Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №9/2008

СОБЫТИЯ. ФАКТЫ. КОММЕНТАРИИ

РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ

Мертвая точка или объективная реальность?

В настоящее время на страницах газет и журналов, в телепередачах ведется очень много разговоров о проблемах школьной физкультуры. Часто можно услышать вопрос: а нужна ли физкультура? И, к сожалению, с каждым днем все больше респондентов дают на него отрицательный ответ. Что произошло с физкультурой в школе? Почему один из самых любимых до недавнего времени школьных предметов отодвинут чуть ли не на последнее место?

Настоящее – зеркало прошлого

Статистика, свидетельствующая о снижении количества здоровых детей, не может не беспокоить общество. По данным Росстата, за последнее десятилетие доля здоровых детей снизилась с 45,5% до 32,1%. Не менее 60% учащихся в России имеют ту или иную патологию, у 80% выявлена низкая двигательная активность, которую не компенсируют уроки физкультуры.

Причины сложившегося положения таковы:

– всего два урока физкультуры в неделю (согласно учебному плану);
– плохое состояние экологии в больших городах;
– подчас низкокачественное, некалорийное питание детей дома;
– проблемы, связанные с плохой наследственностью;
– отсутствие полноценного активного отдыха в течение года;
– полное отсутствие у родителей интереса к предмету «физическая культура» и, соответственно, к уровню физического развития их ребенка.

Одна из главных причин – изменение образа жизни молодого поколения, которое привело к тому, что у детей и подростков появилось очень много соблазнов, способствующих значительному ограничению двигательной активности (видеомагнитофоны, домашние кинотеатры, музыкальные центры, компьютеры, Интернет плюс доступность развлекательных клубов, распространенность алкогольной продукции и т.п.).

Регулярная двигательная активность или два урока физкультуры?

Существуют нормы двигательной активности для разных возрастных групп населения. Норма для школьников – от 14 до 21 ч в неделю. Если учесть что в школе два урока физкультуры в неделю, то остальное время (12–19 ч) необходимо компенсировать за счет других форм физического воспитания. Никто не запрещает ввести в школах перед первым уроком небольшую зарядку, по ходу урока для снятия усталости на физкультминутке выполнить 2–3 упражнения, ежедневно организовывать большую подвижную перемену, еженедельно проводить часы здоровья, «Веселые старты», различные соревнования, школьные спортивные праздники и т.п.

Все это требует серьезных усилий не только учителя физической культуры, но и всего педколлектива, актива школы и, конечно, поддержки родителей. Готово ли государство материально стимулировать такую работу? Это другой вопрос.

Программа по физической культуре и условия ее выполнения

Содержание школьной программы предусматривает, что учащиеся должны освоить жизненно необходимые навыки в ходьбе, беге, метаниях, прыжках, лазании, а также элементы волейбола, баскетбола, гимнастики и научились ходить на лыжах. Освоение учеником школьной программы по физической культуре в целом должно способствовать повышению уровня физической подготовленности, а это напрямую связано с укреплением здоровья.

Для выполнения школьной программы каждой школе необходимо иметь минимальный набор современного спортивного инвентаря и оборудования – это повысит активность учащихся. В настоящее время отсутствие необходимого спортивного инвентаря во многих школах приводит к тому, что уроки становятся скучными и неинтересными. Часто урок превращается в формальное мероприятие, где ученики в течение всего учебного года играют в пионербол и в «вышибалы». В результате они начинают прогуливать занятия или сидят весь урок на гимнастических скамейках, не переодеваясь. Много ли радости и удовольствия принесут такие уроки?

Нормативы и спортинвентарь

Некоторые учителя ссылаются на то, что школьной программой предусмотрены слишком сложные нормативы физической подготовленности. Как это ни странно, но нормативы не усложнялись уже более 30 лет. Другое дело – как они выполняются. Если в конце 70-х гг. в каждом классе на оценку «хорошо» (8–10 раз) подтягивалось более 75% старшеклассников, то сейчас при том же нормативе – от силы 40–50%. Приведенные выше данные Росстата – тому подтверждение.

Несмотря на проблемы со спортивным инвентарем, часть учителей физической культуры творчески подходят к проведению уроков, применяя нестандартное оборудование, подбирая необычные интересные упражнения, и через них приучают школьников к самостоятельным занятиям. Такой учитель не просто подбирает то или иное упражнение, а объясняет, как оно воздействует на организм учащихся, и ученику становится понятна необходимость выполнения того или иного упражнения. Это приводит к изменению мотивации, пониманию учеником сущности занятий физкультурой и их важности для здоровья.

Факультатив по физической культуре

Видимо, есть смысл на первых порах ввести в школах факультатив по основам физкультурных знаний. Объясняется данное предложение тем, что общепринятое представление о том, что физическая культура в основном должна быть направлена на развитие физических качеств учащихся (силы, быстроты, выносливости, прыгучести и др.) и достижение оздоровительного эффекта в значительной мере обедняют само содержание этого понятия. При этом на второй план отходит ряд компонентов, без которых нет подлинной культуры физического воспитания. К ним относятся: воспитание эстетического отношения к занятиям физической культурой, знание и соблюдение гигиенических правил, умение контролировать свое физиологическое состояние, владение приемами и методами восстановления сил, потребность в укреплении своего здоровья, а следовательно, наличие интереса и стремления к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

Конкуренция с другими предметами

Остановимся еще на одном немаловажном моменте. Зачастую родителей сегодняшнего школьника физкультура также почти не интересует: их больше беспокоит, хорошо ли в школе преподают английский язык, математику, биологию – ведь ребенку в институт поступать. А физкультура – как-нибудь обойдемся.

От такого отношения к дисциплине, призванной закладывать здоровье будущей нации, страдают все: и дети, у которых появляются головные боли в самом раннем возрасте, и общество в целом, у которого не будет здоровой смены. Дети тоже не глухие и не слепые и мнение общественности о ненавистной «физ-ре» прекрасно улавливают. Конечно, многое зависит от преподавателя. Но сегодня, кажется, это занятие настолько же неинтересно детям, насколько «замусолено» неписаным общественным мнением. Неудивительно, что и самим учителям физической культуры стало трудно убеждать молодое поколение в том, насколько это полезно – заниматься физкультурой.

Поможет ли игровой подход?

В настоящее время Росспортом вносится предложение о том, что в основе урока физкультуры должен возобладать игровой подход. Речь идет о внедрении спортивно-ориентированного воспитания, которое предполагает, что каждый ребенок сможет найти себе занятие по силам и интересам.

На наш взгляд, это сложнее организовать из-за недостаточного количества спортивных площадей, к тому же может привести к дисгармоничному физическому развитию и плохой физической подготовленности школьников.

С нашей точки зрения, развитие школьной физической культуры должно идти не по линии полиспортивной подготовки, а в направлении формирования и всестороннего развития у учащихся серьезного отношения к своему здоровью.

Виктор ЩЕМЕЛИНИН,
декан ФФК БГПУ им. М. Акмуллы,
г. Уфа