Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №7/2008

МЕТОДИКА. АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

Пластика движения

Программа физического воспитания с элементами пластики движения для 1–6-х классов общеобразовательной школы

Пояснительная записка

Одной из разновидностей греческой гимнастики была орхестрика – гимнастика танцевального направления. В античном мире физические упражнения под музыку применялись для развития хорошей осанки, походки, пластичности движений. Древнегреческую орхестрику можно справедливо считать предшественницей всех существующих ритмических и ритмопластических систем упражнений, включая современную художественную гимнастику.

Данная программа позволяет гармонично развивать ребенка, а также эффективно влиять на его физическое, двигательное совершенствование, способствует коррекции формы тела, формирует культуру движения и т.п. Из всех возрастных периодов развития детского организма особое внимание следует уделять младшему школьному возрасту. Этот этап отличается от других вступлением ребенка в период интенсивного умственного, физического и двигательного развития.

Предлагаемая программа дает возможность интегрировать предметы, расширяя тем самым кругозор и знания учащихся. Она позволяет последовательно решать задачи физического и нравственного воспитания детей как в начальном, так и в среднем звене общеобразовательной школы, а именно:

  • формирует представление о нравственном и физическом здоровье учащихся;

  • прививает навыки плавного непрерывного движения и учит применять их в различных формах двигательной активности;

  • повышает работоспособность учащихся и решает задачи развития и совершенствования основных двигательных качеств.

Программа в целом способствует укреплению здоровья, раскрывает и развивает физические и умственные способности учащихся, дает им положительный эмоциональный заряд. Занятия обеспечиваются музыкальным сопровождением с целью побуждения к действию даже малоподвижных детей, поддержания правильного ритма движений и точности их исполнения. Основой программы являются естественные движения, разнообразные доступные упражнения и игровые занятия.

Статья опубликована при поддержке интернет-магазина "Время Мам". Товары для детей, в роддом, для беременных, а также для дома. Подгузники, пустышки, прорезыватели, нижнее бельё для рожениц и беременных, бандажи, компрессионные колготки и чулки, одежда для беременных и многое другое. Доступные цены, гарантия качества. Посмотреть каталог товаров, цены и сделать заказ Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: vremya-mam.ru.

Своеобразие программы заключается в том, что материал дается в одних и тех же разделах (ходьба, бег и т.д.), а объем ритмических и танцевальных упражнений постепенно увеличивается от класса к классу.

Каждый раздел включает в себя теоретическую и практическую части (с учетом возрастных особенностей детей).

В разделе «Активизация творческой активности на уроках» предусмотрена серия подвижных игр, которые способствуют развитию определенных навыков и умений.

Оценивая с помощью тестов выполнение учащимися соответствующих нормативов, следует проявлять индивидуальный подход к учащимся с учетом их двигательной и технической подготовленности.

Работая по программе, педагог ставит перед собой следующие основные задачи:

  • развитие координационных способностей и физических качеств на уроках данного профиля;

  • развитие любви к движению и потребности в нем;

  • помочь учащимся в овладении основными видами и приемами движения;

  • постоянная работа над созданием простейших музыкальнодвигательных образов, развитие у детей чувства пространства;

  • помощь учащимся в освоении основных движений и элементов танца через музыкальнопространственные композиции.

Задачи программы

  • развитие пластики, гибкости и силы;

  • развитие ловкости и координации движений;

  • развитие чувства ритма;

  • повышение физической работоспособности;

  • обогащение знаний о спорте и спортивном отдыхе;

  • развитие навыков психорегуляции, двигательной и технической подготовленности учащихся.

Примерное распределение учебного времени на освоение различных видов упражнений

№ п/п

Упражнения из разделов учебной программы

Количество часов по классам

1-й

2-й

3-й

4-й

5-й

6-й

1

Строевые упражнения и ориентация

4

3

3

3

2

2

2

Ходьба и бег

8

6

4

4

3

3

3

Упражнения в равновесии

2

2

2

2

2

2

4

Лазание и перелезание

4

3

3

2

2

2

5

Прыжки

5

7

5

5

4

4

6

Висы и упоры

2

2

2

2

2

3

7

Общеразвивающие упражнения (без предметов)

10

9

9

8

8

10

8

Общеразвивающие упражнения (с мячом, скакалкой, лентой)

8

10

12

9

8

8

9

Подвижные игры, эстафеты

6

6

6

10

10

10

10

Акробатические упражнения

8

6

6

11

Танцевальные и ритмические упражнения

11

14

16

10

12

12

12

Аэробика и степаэробика

13

15

12

 

Общее количество часов

68

68

68

68

68

68

1-й класс

Акробатические упражнения

Упор присев, кувырок вперед в упор присев перекатом назад, стойка на лопатках, согнуть ноги, держать, сгибая колени к груди, перекатом вперед в упор присев, выпрямляя ноги, упор согнувшись, касаясь пальцами, кулачками, ладонями земли, пола – держать, выпрямляясь, равновесие на правой (левой) руке, вперед – вверх, старт пловца, прыжок вверх прогнувшись. Из седа ноги врозь, руки в стороны – перекатом влево (вправо) через спину, поворот в упор кругом, в упор сзади, прогнуться вверх животом, сед на ноги перекатом назад, группировка лежа на спине, перекатом вперед встать в основную стойку – мост из положения лежа на спине.

Танцевальные и ритмические упражнения

Непринужденное движение в соответствии с музыкальным ритмом, ускорение и замедление движения. Умение ходить легко, мягко, плавно, торжественно, стремительно, широко выпрыгивать с ноги на ногу, с выносом, с разнообразным положением ног, с притопом, с шагами польки, галопа, с приседаниями, хлопками рук и плавными движениями. Сочетание положений рук и ног. Умение контролировать элементы знакомых танцевальных движений, импровизировать варианты ритмической гимнастики.

Детальное освоение основных движений и элементов танца

1. Прыжки на середине.
2. Подскоки (легкие, энергичные).
3. Ходьба с носка.
4. Галоп.
5. Ходьба (бодрый шаг, тихий шаг, спокойная ходьба).
6. Бег («лошадка», высокие колени).
7. Приставные шаги в сторону.
8. Хороводный шаг.
9. Топающий шаг в сторону.
10. Выставление ног на пятку и носок.
11. Шаг с притопом на месте.

Ритмические упражнения

(под музыкальное сопровождение)

1. «Гуси-гуси, га-га-га».
2. «Мишка косолапый».
3. «Угадай, в какой руке?»
4. «Бокс».
5. «Лягушка».
6. «Неваляшки».

2-й класс

Акробатические упражнения

1. «Тик-так».
2. «Петрушка».
3. «Крутые повороты».
4. «Кошка лезет на забор».
5. «Ванька-встанька».
6. «Пила».
7. Подъем ног из положения лежа.
8. Лежа на животе, подъем туловища с вытянутыми руками и сомкнутыми ногами.

Танцевальные и ритмические упражнения

1. Обучение учащихся исходным положениям:

а) положение стоя (тяжесть тела перенести на одну ногу);
б) положения в выпаде;
в) позиции 1, 2, 3.

2. Развитие мышечного чувства:

а) упражнения в напряжении и расслаблении мышц ног;
б) тренировочные упражнения для рук и корпуса;
в) выпады вперед и в сторону с пружинными движениями в колене;
г) «мельница» (с усилением до прыжков).

3. Развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов:

а) сгибание и разгибание корпуса («Книга»);
б) повороты корпуса влево и вправо;
в) круговые махи одной рукой;
г) отведение ноги махом (качание ноги);
д) сгибание и разгибание ноги в коленном суставе («Насос»).

4.Совершенствование основных движений и элементов танца (в группах):

а) построение круга и двух кругов;
б) построение квадрата (из круга);
в) положение в парах;
г) положения («Воротца», «Звездочка»);
д) двойной подскок, шаг в бок с притопом;
е) шаг (полька).

3-й класс

Акробатические упражнения

Группировки: сидя, стоя, лежа, в приседе. Кувырки: вперед, назад, с наклонной плоскости. Стойка на лопатках, мост из положения лежа на спине, из моста поворот налево (направо), в упор присев.

Связка элементов: два кувырка вперед, перекат назад, стойка на лопатках, мост из положения лежа, из моста поворот налево (направо), в упор, на одно колено, полушпагат.

1. «Жук упал».
2. «Похлопаем в ладоши».
3. «Качели».
4. «Пружинка».
5. «Листопад».

Танцевальные и ритмические упражнения

1. Обучение учащихся исходным положениям:

а) положение в выпаде;
б) позиции ног (позиции 1–6);
в) позиции рук (подготовительная позиция, позиции 1, 2, 3);
г) основные положения корпуса;
д) «Березка» (упражнения в данном положении).

2. Развитие мышечного чувства:

а) упражнения в напряжении и расслаблении мышц ног, рук, живота, спины;
б) упражнения для укрепления спины (упражнения на полу);
в) разминка, растяжка тела.

3. Развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов.

а) развитие подвижности стопы;
б) работа над подъемом стопы;
в) упражнения на ширину шага;
г) упражнения для подвижности бедра;
д) упражнения для плечевых суставов;
е) упражнения для рук, спины, шейных позвонков (повороты и круговые вращения головы).

4. Упражнения на постановку корпуса:

а) работа над гибкостью и эластичностью;
б) работа над артистичностью исполнения движений.

5. Совершенствование основных движений и элементов танца:

а) шаги (решительный, настороженный, пружинный);
б) «Ускоряй – замедляй» – то бегом, то шагом;
в) положение в парах («Звездочки», «Плетень», «Корзиночка», «Расческа», «Улитка»).

4-й класс

Танцевальные и ритмические упражнения

1. Обучение учащихся исходным положениям (совершенствование):

а) полуприсед;
б) стойка ноги врозь, глубокий присед;
в) смена позиций ног с 1 на 2, из 2 в 3 и т.д.;
г) смена позиций рук из подготовительной в 1, 2, 3 (то правой, то левой рукой поочередно);
д) основные положения корпуса (сменой позиций ног и рук);
е) упражнения стоя на коленях с опорой руками о пол.

2. Развитие мышечного чувства:

а) упражнения на напряжение и расслабление мышц плечевого пояса, кистей рук, стопы;
б) упражнения для укрепления спины (упражнения на полу с гимнастическими палками);
в) разминка, растяжка у гимнастической стенки.

3. Развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов:

а) развитие подвижности бедра;
б) развитие мышц брюшного пресса (лежа на спине, согнуть ноги в коленях, положив руки на затылок. Максимально напрягая пресс, приподнять верхнюю часть спины, отрывая голову от пола. Сохранив напряжение, задержаться на несколько секунд в верхней, средней и нижней точках движения;
в) упражнения на ширину шага и эластичность мышц бедер, голени;
г) упражнения для локтевых и лучезапястных суставов;
д) упражнения для спины, позвоночника (повороты и круговые вращения корпусом);
е) упражнения для мышц спины (повороты на 360О в невысоком прыжке).

4. Упражнения на постановку корпуса:

а) развитие устойчивости и постановки корпуса, ног, рук и головы во всех положениях;
б) обучение выразительности поз, координации движений;
в) работа над артистичностью исполнения движений.

5. Совершенствование основных движений и элементов танца:

а) шаг в ритме польки с поворотом, подскоки;
б) основной шаг в ритме полонеза;
в) скользящий шаг с продвижением в сторону (па глиссад);
г) «кошачий шаг» (па де ша вперед);
д) положения в парах, тройках, четверках («волна», «прочес» с поворотом).

Аэробика и степаэробика

1. Краткая история происхождения аэробики. Обучение основным (базовым) шагам.
2. Марш на месте с продвижением вперед, назад.
3. Положение рук (при исполнении марша).
4. Слитное исполнение простейшей комбинации на основе разновидности марша.

5-й класс

В течение года дети разучивают упражнения для развития силы ступни, осваивают прыжки с приземлением на одну ногу, осваивают более сложную координацию движений. Совершенствуется техника исполнения упражнений в быстром темпе, вырабатываются устойчивые навыки, увеличивается высота прыжка. В программу вводятся элементы, включающие соединение движений и поз (вначале не более двух).

Танцевальные и ритмические упражнения

1. Обучение исходным положениям (совершенствование):

а) обучение малым позам: постановка корпуса ровно лицом к передней стене зала (анфас);
б) поза лицом и корпусом в угол передней стенки зала (круазе);
в) поза ласточки на одной ноге с невысоким отведением ноги назад, к передней стенке зала и углу (упражнения в данном положении).

2. Развитие мышечного чувства:

а) упражнения на развитие силы стопы, мышц голени, бедер, ягодиц;
б) упражнения на развитие мышц брюшного пресса;
в) разминка, растяжка у гимнастической стенки и на полу.

3. Развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов:

а) упражнения на развитие подвижности голеностопного сустава, укрепление всей ступни и колена;
б) круговое движение ногой по полу наружу и вовнутрь (поочередно);
в) упражнения для плечевых суставов, рук, спины (повороты на одной ноге, в приседе и круговые вращения из различных поз и положений рук, головы).

4. Упражнения на постановку корпуса:

а) продолжение работы над гибкостью и эластичностью;
б) продолжение работы над артистичностью исполнения движений;
в) перевоплощение в героев окружающего мира и сказок (лебедь, обезьяна, бабочка, змея и т.д.).

5. Совершенствование основных движений и элементов танца:

а) основные шаги народного танца (шаг с каблука с притопом, в повороте, дробь – «горох», двойной удар с продвижением вперед правой, левой ногой поочередно);
б) постановки корпуса и рук, характерные для танцев разных народов;
в) демонстрация цепочек упражнений (импровизации) друг перед другом по одному и группами;
г) обучение элементам современного спортивного танца.

Аэробика и степаэробика

1. Ознакомление учащихся с направлениями в аэробике (оздоровительной, спортивной, степаэробикой) и их правилами.
2. Продолжение изучения основных шагов, положений рук.
3. Изучение движений в марше: вынос пятки и носка правой и левой ноги поочередно вперед, назад, вправо и влево и т.д.
4. Обучение правилам подъема и спуска со степдоски.

6-й класс

Совершенствуются навыки, повышаются устойчивость, точность, скорость, техника исполнения движений. Завершается работа над постановкой корпуса, ног, рук, головы во всех положениях. Ученики усваивают полуповороты и повороты на полупальцах, строят более сложные комбинации, используя навыки и умения, приобретенные в предыдущие годы.

Особое внимание уделяется выразительности поз и артистичности, координации движений и развитию силы.

Танцевальные и ритмические упражнения

1. Обучение учащихся исходным положениям (совершенствование):

а) и.п. – ноги в пятой позиции (правая впереди), руки в подготовительной позиции. Выполняются прыжки по всем позициям ног и со сменой положений рук;
б) и.п. – ноги в первой позиции, руки в подготовительной позиции. Подъем на полупальцы. Тяжесть корпусаравномерно распределяется на обе ноги;
в) выполнение различных упражнений из и.п. – глубокий сед, одна нога вытянута в сторону, руки во второй позиции (например, перенос центра тяжести с одной ноги на другую);
г) и.п. – ноги вместе (шестая позиция), глубокий сед с опорой руками о пол (выброс в прыжке ног назад: поочередно – правая, затем левая – и двумя ногами сразу);
д) и.п. – ноги в первой, во второй, в третьей позиции. Сочетания из двух и более элементов с различным положением рук.

2. Развитие мышечного чувства:

а) различные упражнения с твердыми и мягкими руками;
б) развитие мышц бедер, брюшного пресса и косых мышц живота;
в) развитие мышц голени и бедра из положения сидя;
г) развитие боковых мышц;
д) разминка.

3. Развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов:

а) развитие подвижности стопы из положения стоя на одной ноге (поочередно меняя ноги). Одна нога опорная, другая согнута в колене и отведена в сторону, выполняется круговое движение стопой внутрь и обратно (ан деор и ан дедан);
б) развитие подвижности коленного сустава: и.п. – то же, но круговые движения рабочей ногой выполняются голенью, бедро закреплено;
в) упражнения для локтевого сустава (и.п. – ноги вместе, плечи опущены, руки во второй позиции согнуты в локтях и опущены вниз, предплечье закреплено). Выполнять круговые движения, чередуя их с выпрямлением рук в стороны;
г) упражнения для развития суставов кистей рук;
д) упражнения на развитие ширины шага. Плавное приседание на одной ноге, другая на перекладине или гимнастической стенке на удобной для каждого высоте.

4. Упражнения на постановку корпуса:

а) работа над гибкостью и эластичностью на полу, сидя на скамейке, у гимнастической стенки и на середине зала (плавные цепочки элементов);
б) работа над артистичностью исполнения движений (совершенствование);
в) актерское мастерство перевоплощения в героев литературных произведений; интеграция предметов.

5. Совершенствование основных движений и элементов танца:

а) обучение основным движениям танца с предметами (шарф, веер, скакалка, гимнастическая палка и т.д.);
б) композиция постановки танца в парах и группах с предметами и сюжетами.

Аэробика и степаэробика

1. Изучение цепочек упражнений оздоровительной аэробики и совершенствование их исполнения на степдоске.
2. Продолжение изучения основных направлений аэробики, в том числе спортивной.

На всех этапах обучения по программе основное внимание уделяется развитию творческих способностей детей.

Зинаида ГРИГОРЬЕВА,
преподаватель ГОУ СОШ № 192,
Москва