Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №8/2008

СОБЫТИЯ. ФАКТЫ. КОММЕНТАРИИ

КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА

О порядке изменения статуса учреждения дополнительного образования

Как известно, детскоюношеские клубы сегодня имеют право на существование лишь номинально: эти учреждения не внесены в Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (см. № 7/2007). Вследствие этого ДЮК ФП исключили и из Типового положения об образовательных учреждениях дополнительного образования, что стало причиной массового изменения статуса этих образовательных учреждений.
Вынужденная реорганизация не везде проходит гладко: у директоров бывших ДЮК ФП порой возникает масса проблем, связанных с выбором нового статуса, его обоснованием, оформлением необходимых документов.
С вопросами о порядке изменения статуса учреждений дополнительного образования мы обратились к заместителю начальника отдела профессионального образования Управления физической культуры Росспорта Дмитрию ЧЕРНОНОГУ.

Юридическая коллизия

Статья 26 Закона Российской Федерации «Об образовании» устанавливает открытый перечень названий учреждений дополнительного образования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2006 г. № 752 в Типовое положение об образовательных учреждениях дополнительного образования детей внесена поправка, по которой в ст. 1 дан закрытый перечень названий учреждений дополнительного образования детей, на которые распространяется действие данного Типового положения. В данном Перечне отсутствует название «детскоюношеский клуб физической подготовки (кстати, отсутствует и название «школа высшего спортивного мастерства», часть которых попрежнему являются учреждениями дополнительного образования).

Возникла юридическая коллизия. С одной стороны, на ДЮК ФП и ШВСМ не распространяется Типовое положение об образовательных учреждениях дополнительного образования детей. С другой стороны, никакого законодательного запрета на деятельность подобных учреждений нет (просто нет типового положения, регулирующего деятельность данных муниципальных и государственных учреждений).

Соответственно, ДЮК ФП и ШВСМ могут продолжать осуществлять свою деятельность в статусе учреждения дополнительного образования до истечения срока действия лицензии на образовательную деятельность или преобразоваться в другой тип (вид) учреждения (не обязательно образовательного).

Во что можно преобразоваться?

В образовательное учреждение дополнительного образования детей:

– детский оздоровительнообразовательный (профильный) центр;
– дворец спорта для детей и юношества;
– детскоюношескую спортивную школу;
– специализированную детскоюношескую спортивную школу олимпийского резерва;
– детскоюношескую спортивно­адаптивную школу;
– во вступающем в силу с 30 марта 2008 г. Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в п. 5 ст. 33 указывается также возможность преобразования в центр дополнительного образования, осуществляющий подготовку спортивного резерва;

в муниципальное или государственное учреждение:

– физкультурноспортивный (спортивный) клуб по месту жительства;
– физкультурнооздоровительный центр;
– региональный центр спортивной подготовки (рекомендовано Росспортом для ШВСМ);

в автономное учреждение.

Во что нужно преобразоваться?

Определяться с формой деятельности необходимо в зависимости от тех задач, которые ставятся учредителем.

Следует учитывать, что в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной и (или) муниципальной собственностью, не допускается без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, для оказания им медицинской, лечебно­профилактической помощи, для социального обслуживания. В случае отсутствия экспертной оценки такое решение признается недей­ствительным с момента его вынесения.

Соответственно, прежде чем преобразовывать ДЮК ФП или ШВСМ, нужно получить экспертную оценку с соответствующими рекомендациями и уже после этого принимать решение.

Как преобразовывать?

При наличии экспертного заключения и четкой выраженной позиции учредителя (как он видит дальнейшее развитие учреждения) технология принятия решения о преобразовании несложная.

Для этого:

а) коллектив образовательного учреждения принимает необходимые поправки в устав учреждения и направляет их на утверждение учредителю;

б) учредитель в установленном порядке и сроках утверждает внесенные учреждением в его устав поправки;

в) изменения в устав регистрируются в установленном порядке и в установленные сроки;

г) если учреждение преобразуется не в образовательное учреждение, то необходимо направить соответствующее заявление о прекращении действия лицензии (так как деятельность физкультурноспортивных организаций лицензированию не подлежит). При преобразовании в образовательное учреждение дополнительного образования детей этого делать не надо (ст. 34 Закона об образовании устанавливает, что при реорганизации образовательного учреждения в форме преобразования, выделения филиала в самостоятельное юридическое лицо, присоединения к образовательному учреждению юридического лица, не являющегося образовательным учреждением, создании автономного образовательного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального образовательного учреждения образовательное учреждение вправе осуществлять определенные в его уставе виды деятельности на основании лицензии и свидетельства о государственной аккредитации, выданных такому образовательному учреждению до окончания срока действия этих лицензий и свидетельства);

д) образовательное учреждение продолжает осуществлять свою уставную деятельность в новых условиях.

О штатном расписании учреждения

В унифицированной форме Т3 «Штатное расписание», утвержденной Постановлением Госком­стата России от 5 января 2004 г. № 1, не предусмотрен реквизит вышестоящей организации (учредителя) «Согласовано» или «Утверждаю». Соответственно, непосредственно штатное расписание утверждается директором образовательного учреждения.

Другой вопрос – необходимость согласования с учредителем ежегодных ассигнований, выделяемых из бюджета на фонд оплаты труда. И если для данного учреждения применяется «затратная» методика расчета годовой сметы расходов и доходов учреждения, то согласование проекта штатного расписания с учредителем фактически неизбежно, так как является обоснованием целевого расходования выделяемых денежных средств.

Следует отметить, что в Российской Федерации бесплатный труд запрещен. Соответственно, если учредитель сокращает расходы на финансирование учреждения (не обеспечивает их на должном уровне), то это неизбежно будет приводить к снижению или количества занимающихся, или результативности работы. Учреждению необходимо предметно обосновывать свои расходы и предвидеть последствия в случае отказа учредителя от их финансирования. Для этого нужно иметь программу развития учреждения.

Дмитрий ЧЕРНОНОГ,
заместитель начальника
отдела профессионального образования
Управления физической культуры Росспорта