Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №8/2008

МЕТОДИКА. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Подвижные игры и упражнения для развития пластики движений

Казалось бы, что общего между этими понятиями? Автор статьи, Зинаида Григорьева, уверена: и игры, и танцевальные упражнения любимы детьми. И, если их набор и содержание достаточно разнообразны, каждый урок может стать не просто увлекательным: в дальнейшем обучение различным двигательным действиям для этих детей станет простым, понятным, доступным. Игры и танцевальные упражнения, освоенные в начальной школе, помогут детям научиться выполнять сложные элементы школьной программы средней и старшей школы.

Игры с бегом и прыжками

Перебежки

Отмеряют дистанцию и бегут «от флажка до флажка» все вместе в посильном для всех среднем темпе. Добежали – остановились, разом повернулись и побежали обратно, и так несколько раз. Кто устает, останавливается и выбывает из игры. С каждой новой перебежкой число бегающих уменьшается, и определяется победитель.

«Ныряй в обруч!»

Катить обруч и на ходу пролезать в него то с одной, то с другой стороны на дистанции 30 м. Если обруч упал, очки не засчитываются, и гонка продолжается.

Прыжки через скакалку

Прыжки пережили века и как самостоятельные виды спорта, и как составная часть практически всех спортивных игр и занятий. Скакалка – один из самых доступных снарядов. Работаем со скакалками длиной 2–3 м с пластмассовыми ручками на концах. Прыгать невысоко на носках в ритме движения скакалки (по возможности без остановки), приземляться легко, сгибая ноги в коленях. Вначале прыжки выполнять в медленном темпе, затем темп увеличивать. Прыгать на одной ноге, с чередованием ног, немного сгибая при этом колено, свободно или высоко поднимая его или «откидывая» свободную ногу вперед или назад. На основании простейших упражнений можно составить комбинации (упражнения выполняются то на одной, то на другой ноге или двумя ногами вместе):

1) вдвоем через одну скакалку, вращая ее вместе (можно при этом держаться друг за друга свободными руками, можно прыгать лицом друг к другу, можно спиной);

2) вдвоем через одну скакалку, но вращает ее один;

3) целой компанией: двое вращают длинную прыгалку, а остальные прыгают или поодиночке, или парами.

«Удочка»

«Удочка» – это прочная веревка длиной 2–3 м, к одному из концов которой прикреплен небольшой груз (мягкий мешочек с песком), другой конец – в руках у «рыбака». Дети встают на расстоянии 2–3 м и начинают подпрыгивать, стараясь, чтобы их не задел груз. Игрок, продержавшийся дольше других, становится победителем.

«Обруч-скакалка»

Бежать друг за другом, подпрыгивая через легкий пластмассовый обруч, вращая его, как скакалку. Дистанция – 30–40 шагов.

«С кочки на кочку»

Начертить на полу 10–12 кругов диаметром 40–50 см, расстояние между ними – 50–60 см. Прыгать с «кочки» на «кочку», стараясь как можно быстрее перебраться от первой к последней. Отталкиваясь, надо обязательно присесть, согнуть ноги в коленях и сделать прыжок.

Игры с мячом

«Статуи»

Играть большим мячом: встать по кругу и перебрасывать мяч друг другу руками. Кто не поймает мяч, получает предупреждение и продолжает игру, стоя на одной ноге. Если допущена еще одна ошибка, он опускается на колено, затем на оба, а потом выбывает из игры.

«Летающие арбузы»

Игроки встают в круг и передают друг другу разные мячи (гимнастический, волейбольный, баскетбольный, набивной и т.п.), изображая погрузку арбузов с поля в грузовик. Количество мячей увеличивается, по мере того как участники справляются с приемом и передачей мяча от партнера слева к партнеру справа. Игра сопровождается музыкой – вначале медленной, затем все более быстрой по мере развития у детей быстроты реакции и ловкости.

Подготовительные упражнения

Подготовительные упражнения способствуют передаче музыкально-двигательного образа.

Основные задачи детей при их выполнении:

– научиться принимать исходное положение;
– понять принцип работы двигательного аппарата;
– укреплять отдельные группы мышц и развивать подвижность суставов.

«Мельница»

(свободное круговое движение рук)

Дети описывают руками большие круги маховыми движениями, начиная вперед-вверх. После быстрого, энергичного толчка руки и плечи освобождаются от всякого напряжения, свободно «взлетают», описывают круг и «падают». Движения исполняются непрерывно несколько раз подряд в довольно быстром темпе.

«Маятник»

(перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую)

И.п. – руки опущены вниз и прижаты к корпусу. Медленно переносить тяжесть тела вперед, на переднюю часть ступни и на пальцы. Пятки от пола не отрывать; все тело слегка наклоняется вперед, корпус при этом не сгибается. Движение (сгибание) происходит только в голеностопном суставе. Затем тяжесть тела так же переносится на пятки. Носки не отделяются от пола. Дети переносят тяжесть тела с ноги на ногу, качаясь из стороны в сторону. Упражнение можно усложнить, добавив элемент «Маятник» с выпадом.

«Паровозики»

(круговое движение плечами)

И.п. – руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулак. Непрерывное, неторопливое круговое движение плечами вперед – назад, вниз – вверх. Локти от корпуса не отводить. Амплитуда движений во всех направлениях максимальная. При движении плеч назад напряжение усиливается, локти сближаются, голова отклоняется назад. Упражнение выполняется несколько раз без остановки.

«Растягиваем резинку»

(разведение рук в стороны с напряжением)

И.п. – руки вперед. Представить себе, что вы держите в руках концы тугой резинки и медленно растягиваете ее, разводя руки в стороны. Затем так же медленно возвращать руки в исходное положение. Оба движения выполнять с напряжением, словно преодолевая натяжение резинки. Локти полусогнуты, плечи опущены.

«Кошка выпускает когти»

(постепенное выпрямление и сгибание пальцев кистей рук)

И.п. – руки согнуты в локтях, ладони вниз, кисти сжаты в кулаки. Постепенно с усилием выпрямлять все пальцы вверх и разводить их до предела в стороны. Затем без остановки сгибать кисти вниз, одновременно сжимая пальцы в кулак, и возвращать кисти в исходное положение. Движения повторять несколько раз безостановочно и плавно, но с большим напряжением и максимальной амплитудой.

То же, развернув ладони кверху.

Упражнения по освоению двигательных приемов

Упражнения помогают детям овладеть тремя двигательными приемами: пружинным, маховым и плавным.

«Пружинки»

(пружинное полуприседание и вставание на полупальцы)

Такты 1–4. Дети слегка приплясывают, выполняют пружинные полуприседания и выпрямление колен по два на такт. Пятки от пола не отрывать, корпус прямой. Между движениями вниз и вверх остановок не делать. Акцент – на движении вверх.

Такты 5–8. Приплясывая во всю силу, дети то пружинно поднимаются на носки, то опускаются на всю ступню по два раза на такт. Как и в первом движении, остановок между фазами не делать. При движении вверх пятки остаются вместе, ноги выпрямляются, но колени не втягиваются, при движении вниз – слегка подгибаются. Учитель следит за правильной осанкой детей.

«Взлетайте, ленты!»

И.п. – руки в стороны, в каждой руке по ленте. Дети легко взмахивают руками, на нечетные такты скрещивая их перед грудью, на четные – разводя руки в стороны. Каждое движение начинается с «падения» рук вниз; затем сразу следует быстрое напряжение мышц, которое как бы толкает руки, заставляя их снова «взлетать», после чего руки снова «падают». Упражнение подготавливает к исполнению более сложных и силовых маховых движений.

«Тугая резинка»

Упражнение развивает плавность движений, укрепляет мышцы ног, прививает навыки правильного исполнения всех приседаний.

И.п. – носки разведены несколько шире обычного, пятки вместе, руки на пояс. Тяжесть тела равномерно распределяется на всю ступню. На нечетные такты дети «растягивают резинку» – медленно, плавно, с напряжением сгибают ноги до положения полуприседа, разводя колени как можно шире в стороны. Пятки от пола не отрываются, корпус остается строго вертикальным. Во время приседания колени должны смотреть туда же, куда и носки ног. На четные такты «резинка сокращается». Так же медленно, с напряжением ноги выпрямляются. Между движениями вниз и вверх остановки не делаются. Тяжесть тела равномерно распределяется на всю ступню. Учитель должен следить, чтобы дети не наваливались на большие пальцы ног, а распределяли вес тела на все пальцы.

«Поющие руки»

(плавное движение рук)

И.п. – руки в стороны, ладони вперед.

Такты 1–4. Руки медленно переводить вперед, движение идет от плеча, без напряжения в локтях. Кисти слегка отстают от движения всей руки.

Такты 5–8. Так же медленно разводить руки в стороны, возвращаясь в исходное положение. Кисти слегка отстают от движения всей руки.

Такты 9–12. Повторение движений тактов 1–4.

Такты 13–16. Повторение движений тактов 5–8, одновременно с окончанием музыки руки плавно опускать вниз. Между движениями вперед и назад остановок не делать. Упражнение можно исполнять с лентами в руках. По мере усиления эмоционального воздействия музыки музыкально-двигательный образ углубляется.

Освоение основных движений и элементов танца

Задачи: формирование умений придавать движению нужную динамическую выразительность, заканчивать движение точно с окончанием музыки; развивать у детей динамичность, ритмичность.

Вежливый танец

И.п. – встать в пары. Одна половина группы строится в шеренгу вдоль одной длинной стены зала, другая половина – вдоль противоположной. Дети поворачиваются друг к другу лицом, берутся за руки и поднимают их вперед и в стороны.

Такты 1–8. Пары двигаются поперек зала, приветливо глядя друг на друга. Сойдясь на средней линии зала, останавливаются, на счет «раз» восьмого такта четко приставляют ногу к ноге с легким притопом.

Такты 9–12. Держась за руки, но немного опустив их вниз, пары кружатся вправо. Шаг спокойный, слегка пружинящий, мягкий (на каждую четверть).

Такты 13–16. Пары кружатся по направлению влево, затем все возвращаются на свои места. Танец под музыку повторяются сначала, только пары теперь двигаются в обратном направлении и начинают движение с другой ноги.

Танцуем галопом

(шаг бокового галопа)

Дети встают в пары. Одна половина группы строится в две параллельные колонны по пять пар в каждой, вдоль одной длинной стены, другая половина – вдоль противоположной стены. Учитель определяет очередность движения групп.

Такты 1–4. Первая группа двигается легким, стремительным шагом галопа вдоль длинной стены и четко останавливается прыжком на обе ноги вместе.

Такты 5–8. Вторая группа исполняет то же самое.

Такты 9–12. Все пары танцуют на месте, исполняя легкие пружинные шаги то вправо, то влево.

Такты 13–16. Обе группы одновременно двигаются полетным галопом вдоль стен с четкой остановкой прыжком на обе ноги на такте 16.

«Петушок расплясался»

(повторять три притопа)

1-й вариант. Дети приплясывают, делая три притопа, четко приставляя ногу к ноге. На третьем притопе свободная нога слегка поджимается, ступня держится около щиколотки опорной ноги.

Статья подготовлена при поддержке интернет - магазина «Травы Приморья». Если Вы решили купить лекарственные настойки и мази, то хорошим решением станет зайти в интернет – магазин «Травы Приморья». Перейдя по ссылке: «настойка эхинацеи цена», вы сможете, не потратив много времени, заказать лечебные травы, мази, растирки и настойки по оптимальным ценам. Интернет - магазин «Травы Приморья» постоянно расширяет свой ассортимент, поэтому Вы всегда сможете приобрести качественную мазь или настойку.

2-й вариант. Такты 1–4. Те же движения исполняются веселее, задорнее, с легким поворотом в сторону ноги, начинающей движение, – то вправо, то влево. Руки опустить, слегка отведя в стороны ладонями вперед, или держать на поясе.

Такты 5–8. Ученики кружатся шагом, опираясь на всю ступню.

Такты 9–16. Дети повторяют те же движения, но кружатся в другую сторону. После выполнения данного упражнения учащиеся технически легко справляются с повторными притопами (в дальнейшем – и с тройным шагом, полькой и др.).

Работа над музыкально-пространственными композициями развивает у школьников чувство коллективизма: они учатся не только понимать музыку, но и двигаться в общем ритме – вместе, дружно и слаженно.

Зинаида ГРИГОРЬЕВА,
Москва

Фото автора