Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №7/2008

МЕТОДИКА. УРОК

Интеллект-ориентирование

Владимир Виноградов

Владимир Виноградов

Опыт Владимира Виноградова особенно интересен, потому что предлагаемая им методика организации образовательного пространства в спортивном зале – это структура, которая может быть использована при занятиях с детьми разных возрастов, на уроках и тренировках. В зависимости от целей, которые ставит перед собой учитель или тренер, можно изменять задания, делать их максимально сложными или предельно простыми. Предлагаемый метод позволяет внести в занятия и тренировки игровой момент, что неизменно делает работу более интересной и увлекательной для ребят, а значит, – более эффективной.

Краткое теоретическое обоснование

Одной из главных задач, стоящих перед учителем физической культуры, является обучение ребенка разнообразным двигательным действиям. К сожалению, не всегда это легко: у некоторых ребят плохо развита координация движений и недостаточно двигательного опыта. Иногда они не способны выполнить даже простейшие движения. Почему же это происходит?

Дело в том, что даже простейшие движения зависят от прохождения нервных импульсов, а управление движениями осуществляется по принципу обратной связи в рефлекторной дуге (принцип рефлекторной обратной связи). При многократном повторении определенных действий на основе опыта движений и возникающей обратной связи постепенно формируется необходимая координация действий.

Развивая у младших школьников координацию движений и ловкость, понимая большую роль в этом центральной нервной системы, мы обращаем особое внимание на развитие зрительной сенсорной системы и глазодвигательного аппарата.

На эту мысль нас натолкнули исследования специалиста в области спортивной медицины Е.Л. Давтяна. Он сделал вывод о том, что существует высокая степень взаимосвязи между показателями функционального состояния зрительной системы и уровнем развития скоростно­силовых качеств. А значит, таким образом, тренируя зрение, мы сможем дать дополнительный импульс к развитию физических качеств и, как следствие, сумеем организовать более быстрое освоение новых движений.

В начале эксперимента мы использовали достаточно простые интеллектуальные задания, совмещая их с заданиями на развитие основных физических качеств. С накоплением опыта сложилась более сложная система заданий, используя которую, ребенок может осваивать элементы техники и тактики некоторых спортивных игр. Кроме того, исходя из принципа особой разметки спортивного зала, создана система игр дидактической направленности, развивающих скорость и ловкость, укрепляющих зрение, внимание, память и даже мышление.

Разметка спортивного зала

Один вариант игры опишем подробнее. Для ее проведения необходима особая разметка спортивного зала, обозначенная точками на площадке на расстоянии 1,5–2 м одна от другой. Ряды точек по лицевым линиям обозначены буквами (от А до Е), а по боковым – соответственно цифрами (от 1 до 9).

Данная разметка напоминает детскую игру «Морской бой». Буквы и цифры пишутся на стене так, чтобы они были хорошо видны с любого места спортзала. Понятно, что каждая точка на полу имеет свое кодовое название, например «5Ж» или «6Е».

На точки раскладываются карточки с буквами. Учитель заранее определяет, какой точке будет соответствовать какая буква алфавита, какие слова будут зашифрованы (см. Приложение 1). Например, буква С накладывается на точку 5В, П – на 8Г , О – на 5Ж, Р – на 6Е, Т – на 4Г. Карточка представляет собой квадрат из картона размером 6ґ6 см с обозначением кода на лицевой стороне (5В, 8Г, 5Ж, 6Е, 4Г) и заглавной буквы на обратной стороне (С, П, О, Р, Т соответственно). Например, карточка с кодом 5Б с обратной стороны обозначена буквой С, и так все буквы алфавита.

Варианты игры

Сама игра заключается в следующем. Получив маршрутный лист (см. Приложение 2), ребята ориентируются по спортзалу, пытаясь отгадать зашифрованное в карточке слово. Например, задание «5В, 8Г, 5Ж, 6Е, 4Г» можно считать выполненным, если ученик назовет слово «спорт». В зависимости от возраста учащихся задание усложняется: слово может состоять из трех букв, а может из семи.

Позже мы стали создавать тематические комплекты карточек с заданиями:

1) упражнения с мячами;
2) общеразвивающие упражнения;
3) упражнения с заданиями на английском языке.

На лицевой стороне каждой карточки вместе с обозначением кода указывается физическое упражнение (см. Приложение 3). Например, если используется комплект карточек для общеразвивающих упражнений, один ученик или целая команда, отыскав нужную точку, прежде чем определить зашифрованную букву, выполняет отжимания (или другое задание, указанное на карточке).

Статья опубликована при поддержке интернет-сайта "ГИА ОНЛАЙН". На сайте Вы найдёте тренировочные работы ОГЭ по математике (ГИА) 2015-2016, а также по химии, биологии, физике, информатике и другим предметам, онлайн-уроки, видео-лекции и полезные статьи. Подробную информацию смотрите на сайте, который располагается по адресу: http://gia-online.ru/news/.

Задание можно усложнить, если предложить детям маршрут, в котором буквы зашифрованного слова расположены не по порядку. Из полученных букв ребенок должен самостоятельно составить загаданное слово.

Используя в своей работе систему карточек, мы решаем сразу несколько задач:

1) дети, двигаясь определенным маршрутом по спортзалу, учатся элементам ориентирования;

2) выполняя задание двигательного действия, они получают возможность закрепить материал в игровой форме;

3) расшифровывая слово, учащиеся тренируют внимание, память и мышление;

4) достигается оздоровительный эффект: дети, выполняя задания в пространстве данной разметки, занимаются, кроме всего прочего, и зрительной гимнастикой – взгляд фокусируется то на ближних, то на дальних объектах. А для того чтобы расслабить мышцы глаз, ученики, пройдя всю дистанцию с маршрутным листом, выполняют специальные упражнения с закрытыми глазами.

Обычно мы проводим интеллект­ориентирование в подготовительной части урока (примерно 6–8 мин.), а для того чтобы ученики не потеряли интерес, меняем характер и сложность заданий. Наш опыт успешно используют учителя из Москвы, а также из города Лилистрёма в Норвегии.

Приложение 1

Список шифров русских слов

Слово

Шифр

Усложненный шифр

1

Звук

6Б, 1В, 2Д, 6Г

1В, 6Б, 6Г, 2Д

2

Лето

1Д, 5Д, 1Г, 5В

5В, 1Г, 5Д, 1Д

3

Мама

3Д, 4В, 3Д, 4В

4В, 3Д, 4В, 3Д

4

Бокс

1А, 5В, 6Г, 1Б

6Г, 5В, 1А, 1Б

5

Овал

5В, 1В, 4В, 1Д

4В, 5В, 1В, 1Д

6

Лиса

1Д, 2В, 1Б, 4В

2В, 4В, 1Б, 1Д

7

Слон

1Б, 1Д, 5В, 4А

1Д, 1Б, 4А, 5В

8

Пика

3Е, 2В, 6Г, 4В

2В, 4В, 3Е, 6Г

9

Кино

6Г, 2В, 4А, 5В

4А, 6Г, 2В, 5В

10

Руки

3Б, 2Д, 6Г, 2В

2Д, 2В, 3Б, 6Г

11

Круг

6Г, 3Б, 2Д, 3А

3Б, 6Г, 3А, 2Д

12

Ромб

3Б, 5В, 3Д, 1А

3Д, 1А, 5В, 3Б

13

Барс

1А, 4В, 3Б, 1Б

3Б, 1Б, 4В, 1А

14

Енот

5Д, 4А, 5В, 1Г

1Г, 1В, 4А, 5Д

15

Один

5В, 2Б, 2В, 4А

2Б, 5В, 2В, 4А

16

Семь

1Б, 5Д, 3Д, 7Г

7Г, 3Д, 5Д, 1Б

17

Ложа

1Д, 5В, 4Г, 4В

4Г, 1Д, 5В, 4В

18

Пила

3Е, 2В, 1Д, 4В

3Е, 4В, 1Д, 2В

19

Лоза

1Д, 5В, 6Б, 4В

6Б, 1Д, 4В, 5В

20

Леса

1Д, 5Д, 1Б, 4В

1Б, 1Д, 4В, 5Д

21

Икра

2В, 6Г, 3Б, 4В

6Г, 3Б, 2В, 4В

22

Река

3Б, 3Д, 6Г, 4В

3Д, 3Б, 4В, 6Г

23

Веко

1В, 5Д, 6Г, 5В

5В, 6Г, 5Д, 1В

24

Тина

1Г, 2В, 4А, 4В

4А, 2В, 1Г, 4В

25

Шина

5Е, 2В, 4А, 4В

4А, 5Е, 4В, 2В

26

Ринг

3Б, 2В, 4А, 3А

3А, 4А, 3Б, 2В

27

Гиря

3А, 2В, 3Б, 5А

3Б, 2В, 3А, 5А

28

Амур

4В, 3Д, 2Д, 3Б

3Д, 3Б, 4В, 2Д

29

Урал

2Д, 3Б, 4В, 1Д

3Б, 2Д, 1Д, 4В

30

Витя

1В, 2В, 1Г, 5А

5А, 1Г, 2В, 1В

31

Рука

3Б, 2Д, 6Г, 4В

6Г, 3Б, 2Д, 4В

32

Щека

8Е, 5Д, 6Г, 4В

6Г, 4В, 8Е, 5Д

33

Тула

1Г, 2Д, 1Д, 4В

1Д, 2Д, 1Г, 4В

34

Пуля

3Е, 2Д, 1Д, 5А

2Д, 3Е, 5А, 1Д

35

Лида

1Д, 2В, 2Б, 4В

2Б, 1Д, 4В, 2В

36

Дима

2Б, 2В, 3Д, 4В

2В, 4В, 3Д, 2Б

37

Рома

3Б, 5В, 3Д, 4В

3Д, 3Б, 5В, 4В

38

Митя

3Д, 2В, 1Г, 5А

3Д, 5А, 1Г, 2В

39

Олег

5В, 1Д, 5Д, 3А

3А, 5Д, 1Д, 5В

40

Фома

4Ж, 5В, 3Д, 4В

4Ж, 3Д, 4В, 5В

41

Филя

4Ж, 2В, 1Д, 5А

1Д, 4Ж, 5А, 2В

42

Мода

3Д, 5В, 2Б, 4В

4В, 2Б, 3Д, 5В

43

Елка

2Ж, 1Д, 6Г, 4В

6Г, 4В, 2Ж, 1Д

44

Море

3Д, 5В, 3Б, 5Д

3Б, 3Д, 5Д, 5В

45

Дело

2Б, 5Д, 1Д, 5В

1Д, 5Д, 5В, 2Б

46

Дели

2Б, 5Д, 1Д, 2В

5Д, 1Д, 2Б, 2В

47

Лига

1Д, 2В, 3А, 4В

3А, 1Д, 2В, 4В

48

Роль

3Б, 5В, 1Д, 7Г

7Г, 1Д, 5В, 3Б

49

Друг

2Б, 3Б, 2Д, 3А

3Б, 2Д, 2Б, 3А

50

Рига

3Б, 2В, 3А, 4В

3А, 3Б, 4В, 2В

51

Чудо

1Е, 2Д, 2Б, 5В

2Д, 1Е, 5В, 2Б

52

Урок

2Д, 3Б, 5В, 6Г

6Г, 5В, 3Б, 2Д

53

Глаз

3А, 1Д, 4В, 6Б

4В, 1Д, 3А, 6Б

54

Река

3Б, 5Д, 6Г, 4В

5Д, 3Б, 4В, 6Г

55

Торф

1Г, 5В, 3Б, 4Ж

4Ж, 5В, 3Б, 1Г

56

Шуба

5Е, 2Д, 1А, 4В

1А, 5Е, 4В, 2Д

57

Кора

6Г, 5В, 3Б, 4В

5В, 6Г, 4В, 3Б

58

Мера

3Д, 5Д, 3Б, 4В

3Б, 5Д, 4В, 3Д

59

Утка

2Д, 1Г, 6Г, 4В

4В, 6Г, 1Г, 2Д

60

Рита

3Б, 2В, 1Г, 4В

2В, 3Б, 4В, 1Г

61

Кейс

6Г, 5Д, 4Д, 1Б

1Б, 6Г, 4Д, 5Д

62

Пари

3Е, 4В, 3Б, 2В

4В, 3Е, 3Б, 2В

Приложение 2

Маршрут №1. Закодированное слово «Звук»

Маршрут №2. Закодированное слово «Лето»

Маршрут №3. Закодированное слово «Барс»

Приложение 3

Карточки с цифробуквами и заданиями

Общеразвивающие физические упражнения для начальной школы

 


Владимир ВИНОГРАДОВ,
учитель физической культуры НОУ «Ломоносовская школа»,
Москва

Фото автора