодоления вертикальных и горизонтальных препятствий с опорой и без опоры.
2. Совершенствование техники прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги».
3. Развитие двигательных качеств.

Основная часть

1. Техника преодоления вертикальных и горизонтальных препятствий с опорой и без опоры:

– преодоление в ходьбе и медленном беге 3–4 препятствий – 4–5 раз;
– бег с высокого старта с преодолением 2–3 препятствий – 2–3 раза;
– преодоление препятствий: забора, бревна и т.д. – 4–5 раз.

2. Техника прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги»:

– прыжки с места в длину, тройной прыжок с места – по 4–6 раз;
– многоскоки – 4–5 раз;
– подбор разбега – 3–4 раза;
– прыжки в длину с короткого разбега – 3–4 раза.

3. Развитие двигательных качеств:

– полоса препятствий – 2–3 раза;
– повторный бег – 3?300 м.

Урок № 4

Задачи:

1. Совершенствование техники преодоления вертикальных и горизонтальных препятствий с опорой и без опоры.
2. Совершенствование техники прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги».
3. Развитие двигательных качеств.

Основная часть

1. Техника преодоления вертикальных и горизонтальных препятствий с опорой и без опоры. Соревнования на технику преодоления горизонтальных и вертикальных препятствий (бревно, барьеры, забор, ров) на дистанции 150 м – 4–5 раз.

2. Техника прыжка в длину:

– прыжки через один или три шага – 8–10 раз;
– прыжки в длину с 6–8 беговых шагов разбега – 6–8 раз;
– прыжки в длину с полного разбега на максимальный результат – 3–4 раза;

3. Развитие двигательных качеств:

– круговая тренировка;
– бег на отрезках в чередовании с ходьбой.

Урок № 5

Задачи:

1. Совершенствование техники прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги».
2. Развитие двигательных качеств.

Основная часть

1. Техника прыжка в длину:

– подбор разбега с попаданием на брусок – 3–4 раза;
– прыжки в длину на максимальный результат, обращая внимание на технику разбега и отталкивания, – 3–5 раз.

2. Развитие двигательных качеств:

– челночный бег 10?10 м на максимальной скорости;
– полоса препятствий (зависит от наличия полосы препятствий в школе);
– кроссовый бег в переменном темпе – 2–3 км.

Урок № 6

Задачи:

1. Продолжение обучения технике финиша в беге на различные дистанции.
2. Обучение технике метания гранаты из положения лежа в «коридор» и на точность.
3. Совершенствование техники прыжка в длину с разбега.
4. Развитие двигательных качеств.

Основная часть

1. Техника финиша в беге на различные дистанции:

– наклон туловища вперед на финишную ленточку с отведением рук назад при медленном и быстром беге (группой) – 3–4 раза;
– то же, выполняя индивидуально и в парах, – 3–4 раза;
– то же, но с поворотом плеч при медленном и быстром беге – 3–4 раза.

2. Техника метания гранаты из положения лежа в «коридор» и на точность:

– ознакомление с техникой метания из положения лежа;
– принятие исходного положения – 4–5 раз;
– имитация отведения гранаты прямой рукой у земли назад-вправо – 6–8 раз;
– стоя на коленях, метание гранаты прямой рукой на дальность – 4–6 раз.

3. Техника прыжка в длину с разбега:

– подбор разбега – 2–3 раза;
– прыжки в длину на максимальный результат – 3–5 раз.

Для большей плотности урока последние три упражнения можно выполнять по принципу круговой тренировки, проводя смену отделений через 8–9 мин.

Урок № 7

Задачи:

1. Оценка техники бега на 100 м и результата.
2. Обучение технике метания гранаты из положения лежа в «коридор» и на точность.
3. Развитие двигательных качеств.

Основная часть

1. Бег на 100 м на технику и результат:

– пробные выходы с низкого старта – 2–3 раза;
– бег на результат.

2. Техника метания гранаты из положения лежа в «коридор» и на точность:

– имитация отведения гранаты прямой рукой у земли назад-вправо с одновременным поворотом туловища вправо и выпрямлением левой руки – 6–8 раз;
– метание гранаты из положения лежа в «коридор» и на точность в горизонтальную цель (ров) с расстояния 10–12 м – 6–8 раз.

3. Развитие двигательных качеств.

– челночный бег – 10?10 м;
– повторный бег – 3–4?200 м.

Урок № 8

Задачи:

1. Оценка техники прыжка в длину с разбега и результата.
2. Продолжение обучения технике метания гранаты на дальность с разбега и на точность из положения лежа.
3. Развитие двигательных качеств.

Основная часть

1. Оценка техники прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги» и оценка результата:

– подбор разбега и пробные прыжки – 2–3 раза;
– прыжки на максимальный результат – 3 попытки.

2. Техника метания гранаты на дальность с разбега и на точность из положения лежа:

– метание с места, стоя левым боком, – 2–3 раза;
– метание с 4 бросковых шагов – 3–4 раза;
– то же с 2, 4 и 6 шагов разбега – 4–6 раз;
– метание из положения с колена прямой рукой – 3–4 раза;
– метание на дальность из положения лежа – 4–5 раз.

3. Развитие двигательных качеств:

– круговая тренировка;
– кроссовый бег в равномерном темпе.

Урок № 9

Задачи:

1. Совершенствование техники финиша на различные дистанции.
2. Совершенствование техники метания гранаты на дальность с разбега.
3. Оценка кроссовой подготовки и результата.

Основная часть

1. Техника финиша на различные дистанции:

– наклон туловища вперед на ленточку с поворотом плеч при медленном и быстром беге (в парах) – 3–4 раза;
– то же с отведением рук назад – 3–4 раза.

2. Техника метания гранаты на дальность с разбега:

– ускоренный бег с гранатой над плечом, с отведением ее на бросковых шагах и с имитацией броска – 3–4 раза;
– метание с полного разбега на дальность – 8–10 раз.

3. Оценка кроссовой подготовки и результата: бег на 3000 м на время или 5000 м без учета времени.

Урок № 10

Задачи:

1. Оценка техники метания гранаты на дальность с разбега и из положения лежа на точность.
2. Развитие двигательных качеств.

Основная часть

1. Оценка техники метания гранаты на дальность с разбега и из положения лежа на точность:

  • метание на дальность:

– пробные – 2 попытки;
– зачетные – 3 попытки;

  • метание из положение лежа в горизонтальную цель с расстояния 10–12 м:

– пробные – 2 попытки;
– зачетные – 3 попытки.

2. Развитие двигательных качеств:

– челночный бег – 10?10 м;
– повторный бег – 3–4?200 м.

IV четверть (10 уроков)

Урок № 11

Задачи:

1. Сообщение теоретических сведений.
2. Совершенствование техники прыжка в высоту с разбега способом «перешагивание».
3. Развитие двигательных качеств.

Основная часть

1. Рассказ об утомлении и переутомлении, их признаках и мерах предосторожности, о контроле за тренировочными нагрузками по частоте пульса.

2. Прыжок в высоту с разбега:

– подбор разбега с рациональным ритмом на последних 2–4 беговых шагах – 3–4 раза;
– прыжки с полного разбега на максимальный результат, обращая внимание на точное попадание на место отталкивания – 4–6 раз.

3. Развитие двигательных качеств.

Бег на 1000 м в чередовании с ходьбой на 500 м (2–3 серии).

Урок № 12

Задачи:

1. Продолжение обучения технике преодоления вертикальных и горизонтальных препятствий.
2. Совершенствование техники прыжка в высоту с разбега способом «перешагивание».
3. Развитие двигательных качеств.

Основная часть

1. Преодоление вертикальных и горизонтальных препятствий:

– бег с высокого старта, преодолевая вертикальные препятствия; – 5–6 раз;
– преодоление горизонтальных препятствий – 4–6 раз.

2. Техника прыжка в высоту с разбега способом «перешагивание»:

– определение длины и угла разбега – 1,5–2 мин.;
– подбор разбега с имитацией отталкивания – 3–4 раза;
– прыжки в высоту с полного разбега на максимальный результат – 4–6 раз.

3. Развитие двигательных качеств:

– круговая тренировка;
– повторный бег – 3?300 м.

Урок № 13

Задачи:

1. Челночный бег – 10?10 м.
2. Совершенствование прыжка в высоту с разбега способом «перешагивание».
3. Развитие двигательных качеств.

Основная часть

1. Челночный бег – 10?10 м.

2. Прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание»:

– прыжки «на взлет» с прямого разбега через планку, установленную на начальной высоте, – 4–5 раз;
– прыжки с полного разбега на максимальный результат – 4–6 раз.

3. Развитие двигательных качеств:

– полоса препятствий;
– кроссовый бег в равномерном темпе в чередовании с ходьбой.

Урок № 14

Задачи:

1. Совершенствование техники преодоления горизонтальных и вертикальных препятствий с опорой и без опоры.
2. Развитие двигательных качеств.

Основная часть

1. Техника преодоления горизонтальных и вертикальных препятствий с опорой и без опоры: соревнования по преодолению горизонтальных и вертикальных препятствий (барьеры, бревно, «ров», кусты, канава и т.д.) на дистанции 200 м – 3–4 раза.

2. Развитие двигательных качеств:

– челночный бег – 10?10 м;
– круговая тренировка.

Урок № 15

Задачи:

1. Совершенствование прыжка в высоту с разбега способом «перешагивание».
2. Развитие двигательных качеств.

Основная часть

1. Прыжок в высоту с разбега (контрольные соревнования):

– подбор разбега и пробные прыжки – 1–2 раза;
– прыжки в высоту на максимальный результат с соблюдением правил соревнований.

2. Развитие двигательных качеств:

– преодоление полосы препятствий;
– повторный бег – 3–4?200 м.

Урок № 16

Задачи:

1. Совершенствование техники метания гранаты на дальность с разбега.
2. Развитие двигательных качеств.

Основная часть

1. Метание гранаты на дальность:

– метание с места, стоя левым боком по направлению броска, – 2–3 раза;
– и.п. – положение скрестного шага, рука с гранатой отведена назад. Метание с трех бросковых шагов – 2–3 раза;
– то же с четырех шагов – 2–3 раза;
– то же с неполного разбега – 2–3 раза;
– то же с полного разбега – 4–6 раз.

2. Развитие двигательных качеств: кросс в переменном темпе, включая бег на повышенной скорости 2?1000 м в чередовании с 300–400 м медленного бега.

Урок № 17

Задачи:

1. Совершенствование техники метания гранаты в «коридор» и на точность из положения лежа.
2. Совершенствование прыжка в высоту с разбега способом «перешагивание».
3. Развитие двигательных качеств.

Основная часть

1. Метание гранаты в «коридор» и на дальность из положения лежа:

– метание из положения с колена прямой рукой на дальность – 3–4 раза;
– то же из положения лежа – 4–6 раз;
– то же в горизонтальную цель 2,5?2,5 м с 12–15 шагов разбега – 6–8 раз.

2. Прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание»:

– имитация элементов техники, плохо усвоенных учениками. Выполняется индивидуально – 1,5–2 мин.
– прыжки с короткого разбега на малой высоте, с устранением ошибок – 4–6 раз;
– прыжки на максимальной высоте – 4–5 раз.

3. Развитие двигательных качеств:

– круговая тренировка;
– повторный бег – 3?300 м.

Урок № 18

Задачи:

1. Оценка техники бега на 100 м и результата.
2. Совершенствование техники метания гранаты на дальность с разбега.
3. Совершенствование прыжка в высоту с разбега способом «перешагивание».
4. Развитие двигательных качеств.

Основная часть

1. Бег на 100 м на результат:

– пробные выходы со старта – 1–2?25–30 м;
– бег на результат.

2. Метание гранаты на дальность с разбега:

– ускоренный шаг с гранатой над плечом с имитацией бросковых шагов и отведения снаряда – 3–4 раза;
– метание с неполного разбега – 3–4 раза;
– личные соревнования по метанию на дальность – 3 попытки.

3. Прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание»:

– маховые и имитационные прыжковые упражнения – 1,5–2 мин.;
– прыжки на технику (на малой высоте). Обращать внимание на переход планки и приземление – 3–4 раза;
– прыжки на максимальный результат.

4. Развитие двигательных качеств: бег на отрезках в чередовании с ходьбой или бег по пересеченной местности.

Урок № 19

Задачи:

1. Проведение экспресс-тестов.
2. Оценка техники прыжка в высоту с разбега способом «перешагивание» и результата.

Основная часть

1. Экспресс-тесты:

– бег на 30 м с высокого старта;
– прыжки в длину с места;
– 6-минутный бег.

2. Оценка техники прыжка в высоту с разбега способом «перешагивание» и результата:

– подбор разбега и пробные прыжки – 1–2 раза;
– прыжки на технику и максимальный результат.

Урок № 20

Задачи:

1. Оценка техники метания гранаты из положения лежа на точность и на дальность с разбега.
2. Оценка кроссовой подготовки и результата.

Основная часть

1. Оценка техники метания гранаты из положения лежа на точность и на дальность с разбега:

  • метание в горизонтальную цель 2,5?2,5 м с 10–15 м:

– пробные броски – 1–2 раза;
– зачетные – 3 попытки;

  • метание на дальность с разбега:

– пробные – 1–2 раза;
– зачетные – 3 попытки.

2. Оценка кроссовой подготовки и результата: бег на 3000 м на время или на 5000 м без учета времени.

Николай КАБАНОВИЧ,
г. Опочка,
Псковская обл.

Фото О. Леонтьевой