Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №7/2008

МЕТОДИКА. УРОК

Ученик – живое зеркало общения

Комментарии к видеомастер-классу

Мы не раз рассказывали о работе московского учителя Дмитрия БЕСПОЛОВА – заслуженного учителя Российской Федерации, победителя профессионального конкурса «Учитель года Москвы-2004», лауреата национальной премии в области образования. Он работает в двух школах на юго-востоке столицы. Одна – ГОУ СОШ № 335 – известна как школа, работающая над формированием здоровой среды; вторая – Центр образования № 2010 – вот уже 14 лет успешно осуществляет российско-норвежский проект, в рамках которого многие предметы, в том числе и физическая культура, интегрированы с норвежскими учебными планами. Норвежский учебник по физкультуре для старшей школы, именно здесь переведенный на русский язык, был опубликован в нашей газете (№ 15, 2006 г.) и вызвал большой интерес у читателей.
Эта статья – попытка кратко описать увиденное во время видеосъемки мастеркласса Дмитрия Бесполова. На нем демонстрировались различные методические приемы, причем на примере детей из нескольких возрастных групп. Многие ученики впервые принимали участие в таких занятиях. Их искренняя радость и активное участие в предложенных упражнениях лишь подчеркивают доступность и эффективность предложенной методики.
Мастер-класс Дмитрия Бесполова будет впервые показан на сайте Интернет-марафона (http://www.marathon.1september.ru) 21 апреля 2008 г.

Физическая культура – это прежде всего способ общения:
общения между учениками, общения между учеником и учителем.
Физическая культура – это возможность проявления собственной неповторимости.

Д. Бесполов

Эпизод первый. Разминка

Не вызывает сомнений, что, приходя на урок физкультуры, каждый ребенок (даже первоклассник!) знает хотя бы одно упражнение, которым он готов поделиться с другими. Это учитель и использует в своей методике. Сначала он предлагает ребятам встать в круг, потом после краткого объяснения начинается работа: под ритмичную музыку один из учеников показывает свое упражнение, остальные повторяют его. Наступает очередь следующего, рядом стоящего ученика, он предлагает другим выполнить свое упражнение. В это время сам учитель движется позади круга и подсказывает ученикам: иногда просит сложное упражнение заменить на более простое, иногда предлагает дать упражнение на другие мышцы или суставы.

Видно, что дети освоились с заданием и с удовольствием выполняют упражнения, предлагаемые их товарищами, а некоторые даже начинают исполнять не только общеразвивающие упражнения, но и танцевальные движения. Заметно, что учащиеся начинают не только разминаться, но и общаться друг с другом, так что у каждого запас известных упражнений увеличивается.

Учитель отмечает:

– На первом этапе мы не акцентируем внимание на правилах и принципах проведения разминки – для нас важнее общение учеников и их активное включение в само действие. В дальнейшем, когда мы начнем обучать их основам проведения разминки, это уже не будет представлять сложность.

Эпизод второй. «Живое зеркало»

Когда ученики освоились с простой разминкой, их учат работать в системе «живого зеркала». Этот метод помогает человеку, показывающему упражнения, общаться с аудиторией. «Зеркалом» являются те, кому упражнение демонстрируется, при этом предполагается, что человек, проводящий работу, прежде всего смотрит на остальных (на свое «зеркало»), выявляя их реакцию на предложенные движения. Ведущий может снижать или увеличивать амплитуду своих движений, изменять сложность и скорость их выполнения, в зависимости от ответной реакции «живого зеркала».

Сначала ведущим является педагог. Он включает специально подобранную музыку, объясняет основные принципы работы в системе «живого зеркала», одновременно демонстрируя, как эти принципы могут воплощаться в реальности. Потом учитель предлагает детям прослушать музыкальный эпизод и придумать собственный физкультурномузыкальный образ услышанного. Он сам показывает пример и рассказывает, что данный образ создан одной из его бывших учениц.

Завершается этот этап обучения разминкой, которую три ученицы демонстрируют в созданных ими образах.

Позже Дмитрий Владимирович рассказал, что метод «живого зеркала» был создан прежде всего для общения учителя с детьми. Оказывается, обычно только на начальном этапе звучит музыка, подобранная педагогом. Позже наступает момент, когда ребята начинают составлять собственные музыкальные разминки. Лучшие из них он коллекционирует и использует в дальнейшей работе.

Эпизод третий. Общение в движении

Урок физкультуры проводится в большом пространстве – не в обычном маленьком кабинете, загроможденном партами и стульями. На этом уроке дети постоянно двигаются, перемещаются, идет активная работа зрительной и слуховой систем. Этот прием автор использует для того, чтобы максимально эффективно использовать пространство зала: и для активного перемещения, и для общения.

Ученики встают на линии разметки по всему залу. Звучит музыка, все начинают перемещаться по разметке. Начинается хаотическое движение. Но дети не толкаются, потому что здесь бегать нельзя – надо ходить.

Через некоторое время в игру включается участник с мячом. Он пытается «запятнать» им других игроков, поэтому теперь они должны осторожнее выбирать маршруты движения, чтобы не встретиться с водящим.

В игру вводится еще один мяч, и водящим приходится договариваться друг с другом о выборе маршрута, чтобы обойти группу одноклассников с двух сторон и «запятнать».

После этого начинается игра с интригующим названием «Бездомный котенок». Для того чтобы быть в ней успешными, от учеников требуются не только быстрота перемещений в поисках свободного «домика», но и хорошие коммуникативные способности.

Игра проводится так: все стоят в двух шеренгах лицом друг к другу. Каждый ученик стоит рядом со специальной меткой, а тот, которому метки не досталось, и есть «бездомный котенок». Каждый из игроков должен взглядом или жестами договориться с кем-то из шеренги напротив и быстро поменяться с ним местами, чтобы «котенок» не смог первым подбежать к его метке. Долго стоять на одном месте запрещается.

Завершается этот этап совместным изучением и веселым исполнением парного танца.

Эпизод четвертый. Упражнения с мячами

Перед началом демонстрации Дмитрий Владимирович отмечает:

– Теперь мы переходим к упражнениям с мячами – продолжаем развивать умение общаться, понимать других, проявлять свою индивидуальность в движении под музыку. Наша музыка – важная часть каждого урока, его «изюминка», поэтому мы особенно внимательно относимся к каждому музыкальному эпизоду. Чтобы показать направление движения или его изменение, мы используем различные предметы (например, фишки) различного цвета. Все задания, которые дает учитель, ребята обязательно проговаривают вслух, обсуждают детали – это помогает им запомнить и осознать свои действия.

Вначале ученики строятся в две шеренги. Игрок, передав мяч партнеру напротив, перебегает в конец шеренги, объявляя: «Отдаю пас, двигаюсь в сторону «леса», встаю в конце шеренги», – причем преподаватель акцентирует внимание на очередном выполнении задания. Звучит ритмичная музыка. Еще не начиная выполнять упражнение, ученики делают ритмичные движения. С одним мячом упражнение не вызывает сложности, но когда вводится два, три мяча, появляются первые ошибки: мячи падают, но преподаватель не убирает их, напротив, добавляет другие. Вдруг ребята начинают справляться с заданием: был введен мяч другого цвета. Ориентируясь на него и сказав после его передачи: «Последний», – ребята перемещаются в конец шеренги.

Следующую группу упражнений можно использовать для занятий на малых площадках. Осваивая технику владения мячом, дети вчетвером выходят в центр площадки и одновременно передают мяч в заранее оговоренном направлении. Появление рядом с этой группой преподавателя или ученика в цветной жилетке является сигналом к смене задания или его усложнению.

Следующее упражнение, продемонстрированное Дмитрием Бесполовым, можно условно назвать «Флаг Великобритании»: если на листе бумаги начертить схему передвижения учеников в этот момент, получится рисунок, напоминающий флаг этой страны. При этом ребята учатся основам тактического перемещения, характерного для многих спортивных игр.

Метками двух цветов отмечают углы и середины сторон прямоугольника (расстояние между метками по периметру – примерно 1,5–2 м). На двух сторонах (одной – длинной, а другой – короткой) метки красного цвета, на двух других – желтые.

Игру начинают 4 ученика, которые встают вдоль меток одного цвета. После передачи мяча направо каждый ученик перебегает к метке другого цвета по диагонали. В результате мяч описывает контур «флага», а дети, меняющиеся местами, как бы чертят на нем линии. На рис. 1 приведена примерная схема расположения меток и траекторий движения мяча и учеников.

Рис. 1. Схема игры «Флаг Великобритании»

Рис. 1. Схема игры «Флаг Великобритании»

Чуть позже задание становится еще сложнее: в работе участвуют 8 учеников, у которых два мяча. Ребята бегут навстречу друг другу, заранее договорившись о том, что стоять нужно всегда с одной (например, с правой) стороны от метки, чтобы в процессе игры не столкнуться. Ученики, которым трудно двигаться в общем ритме, могут создать «внешний круг», где они передвигаются по своим (упрощенным) правилам.

Учитель отмечает, что при проведении этих упражнений очень важно добиться понимания и осознания движений каждым учеником, причем мяч для этой работы можно использовать любой: и баскетбольный, и волейбольный, и футбольный.

Остальное – в кадре…

То, что происходило дальше, действительно было настолько эмоционально, динамично и интересно, что с трудом поддается словесному описанию. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать…» Мы советуем посмотреть демонстрационное занятие Дмитрия Бесполова на указанном сайте.

После съемки Дмитрий Владимирович ответил на некоторые вопросы учителей и редакции и обратился к коллегам:

– Уважаемые коллеги, друзья! Мы прекрасно понимаем: то, что мы делаем, – это прежде всего наша собственная «рубашка», ее нельзя снять с одного человека и надеть на другого. Я показал вам часть из того, что делаю на своих занятиях, – часть своей «рубашки». Но если вы возьмете эту часть и добавите к ней свою фантазию, это будет очень интересно и для вас, и для ваших учеников. Потому что важно не только «поднять со скамейки» сидящего ученика, но и самому встать и «отойти» от привычного образа себя. И последнее. Улыбка человека вызывается работой мимических мышц, а ведь главная задача преподавателя физкультуры – развивать у учеников все группы мышц. Так давайте не будем бояться чаще дарить улыбку своим ученикам!

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Фото автора